Сфера повседневного общения иностранных военнослужащих в аспекте преподавания русского языка как иностранного
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минина
Д.
А. Сфера повседневного общения иностранных военнослужащих в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2020. – № 7 (июль). – С.
1–12. – URL:
http://e-koncept.ru/2020/201049.htm.
Аннотация. Цель статьи – познакомить преподавателей русского языка как иностранного со спецификой сферы повседневного общения иностранных военнослужащих – курсантов, обучающихся в российских вузах. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает изучение сфер общения и коммуникативных потребностей обучаемой группы. Вследствие этого описание сферы общения такого многочисленного сообщества, как военнослужащие, становится весьма актуальным, а создание учебных материалов с учетом специфики изученных сфер – насущной необходимостью. Независимо от профиля обучения и получаемой специальности военных инженеров и медиков объединяет образ жизни воинского сообщества. Курсанты, изучающие русский язык как иностранный, в отличие от гражданских студентов, параллельно с учебным процессом несут службу и выполняют повседневные воинские обязанности, что требует от них владения несколько иным языковым материалом. В ходе исследования по выявлению наиболее типичных ситуаций, регламентированных Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и определяющих специфику сферы повседневного воинского общения, были использованы следующие методы: контент-анализ текста Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; наблюдение за процессом повседневного общения в рамках военного учебного заведения; опросы курсантов и офицеров ряда высших военных учебных заведений. Материалом исследования послужили ситуации повседневного общения, имеющие место между иностранными курсантами, офицерами и служащими вуза, носителями русского языка. В результате исследования были выделены и систематизированы ситуации повседневного общения и установлены ситуации, вызывающие наибольшие трудности у иностранных военнослужащих. Выделенные ситуации могут быть объединены в тематические группы и использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в военных вузах. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей, работающих в военных вузах, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих. Знание специфики сферы общения обучающихся является одной из методических основ преподавания иностранных языков, а ее учет позволяет сделать обучение более мотивированным и эффективным.
Ключевые слова:
курсанты, учебные ситуации, иностранные военнослужащие, сфера общения, ситуации общения, сфера повседневного военного общения, устав внутренней службы
Похожие статьи
- Результаты разработки методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе
- РАБОТА С ТЕКСТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ОДКБ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ЛЕКСИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ