Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паатова
М.
Э. Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 6 (июнь). – С.
24–32. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181032.htm.
Аннотация. В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост детско-подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности. Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. В статье автором социально-личностная жизнеспособность рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, профессиональному, социальному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением является формирование их социально-личностной жизнеспособности. В качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматриваются разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможности его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. Представлены результаты анкетирования педагогов специальных образовательных организаций закрытого типа, цель которого – определение уровня осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социально-личностная жизнеспособность подростков с девиантным поведением», «реабилитационно-воспитательная ситуация», «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», обосновывается авторский взгляд на данную проблему. Представлена развернутая характеристика специфических принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.
Ключевые слова:
оциально-педагогическая реабилитация, девиантные подростки, социально-личностная жизнеспособность, реабилитационно-воспитательные ситуации, специальные образовательные организации закрытого типа