Цифровая платформа как педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Беляева
А.
В.,
Аксененко
И.
А. Цифровая платформа как педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 1 (январь). – С.
28–44. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221003.htm.
Аннотация. Нехватка младшего медицинского персонала в организациях, оказывающих медицинскую помощь, в последние годы вызвала необходимость подключения студентов, не окончивших шести курсов медицинского вуза, к профессиональной деятельности. При этом полный набор компетенций ими не освоен, а сформировать и развить данные компетенции, находясь в режиме «красной зоны», они могут лишь удаленно. Национальный проект «Цифровая экономика в РФ до 2025 года» предполагает внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование. Войдя в эру COVID-19, образование претерпело изменения в способах подачи информации, характере деятельности по освоению материала и объему информации для изучения студентами. Целью статьи стала разработка технологии обучения студентов медицинских вузов, позволяющей эффективно сформировать их готовность к профессиональной деятельности, в том числе в условиях дистанционного обучения. Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи: подтверждение нехватки медицинских кадров и необходимость изучения студентами дисциплин в удаленном режиме; поиск, анализ способов формирования готовности к профессиональной деятельности; поиск и анализ имеющихся в настоящее время педагогических средств обеспечения образовательного процесса и их способность удаленно развивать компетенции, указанные в федеральном образовательном стандарте специальности; предложение усовершенствовать информационные средства для применения в процессе обучения будущих врачей и работающих студентов вуза. Ведущим подходом к исследованию проблемы стал компетентностный подход. В процессе исследования использованы: метод анализа, метод сравнения, метод экспертной оценки и метод опроса. Анализ доклада Министерства здравоохранения Красноярского края 2021 года подтвердил нехватку медицинских кадров в Красноярском крае (в 2020 году медицинские организации Красноярского края не укомплектованы средним медицинским персоналом на 31,1%). Для студентов медицинского вуза по итогам анализа цифровых средств была выбрана для описания и дальнейшего усовершенствования модель интерактивного сайта с голосовым модулем. Теоретическая значимость статьи заключается в дополнении технических средств взаимодействия между преподавателем и студентом в медицинском вузе. Научная новизна заключается в разработке критериев педагогической эффективности технологии информационных сред обучения. Выявлен и оценен перечень используемых в медицинском образовании средств поддержки образовательного процесса. Рассчитан процент педагогической эффективности предложенной нами технологии. Объединение опыта в медицине, образовании и информационных технологиях позволит выработать план дальнейших исследований в рамках компетентностного подхода. Полученные результаты исследования могут быть использованы в медицинских вузах страны.
Ключевые слова:
профессиональная готовность, формирование компетенций, медицинское образование, цифровизация, цифровое образование, информационные педагогические технологии
Похожие статьи