Конкретизация содержания межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исакжанова
И.
П. Конкретизация содержания межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 9 (сентябрь). – С.
210–229. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241148.htm.
Аннотация. В настоящее время формирование межкультурной компетентности студентов профессиональных неязыковых колледжей в рамках изучения иностранного языка становится важным аспектом в развитии системы среднего профессионального образования. Межкультурная компетентность представляет собой ключевой навык в современном мире, где востребованность специалиста зависит не только от его профессиональных качества, но и от способности к социальной адаптации посредством взаимодействия с представителями различных культур, партнерами и клиентами. В современном образовании обучение должно выходить за рамки узкой специализации и включать в себя комплексный подход к развитию студентов. Ориентация образовательных программ на потребности отраслевых рынков труда также предполагает разработку педагогических условий формирования межкультурной компетентности в рамках изучения иностранного языка. Цель настоящего исследования заключалась в конкретизации содержания межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа. Реализация данной цели была осуществлена с опорой на положения системного, компетентностно-деятельностного, личностно ориентированного подходов. Автором были использованы такие методы теоретического исследования, как анализ научной педагогической литературы; терминологический анализ; сопоставление, систематизация и обобщение научных положений и идей современных отечественных и зарубежных исследователей. Несмотря на разнообразие точек зрения отечественных и зарубежных исследователей в определении сущности рассматриваемого феномена, все они отмечают необходимость интеграции культурного контекста в процесс обучения иностранным языкам, что позволит будущим специалистам – выпускникам средних профессиональных учебных заведений эффективно взаимодействовать с представителями других культур. В результате проведенного теоретического исследования было конкретизировано содержание межкультурной компетентности студентов неязыковых средних профессиональных учебных заведений в контексте изучения иностранного языка. Сформированность данной компетентности предполагает наличие у обучающихся специфических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно функционировать в условиях культурного многообразия, находить общий язык с представителями других культур и строить с ними конструктивное взаимодействие. В результате анализа отечественной и зарубежной научной литературы было определено содержание межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания межкультурной компетентности обучающихся по программам СПО. Практическая значимость заключается в обосновании направлений для корректировки учебных программ по иностранному языку с учетом выделенного в настоящей статье содержания межкультурной компетентности. Научная новизна состоит в том, что автором выявлены и обоснованы структурные компоненты исследуемого феномена, ориентация на которые в процессе разработки учебных программ по иностранному языку для студентов неязыкового профессионального колледжа позволит системно подойти к вопросу формирования межкультурной компетентности.
Ключевые слова:
межкультурное взаимодействие, среднее профессиональное образование, межкультурная компетентность, изучение иностранного языка, студенты неязыкового профессионального колледжа, многонациональная среда, культурная эмпатия, культурная толерантность
Похожие статьи