№ 03 (март)
Статей: 21
Читателей: 58219
Утёмов В. В., Горев П. М. Межпредметная технология адаптивного обучения и тестирования в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181010.htm
ART 181010
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11503
Просмотров: 2384
В условиях современного экономического развития в нашей стране от педагогической и методической науки требуется пересмотр базовых парадигм образования и радикальная трансформация моделей и механизмов работы школьных учителей. Динамика нынешних изменений профессионального методического языка отражает беспрецедентное ускоренное обновление технологий школьного обучения. Весьма актуальной остается апробация межпредметных технологий школьного обучения, совершенствующая содержание обучения на конкретном уроке в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и характеризующая опыт и методический потенциал общеобразовательной организации. Тем самым целью статьи является описание межпредметной технологии адаптивного обучения и тестирования в школьном образовании. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации адаптивности в школьных образовательных программах. Ведущим подходом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном школьном образовании с включением в нее межпредметной технологии адаптивного обучения и тестирования. Межпредметная технология способствует достижению единых результатов обучения школьников в более короткие сроки за счет наиболее релевантного по трудности контента для каждого учащегося. В результате проводимого исследования авторами статьи дифференцированы основные составляющие технологии адаптивного обучения, технологии разработки и проведения адаптивного тестирования. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о межпредметных технологиях обучения, направленных на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика. Практическое использование описанной технологии позволяет организовать работу поэтапного внедрения межпредметной технологии адаптивного обучения и тестирования в практику общеобразовательной организации. Статья может представлять интерес как для теоретиков школьной системы образования, так и для практикующих педагогов и студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Зеленина Н. А., Крутихина М. В. Проблемы подготовки школьников к итоговой аттестации в контексте результатов ЕГЭ по математике 2017 года в Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 12–24. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181011.htm
ART 181011
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11504
Просмотров: 2316
Единый государственный экзамен по математике в нашей стране проводится уже более пятнадцати лет. За эти годы он претерпел отдельные трансформации, связанные как с наполняемостью экзаменационной работы, так и с содержательными аспектами: стала более прозрачной типизация задач; в последние годы экзамен представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Несмотря на обильное количество материалов в сети Интернет, дающих возможность представить структуру и уровень сложности экзаменационных вариантов, актуальным остается вопрос содержательной и статистической обработки результатов экзамена прошлых лет для анализа его педагогами, готовящими учащихся к сдаче ЕГЭ, и самими выпускниками школ. К тому же отдельный интерес для педагогов представляет анализ результатов обучающихся, сдававших Единый государственный экзамен непосредственно в их регионе. Тем самым целью статьи является анализ результатов ЕГЭ по математике 2017 года в Кировской области. Приводятся статистические данные, позволяющие сравнить результаты в регионе со средними показателями по Российской Федерации, а также проследить динамику результатов в регионе. Авторы, имеющие большой опыт проверки экзаменационных работ, описывают типичные ошибки и затруднения учащихся, основываясь на содержательной части работы и статистических данных. Материалы статьи могут представлять интерес для учителей математики, директоров образовательных школ и их заместителей, а также для выпускников средних общеобразовательных учреждений, готовящихся к прохождению итоговой аттестации по математике в форме Единого государственного экзамена.
Темняткина О. В. Оценивание процесса освоения педагогами инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 25–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181012.htm
ART 181012
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11505
Просмотров: 1683
Статья посвящена подходам к организации процесса оценки освоения педагогами среднего профессионального образования инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства. Актуальность представленных материалов объясняется интересом, который проявляется учеными к оценке компетентностных результатов педагогической деятельности. Большее количество исследований проводится зарубежными учеными в направлении формирующего оценивания, которое позволяет оценивать сам процесс деятельности педагога в условиях освоения инноваций. Такой процесс сопровождения инновационной деятельности педагогов был организован для команд разработчиков олимпиадных заданий в рамках областного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся среднего профессионального образования в течение 2013–2016 годов. В качестве методической основы инновационных средств оценки образовательных результатов обучающихся, а также процесса оценивания овладения ведущими преподавателями и мастерами производственного обучения деятельности по освоению инновационных компетентностных средств оценки использована концепция компонентов деятельности. Автором выделены компоненты деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Гармоничное развитие данных компонентов учебной деятельности у обучающихся и профессиональной деятельности у педагогов позволяет оценить процесс освоения ими инноваций и нововведений. В результате формирующей оценки процесса освоения педагогами инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства получены следующие данные: наличие мотивации к проектированию компетентностно ориентированных оценочных средств выявилось у 85% команд разработчиков, однако творческий компонент оказался на самом низком уровне. Даже ведущим преподавателям и мастерам производственного обучения оказалось трудно перестроиться на использование нестандартных творческих заданий для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций у обучающихся – участников областного тура олимпиады. Представленная методика формирующей оценки процесса освоения педагогами инноваций позволила выявить проблемы в развитии профессиональной компетентности ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Свердловской области и определить перспективы корректировки данной деятельности.
Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181013.htm
ART 181013
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11506
Просмотров: 1838
На практике использование информационных технологий в учебном процессе становится обязательным элементом различных форм обучения, направленным на повышение эффективности данного процесса. В работе затрагиваются вопросы оптимизации учебного взаимодействия между преподавателем и студентами в вузовской системе образования на примере виртуальной обучающей системы Moodle, которая используется для поддержки и соединения обучения по принципу «преподаватель – студент». На основе обзора понятий «информационные технологии» и «информационная компетентность» дана попытка определения специфики электронной обучающей платформы Moodle, осмысления ее возможностей и перспектив. Авторами поставлена цель: поделиться опытом использования указанной платформы в учебном процессе. По результатам опроса студентов и преподавателей представлен анализ недостатков и преимуществ учебной платформы Moodle. Исследуются возможности и способы использования ресурса «Тест», даются рекомендации по его применению в качестве средства контроля знаний студентов. Затрагиваются вопросы более масштабного использования возможностей системы Moodle не только в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, но и всего образовательного учреждения, а именно администрации, менеджеров, тъюторов в виртуальной системе, например, о зачислениях, отчислениях, переводах, назначениях стипендий – информации, которая для студента достаточна важна, и обеспечение ее своевременности, прозрачности и доступности подтвердит мобильность руководства всех уровней. Другими словами, грамотное использование всех возможностей системы Moodle позволит добиться рейтингового уровня предоставления широкого спектра образовательных услуг.
Лумбунова Н. Б. Роль математических и естественнонаучных дисциплин в формировании общих компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 48–57. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181014.htm
ART 181014
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11507
Просмотров: 2456
Современные условия на рынке труда требуют от среднего профессионального образования подготовки выпускников, обладающих не только профессиональными, но и общими компетенциями, включающими социально-коммуникативные, экологические, информационные, предпринимательские, познавательные, здоровьесберегающие, гражданско-патриотические компетенции. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что общие компетенции у студентов колледжа формируются при изучении всех структурных единиц программы подготовки специалистов среднего звена, включая математический и естественнонаучный циклы. Тем самым цель проводимого исследования состоит в попытке выявить значимость математических и естественнонаучных дисциплин в формировании общих компетенций специалиста среднего звена. Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам формирования общих компетенций, анализ результатов исследований о воздействии математического и естественнонаучного образования на личностное развитие студентов и возможности их применения на практике. В статье автор описывает развитие понятий общих или ключевых компетенций в зарубежной научной литературе и их классификацию в отечественной педагогической литературе. Также в статье анализируется личностная и социальная значимость изучения математических и естественнонаучных дисциплин; в частности, рассматриваются содержание, межпредметная связь дисциплин, обобщенные научные знания, способствующие формированию критического мышления и научного мировоззрения. Автором уделяется внимание способам получения естественнонаучного знания, где особое место занимает исследовательская и проектная деятельность студентов. В статье рассматриваются результаты исследования, проводимого на базе ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова», которые показывают, что учебные дисциплины математического и естественнонаучного цикла обладают значительным содержательным, методологическим и мировоззренческим потенциалом для формирования общих компетенций специалиста среднего звена. На основании данного исследования в статье представлены возможные способы формирования общих компетенций при изучении математических и естественнонаучных дисциплин, что может быть полезным в практической деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций.
Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики действий нравственно-этического оценивания на основе морального выбора и моральных норм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 58–69. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181015.htm
ART 181015
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11508
Просмотров: 2217
На современном этапе социальной жизни нравственное, интеллектуальное и психическое развитие человека сопряжено с влиянием позитивных и негативных факторов, в их числе – отсутствие возрастного ценза и наличие информации, лишенной этики и морали, в материалах средств массовой информации и коммуникации. Чаще всего содержание информации в таких источниках и, как следствие, ложное восприятие окружающей действительности оказывает негативное влияние на интеллектуальную и нравственную сферы подрастающего поколения. Современная молодежь переживает нравственный кризис, преодоление которого напрямую зависит от воспитания и образования, и в частности от формирования и развития действий нравственно-этического оценивания. Семейное воспитание является основой освоения моральных норм, осознания важности осуществления выбора и принятия решения, но стоит отметить и вклад педагогов и учителей в воспитание детей и их поддержку в процессе нравственного становления и роста школьников, что говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, цель данной статьи – анализ морального аспекта понятия нравственно-этического оценивания, систематизация категорий «нравственность», «оценивание», «моральные нормы», «моральный выбор» и «поступок». Ведущим методом является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов. В результате проведенного исследования нами обобщена специфика таких категорий, как нравственность, оценивание, моральные нормы, моральный выбор и поступок. Безусловно, все категории являются философскими понятиями, изучаемыми с разных аспектов психологией и педагогикой. Общим в результатах исследования является необходимость формирования и развития компонентов действий нравственно-этического оценивания и формирование данных действий в целом как потребность воспитания нравственно развитой личности школьника. Оценка действий и поступков относительно нравственных норм есть определение соответствия действий нормам и ожиданиям общества. Данное соответствие или несоответствие определяет социум либо сам человек. В случае позитивной оценки действия человека одобряются и поощряются, в случае негативной оценки – действия осуждаются вплоть до применения санкций. Немаловажный компонент оценки – самооценка человеком собственных мотивов, поступков, последствий с учетом ценностного отношения к явлениям и событиям действительности. Следует понимать, что оценивается не само действие как таковое, а его мотивы, цели деятельности и результаты. Статья может представлять интерес для будущих и практикующих учителей, воспитателей образовательных организаций.
Ключевые слова:
поступок, моральные нормы, нравственно-этическое оценивание, моральный выбор, действие
Агиенко М. И., Рольгайзер А. А. Речевые тактики осуществления функции педагогического контроля в современном вузе: междисциплинарный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 70–81. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181016.htm
ART 181016
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11509
Просмотров: 2405
Необходимость оптимизации, интенсификации и повышения качества образования ставит вопрос о повышении эффективности педагогического контроля в образовательном процессе вуза. Качественное обучение не может существовать без обратной связи между преподавателем и обучающимся, включающей в себя данные о результатах текущего, промежуточного и итогового контроля. В связи с пересмотром и корректировкой государственных нормативных документов в сфере образования требования к эффективности педагогического процесса претерпевают постоянные изменения. В этой ситуации поиск способов повышения результативности педагогического контроля приобретает особую актуальность. Цель настоящей статьи – оценить эффективность речевых тактик, актуализирующих функцию педагогического контроля с точки зрения их вклада в формирование благоприятного психологического климата в группе обучающихся. Гипотеза исследования заключается в том, что ряд широко используемых тактик педагогического контроля не только не способствуют созданию благоприятной психологической среды обучения, но и являются небезопасными для психологического здоровья обучающихся, а следовательно, не способствуют формированию успешной мотивации студента к профессиональному саморазвитию. Способы речевой актуализации коммуникативных интенций педагога в ситуации педагогического контроля рассматриваются в социально-прагматическом аспекте. Речевое поведение педагога при осуществлении им педагогического контроля подвергается более глубокой интерпретации адресатом речи в силу действия стрессогенного фактора оценивания. В работе использовались результаты некоторых исследований в области психологии, касающиеся вопросов профилактики и педагогической коррекции проблем мотивации, внутреннего контроля, состояния выученной беспомощности. В статье представлены основные речевые тактики, сопровождающие педагогический контроль в вузе. Делается вывод о том, что применение той или иной речевой тактики способно как оказать негативное влияние на психическое здоровье студента, отразиться на его самооценке и психоэмоциональном состоянии, так и способствовать развитию творческих способностей и повышению мотивации стать высококлассным специалистом нового поколения. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателя вуза и способствовать более эффективному управлению процессами педагогического общения с целью создания благоприятной психологической обстановки.