Аутентичные тексты как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Палешева Е. А. Аутентичные тексты как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 1 квартал 2011. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11105.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и стадии развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению через использование аутентичных текстов на уроках английского языка на старшей ступени обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Палешева Елена Аркадьевна,учитель английского языкавысшей квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21», г. Киров

Аутентичныетексты как средство развитияпознавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка встаршихклассах средней школы

Аннотация.В статье рассматриваются особенности и стадии развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению через использование аутентичных текстов на уроках английского языка на старшей ступени обучения.Ключевые слова:личностноориентированное обучение, познавательный интерес, чтение.

«Есть успех –есть и желание учиться» –вот формула, которой следовал В.Н.Сухомлинский[1]. Он был глубоко убежден в неисчерпаемости познавательных возможностей школьника, в пытливости его ума, в его стремлении к знаниям. Обучение следует строить на этом оптимизме, следует дарить детям радость познания. Поэтому ведущие идеи, которыми мыруководствуемсяв работе, это:1)личностноориентированное обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка;2)педагогика сотрудничества.Цель личностноориентированного обучения –создание оптимальных условий, направленных на обеспечение активной учебной деятельности каждого ученика на уровне его потенциальных возможностейс учетом цели деятельности. При этом учащиеся рассматриваются как полноправные партнеры в условиях сотрудничества.В основе педагогического опыта лежат идеи Г.И. Щукиной об активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе и теории оптимизации учебновоспитательного процессаЮ.К. Бабанского[2, 3].Г.И. Щукина выделила стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.Любопытство –начальная стадия интереса, связанная с занимательностью предмета или ситуации. Интерес исчезает, если исчезает раздражитель, и тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.Любознательность–ценное состояние личности. Она характеризуетсястремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностидеятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развиваетсяне только на уроках, но и в труде, когда человек отрешенот простого исполнительства и пассивного запоминания. Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В.А.Сухомлинский, –это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонек любознательности. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске[4].Познавательный интерес–важнейшее интегральное развитие личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, т.е. его наличие не присуще от рождения. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания, Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.Теоретический интерессвязан со стремлением познать проблемы науки, использовать теорию как инструмент познания.

Теоретической интерес связан как со стремлением к познанию (сложных теоретический вопросов и проблем конкретной науки), так и с использованиемих как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрениемчеловека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не толькопознавательноеначаловструктуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового развития учеников, открывающего его перспективы. Познавательный интерес как мотив учения имеет ряд преимуществ, которые могут существоватьи наряду с ним (самоутверждение, стремление быть в коллективе и др.). Обычно, при анкетировании, среди нескольких мотивов познавательный интерес всегда собирает большее число положительных ответов. Отсюда –познавательный интерес в большей мере, чем другие мотивы, становится и смыслообразующим, и побуждающим к реальным действиям; он чаще, чем другие мотивы, сочетает в себе элемент общей мотивации деятельности и мотив непосредственного действия. Поэтому познавательный интерес выступает и как цель, и как средство. Познавательный интерес –это устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, жажда знаний –все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания, располагающий ученика к самостоятельной деятельности. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых различных видах деятельности.Формирование этой черты личности необычайно благотворно сказывается на всем развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находят выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышления, воображения, памяти, воли, эмоций. В свою очередь сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это укрепляет чувство собственного достоинства школьника, повышает его вес в коллективе сверстников. Главная цель обучения в современной школе–это развитие личности школьника.Обществу необходимытворческие личности, умеющие критически мыслить, предлагать нестандартные решения возникающих проблем, способные реализовать себя.Иностранный язык средствами своего предмета вносит определенный вклад в воспитание активной личности.Чтение,как одиниз видов речевой деятельности, играетбольшую роль в реализации данной задачи.Приоткрывая для подрастающего поколения новый мир, давая возможность прожить жизнь других людей, сравнивая и сопоставляя, чтение оказывает огромное влияние на формированиевнутреннего мира человека, его индивидуальности. Важно, чтобы как можно большему числу людей нравилось и хотелось читать.Но в современном мире у чтения много конкурентов: телевидение, компьютер, компьютерные игры и т.п. Естественно, учащиеся отдают предпочтение легкому и простому. Поэтому задачей современной школы является такая организацияработы с этим видом деятельности, чтобы чтение на иностранном языке связывалось с положительными эмоциями, с постоянным желанием приобретать новые знания, только так чтение будет способствовать развитию познавательных интересов.Более того, в содержание контрольноизмерительных материалов по английскому языку входит тест по чтению, целью которого является проверка сформированности у учащихся умений в трех видах чтения:понимание основного содержания аутентичного текста, извлечение необходимой информации из аутентичного текста, полное понимание художественного аутентичного текста.В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от измененияцели получения информации из данного текста.Просмотровое чтениепредполагает получение общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это чтение беглое, выборочное. Оно, обычно, имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, –есть интересующая информацияв тексте, или нет.Ознакомительное чтениепредставляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. Основная коммуникативная задача при данном виде чтения заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы решаются в тексте и каким образом, что именно говорится по данным вопросам и т.д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.Изучающее чтениепредусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейсяв тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.Поисковое чтениеориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель –быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироватьсяв логикосмысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме.В учебных условиях поисковоечтение выступает скорее как упражнение, оно является обычно сопутствующим компонентом приразвитии других видов чтения.В области чтения ставится задача совершенствования трех (наиболее распространенных видов чтения: чтение с пониманием основного содержания текста (reading for the main idea), чтение с полным пониманием текста (reading for detail), чтение с выборочным извлечением нужной или интересующей информации (reading for specific information). Обучение всем трем видам чтения ведется на основе аутентичных текстов, соответствующих возрастным интересам учащихся.Для обучения чтению в соответствии с требованиями базового уровня учащиеся учатся читать различные типы текстов: художественные, научнопопулярные, публицистические (газетные, журнальные статьи), функциональные (вывески, объявления, карты, планы, таблицы, рекламные проспекты и др.)Чтение вслух выступает, с одной стороны, как средство для совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи, а с другой –в своей вспомогательной коммуникативной функции: учащиеся ставятся в ситуации, когда они должны прочитать известный им текст другим людям, чтобы ознакомить их с неизвестным содержанием, или найти предложение из текста для аргументации своей точки зрения.Чтение про себя является основной формой чтения. Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного как на уровне значения, так и на уровне смысла. Кконцуобученияучащиесядолжныовладетьтакимиумениями, как: anticipating, predicting, deducing meaning of words by context/analogy / synonyms / definitions / word formation / picture use / dictionary use, identifying the topic, understanding relations between topic sentences and topic, understanding unrelated ideas, interpreting maps, charts, etc., / distinguishing facts and opinions, taking notes, outlining, summary / writing, using reference materials, еtс.Большое значение придается самостоятельному обращению учащихся к лингвострановедческому справочнику, в задачи которого входит, вопервых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся за счет ознакомления их со страноведческими сведениями, вовторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов, энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность учащихся.«Книга для чтения» выделена в отдельный компонент. Это сделано для того, чтобы учащиеся могли почувствовать мотивацию успеха, ощутить способность читать книги на английском языке. Однако авторы старались, чтобы домашнее чтение воспринималось не как довесок к занятиям в классе, а органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание и сюжетную линию. В заданиях учебника указывается, какой материал после какого раздела цикла рекомендуется читать из «Книги для чтения» и где его можно использовать на уроках по обучению другим видам речевой деятельности.В «Книгу для чтения» наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов, таких, как: Nigel Hinton, Betsy Byars, J. Swift, P. B. Shelley, George Orwell, B. Shaw, Sylvia Sherry, Joan Lingard, Michelle Magorian, Sue Townsend, Douglas Dunn и др. Авторы постарались максимально разнообразить типы аутентичных текстов, включенных в «Книгу для чтения». В ее содержание вошли короткие рассказы, отрывки из повестей, дневников, научнопублицистические статьи из различных газет и журналов, письма (личные, деловые, письма к редактору), инструкции, постеры, рекламные объявления, документы, комиксы, диаграммы, таблицы, словарные статьи из энциклопедических словарей, стихи, научнопопулярные тексты из брошюр и буклетов. Отличительной особенностью «Книги для чтения» является то, что в ней не только подобраны тексты, соответствующие возрастным интересам учащихся, но и даются самые разнообразные упражнения для развития умения читать.Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.В своей работе я использую следующую систему заданий при обучении чтению.Предтекстовой этап.Цель:создать условия для активизации уже имеющихся знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста.Задачи.

1.Снять возможные языковые и стилистические трудности текста.2.Создать соответствующую атмосферу для восприятия текста, чтобы возникло желание прочитать его, пробудить интерес к теме рассказа.Упражнения.1.Ввести в тематику произведения, опираясь на средства наглядности дать сведения об авторе, стране.2.Ввести лексику, без знаний которой понятие текста будет затруднено.3.Упражнения на узнаваниеслова по семантическому признаку: подобрать синонимы, антонимы к слову, подобрать однокоренные слова, выписать из текста слова, обозначающие чтолибо.4.Познакомить учащихсяс новыми грамматическими явлениями.5.Высказать свои предположения о содержании текста на основе заголовка, рисунков, двух–трех начальных предложений и т.д.6.Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответы из текста.Текстовой этап.Цель:развивать умения и навыки работы с текстом, соответствующие конкретному виду чтения.Задачи.

1.Учить извлекать нужную информацию для выполнения различных заданий.2.Осуществить контрольпонимание текста или его частей.Упражнения.1.Определить значение лексических единиц на основе аналогии, контекста, словообразования.2.Найти ответы на вопросы по содержанию текста.3.Выделить из текста предложения, несущие важную ключевую информацию.4.Выписать основные имена (географические понятия, термины, описания).5.Расставить в логической последовательности предложения, абзацы текста.6.Заполнить пропуски предложениями.7.Решить кроссворд.8.Выделить слова, словосочетания, предложения, в которых отражено авторское отношение к проблеме.9.Выделить авторские характеристики, выводы.10.Пересказать часть текста, выражая собственное отношение к проблеме.11.Выделить предложения, в которыхсодержатся выводы.12.Обобщить суть проблемы одним высказыванием.13.Выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных в упражнении.14.Продолжить предложение.15.Придумать и написать вопрос(ы) к предложениюили тексту.16.Дать характеристику герою текста.17.Узнать имя героя по репликам, фразам.

Послетекстовой этап.Цель:способствовать развитию творческих способностей учащихся, их фантазии на основе прочитанного текста.Задачи.

1.Создать соответствующие условия, при которых стало бы возможным творческое осмысление текста.2.Способствовать формированию навыков работы в коллективе для выполнения групповых заданий.Упражнения.1.Выразить свое мнение по проблеме, теме текста. 2.Придумать свое продолжение рассказа, сказки.3.Составить диалог на основе текста.4.Сделать художественный перевод отрывка.5.Написать письмо главному герою.6.Подобрать пословицу, поговорку, фразеологизм, отражающие основной смысл текста.7.Озаглавить текст посвоему.Сущность опыта состоит в развитии познавательных интересов учащихся при обучении чтению через использование аутентичных текстов на уроках английского языка на старших ступенях обучения. Продуктивность опыта.1.Ученик показывает более высокую степень вовлеченности в учебный процесс. 2.Отношение к учебному труду перерастает в активное, осознанное, что является условием развития личности школьника. 3.Ученик более успешно овладеваетсистемой знаний, умениями, предусмотренными программой.4.Создание благоприятного моральнопсихологического климата, доброжелательной атмосферы на уроке.5.Развитие и поддержание интереса к предмету (английский язык).Трудоемкость.1.Разработка и подбор упражнений, творческих заданий к текстам.2.Разный уровень познавательной активности учащихся.3.Недостаток времени для индивидуальной работы с учеником.Доступность(возможность внедрения) опыта: возможность применения опыта во всех типах школ как с углубленным изучением предмета, так и в классах с обычным количеством часов. Предложенная система упражнений при обучении чтению апробирована в течение несколькихлет на базе лицея№21.

Ссылки на источники1.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.–К.:Рад. шк. 1985.–557с. 2.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. –М.:Просвещение, 1979. –160 с.3.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения.–М.:Педагогика, 1977. –256 с.4.Сухомлинский В.А.Указ. соч.



Palesheva Elena,English teacher luxury "Lyceum № 21", KirovAuthentic texts as a tool for cognitive interest of students in learning to read in English class language in high schoolAbstract.The paper discusses the features and stages of development of cognition the successive interest of students in learning to read through the use of authenparticle texts in the English language lessons at the senior level of training.Keywords:studentcentered learning, cognitive interest, read on.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»