Роль формирования культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вальтер
С.
С., Чай
Ч.
, Добротворская
С.
Г.
Роль формирования культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 4 (апрель). – С.
1–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251055.htm.
Аннотация. В последние годы наблюдается заметное ухудшение здоровья обучающихся не только российских школ, но и в зарубежном пространстве. Первопричиной динамики является неправильный образ жизни, выражающийся в недостаточной физической активности, неправильном питании и стрессе, вызванном учебной нагрузкой. Существующие меры поддержки и стимулирования здорового образа жизни не показывают должных результатов. Здоровьесберегающий подход в образовании, хотя и имеет потенциал, пока не достиг полной эффективности. Его организационно-методическая база находится в стадии развития и требует адаптации к современным образовательным тенденциям. Кроме того, существует потребность в более четком определении ролей школы и семьи в процессе валеологизации образовательного процесса. Поэтому формирование валеологической культуры, а также модернизация валеологического подхода в образовательных организациях представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему. Цель исследования заключается в анализе значимости формирования валеологической культуры для здоровья обучающихся как фактора устойчивого развития российского общества и выявления эффективных методов формирования культуры здоровья в системе школьного образования. В основе исследования лежат системный, эмпирический и прагматический подходы. Ведущими методами в исследовании являются теоретические (анализ, синтез), эмпирические (анкетирование, сравнение). В ходе исследования проведено анкетирование 96 учащихся средней школы (6–9-е классы) с целью оценки соответствия различных индивидуальных аспектов их образа жизни принципам здорового образа жизни. Результаты показали определенные тенденции в изменении образа жизни учащихся. В частности, среди учеников 6–9-х классов наблюдается снижение двигательной активности, увеличение негативного отношения к рациональному питанию и рост предрасположенности к химическим аддикциям. Эти данные подчеркивают необходимость усиления профилактических мер против нездорового образа жизни и популяризации валеологических знаний среди обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в подготовленной характеристике современного состояния проблемы, что позволит проводить более качественные теоретические исследования, посвященные особенностям формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы педагогами и социальными работниками для проведения профилактической работы и разработки научно-методических рекомендаций.
Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, обучающиеся, образовательная организация, валеологическая культура
Похожие статьи
- РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ФИЛИАЛА РЭУ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА
- Методология проектирования научной картины здоровья и здоровьетворения
- Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни
- Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как важнейшая составляющая здорового образа жизни студенческой молодежи
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
С.
С. Вальтер