Инклюзивное образование в восприятии студентов с инвалидностью
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Афонькина
Ю.
А. Инклюзивное образование в восприятии студентов с инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2019. – № 12 (декабрь). – С.
37–47. – URL:
http://e-koncept.ru/2019/191073.htm.
Аннотация. Инклюзивные процессы в профессиональном образовании на современном этапе развития общества рассматриваются в контексте построения инклюзивной вертикали. Они также понимаются как условие достижения людьми с инвалидностью независимой жизни, их профессиональной самореализации. Цель исследования, представленного в статье, состоит, во-первых, в анализе современных научных идей и подходов к проблеме инклюзивного образования, во-вторых, в выделении факторов и определяемой ими специфики понимания данной проблематики студенческой молодежью, а в-третьих, в выявлении особенностей репрезентации значимых аспектов инклюзивного образования в сознании студентов с инвалидностью, обучающихся в университете, с использованием метода полуформализованного интервью. На основе результатов эмпирического исследования показано, что ведущими аспектами инклюзивного образования для студентов с инвалидностью выступают гуманистические и отношенческие аспекты, в то же время характерна определенная недооценка ими профессиональной составляющей обучения. Риски, так же как и пути их преодоления, объективируются ими в сфере взаимоотношений, обеспечивающих общественное признание, и в области самоощущения, отражающего уровень учебных достижений и степень социальной востребованности, что подчеркивает приоритетную важность социально-психологического климата в конкретной студенческой группе для достижения подлинного включения. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что систематизированы современные подходы к инклюзивному образованию, в контексте которых интерпретированы значимые для развития инклюзивных процессов в профессиональном образовании аспекты, проблематизирована категория отношений как центральная для понимания перспектив и тенденций инклюзивного профессионального образования. Практическая значимость статьи состоит в том, что представленные результаты исследования могут составить научную основу для проектирования инклюзивной образовательной среды в вузе и определения направлений психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью для их социальной и профессиональной реализации.
Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, студенты, инклюзивное профессиональное образование, лица с инвалидностью
Финансирование
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-413-510002 «Инклюзивные процессы в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор трансформации социально-экономического пространства Мурманской области»
Похожие статьи