№ 10 (октябрь)

Педагогика
Кипреев С. Н., Передерий В. А., Глущенко О. П. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241151.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях современной гибридной информационной войны в жизни каждого человека важное место занимает нахождение в правильной системе ценностных координат. Современную молодежь необходимо защитить от негативного информационно-психологического воздействия СМИ путем формирования у нее информационно-психологической устойчивости, основанной на развитой ценностно-смысловой сфере. В данной работе рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей и смысложизненных ориентаций у курсантов, проходящих службу в органах внутренних дел. Патриотическое воспитание выделяется авторами как наиболее актуальное направление работы с личным составом сотрудников полиции. При этом одним из приоритетных направлений педагогики является совершенствование методов и технологий формирования чувства патриотизма и духовно-нравственной сферы личности. В качестве объекта исследования выбраны ценностные и смысложизненные ориентации курсантов. Целью исследования авторы ставят охарактеризовать специфику смысложизненных ориентаций курсантов, готовящихся стать офицерами полиции, и представить данные проведенной на основе традиционных духовно-нравственных ценностей опытно-экспериментальной работы по формированию чувства патриотизма как ценностной основы личности курсантов-полицейских. Работа обладает практической ценностью для деятельности органов внутренних дел в части, касающейся патриотического и духовно-нравственного воспитания молодых сотрудников полиции. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении места и роли патриотизма в ценностной структуре личности и анализе актуальных направлений исследований в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. Авторы делают обоснованные выводы о причинах оценки курсантами-полицейскими важности тех или иных ценностей. Рассмотренные ответы респондентов показывают, что будущие офицеры полиции осознанно совершили профессиональный выбор, решив посвятить свою жизнь служению обществу и став причастными к делу обеспечения национальных интересов нашего Отечества. В подавляющем большинстве испытуемые обладают необходимым набором ценностей, позволяющих формировать у курсантов патриотически ориентированное мировоззрение.
Грибков Д. Н. Особенности применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 13–30. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241152.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования сервисов генерации различного контента (текста, ключевых слов, изображений) для повышения качества обучения специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Автором исследуется проблема обоснования эффективности применения сервисов генерации облаков слов в обучении специалистов по библиотечному делу. Цель исследования – изучить особенности применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Научная новизна: обосновывается потенциал онлайн-генераторов облака тегов для подготовки востребованных специалистов библиотечного дела. Теоретическая значимость: выявленные особенности информационного взаимодействия при создании и использовании облаков тегов уточняются применительно к подготовке библиотекарей будущего. Разработка облаков тегов происходит на занятиях по дисциплине «Современные информационные технологии». Платформа AhaSlides и инструмент Live Word Cloud Generator используются для организации информационно-коммуникационной деятельности студентов. Задействовано 80 бакалавров, профиль подготовки – «Цифровизация информационных ресурсов и процессов». Все обучающиеся – студенты второго-третьего курса. Автором описана система работы с сервисами генерации облаков тегов, включающая этапы: анализ имеющихся цифровых инструментов и выбор оптимального, изучение функциональных возможностей, применение их для решения учебных задач и поддержки библиотечно-информационного обслуживания. В заключении сформулированы особенности использования сервисов: признание ценности каждой предлагаемой идеи, соблюдение объективности при анализе и интерпретации текста и полученного облака тегов, поддержка совместной деятельности в виртуальной среде и при выделении набора ключевых слов, пропедевтика работы с технологией искусственного интеллекта. Практическая значимость: выявлены факторы, влияющие на эффективность применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки: усиление влияния искусственного интеллекта и робототехники на рынок труда, круг читательских интересов, цифровая грамотность. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования программ системы профессиональной и дополнительной профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела.
Невзорова А. В. Дифференциация образовательных сред в контексте жизни современного человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 31–49. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241153.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы дифференциации образовательных сред обусловлена тем, что при достаточно полной и глубокой изученности такого педагогического явления, как образовательная среда, остается невыясненным вопрос о систематизации и обобщении научного знания об отдельных видах образовательных сред относительно специфики современной ситуации социокультурного развития человека и общества. Авторы публикаций по тематике образовательных сред в основном концентрируют свое внимание на изучении какой-либо конкретной образовательной среды, на конкретном образовательном уровне, ориентированном на достижение определенных образовательных результатов; кроме этого специфика научных представлений об образовательных средах в отечественных и зарубежных исследованиях не в полной мере соотнесена как в терминологическом, так и в содержательном плане. Целью статьи является обобщение научных представлений об образовательных средах, обоснование способа их дифференциации в непосредственной связи с контекстом современного бытия человека. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы дифференциации образовательных сред приняты системный и компетентностный подходы, поскольку: 1) опора на системный подход обеспечивает целостность, непротиворечивость логики исследования и обоснованность научных выводов; 2) компетентностный подход позволяет провести анализ существующих образовательных сред с точки зрения их влияния на формирование личности, с одной стороны, и возможностей приобретения индивидом новых компетенций благодаря вовлеченности в образовательную среду, исходя из своего экзистенциального выбора, – с другой. Основным результатом статьи стало представление нового трехуровневого подхода к дифференциации образовательных сред, являющегося попыткой охватить всю совокупность средового разнообразия современного транзитивного мира, в котором происходит развитие и становление личности, протекает жизнь современных людей. Теоретическая значимость статьи состоит в попытке совокупного применения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных образовательным средам, к решению проблемы дифференциации образовательных сред в контексте современного бытия. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученный научный результат может стать основой последующего изучения всего многообразия образовательных сред становления, профессиональной и личностной самореализации, жизнедеятельности современного человека.
Терещенко О. В. Методы работы с разными категориями детей в инклюзивной среде муниципального образования сельской территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 50–63. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241154.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Данная тема является особо актуальной в период ведения специальной военной операции и в сложившейся социально-политической обстановке. Опыт применения методов педагогической работы с разными категориями детей в сельской местности на примере работы образовательных организаций Неклиновского района Ростовской области стал практическим материалом для коллег с вновь присоединенных территорий, сотрудничающих с районной системой образования. Сельский район является площадкой для обеспечения равных воспитательных возможностей не только для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, проживающие в пунктах временного размещения на территории приграничного района. Целью данного исследования является изучение применения методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район» для обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ, детей из семей группы риска (детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции). Задачи исследования: рассмотреть преимущества использования методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район»; проанализировать особенности применения методов в сельской местности и рассмотреть примеры успешной практики. В данном исследовании используются индивидуальный подход с учетом потребностей каждого ребенка при создании условий для его участия в общественной жизни и коллективный подход как сотрудничество и взаимодействие между различными группами детей, педагогов, родителей, местным сообществом и участие всех заинтересованных сторон. Результатом работы является описанный опыт системы образования и практика приема пострадавшего населения приграничных территорий в 2014 и 2022 годах, который может быть использован в деятельности сельских общеобразовательных организаций. В ходе исследования достигнуты поставленные цель и задачи, изучены публикации и исследования известных педагогов и психологов, проведено анонимное анкетирование педагогов, рассмотрены анкеты, проанализированы особенности применения методов в сельских школах на территории приграничного муниципального района. Данная тема изучена, несет теоретическую значимость расширения и дополнения анализа научных характеристик применяемых методов в инклюзивной среде и практическую значимость: описанный практический опыт может рассматриваться как программа мероприятия для муниципальной образовательной системы в сельской местности, направленная на формирование доступной образовательной среды не только для детей с ОВЗ, но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, с участием административных, культурных и иных сотрудников для достижения общей цели включения прибывших детей в местное общество. Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа опыта педагогов Неклиновского района, расширении количества и категорий участников форума «Шаг в будущее», увеличении количества положительных отзывов детей, родителей, приглашенных гостей в ходе взаимодействия.
Богомолова Е. В., Краснобаев П. И. Сущность, структура и содержание компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 64–79. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241155.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у курсантов военных вузов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности в связи с тем, что на современном этапе развития Вооруженных сил России все активнее применяются формализованные методы обработки информации и моделирования. Целью исследования является обоснование сущности, структуры, содержания компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, определения критериев и показателей уровня сформированности компонентов данной компетенции. Теоретическую основу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей, раскрывающие понятия «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетенция курсанта», труды в области подготовки курсантов и офицеров к применению моделирования. Методологическую базу исследования составляет системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (в нашем случае таким объектом является понятие «компетенция моделирования»). Данный подход позволил на основе анализа научно-педагогической литературы и деятельности офицеров в области применения моделирования в профессиональной деятельности, принципов целостности, иерархичности, системности определить понятие «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов». Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа понятий «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетентность офицера», «компетенция курсанта», а также изучения деятельности офицеров по моделированию и практическому применению моделей в профессиональной деятельности дано определение компетенции применения моделирования, раскрыта ее сущность и структурный состав, описаны показатели сформированности компонентов компетенции по уровням (низкому, достаточному, повышенному). Теоретическая значимость статьи заключается в расширении авторами научных представлений о компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями военных вузов Российской Федерации в практической деятельности в процессе формирования военно-профессиональной компетентности курсантов.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Разговорная грамматика английского языка: направления исследования и способы обучения студентов языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241156.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение разговорной грамматике носит как практический, так и теоретический характер: необходимость владения разговорным регистром иностранного языка закреплена в предъявляемых требованиях ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, так же как и способность дескриптивно анализировать языковые явления с точки зрения языковых теорий. Кроме академической необходимости владения разговорной грамматикой, очевидна и непосредственно ее практическая роль. Цель исследования – обзор и описание способов обучения студентов языковых специальностей разговорной грамматике английского языка. Предложенные способы являются результатом анализа литературы и авторского педагогического опыта. Приведен анализ англо- и русскоязычных публикаций по теме исследования за 1962–2024 годы. Заделом для расширения исследований разговорной грамматики стал переход на дескриптивное обучение английскому языку и развитие корпусных технологий: становится понятным, что синтаксическая вариативность – результат изменения типа дискурса. Особую актуальность несет изучение разговорной грамматики в стране изучаемого языка, в других случаях акцентируется внимание на активном использовании аутентичных материалов (реклама, подкасты, чат-боты и др.). К основным элементам разговорной грамматики английского языка традиционно относятся опущения, дискурсивные маркеры, маркеры хезитации, вставки, эмфазы, инверсии, маркеры обратной связи и др. Обобщая анализ, можно отметить, что разговорная грамматика может рассматриваться как составляющая прагматической компетенции и имеет высокую теоретическую и практическую значимость в изучении иностранного языка. Научная новизна заключается в анализе и выделении научных приоритетов в изучении разговорной грамматики, а также в обобщении и выделении приемов работы над разговорной грамматикой иностранного языка (английского) у обучающихся языковых специальностей. В выводах авторы резюмируют основные аспекты темы.
Илакавичус М. Р. Способы оптимизации краткосрочной профессиональной подготовки на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 95–108. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241157.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социально-экономические условия постиндустриального общества определяют нестабильность рынка труда, что влияет на рост востребованности краткосрочной профессиональной подготовки. Подобные программы реализуют организации формального образования в областях, испытывающих кадровый голод. К ним относятся профессии высокой социальной значимости: младший медицинский персонал, сотрудники органов внутренних дел рядового и младшего начальствующего состава и т. п. Проблема проектирования профессиональной подготовки таких лиц состоит в необходимости научно обоснованной оптимизации процесса обучения в соответствии с идеей, высказанной Ю. К. Бабанским, то есть достижения максимально возможных результатов обучения в области знаний, умений и ценностей профессии при затрате необходимых и достаточных ресурсов. Цель данной статьи – описание варианта ее решения на основании гуманитарно-антропологической методологии. Автором проведен анализ теории и практики проектирования краткосрочной профессиональной подготовки в России и за рубежом, выявлены основные тенденции их развития. Выбранная методология позволяет определить основной способ оптимизации краткосрочного учебно-воспитательного процесса на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Он реализует идею событийной опоры темы как синкретичного конструкта содержания образования, в котором объединены знаниевая и эмоционально-ценностная составляющие новой для обучающихся информации. Событийность сокращает время ее усвоения за счет возникновения впечатлений от культуросообразных норм профессиональной деятельности, их осмысления на основе имеющегося опыта и самоопределения. Представлена последовательность этапов проектирования краткосрочной профессиональной подготовки. Диагностический этап нацелен на сбор и анализ данных, значимых для составления педагогическим работником представлений как о коллективном, так и об индивидуальных субъектах будущего образовательного взаимодействия. Этап структурирования содержания образования предполагает создание событийных опор – аутентичных служебных ситуаций выбора действий на основе ценностей профессии. На третьем этапе осуществляется выбор конкретных методов и форм предъявления событийных опор. Критерии выбора – диалогичность, рефлексивный потенциал. Заключительный этап предполагает создание итогового образовательного продукта (мини-текста, схемы, алгоритма, формулы действия по теме занятия), который будет опорой при актуализации нового знания. К сложностям реализации предложенного варианта проектирования относится наличие у него андрагогической компетенции. Перспектива исследования – выявление путей оптимизации профессиональной подготовки на иных методологических основаниях, с помощью иных способов трансформации содержания, механизмов их сочетания с андрагогическими дидактическими методами.
Гусева Т. А., Мамырина Н. С., Бессонова А. В. Творческая проектная деятельность как инструмент патриотического воспитания молодежи на примере реализации проекта «ПРОСТО ИСТОРИЯ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 109–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241158.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе развития общества не вызывает сомнения, поскольку патриотизм является одной из главных нравственных ценностей личности, что отражается в поступках и действиях человека. При сохранении лучших отечественных традиций образовательных практик сегодня требуются новые эффективные инструменты патриотического воспитания, которые отвечали бы ориентирам российской государственной политики, требованиям инновационной образовательной практики и социальным запросам современной молодежи. Один из таких эффективных инструментов – творческая проектная деятельность, которая стала предметом исследования, представленного в данной статье. Цель статьи – показать опыт реализации патриотического воспитания молодежи через творческий проект «#PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ)», поддержанный Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Ведущие методы в исследовании: проектирование и опросные методы (интервью, мобильные опросы). В статье показаны основные этапы реализации творческого проекта, описывается мобильная выставочная экспозиция и ее цифровой аналог, приводятся данные опроса и интервьюирования участников интенсива и зрителей выставки, а также полученные результаты, выраженные в социально значимом эффекте: в охвате более 10 000 участников из 29 регионов России, Республики Беларусь и Казахстана; в создании готового продукта творческой деятельности (творческого и информационного контента, мобильной выставочной застройки, виртуальной экспозиции, мультимедийного цифрового издания). Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как при теоретическом изучении проблемы формирования патриотизма современной молодежи, так и при организации мероприятий патриотической направленности.
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Трудности в обучении и стратегии их преодоления у современных школьников цифрового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241159.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением и анализом причин трудностей в обучении, стратегий их преодоления у современных учащихся. На основе рассмотрения психолого-педагогической литературы проводится анализ понятия трудностей в обучении с исторической и современной точек зрения. Представлены результаты авторской анкеты – первого раздела – изучение трудностей в обучении у подростков и старшеклассников. Раскрываются основные причины их возникновения, пути преодоления школьных проблем в период обучения. Цели исследования: выявить основные категории трудностей, стратегии их преодоления у современных школьников – представителей цифрового поколения в учебе, разработать содержание уроков «PRO умение учиться» для учащихся подросткового и старшего школьного возраста. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, педагогической и возрастной психологии. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (анкетирование); методы количественного и качественного анализа. В исследовании приняли участие 1664 подростка и старшеклассника образовательных организаций города Тулы и Тульского региона (5–11 е классы). Диагностическая программа включала авторский опросник, содержащий вводную информацию и три раздела: трудности в обучении, общении и социализации. В данной статье представлен анализ результатов анкетирования подростков и старшеклассников по проблемам трудностей в обучении. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «трудности», в выявлении особенностей школьной неуспешности современных детей. Новизна публикации связана с разработкой концепции уроков «PRO умение учиться» с использованием инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на преодоление трудностей в обучении. Практическая значимость состоит в том, что полученные опытно-экспериментальные данные и разработанные уроки можно использовать для улучшения предоставления психолого-педагогической помощи учащимся, организации профилактики и коррекции трудностей в обучении. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам, социальным педагогам, советникам по воспитанию, родителям.
Ольков А. С., Костикова Л. П., Федотова О. С. Научно-исследовательская деятельность аспирантов и адъюнктов: результаты онлайн опроса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 139–155. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241160.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Возрастающая потребность государства в новейших научных исследованиях и разработках влечет за собой необходимость активизации научно-исследовательской деятельности современных университетов. На практике наблюдается противоречие между необходимостью повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров и недостаточно высоким уровнем подготовки выпускников аспирантуры/адъюнктуры, что обусловило исследовательскую проблему. Цель исследования – выявить мнение аспирантов/адъюнктов об их научно-исследовательской деятельности в ходе онлайн-опроса, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о возможных путях совершенствования подготовки кадров высшей квалификации. Исследование базируется на субъектно-деятельностном методологическом подходе, позволяющем рассматривать научную деятельность аспирантов/адъюнктов с позиций творческого взаимодействия, рефлексии, индивидуального самонаучения и саморазвития. В исследовании принимали участие аспиранты и адъюнкты выпускных курсов вузов г. Рязани, осуществлявшие исследования по различным научным специальностям: техническим, медицинским, естественно-научным, социальным, гуманитарным и военным. Всего в опросе приняли участие 68 респондентов в возрасте от 25 лет и до 41 года и старше. 27 человек из них составляли женщины и 41 человек – мужчины. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении и анализе мнения и оценок аспирантов/адъюнктов выпускного курса, характеризующих их понимание трудностей обучения в аспирантуре/адъюнктуре. Теоретическая значимость заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в части подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в современном университете. Перспективы дальнейших исследований заключаются в научном обосновании путей совершенствования подготовки научных и научно-педагогических кадров в гражданских и военных университетах, в улучшении качества научного руководства, в рассмотрении возможностей использования технологий искусственного интеллекта в процессе проведения научных исследований.
Борщенко Г. М., Рубцова А. В. Концептуальные основы применения микрообучения в иноязычном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 156–169. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241161.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Несмотря на продолжительный период развития идей модульного и компьютеризированного обучения, концепция микрообучения в наибольшей степени является продуктом современности, отвечающим условиям социального взаимодействия, образу жизни современного человека, а также специфике его когнитивных процессов. Концепция микрообучения активно развивается в корпоративной среде, обладающей специфическими условиями с точки зрения организации обучения. Тем не менее исследователи отмечают рост числа попыток адаптации микроформата образовательными организациями, в частности на уровне высшего образования, в период постпандемии COVID-19. Весьма вероятно, что адаптация микроформатов в вузах в перспективе может трансформироваться в системную практику обучения, что указывает на актуальность исследования. При этом исследователи говорят о необходимости иной дидактической модели, трансформации методического мышления преподавателей, смены роли преподавателя и перехода к модерации деятельности обучающихся. Таким образом, целью исследования является систематизация различных способов реализации концепции микрообучения в практической деятельности. В ходе исследования проведен сопоставительный анализ различных типов микрообучения (порционное обучение, нанообучение, обучение по подписке, капсульное обучение, обучение «на ходу»). Источниками информации для анализа данных типов микрообучения стали материалы бизнес-сообщества и экспертов в области микрообучения, а также научные публикации российских и зарубежных исследователей в области иноязычного образования с использованием микрообучения и современных образовательных технологий. В результате проведенного анализа составлена матрица ключевых характеристик описанных типов микрообучения по таким критериям, как структура, ключевое преимущество для учащихся, особенности разработки контента, доступность контента, обратная связь, сроки обучения. Также можно сделать вывод о том, что термин «микрообучение» приобретает зонтичный характер, объединяя группу подходов к разработке контента, формату взаимодействия с обучающимися и организации процесса обучения. Дополнительно отмечается полисемия понятия «доступность материала» в контексте микрообучения: а) техническая доступность с помощью электронных устройств; б) дидактическая доступность, позволяющая максимально понятно и кратко сформулировать суть. Продолжая анализ типов микрообучения по указанным ранее критериям применительно к условиям иноязычного образования в вузе, авторы выявили, что в наибольшей степени условиям обучения в вузе соответствует порционное и мобильное обучение. Исследование способствует поиску методических решений для адаптации микрообучения в условиях иноязычного образования в вузе.
Баринова Д. О., Шакарикова А. А. Роль искусственного интеллекта в повышении академической успеваемости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 170–185. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241162.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Технологии искусственного интеллекта проникают во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательный процесс. Применение искусственного интеллекта в учебной деятельности и ее организации может значительно повысить академическую успеваемость обучающихся, улучшить качество образования, подготовить студентов к постоянно изменяющимся условиям рынка труда, а также повысить мотивацию к обучению. Соответственно, более детальное изучение влияния технологий искусственного интеллекта на академические результаты студентов является актуальной задачей современных образовательных технологий и педагогики. Цель статьи состоит в изучении роли искусственного интеллекта в повышении академической успеваемости студентов. Ведущим методом исследования является анкетный опрос. В статье проводится теоретический анализ современного состояния интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс, оценивается степень влияния искусственного интеллекта на академическую успеваемость студентов различных направлений подготовки и курсов, с учетом предложений респондентов определяются основные направления и перспективы внедрения искусственного интеллекта в высшее образование, даются рекомендации по возможностям использования этих технологий в образовании. Результаты исследования подтверждают, что искусственный интеллект активно применяется студентами для решения различных учебных задач. Отмечается его положительное влияние на академическую успеваемость, что подчеркивает значимость его интеграции в образование. Анализ корреляции между использованием искусственного интеллекта и академической успеваемостью показал, что с увеличением курса больше студентов используют технологии искусственного интеллекта, их успеваемость также улучшается. Новизна исследования состоит в выделении необходимости использования комплексного подхода к внедрению искусственного интеллекта в учебную деятельность, включающего не только техническое обеспечение, но и образовательные инициативы по обучению студентов работе с этими технологиями, в целях повышения академической успеваемости и организации более эффективного образовательного процесса. Теоретическая значимость исследования – формулирование и описание возможных подходов и путей внедрения искусственного интеллекта в образование для повышения академической успеваемости. Практическая значимость – возможность использования результатов для организации более эффективного образовательного процесса, повышения академической успеваемости.
Шашкина М. Б., Тумашева О. В., Кирнасова С. В. Развитие читательской грамотности обучающихся основной школы как условие преодоления рисков учебной неуспешности по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 186–199. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241163.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития читательской грамотности обучающихся не только в процессе изучения гуманитарных предметов, но и в процессе обучения математике. Результаты российских и зарубежных исследований убедительно свидетельствуют о негативном влиянии недостаточно сформированной читательской грамотности на качество математической подготовки обучающихся основной школы. Читательская грамотность на этой ступени обучения тесно связана с развитием мышления обучающихся. И недостатки развития умений работы с информацией, навыков смыслового чтения могут привести к ситуации учебной неуспешности, в том числе по математике. Цель статьи – выявить компоненты читательской грамотности, имеющие ключевое значение для обучающихся с рисками учебной неуспешности, и описать способы их формирования в процессе обучения математике. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования читательской грамотности была определена структура читательской грамотности. Результаты диагностических работ по оценке читательской грамотности и всероссийских проверочных работ по математике позволили выявить актуальный перечень дефицитов в сформированности отдельных действий – компонентов читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности – и разработать научно обоснованный подход к ее формированию, который представлен в виде модели. Приведены методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности, описаны дидактические условия реализации модели в процессе обучения математике. Материал статьи частично апробирован в образовательной практике и содержит описание эффективных способов формирования читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности. Теоретическая значимость статьи заключается в исследовании новых аспектов проблемы развития читательской грамотности школьников. Результаты исследования расширяют подходы к решению проблемы формирования читательской грамотности обучающихся и задают вектор поиска новых результативных методических решений. Практическая значимость заключается в возможности использования представленных результатов для совершенствования подходов к проектированию содержания и организации деятельности обучающихся на уроках математики в основной школе.
Сиваков М. А. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 200–213. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241164.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. В современных условиях межкультурного взаимодействия особое значение приобретает языковая подготовка, которая способствует интеграции будущих врачей в международное профессиональное сообщество и обеспечивает доступ к передовым научным достижениям. Моделирование образовательного процесса по формированию профессиональной идентичности студентов медицинского вуза представляет собой важный и многосторонний процесс, включающий не только овладение будущими врачами знаниями и навыками в области медицины, но и развитие их личностных качеств, таких как ответственность, эмпатия и этичность. Целью настоящего исследования является разработка модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. В статье приводится анализ литературы на предмет интерпретации профессиональной идентичности студентов отечественными и зарубежными исследователями, дается авторское определение профессиональной идентичности студента медицинского вуза, описывается модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представляющая исследуемый процесс как единое целое и как совокупность взаимосвязанных элементов, которые отражают потребности как медицинской сферы в целом, так и медицинского вуза в частности, в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Модель состоит из шести блоков: целевой, методологический, содержательно-организационный, процессуальный, критериально-оценочный, коррекционный – и основана на принципах профессиональной направленности, целостности, междисциплинарной интеграции, коммуникативности и ситуативности, функциональности образовательной среды. Исследование базируется на идеях профессиологического, целостного, интегративно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного и средового подходов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обогащена методология и технология профессионального образования посредством получения научно-технологического обеспечения модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Положения исследования могут стать теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования профессиональной идентичности будущих медицинских специалистов в медицинских вузах России.
Алексеева Г. И., Ушницкая С. Е. Формирование профессионально-педагогической деятельности педагога в исследованиях позитивной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 214–227. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241165.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования заключается в изменении требований к роли педагога, его профессиональным компетенциям в современных условиях. Функции и обязанности педагога должны постоянно подстраиваться под меняющиеся требования цифровизации и глобализации. В связи с этим у педагогов возникает необходимость переоценки ценностей, пересмотра своего отношения к профессионально-педагогической деятельности. В соответствии с современной парадигмой образования педагог должен быть мобильным, творческим, иметь высокий творческий потенциал, аналитические и коммуникативные способности, он должен быть готов к самообразованию, самосовершенствованию, должен уметь формировать пути своего непрерывного профессионального развития, саморазвития и самообразования. Цель данного исследования заключается в анализе и рассмотрении содержания базовых понятий деятельности и профессионально-педагогической деятельности педагога в аспекте позитивной педагогики. Для достижения цели исследования перед нами стоит задача уточнить и определить сущностные характеристики профессионально-педагогической деятельности современного педагога, выявить ее компонентную структуру в аспекте позитивной педагогики. В исследовании был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение сущностных понятий «позитивная педагогика», «позитивное отношение», «позитивная личность», «профессионально-педагогическая деятельность». Использованы методы анкетирования, тестирование, теоретический и эмпирический анализ. Для определения динамики развития профессионально-педагогической деятельности педагогов нами использовался метод «обратной связи», а также метод статистической обработки данных по 5-балльной шкале для определения мотивационного, личностного, когнитивного компонентов, включающий в себя формирующий и итоговый этапы оценивания. Научной новизной данного исследования является представление анализа понятия «формирование профессионально-педагогической деятельности педагога» в исследованиях позитивной педагогики, определение его уровня и компонентов. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентов формирования позитивной профессионально-педагогической деятельности, уровней их сформированности. Практической значимостью работы является анализ и обзор проблемы формирования профессионально-педагогической деятельности педагога в аспекте позитивной педагогики, эти выводы могут стать базой для проведения исследования по данной тематике. Основные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение проблемы формирования профессионально-педагогической деятельности педагога в современных условиях с точки зрения позитивной педагогики является актуальным.
Кошелева И. Н. Оптимизация обучения лексике английского языка в неязыковом вузе в парадигме доказательного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 228–243. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241166.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется потребностью в совершенствовании способов обучения лексике английского языка в контексте преподавания в неязыковом вузе. Нередко программы учебных курсов построены таким образом, что студентам приходится иметь дело с большим объемом лексического материала в рамках изучения как общего английского языка, так и языка профессии. Это обусловлено тем фактом, что лексика представляет практическую значимость для развития коммуникативной компетенции в целом. Следовательно, для активизации лексических навыков студентов от преподавателей требуется упорядочение методических приемов работы с лексикой в свете стремительного развития нейронауки и когнитивной психологии за последние два десятилетия. Достижения в указанных областях знания послужили импульсом к смещению фокуса внимания ученых на результаты эмпирических исследований и становлению доказательного подхода к преподаванию иностранных языков. Соответственно, уместным будет обращение к доказательной базе научных изысканий для более глубокого понимания когнитивных процессов, техник долгосрочного запоминания материла, особенностей некоторых учебных стратегий при овладении лексикой. Цель статьи заключается в систематизации наиболее эффективных с точки зрения доказательного подхода способов обучения лексике на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Исследование выполнено в рамках доказательного подхода, опирающегося на обоснованную информацию. Также в работе нашли отражение следующие теории и концепции: теория контекстуализированного познания, когнитивно-аффективная теория обучения с использованием медиаресурсов, теория когнитивной нагрузки, концепция уровневой обработки информации. Наблюдение за ведущими тенденциями в области преподавания иноязычной лексики позволило сформулировать ключевые принципы обучения лексическому материалу: реорганизация информации о лексических единицах в рамках когнитивных стратегий; тематическое группирование слов; обучение в контексте; уровень когнитивной нагрузки; когнитивная глубина взаимодействия с лексикой. Теоретическая значимость работы заключается в возможности обогащения научных представлений о когнитивных процессах, определяющих овладение иноязычной лексикой с учетом полученных в ходе эмпирических исследований данных. Практическая значимость статьи состоит в том, что описанные принципы работы с лексическим материалом могут помочь преподавателям расширить их методический арсенал. Кроме этого проиллюстрированные способы взаимодействия с лексикой могут быть использованы педагогами в различных образовательных контекстах с учетом их адаптации к потребностям обучающихся.
Косикова С. В., Худякова М. А. Оценка отсроченных результатов курсовой подготовки учителей как способ контроля качества дополнительных профессиональных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 244–259. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241167.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность представленного авторами статьи исследования определяется необходимостью решения проблемы контроля качества реализуемых в сфере педагогического образования дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП). Попытка решения данной проблемы предпринята в 2023 году в Пермском крае в рамках функционирования регионального сегмента Единой федеральной системы сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Цель исследования – обоснование проведения оценки отсроченного результата курсовой подготовки учителей в рамках внешнего контроля качества реализуемых дополнительных профессиональных программ. При написании статьи был проведен аналитический обзор литературы с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых, который помог авторам уточнить понятия «качество ДПП» и «отсроченный результат». Для апробации материалов к оценке отсроченного результата курсовой подготовки учителей по теме «Реализация требований обновленных ФГОС НОО в работе учителя» был использован метод анкетирования 237 слушателей курсов с использованием двух блоков заданий: «знание» и «применение». В диагностике принимали участие учителя начальных классов с различными квалификационными категориями, стажем и местом работы («сельская местность», «малый», «средний» и «большой» город). Качество выполнения слушателями курсов диагностических заданий составило 71%. На основании полученных результатов был сделан вывод о допустимом качестве реализованной ДПП и сформулированы рекомендации по коррекции ее содержания, например: включение в содержание программы практических упражнений по конструированию учебных заданий к формированию у обучающихся универсальных учебных действий; практикумов по анализу и установлению типа учебных заданий к формированию функциональной грамотности младшего школьника с последующей разработкой таких заданий по учебным пособиям для начальной школы. Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в анализе сущности феномена «отсроченный результат» курсового обучения учителей в проекции оценки их профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» (Общепедагогическая функция. Обучение (код А/01.6)). Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования специалистами системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) для разработки мониторинга качества обучения по реализуемым ДПП с включением процедуры оценивания «отсроченных результатов» слушателей. Внедрение результатов данного исследования может использоваться системой ДПО с целью совершенствования ДПП и форм, в которых они реализуются.
Москвина Ю. А. Классификация грамматико-морфологических ошибок в письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 260–273. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241168.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях развития российско-китайского сотрудничества увеличивается и интерес к русскому языку: китайские студенты изучают русский язык как в китайских, так и в российских вузах. Данная тенденция объясняет увеличение количества китайских студентов в Уральском государственном университете путей сообщения. Студенты проходят обучение на технических направлениях подготовки, поэтому изучение русского языка для китайских обучающихся – средство, а не цель обучения. Формирование коммуникативной компетенции у китайских студентов представляет собой одну из актуальных задач преподавателей русского языка как иностранного (РКИ). Важный этап в реализации такой задачи – обучение студентов корректному построению высказывания в письменной речи, поскольку, как показывают многочисленные исследования, грамматическая составляющая является наиболее трудной в процессе изучения русского языка на начальном этапе. Статья описывает ход опытно-поисковой работы, в рамках которой были выделены и классифицированы грамматико-морфологические ошибки в письменной речи китайских студентов. Данная классификация способствовала разработке ряда упражнений для предупреждения ошибок выявленных видов. Таким образом, основная цель статьи – создание классификации типичных грамматико-морфологических ошибок в письменной речи китайских студентов при изучении русского как иностранного языка на начальном этапе. Объектом исследования стали письменные работы китайских студентов, а предметом исследования – грамматико-морфологические ошибки, которые были допущены студентами (в количестве 605 единиц), обучающимися в Уральском государственном университете путей сообщения. Несмотря на то что ошибки были выявлены разного вида, разработанные рекомендации относятся только к наиболее частотным ошибкам. Теоретическая значимость исследования состоит в пополнении научной базы актуальной информацией, связанной с особенностями преподавания русского языка как иностранного. Практическая значимость избранной темы заключается в представлении рекомендаций, основанных как на результатах исследований заслуженных зарубежных и отечественных преподавателей, так и на собственном педагогическом опыте. Данная работа представляет потенциальный интерес не только для преподавателей русского языка как иностранного, но и для других ученых, поскольку указанная классификация ошибок с приведенными примерами может быть использована и для, например, филологических исследований.
Миловидова А. А. Развитие умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 274–288. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241169.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью английского языка как одного из инструментов приобретения предпрофессиональных знаний и умений для общения с представителями других лингвокультур. В настоящее время происходят изменения социального статуса предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования в России, английский язык превращается в средство предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве Российской Федерации. В связи с этим все чаще внедряются новые образовательные технологии обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, которые включают в себя различные формы использования иностранного языка как средства обучения. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение (далее – технология CLIL), где обучение английскому языку имеет метапредметный характер и тесно связано с другими предметами образовательной программы школы. Цель данной статьи – анализ теории и практики развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации). Исследование построено на коммуникативном, личностно-деятельностном и интегрированном подходах в обучении английскому языку, направленных на развитие умения монологической речи у школьников старших классов в рамках профильно-ориентированных тем. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно конкретизирует положения концепции профильного обучения иностранным языкам на уровне среднего общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем опытным путем получены данные, позволяющие эффективно организовать работу по развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL, в естественно-научной сфере коммуникации, на базе разработанного авторского курса «Английский язык в профессии». Результаты исследования в рамках статьи заключаются в обобщении теоретических основ развития умений монологической речи в рамках курса по выбору «Английский язык в профессии», нацеленного на учащихся 10–11-х классов, которых в будущем интересуют профессии естественно-научного направления; в получении опытным путем данных, позволяющих эффективно организовать работу по развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL для подготовки к предстоящему в будущем общению с зарубежными коллегами в профессиональной сфере естественно-научного направления. Результаты исследования могут быть использованы в организации как урочной, так и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования.
Рябова М. Э., Ван Б. Применение интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 289–305. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241170.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования в работе обусловлена: возрастающей ролью китайского языка как одного из инструментов расширения профессиональных знаний и умений у специалистов неязыковых профилей при общении с коллегами из Китайской Народной Республики в связи со стремительными преобразованиями политического и социально-экономического характера в Российской Федерации и укреплением рабочих связей между сотрудниками международных компаний двух стран; растущим противоречием между потребностью преподавателей иностранных языков высшей школы в использовании интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей с целью развития у них всех видов иноязычной речевой деятельности в ходе общения и взаимодействия с представителями других лингвокультур, с одной стороны, и отсутствием оптимального опыта применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей в высшей школе, с другой стороны; стремительным развитием интерактивных образовательных технологий обучения иностранным языкам в современном мире. Цель исследования – обобщение практики применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Работа была построена на основе компетентностного подхода, где содержание обучения китайскому языку было направлено на формирование коммуникативных компетенций и интерактивного подхода, заключающегося в повышении мотивации учащихся к изучению китайского языка посредством введения новых эффективных приемов обучения. Теоретическая значимость исследования состоит в освещении современных концептуальных положений по проблемам применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Практическое значение исследования заключается в разработке спецкурса «Деловой иностранный язык (китайский)», включающего интерактивные приемы обучения говорению на китайском языке, который может быть использован преподавателями иностранных языков в высшей школе. Итоги работы обозначены следующим образом: результативность обучения говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей зависит от методов обучения и от условий, в которых они наиболее эффективно реализуются. В работе научно обоснована значимость применения интерактивных образовательных технологий в плане обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых специальностей, с включением соответствующих методических приемов, которые могут быть использованы в высшей школе, с учетом профильной направленности, а также на курсах повышения квалификации преподавателей иностранного языка (китайского).
Симашенков П. Д. Потенциал триггерной педагогики в освоении гуманитарных и социальных дисциплин в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 306–318. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241171.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы определяется дискуссиями вокруг обучаемости представителей поколения Z. Цель исследования – оценка потенциала новой педагогической модели, предмет исследования – методика преподавания гуманитарных и социальных дисциплин в высших учебных заведениях. Ключевым избран идеологический подход, в основе которого положение о том, что вузы призваны формировать интеллигенцию. Камень преткновения в деле обучения зумеров – мещанский менталитет, усугубленный нежеланием учиться (это побочный эффект внушенного им потребительства). В качестве варианта восстановления авторитета университетского образования и повышения его эффективности предлагается концепция триггерной педагогики, способной в перспективе обеспечить синергию цифровых форм и человечного содержания учебно-воспитательного процесса. По мнению автора, вопрос духовно-нравственного обеспечения учебы в университетах является сегодня первостепенным. Именно гуманитарные предметы закладывают фундамент изучения предметов социальных, более того – вооружают студента научным мировоззрением, помогающим превзойти дисциплины естественные и технические. Формируя образовательную траекторию, следует культивировать и координировать критическое мышление студентов. Методика сильно зависима от харизмы и морального авторитета педагога, от его любви к предмету и способности выразить поэзию науки. В приоритете преподавания общеобразовательных дисциплин на младших курсах – обучение умению учиться, следующий этап – знакомство с азами исследовательской работы, далее – совершенствование навыков грамотной компиляции и приобщение к культуре дискуссии. Основа триггерной педагогики – идея творческого отношения к учебе. Автор убежден: эстетически окрашенная междисциплинарность в освоении гуманитарных предметов может гармонизировать развлекательный, воспитательный и академический компоненты просвещения, не допуская профанации и популизма. В итоге учащиеся должны осознать себя не только коллегами, но и современниками, а главное – соотечественниками. Научная новизна исследования определяется апробацией методов триггерной педагогики на базе высших учебных заведений. Теоретическая значимость работы – в обосновании принципов новой модели обучения, практическая значимость – в обогащении учебно-воспитательного процесса эстетическим компонентом.
Пазухина С. В. Использование педагогических технологий в реализации моделей обеспечения психологического комфорта школьников в условиях новых вызовов и угроз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 319–335. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241172.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы связана с необходимостью осмысления новых вызовов и угроз и создания теоретической базы для обоснования факторов достижения психологического комфорта обучающихся в современных условиях. В работе представлены результаты анализа теоретических моделей, цель которого состояла в определении оснований для описания составляющих, обеспечивающих психологический комфорт обучающихся в информационно-образовательном пространстве школы с учетом новых вызовов и угроз. Методологическим подходом, позволившим комплексно рассмотреть изучаемые факторы, выступил системный подход. Исходя из его основных положений и принципов, были изучены подходы к рассмотрению понятий психологического комфорта, социально-психологического климата, психологической безопасности образовательной среды, психологического благополучия обучающихся. Проанализированы исследования, посвященные современным вызовам и угрозам, которые опосредованно или напрямую влияют на ощущение психологического комфорта/дискомфорта ребенком. Описаны маркеры психологического комфорта и дискомфорта, приведены некоторые негативные последствия дискомфортных состояний школьников. Теоретическая значимость заключается в обосновании и раскрытии составляющих, важных для достижения психологического комфорта обучающихся в условиях современных вызовов и угроз. Показано, что современный мир вызовов и угроз можно рассматривать не столько со стороны самозащиты или обеспечения полного спокойствия, внешней защищенности, сколько с позиции иных механизмов и условий, требующих новых способов осмысления меняющейся реальности и ведущих к открывающимся возможностям, которые необходимо спрогнозировать и использовать во благо. Поэтому особую роль сегодня приобретают задачи по развитию личностных ресурсов обучающихся быть готовыми к разного рода угрозам, проявлять жизнестойкость в трудных ситуациях, следовать своей цели, созидая при этом и делая что-то полезное для своей страны, помогая другим. Практическая значимость заключается в том, что для каждой изучаемой составляющей, обеспечивающей психологический комфорт обучающихся, предложены педагогические методы (метод акцентирования ценностей, метод ценностных контрастов, метод придания ценности, методы формирования патриотических ценностей, смысложизненных ориентаций, методы реконструкции стилей общения, совместное со взрослыми обсуждение значимых для страны новостей, тренинги развития критического мышления, анализ манипулятивных технологий, используемых телефонными мошенниками, экспресс-упражнения для снятия эмоционального стресса, отрицательных эмоций, проводимые на уроках, динамических паузах, на переменах, методы самоорганизации и др.), которые могут использоваться для проведения эмпирического исследования.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Student journey map как инструмент формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 336–348. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241173.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные положения системы высшего образования обусловлены трансформирующимися требованиями рынка труда. В соответствии с этим появляются новые, более гибкие методы обучения, которые учитывают потребности не только бизнеса, но и индивидуальные потребности студентов. Инструменты и методы заимствуются из других сфер применения. Так, из маркетинга в образование пришел инструмент journey map, который направлен на изучение учебного опыта и потребностей студента. Изучение образовательного пути студента отражает компетентностный подход, сутью которого является нацеленность на профессиональные и личностные способности. Цель статьи – определение этапов разработки student journey map (далее – SJM) как инструмента формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров; а также разработка SJM по дисциплине «Маркетинг». В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ, синтез, обобщение, полуструктурированное интервью. В результате исследования были определены основные этапы разработки SJM, к которым относятся: определение целей и задач, сбор и анализ данных, создание портрета студента, определение ключевых действий студента, определение точек взаимодействия, анализ эмоций и потребностей, визуализация. Данные этапы могут быть применены при разработке SJM в любой области образования и на любом этапе, поскольку представляют собой системный план. Проведенное полуструктурированное интервью студентов позволило составить портрет студента первого курса, основными характеристиками которого являются: минимальные знания о маркетинге, стремление получать новые знания, активное использование социальных сетей, адаптация к новой социальной среде, стремление к коллективной деятельности, адаптация к требованиям университета, высокие технологичные требования. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты компетентностного подхода в образовании; синтезе и обобщении изученных понятий компетентностного подхода. Практическая значимость исследования представлена определением этапов разработки SJM при подготовке будущих менеджеров.
Психология
Валиуллина Е. В. Выраженность организаторских способностей и их связь с некоторыми психологическими свойствами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 349–355. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242017.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения психологического обеспечения организаторских способностей личности обусловлена их востребованностью во многих сферах жизни. Под организаторскими способностями понимают психологические свойства личности, которые призваны обеспечить успешность выполнения организаторской деятельности. С целью изучения влияния ряда психологических свойств на организаторские способности личности было проведено исследование. Результаты показали наличие значимой положительной взаимосвязи организаторских способностей с реализацией потребности в саморазвитии, восприятием социальной поддержки от «значимых других» людей и временной составляющей антиципационной состоятельности личности.
Сафронова Е. А., Уторина О. Д. Комплексное психологическое исследование чувства вины у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 356–368. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242018.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вина как компонент нравственного сознания, которое интенсивно продолжает формироваться в раннем юношеском возрасте, является актуальным полем исследования, так как лучшее понимание данного феномена поможет предотвратить возможные деструктивные последствия его проявления: повышенную тревожность, социальную дезадаптацию и др. Цель статьи – показать результаты эмпирического исследования вины у студентов как агрессии во взаимосвязи с ее видами и формами. В исследовании приняло участие 32 студента Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (в возрасте от 19 до 21 года, 15 юношей и 17 девушек). В результате были выявлены статистически значимые корреляционные связи между чувством вины как формой агрессии, а также была определена взаимосвязь чувства вины как агрессии с ее формами и видами.
Артемихина Д. С., Втюрина Т. А. Психоэмоциональные последствия безработицы: как статус влияет на личностное благополучие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 369–377. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Психоэмоциональное благополучие имеет важное значение для эффективного функционирования человека. Особую актуальность оно приобретает для лиц, имеющих статус безработного. Цель исследования состоит в изучении влияния статуса безработного на структурные компоненты психоэмоционального благополучия личности. Было показано, что статус безработного не влияет на личностный блок, негативно влияет на когнитивно-оценочный блок и неоднозначно влияет на эмоционально-аффективный блок психоэмоционального благополучия личности.