Использование адаптивного обучения в условиях цифровизации высшего педагогического образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шукшина
Т.
И.,
Каско
Ж.
А. Использование адаптивного обучения в условиях цифровизации высшего педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 11 (ноябрь). – С.
34–48. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241176.htm.
Аннотация. Актуальность исследования отвечает условиям реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Учитывая общие положения этого нормативного документа для развития образования, необходимо признать, что для современной образовательной организации требуются компетентные кадры. Для подготовки современных учителей необходима модернизация образования, в том числе и профессионального, куда должны быть широко внедрены цифровые инструменты учебной деятельности, включенные в информационную среду высших учебных заведений для обеспечения образовательных возможностей и повышения качества образования, в том числе и педагогического. Основной целью исследования является описание возможностей использования адаптивного обучения в условиях цифровизации высшего педагогического образования. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: системный, личностно ориентированный и деятельностно-компетентностный. К методам исследования относятся: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы (монографий, статей и др.), синтез имеющихся идей, сравнение, сопоставление и обобщение, аналогия, а также изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы и продуктов самостоятельной деятельности студентов, беседа, наблюдение. Новизна исследования состоит, во-первых, в представлении авторских идей о преимуществах адаптивного обучения в условиях цифровизации образования, заключающихся в том, что эта технология носит персонализированный характер, целью которого является обеспечение эффективных, действенных и индивидуальных траекторий обучения для вовлечения каждого обучающегося в цифровое образовательное пространство. Во вторых, в описании способов построения принципиально нового содержания обучения с использованием адаптивных технологий по дисциплине «Педагогика» в цифровой образовательной среде “Moodle” предпринята попытка обобщить эффективность таких решений. Полученные в ходе исследования результаты в качестве своего фундамента имеют накопленный теоретический материал и многолетний практический опыт авторов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования основ адаптивного обучения в организации процесса обучения в условиях цифровизации педагогического образования. Практическая значимость итогов исследовательской работы заключается в возможности их использования в ходе разработок учебно-методических комплектов по дисциплинам педагогического направления подготовки.
Ключевые слова:
индивидуализация, профессионально-педагогическая деятельность, будущий учитель, дидактические задачи, адаптивное обучение, цифровизация высшего педагогического образования
Финансирование
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (Чувашский государственный пе-дагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева) по теме «Научно-методическое обеспечение формирования личностных результатов обучающихся» (договор № 099/2024).