Модель формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нонь
Н.
А.,
Позднякова
Е.
В.,
Фомина
А.
В. Модель формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2023. – № 9 (сентябрь). – С.
28–42. – URL:
http://e-koncept.ru/2023/231080.htm.
Аннотация. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования особое значение приобретает подготовка специалистов, владеющих универсальными компетенциями в области системного и критического мышления; при этом математика как инструмент системного познания мира и критического анализа объективной реальности играет в образовании особо важную роль. Целью исследования является представление модели формирования информационно-математической компетентности (на примере студентов педагогических направлений) и оценка ее эффективности методами статистического анализа. Высказана гипотеза о предикторной роли информационно-математической компетентности (далее – ИМК) в области развития критического мышления студентов. Методом теоретического анализа уточнено понятие информационно-математической компетентности, определены ее характеристические особенности и структурные компоненты. Модель формирования ИМК предлагается проектировать на основе принципов соответствия ключевым компетенциям будущего, требованиям ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов. Таким образом, данная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Целевой компонент актуализирует формирование ИМК как готовность применять математические знания, умения и навыки, а также средства ИКТ для осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, решения сложных задач в профессиональной и предметной областях; конкретизируются задачи создания креативной образовательной среды и проектирования программы и диагностического инструментария мониторинга динамики развития рассматриваемой компетентности студентов педагогических направлений. Содержательный компонент отражает инвариантный и вариативный компоненты учебного плана, раскрывающиеся в дисциплинах обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Технологический компонент раскрывает методы и технологии, а также формы и средства обучения. Результативный компонент представлен в трех аспектах: мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, рефлексивном. Средствами педагогического эксперимента проведена оценка эффективности спроектированной модели в балльно-рейтинговой системе. Методами корреляционного анализа устанавливается взаимосвязь между уровнями развития ИМК и критического мышления студентов педагогических направлений. Делается вывод о перспективности дальнейших исследований в области проектирования модели формирования информационно-математической компетентности как предиктора критического мышления в системе высшего образования.
Ключевые слова:
критическое мышление, информационно-математическая компетентность, студенты педагогических направлений, ведущие компетенции будущего
Похожие статьи