Подготовка будущих учителей начальной школы к культурно-просветительской деятельности: комплексное использование культурологического и аксиологического подходов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кудряшова
Н.
М., Богомолова
Е.
В.
Подготовка будущих учителей начальной школы к культурно-просветительской деятельности: комплексное использование культурологического и аксиологического подходов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 4 (апрель). – С.
52–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251058.htm.
Аннотация. В современном мире начальная школа стремится к гармоничному развитию личности и укреплению здоровья обучающихся, формирует, основываясь на моральных, эстетических и этических принципах, систему ценностей. Она должна готовить детей к самостоятельному познанию окружающего мира, самообучению и саморазвитию, воспитывать гражданина своей страны, не только знающего свои права, но и ответственно выполняющего гражданские обязанности. Актуальность тематики исследования состоит в том, что одной из ведущих функций начальной школы является приобщение обучающихся к мировой культуре, к самобытности и наследию нашей страны: языку, истории, литературе, искусству, научным достижениям. Поскольку культура, объединяя людей в сообщества и нации, есть источник воспитательного воздействия и результат образования, то культурно-просветительская деятельность учителя – важный элемент профессионализма педагогов. Цель статьи – оценить подготовленность действующих педагогов начальной школы и обосновать необходимость комплексного использования культурологического и аксиологического подходов в подготовке учителей начальной школы к культурно-просветительской деятельности. Исследование выполнено в рамках системного, культурологического и аксиологического подходов. В качестве методов теоретического исследования использовались анализ литературы, сравнение роли образования и особенностей культурно-просветительской деятельности в школах России и за рубежом. Результаты проведенного исследования показывают наличие проблем в образовании и последующей подготовке учителей начальной школы в аспекте реализации культурно-просветительской деятельности: слабое знание и владение ключевыми понятиями и методологическими подходами, несформированность навыков осуществления культурно-просветительской деятельности, отсутствие осознания важности и готовности к проведению данной деятельности. Теоретическая значимость исследования связана с сопоставлением имеющиеся в научной литературе подходов к подготовке педагогов к осуществлению культурно-просветительской деятельности. Практическая значимость заключается в том, что систематизированный материал, выводы и выявленные проблемы могут стать основой для разработки программ подготовки будущих и действующих учителей к проведению культурно-просветительской деятельности.
Ключевые слова:
культура, начальная школа, культурологический подход, аксиологический подход, культурно-просветительская деятельность
Н.
М. Кудряшова