Психолого-педагогические аспекты формирования когнитивной гибкости на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева
И.
Н.
Психолого-педагогические аспекты формирования когнитивной гибкости на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
226–240. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251224.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена такими факторами, как необходимость адаптации к новым реалиям в условиях быстро меняющегося современного мира, а также важностью формирования психологической устойчивости к подобным изменениям. В контексте преподавания иностранных языков развитие гибкого мышления также выходит на передний план. Так, когнитивная гибкость оказывает влияние на способность поддерживать коммуникацию в повседневной жизни, успешно преодолевать барьеры в общении, воспринимать обучение как процесс, где ошибки представляются как возможность для профессионального совершенствования, закладывать фундамент для мышления роста, а также опираться на критическое мышление для понимания логики иностранного языка. Также особую важность приобретает исследование понятия когнитивной гибкости применительно к практике преподавания английского языка в неязыковом вузе, где наряду с общим языком изучается и язык профессии, что предполагает моделирование реальных рабочих ситуаций, разбор профессиональных кейсов, а также участие в дискуссиях на специальные темы. Соответственно, цель статьи заключается в том, чтобы описать психолого-педагогические аспекты развития когнитивной гибкости у студентов неязыкового вуза, выделив ее ключевые характеристики и представив задания для ее формирования. Работа выполнена с позиции теории когнитивной гибкости и теории конструктивизма. Результаты исследования позволили выявить следующие особенности когнитивной гибкости: способность адаптироваться к изменяющимся условиям, умение находить новые и творческие решения, применять имеющиеся знания в новых контекстах, анализировать проблему или ситуацию с различных позиций, переключаться между различными правилами и задачами, проявлять мышление роста. В соответствии с представленными характеристиками исследуемого понятия описываются типы заданий, способствующие приобретению важных умений, позволяющих адаптироваться к условиям современного мира. Теоретическая значимость статьи сводится к тому, что всестороннее рассмотрение навыка когнитивной гибкости значительно обогащает систему знаний об исполнительных функциях мозга и о способах их применения в контексте обучения иностранным языкам. Практическая значимость работы определяется возможностью разнообразить методический арсенал креативных заданий преподавателей, а также базируется на потенциале использования описанных техник в других учебных контекстах с учетом потребностей обучающихся.
Ключевые слова:
мотивация, критическое мышление, адаптивность, креативность, английский язык, когнитивная гибкость, исполнительные функции, мышление роста
Похожие статьи
- Активизация навыков креативного мышления на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе
- Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку
- Развитие творческого потенциала будущего педагога как ключевой фактор воспитания потребности в саморазвитии
- Использование аудиовизуальных средств в процессе обучения английскому языку
- KОМПЕТЕНЦИЯ КАК УСТАНОВКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
И.
Н. Кошелева