Дидактические средства формирования правовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ахметзянова
Е.
А., Ходырева
Е.
А.
Дидактические средства формирования правовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
295–308. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251119.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью раннего развития правового образования, что способствует формированию активной гражданской позиции и осознанию прав и обязанностей подрастающим поколением. Внеурочная деятельность предоставляет уникальные возможности для интерактивного обучения, позволяя детям усваивать правовые нормы в неформальной обстановке. Кроме того, существует необходимость подготовить детей к жизни в правовом обществе, особенно в условиях динамичных изменений в законодательстве, что усиливает значимость правовой грамотности в их повседневной жизни. Цель исследования – представить дидактические средства формирования правовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение), методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение), эксперимент (констатирующий этап). Результатом исследования стала разработка и представление комплекса рабочих листов для формирования правовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. Основными разделами представленного педагогического средства стали: «Введение в мир права», «Мои права и обязанности», «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Основы правильного поведения». Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении существующих знаний и подходов, касающихся правового воспитания и обучения. Оно систематизирует ключевые аспекты формирования правовой грамотности, выявляя лучшие практики и методические недостатки, требующие внимания. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных дидактических средств, таких как рабочие листы, которые могут быть использованы педагогами в образовательном процессе. Эти материалы обеспечивают систематизированный подход к обучению правовым вопросам и помогают детям более эффективно усваивать правовые нормы через активное взаимодействие и практическое применение знаний. Новизна заключается в комплексном подходе к формированию правовой грамотности младших школьников через внеурочную деятельность. Исследование представляет новые рабочие материалы, адаптированные под возрастные особенности младших школьников, которые могут значительно повысить интерес и вовлеченность учащихся в изучение права.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, формирование, младшие школьники, правовая грамотность, дидактические средства, рабочие листы
Похожие статьи
- РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ»
- РОЛЬ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ПОСТАНОВКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Концепция формирования правовой грамотности младших школьников
- ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Е.
А. Ахметзянова