Проблемы финансового обеспечения конкурентоспособности предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилова Н. П. Проблемы финансового обеспечения конкурентоспособности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4271–4279. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971181.htm.
Аннотация. Вопрос о конкурентных преимуществах на сегодняшний день особо актуален для России, что связано с обострением конкуренции на отечественном рынке в связи с поступлением на российский рынок большого количества иностранных товаров после вступления России в ВТО. В настоящее время перед многими российскими организациями встает проблема совершенствования своей продукции с целью охвата основных групп потребителей на рынке, что требует привлечения источников финансирования деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Данилова Наталья Петровна,магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,Республика Марий Эл, г. ЙошкарОлаdannatasha93@mail.ru

Проблемы финансового обеспечения конкурентоспособности предприятия

Аннотация. Вопрос о конкурентных преимуществах на сегодняшний день особо актуален для России, что связано с обострением конкуренции на отечественном рынке в связи с поступлением на российский рынок большого количества иностранных товаров после вступления России в ВТО. В настоящее время перед многими российскими организациями встает проблема совершенствования своей продукции с целью охвата основных групп потребителей на рынке, что требует привлечения источников финансирования деятельности.Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, промышленноепредприятие, эффективность деятельности, конкурентные преимущества, источники финансирования.

В настоящее время перед многими российскими производителями встает проблема совершенствования своей продукции с целью охвата основных групп потребителей на рынке. Для современных предприятий это означает полное или частичное обновление ассортимента, технической оснащение производства, перестройку организационной структуры, внедрение принципиально новых методов управления. Получение высокой прибыли предприятия в условиях рынка невозможно при производстве продукции с низкой конкурентоспособностью. При этом важно достичь такого уровня конкурентоспособности, который поможет функционировать достаточно длительный период времени [4, с. 9].Исследование конкурентоспособности продукции имеет важное значение, как для экономики предприятий, так и всего государства в целом, так как развитие конкуренции внутри страны стимулирует развитие отечественных предприятий, что ведет к эффективному расходованию материальных, трудовых, финансовых ресурсов, повышению качества производимого товара, уровня сервиса и способствует улучшению качества жизни населения. Данная проблема на сегодняшний день особо актуальна для России, что связано с обострением конкуренции на отечественном рынке в связи с поступлением на российский рынок большого количества иностранных товаров после вступления России в ВТО [5, с. 71].Под конкурентоспособностью понимается способность предпринимателя создать возрастающий объем производства на основании эффективности использования ресурсов, обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса и освоения новых рынков. Конкуренция является важнейшей чертой рыночной экономики и одним из показателей эффективной деятельности предприятия. Именно конкуренция способствует применению научного и творческого потенциала [7, с. 65].Анализ современных источников по анализу конкурентоспособности предприятий позволяет выделить следующие направления повышения уровня конкурентных преимуществ, отраженные на рисунке 1.





Рис. 1.Направления повышения конкурентоспособности предприятийНаправления обеспечения конкурентоспособности предприятияИнновационный способЦеновой способРазвитие сервисных услугИнновационный способ заключается вповышенииуровня потребительских свойств товара либо полного усовершенствования продукции.Ценовой способ представляет собой снижениецен на реализуемую продукциюсцелью охвата наибольшей доли рынка.Развитие сервисных услуг, оказывающих влияние при выборе производителя со стороны покупателей, что будет способствоватьподдержанию и восстановлениюработоспособности продукции в период ее эксплуатации [9, с. 71].Наиболее перспективным для современной экономики является инновационный способ повышения конкурентных преимуществ. Хозяйствующие субъекты вправе сами определять инновационную политику развития, что будет обеспечивать повышение технического уровня на всех этапахжизненного цикла продукции, начиная планированием производства и заканчивая доставкой конечному покупателю.Внедрение инновационной стратегии развития способно обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия путем организации приспособленности к современным условиям развития экономики путем внедрения современных технологий, что требует внедрения источников финансирования, без которых невозможно обеспечить развитие потенциала предприятия, а также его рациональное распределение между факторами производства и стадиями технологического производства.Таким образом, финансовое обеспечение конкурентоспособности является основной предпосылкой обеспечения высоких конкурентных преимуществ предприятия.Поиск и привлечение источников финансового обеспечения конкурентоспособности продукции являются составляющими финансового механизма обеспечения конкурентоспособности продукции, который можно определить как совокупность действий финансового менеджмента предприятия по привлечению и размещению финансовых средств, необходимых для модернизации производства [7, с. 66].Сложность выбора источников финансирования заключается в выборе оптимального направления привлечения источников из множества доступных и соблюдение такого соотношения собственных и привлеченных средств, которое обеспечит финансовую устойчивость предприятия в конкурентной среде.К внутренним источникам финансирования предпринимательской деятельности относится собственный капитал предприятия, представляющий такое направление вложения средств как самофинансирование. В течение года потребность предприятий в финансировании может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью осуществлять деятельность за счет собственных источников. Это может привести к образованию излишков оборотных средств в отдельные моменты и ослаблению стимулов к их экономичному использованию. Поэтому также нужно использовать для финансирования своей деятельности заемные средства.Внешние источники финансового обеспечения предпринимательства делятся на заемные и привлеченные средства.Из внешних источников финансирования модернизации производства, наиболее доступными в настоящее время, являютсялизинг и банковский кредит, выбор между которыми зависит от конкретных условий кредитного или лизингового договора.Наиболее приемлемые условия привлечениязаимствований предлагает государственное финансирование, но существует проблема доступности данного направления финансирования вследствие его целевой ориентации, предполагающей, что им могут воспользоваться только тепредприятия, деятельность которых подпадает под отраслевую государственную программу развития[5, с. 73].Доступным направлением финансового обеспечения являетсяинвестиционный налоговый кредит, доступный субъектам предпринимательства на основании статьи6667 Налогового кодексаРФ. Данный инвестиционный налоговый кредит предоставляется в случае соответствия требованиям данных статей НК РФ в форме уменьшения платежей по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.Важнейшейпроблемойфинансового обеспеченияконкурентоспособности предприятия является оптимизация источников финансирования с целью достижения высокойэффективности их использования. Поэтому финансовый механизм обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия включает в себя не только поиск и привлечение источников финансирования, но ипроцесс выбора оптимального источника финансирования, состоящий из анализа и оценки большого количества факторов, на основе определенного алгоритма, включающего в себя этапы, отраженные на рисунке 1[9, с. 124].











Рис. 2.Этапы выбора оптимального источника финансирования

Выбор источника финансирования должен завершаться проведением оценки экономической эффективности внедрения проекта, так как в результате оценки сопоставляются планируемые результаты предприятия с затратами на их финансирование. Результат оценки позволит дать оценку целесообразности выбора конкретного вида финансирования и даст основание для выбора определенного вида финансового обеспечения.Проблема выбора источников финансирования возникает во всех предприятиях, заботящихся об обеспечении высокой конкурентоспособности производимой продукции. Рассмотрим результат привлечения заемных источников финансирования в ООО «ЖБИ М», специализирующегося на производстве товарного бетона.Уровень конкурентоспособности продукции сильно зависит от уровня конкурентоспособности самого предприятия. Разработка мероприятий по повышению данного показателя предполагает анализ текущей ситуации о конкурентных преимуществах объекта анализа.Таблица 1Расчет комплексного показателя конкурентоспособности ООО «ЖБИ М»

Показатель Год20122013201420152016Продажи на рубль затрат, руб.1,061,081,061,091,08Рентабельность услуг, %5,797,157,318,649,07Фондоотдача, руб./руб.11,2711,4217,0120,7419,50Производительность труда, тыс. руб./чел.65272692711001045Материалоотдача, руб./руб.1,531,541,551,521,55Анализ возможности финансирования путем реинвестирования прибыли, амортизационных отчисленийОпределение потребности во внешнем финансированииВыбор валюты источника на основе анализа темповинфляции, темпов изменения валютного курса и базовых процентных ставокПроведение сравнительного анализа предполагаемых источников финансированияПривлечение заемных источников и контроль выполнения намеченных целейПродолжение таблицы 1

Показатель Год20122013201420152016Рентабельность продаж, %5,456,626,867,938,36Эффективность расходов на продажу5,455,216,058,257,83Оборачиваемость дебиторской задолженности49,4610,858,138,3924,72Оборачиваемость запасов5,758,828,3211,6910,85Эффективность производственной деятельности предприятия81,7891,09115,85137,45130,84Эффективность сбытовой деятельности11,304,817,138,7311,59Оценочное значение конкурентоспособности продукции29,8025,4226,6027,1029,50Показатель конкурентоспособности предприятия37,6838,5347,4254,3354,23

Таким образом, можно отметить, что на протяжении исследуемого периода наблюдался рост конкурентоспособности продукции ООО «ЖБИ М» и конкурентных преимуществ самого предприятия, что было достигнуто за счет увеличения показателей сбытовой и производственной деятельности предприятия, применения ценовых факторов увеличения сбыта продукции, обеспечения доверия потребителей посредством производства качественной продукции. Негативной тенденцией является незначительное уменьшение показателя конкурентоспособности предприятия в 2016 году по сравнению с предыдущим годом, что связано с насыщенностью рынка, активной работой конкуретов по стимулированию сбыта своей продукции.Оценка конкурентоспособности ООО «ЖБИ М» выявила необходимость оперативной работы по повышению конкурентных преимуществ предприятия, что связано с появившейся динамикой снижения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия в отчетном периоде на фоне возрастающей конкуренции со стороны производителей аналогичной продукции.Управление конкурентоспособностью продукции ООО «ЖБИ М» должно строится по пути диверсификации деятельности и перехода на новый более глубокий уровень переработки сырья. Целесообразно внедрить в предприятие производство нового вида продукции с сохранением производстватоварного бетона для удержания доли рынка и накопления прибыли предприятия.В качестве направления инвестирования средств выбран проект по производству фигурной тротуарной плитки. В последние годы идет активная работа по благоустройству столицы РеспубликиМарий Эл и районных центров, что обеспечит растущий спрос на фигурную плитку на длительную перспективу.Производством данного вида продукции в республике занимаются несколько предприятий малого и среднего бизнеса, не обеспечивая в полном объеме спрос на продукцию на территории республики[2].Расчет финансового плана проекта является одним из самых важных этапов составления бизнесплана. В ходе данного расчета определяется размер стартовых капиталовложений, рассчитываются последующие ежемесячные расходы, атакже прогнозируется размер чистой прибыли.



Таблица 2 Планируемые расходы на реализацию проекта, тыс. руб.

Наименование оборудованияКоличествоБалансовая стоимостьБетоносмеситель СБ8001 прин.типа, 250/165 л,РФ без скипа3885,8Вибростол расформовочный (с вибратором, с комплектом насадок)4114,5Формы21002340,2Ванна нагревательная предрасформовочная (с термореле)251,0Тележка гидравлическая ТГВ1250 (грузоподъёмность 1,25 т)234,8Вибратор ИВ104А, 42В245,9Вибросито (с вибратором) 5 мм139,9Нож для резки плитки (гидравлический, 100х500х1000)232,5Молоток для укладки тротуарной плитки резиновый43,2Комплект документации (ТУ, технологический регламент, карта технологич. процесса, сборочные чертежи, документы сертификации и лицензирования)136,0Всего

3583,8

Общий размер стартовых инвестиций согласно таблице 1 составит 754 тыс. руб., из которых 3547,8 тыс. руб. будет потрачено на приобретение производственного оборудования. Целесообразно применить лизинговые обязательства на закупку оборудования.Среднерыночная ставка на лизинг производственного оборудования –18%. Преимущества данного подхода финансирования деятельности:

лизинговые платежи относятся в расходы предприятия;

простота оформления по сравнению с банковским кредитом;

существует возможность ускоренной амортизации приобретенного оборудования; гибкость лизингового соглашения позволяет выработать удобную обеим сторонам схему выплат[1].В соответствии с целями проекта в процессе производства будет делан упор на экономии сырья и материалов. В таблице 3 проведен расчет затрат на сырье и материалы.Таблица 3Расчет потребности в сырье и материалах

Наименование сырья, материалов, комплектующихРасход сырья и материалов на ед. продукцииОбъем производства продукции, кв.м.Годовая потребностьв сырье и материалахЦена за ед. сырья, руб.Стоимость сырья

и материалов, тыс. руб.цемент, кг20145002900004,01160,0щебень, кг42145006090000,85517,7вода, л414500580000,15,8пластификатор, кг0,614500870032278,4красители, кг1,51450021750501087,5песок, кг10,5145001522500,345,7Всего



3095,1

Таким образом, на производство 14,5 тыс. кв. м. тротуарной плитки в год необходимо закупить сырья на сумму 3095,1 тыс. руб. Для производства единицы продукции (1 кв. м. плитки) потребуется сырья на сумму 213,5 руб.[2].

В таблице 4 проведен расчет общего объема инвестиций реализации проекта. Таблица 4Расчет общего объема инвестиций в проект, тыс. руб.

Направление инвестированияСумма инвестированияОсновной капитал –всего,в том числеприобретение оборудованияоформление документовмонтаж оборудования3668,1

3547,836,084,3Прирост оборотных средств3095,1Всего инвестиций6763,2

Прирост оборотных средств, монтаж оборудования и оформление разрешительной документации требует единовременного инвестирования, для чего планируется привлечь банковское кредитование со ставкой 15% годовых. Преимуществом данного вида финансирования является возможность отсрочки платежа, распределение обязательств на длительную перспективу[1].Производственные затраты возникают на периодической основе. Это такие затраты как на топливо и энергию, сырье и материалы, оплату труда персонала предприятия.Для финансирования данных расходов предприятие обычно использует прибыль, оставшуюся после выплаты налоговых платежей. Сезонность производства, возникновение дебиторской задолженности может привести к тому, что собственных средств предприятия будет недостаточно для финансирования деятельности. Вследствие этого целесообразным решением будет привлечение овердрафта, главным преимуществом которого является то, что привлеченные средства находятся в распоряжении предприятия, а плата за пользование в виде банковских процентов наступает только с момента расходования данных средств[8].Средняя ставка на бизнесовердрафт составляет 15,5%[1]. Для приобретения сырья планируется использовать такой вид финансирования как факторинг, представляющий собой краткосрочный кредит за приобретаемый товар.

Таблица 5Источники финансирования проекта

Источник Сумма, тыс. руб.Годовая ставка, %Лизинг 3547,818,0Банковское кредитование1131,115,0Бизнесовердрафт30015,5Факторинг 200024,0Всего 6978,9

В первый год объём продукции в натуральном выражении составляет 14500 кв. м. тротуарной плитки. В последующие годы в объеме реализации предполагаются следующие изменения: второй год –увеличение на 2%: 14500*1,02 = 14790 кв. м.; третий год –снижение на 4 %: 14790*0,96 = 14198,4 кв. м.; четвёртый год –снижение на 3 %: 14198,4*0,97 = 13772,4 кв. м.Сумма производственных затрат растет на 4% в каждый последующий год к уровню предыдущего. Объем выпускаемой продукции в натуральном выражении изменяется по годам реализации инвестиционного проекта.

Таблица 6Затраты на производство и сбыт тротуарной плитки, тыс. руб.

Наименование показателей1й год2й год3й год4й год5й год6й годЕдиновременные затраты3668,1



Выручка от продажи 6815,007051,307273,257684,527857,577987,64Затраты на производство и сбыт, в том числеПроизводственные затраты из них:

топливо и энергия

сырье и материалы

расходы на персонал

прочие операционные затратыЗатраты на сбыт продукции 4419,254149,81124,763095,1689,77240,18269,444399,634330,19125,753218,9745,36240,1869,444329,464260,02126,783347,7745,3640,1869,444644,524590,02127,863681,6745,3635,254,54796,874742,37132,913828,9745,3635,254,54944,114889,61133,453975,6745,3635,254,5Прибыль от продаж2395,752651,672943,793040,03060,73043,53Уплата процентов за кредит –всего,в том числе лизинг

банковское кредитование

бизнесовердрафт

факторинг1361,8638,6196,746,5480,01361,8638,6196,746,5480,01250,8638,6124,77,5480,0918,8407,179,7

432,0599,2287,2

312,0184,8112,8

72,0Прибыль до налогообложения2634,151289,871692,992121,22461,52858,7Налог на прибыль

258,0338,6424,2492,3571,7Чистые денежные поступления 2634,151031,871354,391697,01969,22287,0Погашение основного долга кредиторской задолженности –всего,в том числе

лизинг

банковское кредитование

бизнесовердрафт

факторинг

1031,87

480,0300,0251,87

1354,39

806,3300,048,13200,01697,0

665,9531,1

500,01969,2

969,2

1000,0926,4

626,4

300,0Остаток кредиторской задолженности –всего,в том числе лизинг

банковское кредитование

бизнесовердрафт

факторинг6978,93547,81131,130020005947,033067,8831,148,1320004592,62261,5531,1

1800,02895,61595,6

1300,0926,4626,4

300,0

Привлечение заемных источников финансирования обеспечат реализацию проекта, доходы от которого за три года позволят покрыть привлеченные заемные средства.Одной из ключевых задач оценки денежных потоков является использование ставки дисконтирования для пересчета будущих денежных потоков в единую величину текущей стоимости. По данным Росстата прогнозный уровень инфляции на 2017 год равен 8,6

%. Ставку рефинансирования принимаем на уровне 9,75%.Определим норму дисконта по формуле.i=1+r1+d−1 (1)где r –ставка рефинансирования; i –уровень инфляции.Эти данные задаются с учетом данных Центрального банка РФ[7, с. 218] .

Норма дисконта на 2017 год определена в размере 1,00%. Определим среднюю степень риска, связанную с реализацией проекта, в диапазоне от 3% до 5% на основании таблицы 7.Таблица 7Оценка степени риска инвестиционных проектов

Степень рискаЦель проектаПоправка на риск, %НизкаяРазвитие производства на базе освоения новой техники3 –5СредняяУвеличение объема продаж существующей продукции8 –10ВысокаяПроизводство и продвижение на рынок нового товара13 –15Очень высокаяВложения в исследования и инновации18 –20Для данного проекта ставка дисконтирования равна 4,00%.Таблица 8Денежные потоки проекта производства тротуарной плитки, тыс. руб.

Показатели1й год2й год3й год4й год5й год6й годДенежный поток от операционной деятельности 2634,151031,871354,391697,01969,22287,0Денежный поток от операционной деятельности накопленным итогом2634,151602,28247,891449,113418,315705,31Коэффициент дисконтирования10,9250,8890,8550,8220,790Дисконтированное сальдо суммарного потока 2634,15954,51204,11450,91618,71806,7Накопленное дисконтированное сальдо суммарного потока 2634,151482,1220,41239,02809,94507,2

Значение чистого дисконтированного дохода положительное, следовательно, вложения эффективны приданной норме дисконта. С финансовой точки зрения проект следует принять. Дисконтированный срок окупаемости проекта = 4507,2 / 1806,7 = 2,5 года.Индекс доходности = (1031,87+1354,39+1697,0+1969,2+2287,0) / 3668,1 = 2,27, что свидетельствует об эффективности проекта.Внутренняя норма доходности = 189%.Оценка эффективности проекта показывает, что разработанный проект для предприятия является прибыльным. Реализация предложенных мероприятий за полгода полностью покроет затраты на проект.Таким образом, можно сделать вывод, что данный инвестиционный проект эффективен и может быть рекомендован к внедрению в производство. Расчеты показывают, что осуществление данного инвестиционного проекта направленного на внедрение нового вида продукции повысит конкурентоспособность предприятия за счет значительного притока капитала от реализации расширенного спектра товаров и услуг. Таким образом, выбор многочисленных вариантов финансового обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия обусловлен спецификой менеджмента компании и наличием достаточного уровня собственных источников финансирования, использованием заемных средств, а также наличием инвестиционных возможностей у предприятия. При этом необходимо учитывать риски, возникающие при привлечении финансовых ресурсов, и способность предприятия вовремя погасить долги.

Ссылки на источники1.Информационный портал Банки.ру –http://www.banki.ru[20.04.2017].2.Официальный сайт ООО «ЖБИ М». –http://marbeton.ru[20.04.2017].3.Официальный сайт ЦентральногобанкаРоссийской Федерации. –www.cbr.ru.[14.04.2017].4.Список цитируемой литературы5.Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ В.А. Андрианов // Экономист. –2015. –№ 10. –C.919.6.Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. М.: Дашков и К, 2015. –304 c.7.Гузков, И.В. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / И.В. Гузков, Н.Н.Типова // Маркетинг. –2015.–№1. –C. 2935. 8.

Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. М.: Вузовская книга, 2016. –340 c.9.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М. Купрякова. –М.: ЮНИТИ, 2015. –367 с.10.

Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. М.: Альпина Паблишер, 2016. –648 c.