Оценка эффективности хозяйственной деятельности муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кудрявцева И. А. Оценка эффективности хозяйственной деятельности муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4280–4287. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971182.htm.
Аннотация. Обеспечение устойчивого развития государства зависит от успешности отдельных регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, способных обеспечить высокое качество жизни населения. В статье проведена оценка уровня хозяйственной деятельности Медведевского муниципального образования Республики Марий Эл, выявлены направления повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КудрявцеваИлона Андреевна,студентка Марийскогогосударственногоуниверситета,Республика Марий Эл, г.ЙошкарОлаilona_kia_711@mail.ru

Оценка эффективности хозяйственной деятельности муниципального образования «Медведевский муниципальный район» РеспубликиМарийЭл

Аннотация.Обеспечение устойчивого развития государства зависит от успешности отдельных регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, способных обеспечить высокое качество жтзни населения. В статье проведена оценка уровня хозяйственной деятельности Медведевского муниципального образования Республики Марий Эл, выявлены направления повышения эффективности хозяйственной деятельности.Ключевые слова:эффективность хозяйственной деятельности, муниципальное образование, агропромышленный комплекс.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни и обеспечения достойных условий проживания населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Повышение эффективности деятельности муниципальных образований является приоритетным направлением развития экономики страны[7, с. 2].Наиболее важным условием эффективного хозяйствования субъекта экономики является опережение роста конечных результатов производства над уровнем роста затрат, за счет которых достигаются результаты.Категория эффективности относится к важнейшим экономическим и финансовым показателям деятельности хозяйствующего субъекта в экономике и всей экономики в целом.Эффективность также рассматривается как ключевой показатель активности трудовых ресурсов с точки зрения способности обеспечения конечного результата.Отношение полученного результата к понесенным затратам и составляет эффективность деятельности. Следовательно, эффективность муниципальной хозяйственной деятельности будет определяться как отношение результатов деятельности органов власти муниципальных образований к использованным ресурсам (финансовым, трудовым, информационным) на обеспечение жизнедеятельности населения [6, с. 607].

Критерием эффективности является наибольшее производство востребованной рынком сельхозпродукции необходимого качества и ассортимента при рациональном использовании материальных, финансовых, земельных, трудовых, технических ресурсов с учетом сохранения и повышения факторов производства. Достижение эффективности во всех сферахАПК будет содействовать повышению эффективности сельского хозяйства, что в свою очередь, выведет его на более высокий уровень конкурентоспособности. В авторской трактовке под эффективностью функционирования АПК муниципального образования понимается повышение результативности экономической деятельности, полученное в результате усиления инновационной деятельности, обеспечивающее внутреннюю экономичность ресурсов, продовольственную безопасность, социальную и экономическую стабильность.Оценка эффективности деятельности муниципальных образований должна обеспечить решение вопросов, отраженных на рисунке 1 [8, с. 399].









Рис.1. Направления оценки эффективности муниципальной хозяйственной деятельности

Результатом анализа эффективности деятельности муниципальных образований является выявление сфер, требующих приоритетного внимания местных властей, а также формирование комплекса мероприятий по улучшению результативности деятельности органов власти [10, с. 76].В процессе выявления потенциала развития муниципальных образований необходимо учитывать, чтокаждый муниципальный район либо городской округ имеет свои специфические условия и возможности эффективного использования ограниченных ресурсов.Проведение оценки осложняется рядом проблем, присущих муниципальным образованиям. Перечислим основные из них:1. Сильная дифференцированность территорий, обладающих разным социальноэкономическим потенциалом, составом административнотерриториальных единиц. Для проведения достоверной оценки необходимо применение поправочных коэффициентов с учетом климатических особенностей, отдаленности от столицы и т.д.2. Недостатки в нормативноправовых актах не дают достоверных сведений на основе статистических источников и базы данных. К примеру, сложно собрать достоверные сведения о количестве трудоспособного населения, ранней смертности, преступлений, уровне платежей за предоставленные жилищнокоммунальные услуги, предпринимательской активности, так как настоящая законодательная база требует доработок в направлении предоставления сведений от физических лиц [11, с. 86].Сложность оценки будет существовать до внесения существенных поправок в законодательную базу РФ, выработки регламента деятельности органов исполнительной власти, обеспечения прозрачности финансовых потоков на территории каждого муниципального образования.3. Такие сферы жизнедеятельности как спорт, туризм, здоровье, образование требуют сложных категорий для проведения оценки, не свойственных для точных экономических наук. При проведении оценки необходимо учитывать состояние трудового, демографического, миграционного баланса территории, учитывать уровень проведения социальноэкономических реформ. Применение в оценке данных средних по районам величин искажает информацию [4, с. 78].4. Субъективность полученных данных. Данную проблему можно решить путем определения конкретного сегмента опрошенных респондентов, постоянно проживающего на оцениваемой территории.5. Общество находится в постоянном развитии, индикаторы оценки деятельности муниципальных образований не имеют единой скорости развития, Направления оценки эффективности муниципальной хозяйственной деятельности

Оценка эффективности управления органов властиВыявление рационального расходования бюджетных средств Оценка показателей социальноэкономического развития региона Выявление резервов при планировании программ дальнейшего развития Выявление и ликвидация неоправданных расходовОценка степени использования инновационных методов в управлениипоэтому необходимо постоянно пересматривать критерии и показатели оценки деятельности муниципальных образований [10, с. 77].6. Большое число ответственных лиц, что уменьшает ответственность каждого за достигнутые результаты и осложняет процесс проведения оценки по выявлению слабых сторон и резервов дальнейшего развития.Медведевский район –инвестиционно привлекательный район, который имеет все перспективы для дальнейшего развития, что связано с богатым ресурсным и природным потенциалом региона, выгодным географическим расположением административного центра относительно столицы республики[4].Привлечение инвестиций в экономику Медведевского района является одной из наиболее важных задач, стоящих перед местной администрацией, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики. Инвестиционная привлекательность района определяется целым комплексом составляющих, которые формируются под воздействием ряда факторов социальноэкономического развития: степени устойчивости и финансовой независимости, уровня жизни населения и уровня деловой активности[3].В экономике АПК России в последние десятилетия наблюдается снижение научнотехнического уровня производства, рост объемов выработки некачественной продукции, недостаток собственных инвестиционных ресурсов. Спад производства обусловлен низким инновационным уровнем, большими потерями продукции во время уборки урожая, транспортировки и переработки; использованием устаревших технологий выращивания, обработки и переработки сырья, низкими темпами обновления техники; нерациональным использованием сельскохозяйственных земель, низким плодородием почвы; отсутствием эффективных механизмов материального стимулирования товаропроизводителей, способных повышать объемы производства; низким уровнем оплаты трудаработников; отсутствием единого механизма ценообразования и распределения конечного продукта между участниками рыночной экономики по производству сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки [9, с. 88].В 2016 году на развитие экономики и социальной сферы Республики Марий Эл предприятиями и организациями всех форм собственности направлены инвестиции в основной капитал в сумме 38,9 млрд. рублей, что составляет 76,0 % к уровню 2014 года в сопоставимых ценах[5].

Рис.2. Объем инвестиций в основной капитал Республики Марий Эл в расчете на одного жителя и среднего показателя за 20122016 гг.В 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается снижение инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств. Соответственно, учитывая снижение бюджетных инвестиций и снижение объема инвестиций по крупным и средним организациям по сравнению с 2015 годом, в 2016 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя уменьшился[4].

Рис.3.Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одно жителя за 2016 год, руб.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в 2015 году отмечается в Волжском (252 003 руб.), Советском (51 552 руб.), Сернурском (38 816 руб.), Новоторъяльском (31 901 руб.) и Моркинском (29 713 руб.) муниципальных районах.В целях обеспечения дальнейшего повышения объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя муниципальных образований необходимо продолжить целенаправленную работу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, а также сокращения издержек бизнеса, особенно в процессе планирования или начала осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.Для оценки эффективности функционирования АПК региона необходимо оценить показатели крупнейшего муниципального образования, к которому относится Медведевский муниципальный район Республики Марий Эл.Основным показателем, характеризующим уровень хозяйственной деятельности муниципальных образований, является объем бюджетных поступлений, который отражен в таблице 1[3].Таблица 1Динамика бюджета Медведевскогомуниципального района за 2012–2016годы

Наименование показателя2012г.2013г.2014г.2015г.2016г.Базисное отклонениеБюджет района, млн. руб.839,91094,41491,51358,51240,7400,8Собственные доходы, млн.руб.236,1393,3449,5438,4397,3161,2Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций98,210090,983,392,26,0

Бюджетная политика района ориентирована на максимально полный сбор налогов, их рост за счет развития налогового потенциала, увеличение неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования муниципального имущества. Структура бюджета районного бюджета свидетельствует о незначительном сокращении зависимости бюджета муниципального образования от регионального бюджета, так как в последние два года растет доля собственных доходов в бюджете и в 2016году составила 32,02%. Одним из основных показателей, характеризующих уровень экономического развития Медведевскогомуниципального района, является объем отгруженной продукции. В таблице 2 проведем анализ промышленного производства в районе [3].

Таблица 2Показатели промышленного производства Медведевского муниципального района за 2012–2016годы

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.Базисное отклонение

Объем промышленного производства, млн. руб.4482,14465,74611,95610,35731,91249,8Оборот крупных и средних предприятий, млн. руб.7543,28647,28743,410856,911086,33543,1Число субъектов малогои среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения287,6296,5274,9280,2281,66,0Доля среднесписочной численности работников малых и среднихпредприятий, %22,1023,5724,1024,2624,322,22

Наблюдается ежегодное увеличение объемов промышленного производства и оборота предприятий в Медведевском муниципальном районе, что достигнуто за счет увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства на территории района за последние два года, где наблюдается темп роста численности работников. Медведевский район на протяжении последних лет демонстрирует стабильную динамику развития и занимает одно из лидирующих положений среди других районов Республики Марий Эл[4].На размер валового внутреннего продукта района оказывает влияние количество и качество трудовых ресурсов муниципального образования.В таблице 3 проведем оценку занятости граждан анализируемого муниципального образования[3].Таблица 3Анализ занятости населения Медведевского муниципального района за 20112015 годы

Показатель2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.Базисное отклонениеЭкономически активное население, чел.1301713159130871307612405612Безработное население, чел.35625923029639034Уровень безработицы,%1,00,70,60,771,040,04Число прибывших людей, чел.2311259165458512121099Число выбывших с района людей, чел.216815220173632026142

Анализ таблицы 3 показывает, что в Медведевском муниципальном районе с 2013года происходит ежегодное снижение экономически активного населения. В основном данная тенденция происходит изза миграции населения в столицу республики в связи с недостатком рабочих мест в районе. Несмотря на рост уровня заработной платы в районе, ситуация с занятостью остается неблагоприятной. Темп роста безработного населения во много раз превосходит темп роста занятости, что свидетельствует об осуществлении неэффективной хозяйственной деятельности в Медведевском муниципальном районе.Таким образом, основным направлением повышения эффективности деятельности Медведевского муниципального района является создание дополнительных рабочих мест для обеспечения занятости всего населения района.В районе осуществляется неэффективная хозяйственная деятельность, приведшей к высокой безработице в районе, неполному использованию ресурсного потенциала района.Большое внимание со стороны администрации района уделяется обеспечению инвестиций в деятельность района. В 2016году инвестиции в основной капитал составили 3073,7 млн. руб., направленные на развитие экономики и социальной сферы Медведевского муниципального образования. На рисунке 1 рассмотрим структуру инвестиций[2].

Рис.4.Структура инвестиций в основной капитал Медведевского муниципального района в 2016г., %

Наибольшее финансирование в Медведевском муниципальном районе получает строительная отрасль (23,18%). Развито также сельское хозяйство, на долю которогов 2016году приходилось 6,78% инвестиций района. Такая важная отрасль, как обрабатывающая промышленность, в районе не развита. Всего 1,67% инвестиций района получают обрабатывающие производства, что неэффективно, так как в районе имеется большое количество сельскохозяйственных производителей, которые не имеют постоянных точек сбыта своей продукции и вынуждены реализовать произведенную продукцию по заниженной цене. Данный факторделает агропромышленный

сектор в Медведевском районе не привлекательным для среднего и малого бизнеса.Мероприятия по повышению эффективности деятельности Медведевского муниципального района должны быть направлены на развитие промышленного производства с целью максимального использования трудового и ресурсного потенциала района.Рассмотримв таблице 4деятельность крестьянскофермерских хозяйств анализируемого района по данным администрации Медведевского муниципального района за 2015 год[1].По данным таблицы 4средний оборот одного крестьянскофермерского хозяйства Медведевскогорайона в 2015 году составил 18,96 тыс. руб.

Таблица 4Оборот крестьянскофермерских хозяйств

Медведевского муниципального района в 2015 годуоперации с недвижимым имуществом; 23,18сельское и лесное хозяйство, охота; 6,78производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 2,50образование; 2,10обрабатывающие производства; 1,67предоставление коммунальных, социальных услуг; 1,14государственное управление; 0,96здравоохранение 0,49ПоказательВеличинаКоличество КФХ, осуществляющих деятельность, шт.579Оборот КФХ, млн. руб.10976,1Средний оборот одного КФХ, тыс. руб.18,96

При невысоком обороте хозяйств действующие обязательные налоговые платежи является непосильными для многих производителей. Следовательно, деятельность администрации Медведевского района должна быть направлена, прежде всего, на поддержку малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот. Допустимо выделить в особую категорию хозяйства, задействованные в производстве продукции для реализации на рынках Республики Марий Эл. Необходимо разработать стимулирующие мероприятия для предприятий, производство которых способно вытеснить с местного рынка сторонних производителей.Поддержка производителей со стороны органов местного самоуправления Медведевского муниципального района будет способствовать активизациидеятельности в районе, увеличению занятости местного населения[11, с. 87].На территории Медведевского района субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить финансовую поддержку по следующим направлениям:1. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями. Данная финансовая поддержка предоставляется из расчета 100% от суммы произведенных затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга, заключенным в текущем году. Предоставляется не более 1,5 млн. рублей одному субъекту малого и среднего предпринимательства.2.Субсидирование части затрат на приобретениеоборудования для производства. Финансовая поддержкасоставляет 50% от суммы произведенных затрат, связанных с приобретением оборудования в текущем году. Предоставляется не более 1,5 млн. рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства[3].Следовательно, инвестиционный проект развития Медведевского района должен быть направлен на решение следующих задач: обеспечение занятости населения района;

повышение уровня денежных доходов;

максимальное использование потенциала муниципального образования.Таким образом, по темпу хозяйственной деятельности Медведевский муниципальный район является инвестиционно привлекательным районом. Инвестиционная политика муниципального образования должна быть направлена на привлечение инвестиций в эффективные направления деятельности, таких как освоение производства новых видов продукции, технологическое перевооружение производства.Данные мероприятия будут способобствоватьувеличению налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест и росту уровня заработной платы в районе.

Ссылки наисточники1.Информационный ресурс Республики Марий Эл. –URL: http://www.12rus.ru [26.04.2017].2.Официальный интернетпортал Республика Марий Эл. –URL: http://www. mariel.gov.ru [25.04.2017]3.Официальный сайт администрации Медведевского муниципального района. –http://www.medvedevo12.ru[21.04.2017]. 4.Официальный сайт Министерства сельского хозяйства России . –http://www.mcx.ru [05.03.2017]. 5.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. –http://www.maristat.gks.ru[07.03.2017].6.Артеменко, М.А. Система оценки и проблема эффективности деятельностиадминистрации муниципального образования / М.А. Артеменко // Молодой ученый. –2016. №10(114). –С. 607609.7.Артемова, Е.А. Обеспечение конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса в условиях импортозамещения / Е.А. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2016. №19. –С. 216.8.Волкова, Е.Н. Методологические проблемы статистической оценки социальноэкономического развития регионов / Е.Н. Волкова // Статистика и экономика. –2014. –№6. –С. 399402.9.Курочкина, Е.Н. Организационноэкономические основы развития системы агробизнеса: монография / Е.Н. Курочкина. –М.: Научный консультант, 2014. –160 с.10.Петрова, Е.М. Проблемы комплексной оценки социальноэкономического развития муниципальных образований / Е.М. Петрова // Актуальные вопросы экономических наук. –2013. –№35. –С. 7681.11.Пыжикова, Н.И. Экономические рычаги государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного / Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов // Успехи современной науки. –2015. № 4. –С. 8689.12.Шашкова, И.Г. Конкурентоспособность предприятий АПК как фактор реализации экономических интересов региона / И.Г. Шашкова, И.Н. Гравшина, С.И. Шашкова, Ф.А. Фомин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. –2014. –№ 5. –С.4143.