Психолого-педагогические аспекты использования социальных сетей в образовательном процессе студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаев
П.
П., Грязнов
С.
А., Васельцова
И.
А.
Психолого-педагогические аспекты использования социальных сетей в образовательном процессе студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
309–322. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251120.htm.
Аннотация. Актуальность работы определяется необходимостью преодоления противоречий между технологическим прогрессом и психолого-педагогическими вызовами. Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни студентов – более 80% студентов ежедневно используют социальные сети не только для общения, но и для поиска учебных материалов, участия в образовательных группах и коллаборации. В то же время мероприятия по трансформации социальных сетей в полноценный педагогический инструмент еще не завершены. Целью исследования является создание концептуальной модели использования социальных сетей в образовании, объединяющей психологические, педагогические и этические аспекты. Методологической базой исследования являются: теория медиаобразования М. Маклюена, теория цифровой педагогики Дж. Селвина, психологические модели цифровой социализации Д. Бойда и Ш. Тёркла, а также педагогические концепции смешанного обучения и сетевого взаимодействия. Основные результаты работы представлены в виде концептуальной модели. Разработанная модель является комплексной и базируется на трех ключевых компонентах: психологическом, педагогическом и этическом. Фокусы компонентов: психологический – особенности цифровой социализации обучающихся и влияние социальных сетей на их эмоциональный интеллект, педагогический – методические аспекты использования платформ для образовательных целей, этический – обеспечение безопасного взаимодействия в цифровом пространстве. Разработана система принципов функционирования модели, алгоритм ее внедрения и критерии оценки образовательного контента. Предложены методы минимизации рисков и рекомендации по реализации модели. Предложено реализовать следующий алгоритм внедрения модели: подготовительный этап, этап проектирования, технический этап, этап подготовки участников, пилотный этап, этап масштабирования, этап устойчивого функционирования. Предлагается при реализации модели использовать следующие группы точек контроля: организационные, методические, технологические, психолого-педагогические. Настоящее исследование вносит вклад в развитие научного знания, систематизируя разрозненные подходы к интеграции социальных сетей в образование и предлагая междисциплинарную модель, объединяющую психологические, педагогические и технологические аспекты, определяя оптимальное соотношение между образовательными возможностями социальных сетей и методами минимизации их рисков с использованием авторской таксономии. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и алгоритмов для преподавателей.
Ключевые слова:
образование, информационные технологии, студенты, социальные сети, цифровизация, ппэ-модель
Похожие статьи
- Возможности нейронных сетей для реализации индивидуального подхода в обучении (на примере генерации учебных материалов с помощью YandexGPT)
- Психологические ресурсы и риски развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества
- Информационная культура и информационная компетентность студентов в условиях модернизации высшего образования
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ СВФУ
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения
П.
П. Николаев