Состояние физкультурной работы среди школьников Крыма в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мутьев
А.
В., Коваленко
Ю.
А., Лебедев
Д.
В.
Состояние физкультурной работы среди школьников Крыма в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
324–337. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251230.htm.
Аннотация. Исторические аспекты развития системы физического воспитания различных групп населения в нашей стране продолжают оставаться в поле зрения современных исследователей, не теряя своей актуальности. Целью работы выступило рассмотрение процессов развития физического воспитания и спортивно-массовой работы среди крымских школьников в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических и историко-педагогических методов (анализа и обобщения научно-методической литературы, системно-исторического анализа, историко-ретроспективного и сравнительно-сопоставительного методов). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1936–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Анализ научного фонда показал, что физическое воспитание с середины 1930-х годов заняло значимое место в системе воспитания молодого поколения в регионах СССР, в частности Крымской АССР. Установлено, что помимо улучшения физических кондиций школьников была значительно усилена работа в идеологическом, патриотическом и нравственном направлениях. В учебных заведениях Крыма к началу 1940-х годов был достигнут полный охват учащихся обязательными занятиями физической культурой, совершенствовалось кадровое обеспечение физического воспитания и его материально-техническая база. Постоянно расширялось самодеятельное физкультурное движение в школьных кружках и коллективах физической культуры. В исследуемый период завершилось становление комплексов ГТО и БГТО как методической основы физического воспитания советских школьников. Физкультурные коллективы школ были включены в систему спортивных соревнований от внутришкольного до всесоюзного уровня. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке физкультурной и спортивно-массовой работы в школах Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы физического воспитания детей школьного возраста.
А.
В. Мутьев