Особенности стилизации растительного и животного мира студентами колледжа искусств города Камышин

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балина Т. Г., Иванова Е. С. Особенности стилизации растительного и животного мира студентами колледжа искусств города Камышин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4267–4270. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971180.htm.
Аннотация. В статье даны сравнительные характеристики понятия «стилизация», виды и этапы выполнения стилизации, а так же характерные особенности растительного и животного мира.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Елена Сергеевна, студентка II курса художественногоотделенияфилиала ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры», г. Камышинivanovaelenasergeevna1998@mail.ru

Научный руководитель Балина Татьяна Геннадьевна, заведующая учебной частью и художественным отделением филиала ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры» в г. Камышинbalina.t75@mail.ru

Особенности стилизациирастительного и животного мирастудентамиколледжа искусств города Камышин

Аннотация.В статье даны сравнительные характеристики понятия «стилизация», виды и этапы выполнения стилизации, а также характерные особенности растительного и животного мира.Ключевые слова: стилизация, растительный и животный мир.

В программах колледжей искусств по специализации дизайн большое место выделено для стилизации различных объектов. Растительный и животный мир планеты очень разнообразен. Разнообразными будут и приемы стилизации. Актуальность исследования заключается в том, что определение особенностей стилизации растительного и животного мира позволит нам выявить характерные ошибки в работах студентов колледжа искусств г.Камышин и обозначить пути их устранения.Цель работы –выявить особенности стилизации растительного и животного мира студентами колледжа искусств г.Камышина.Задачи исследования:1.Дать характеристику понятия стилизации.2.Проанализировать виды стилизации растительного и животного мира и этапы выполнения стилизации.3.Выявить характерные особенности стилизации растительного и животного мира студентов колледжа искусств г.Камышина.Новизна работы состоит в том, что мы проведем исследование характерных особенностей стилизации растительного и животного мира студентами колледжа искусств г.Камышин;выявим наиболее востребованные виды стилизации; определим, почему учащиеся допускают ошибки.Практическая значимость проекта заключается в том, что,анализируя особенности стилизации растительного и животного мира, нами были разработаны практические рекомендации для студентов по теме исследования.Решая первую задачу,нами были проанализированы работы следующих ученых и практиков: Н.П.Бесчастнов, Т.Граблевская, А. Дерен, В.Н. Козлов, М.С.Кухта, Г.М.Логвиненко,В.Б.Мириманов, Ожегов, О.В.Чернышев.Для того чтобы вести речь о стилизации, необходимо в целом узнать,что такое «стиль».Существует множество трактовок данного термина.По определению Г.М.Логвиненко, «стильнаиболееобщая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития»[1,С. 87].Художник А.Дерен считал, что «стильэтопостепенный переход от человека к действительности и обратно»[1,С. 87].В толковом словаре русского языка С.И.Ожеговапонятие «стиль» трактуется как «совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какогонибудь направления в творчестве».Т.Граблевскаядополняет, что в орнаментике «стиль строгое согласование как украшений между собой, так равно и этих последних по отношению к общему характеру предмета, на который они наносятся, соответственно требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи»[2,С. 3].Краткий справочник по дизайну предлагает такую формулировку понятия «стиля» как «художественнопластическаяоднородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни» [3,С. 38].Таким образом, стиль –согласование предметной среды, единство художественных приёмов и средств по отношению к общему характеру предмета.Стиль являет собой определенную форму выражения пластической способности искусства. Помимо термина «стиль» в дизайне применяется и термин «стилизация», который подразумевает следующее:

сознательноеиспользование дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий;

прямойперенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области декора (пластического, цветографического,цветофактурного, текстурного);

созданиеподчеркнуто декоративной формы объекта дизайна путем подражания внешним признакам формы природных или созданных человеком объектов [4, С.81].Г.М.Логвиненкоже рассматривает понятие «стилизация» как «декоративное обращение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений». Так же Г.М.Логвиненкоотмечает, что декоративная стилизация в композиции –есть « метод ритмической организации целого» [1,С. 87].М.С.Кухтаподчеркивает, что «стилизация в дизайне –формализацияобъемнопластических,колористических, графических мотивов, их упрощение, обобщение, организация в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности» [4, С 307].Краткий справочник по дизайну рассматривает понятие «стилизация» как «создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных предметов. Основная операция стилизацииформализация пластических мотивов, их упрощение или усложнение целях достижения общего смыслового или декоративного акцента» [3,С. 38].Из этого следует, что понятия«стиль» и «стилизация» тесно связаны друг с другом.Следует отметить, что есть несколько способов стилизации. Мы будем анализировать виды стилизации растительного и животного мира. Это и будет второй нашей задачей. Г.М.Логвиненковыделяет два вида стилизации. Внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи; декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося раннее)[1, С.88]. Г.М.Логвиненкоотмечает, что декоративная стилизация и стилизация –это разные термины)[1, С.88].

Изучая данный вопрос,мы пришли к выводу, что студенты должны быть ознакомлены со всеми тонкостями.Лучше всего за основу взять растительные формы. Так, Г.М.Логвиненкосчитает, что «стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах»[1.С.106]. Автор в своей книге описывает точную характеристику растений, выявляя декоративные качества. Растительные мотивы лежат в основе изображения многих декоративных форм. Изображение растения —это передача на плоскости или в объеме художественного отражения действительности (образа) и может выполняться поразному, т. е. различен диапазон вариантов творческого осмысления темы художника —от легкого росчерка контуров линией до сложноймноготональнойцветной пространственной формы. [6, С.4].А О.В. Чернышев говорит,что«Для обучения стилизации лучше всего подходят объекты с развитой структурой элементов, например, животные, имеющие достаточно большое количество составляющих элементов: голову, шею, туловище, конечности, хвост, у которых всвою очередь, сложное строение»[2.С.148].Так, В.Н. Козлов говорит про животный орнамент следующее:«Здесь возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д.; в последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому» [7, С.13].Многиехудожникипрактикисчитают, что основная операциястилизации–этоформализация объемно пластических, колористических, графических мотивов, их упрощение, обобщение, организация в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности. Исследователь стилей первобытного искусства В.Б.Мириманов, анализируя фигуративные наскальные изображения, делает вывод, что они позволяют получить объективные показатели, из которых складывается стиль. Он выделяет два типа геометризации изображений :криволинейный(изгиб) и прямолинейный (излом)[4, С.81].Умение стилизовать объекты играет немаловажную роль.Зачастую студенты (первокурсники) сталкиваются с понятием «стилизация» впервые. Изза малого опыта, учащиеся допускают ошибки. Третьей задачей нашего исследования является выявление характерных особенностей стилизации растительного и животного мира.Проведены следующие исследования среди студентов первого курса колледжаг.Камышин. Студентам была поставлена задача –стилизовать объекты растительного или животного мира. В ходе исследования нами выявлены следующие ошибки у многих учащихся, а именно:1.неправильное распределение стилизованного объекта.2.невыгодное композиционное решение.3.отсутствие характерных элементов стилизации.После того, как мы проанализировали ошибки, нами был разработан комплекс заданий для учащихся.Студентам было предложено изучить углубленно понятие «стилизация», а также «особенности стилизации растительного и животного мира».Стояла задача проинформировать студентов, провести лекцию, ознакомить с учебными пособиями. Им была предложена не только лекция, но и наглядные пособия. Затем студенты готовили доклады и презентации по темам «Стилизация цветов», «Стилизация деревьев», «Стилизация животных» (по выбору). Далее шла практическая работа по стилизации определенных объектов растительного и животного мира, где необходимо было выполнить один и тот же объект в разных пластических решениях. В заключении студенты создали презентационный материал, отражающий весь ход их работы и практический итеоретический.Таким образом, работая над нашим исследованием,мы пришли к выводу, что самостоятельная деятельность учащихся имеет больше результатов не только в плане пополнения знаний, но и выработке собственных умений в стилизации растительного и животного мира.

Ссылки на источники1.ЛогвиненкоГ.М. Декоративная композиция: учебное пособиедля студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство / Г.М.Логвиненко. –М.Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005. –144 с.2.Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум.–Мн.:Харвест,1999.–312с.3.Основные терминыдизайна. Краткийсправочниксловарь. Редактор Ж.В. Федосеева. ВНИИТЭ, 1988.–С. 188.4.КухтаМ.С. Промышленный дизайн / М.С.Кухта, В.И.Куманин, М.Л.Соколова, М.Г.Гольдшмидт; под ред. И.В.Голубятникова,М.С.Кухты; Томский политехнический университет.–Томск:ИздвоТомского политехнического университета,2013.–312с.5.ОжеговС.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка (СЯ). "Азъ", 1992.6.6.БесчастновН.П. Изображение растительныхмотивов:учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениюподгот.дипломир.специалистов«Худож. Проектирование изделийтекстил. И лег.промсти»Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС,2008.–175с.7.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. —М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.