Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2020. – № 2 (февраль). – С.
12–29. – URL:
http://e-koncept.ru/2020/201010.htm.
Аннотация. Радикальные перемены, происходящие в отечественном образовании в условиях цифровизации и стандартизации, привели теоретиков и практиков к необходимости осмысления научно-теоретических основ и ценностно-целевых ориентиров формирования культуры личности в дошкольных образовательных организациях, поскольку отмечается изменение общей парадигмы воспитания дошкольников посредством использования современных технологий. Это обусловило цель исследования: определить современные подходы, ключевые ценности (цели, компоненты, критерии, механизмы, технологии) формирования культуры личности и особенности организации работы в этом направлении с детьми дошкольного возраста. Исследование основано на анализе, обобщении и систематизации современных достижений педагогической теории и практики дошкольного образования по вопросам воспитания основных слагаемых культуры личности с позиций аксиологического, комплексного, системного и культурологических подходов. Автором системно представлены основные компоненты общей культуры личности (культура деятельности, общения, речи, ведения разговора по телефону, поведения в общественных местах, еды и питания, быта, досуга, гендерного поведения, здоровья, информационная, экологическая и правовая культура), обоснован вариативный компонент, учитывающий временные и невременные приоритеты работы в этом направлении, а также прописана цель и основные ключевые критерии сформированности каждого компонента с учетом специфики дошкольного детства, требований федерального государственного образовательного стандарта и приоритетов развития информационного общества. В статье основательно представлены ключевые механизмы формирования культуры личности у детей дошкольного возраста (идентификации; подражания-имитации; интериоризации/экстериоризации этических понятий, формирования культурной конгруэнтности и нормативной диспозиции), а также обоснована значимость технологий деятельностного типа для успешной работы в этом направлении с учетом требований ФГОС и перспектив цифровизации (технология организации гостевых дней, культурных практик ребенка, игровые и интерактивные педагогические технологии, технология «Портфолио» и т. д.).
Ключевые слова:
дошкольное образование, воспитание, культура личности, технология, формирование, дошкольник, стандартизация, цифровизация образования
Похожие статьи
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- О РОЛИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО КЛАССА СУНТАРСКОЙ ДШИ РС (Я))
- Проблемы обучения детей с ЗПР в дошкольном и начальном образовании
- УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ