Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аетдинова
Р.
Р. Потенциал поликультурного цифрового образовательного пространства вуза в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 5 (май). – С.
255–266. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241076.htm.
Аннотация. Изменения рынка труда и приоритет формирования человеческого капитала ставят перед университетами новую задачу – профессиональное развитие студента, предполагающее навыки работы в мультикультурной среде, расширенные цифровые компетенции. Рост доли иностранных студентов в контингенте обучаемых и трудности, связанные с их адаптацией и повышением качества обучения, также повышают значимость формирования поликультурного цифрового пространства вуза. Целью данного исследования является анализ потенциала поликультурного цифрового пространства вуза в условиях роста цифровой составляющей образовательного процесса. Методологической базой исследования стали методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций). В рамках исследования выполнен анализ понятий поликультурной среды и поликультурного пространства, проведено их сравнение. На основе выполненного анализа показана важность использования потенциала поликультурного образовательного пространства на современном этапе развития российского высшего образования, обозначены сущностные характеристики. Автором выделены стадии цифровизации в соответствии с этапами развития ЭВМ, рассмотрены проблемы цифровизации образования. Выделены факторы, определяющие необходимость применения потенциала поликультурного образовательного пространства, показана связь между цифровым и поликультурным пространствами, перспективность применения поликультурного цифрового пространства. Также выделены компоненты поликультурного цифрового пространства, которые значимы для раскрытия поликультурной цифровой личности: поликультурные преподаватели «цифрового университета», поликультурно ориентированные студенты, центры поликультурного образования в сочетании с центрами развития цифровой грамотности при университете. Анализ этапов развития цифровизации с точки зрения развития ЭВМ, проблемы цифровизации составляют основу теоретической значимости исследования. Практическую ценность исследования имеют выделенные компоненты поликультурного цифрового пространства, которые могут быть применены вузами для развития потенциала данных пространств.
Ключевые слова:
поликультурная среда, цифровизация, поликультурная личность, поликультурное цифровое пространство