Обобщающие уроки природоведения в контексте интегративного подхода
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пантюхина
Н.
Г. Обобщающие уроки природоведения в контексте интегративного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2011. – 3 квартал 2011. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2011/11306.htm.
Аннотация. Статья показывает возможности интеграции при проведении обобщающих уроков в начальной школе. В частности показывается, как могут быть интегрированы знания из различных предметов при изучении домашних животных в 3 классе средней школы.
Ключевые слова:
развитие учащихся, интегративный подход, уроки обобщения, преподавание в начальной школе
Текст статьи
Пантюхина Надежда Георгиевна,учитель начальных классов высшей квалификационной категорииМОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Обобщающие уроки природоведения в контексте интегративного подхода
Аннотация.Статья показывает возможности интеграции при проведении обобщающих уроков в начальной школе. В частности показывается, как могут быть интегрированы знания из различных предметов при изучении домашних животных в 3 классе средней школы.Ключевые слова:интегративный подход,уроки обобщения, преподавание в начальной школе, развитие учащихся.
В необходимости обобщающих уроков уже никто не сомневается. Особенно велика роль таких уроков в курсе природоведения.Обобщениесложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, объектом обобщения могут быть: свойства предметов, факты, события, явления, качества и признаки, отношения, связи, процессы.Обобщать возможно лишь такие явления,между которыми есть сходство (в логике так называемые сравнимые понятия). Объекты для обобщения так же должны быть хорошо известны.При правильно выбранной методике проведения уроков обобщения:1)удетей расширяется круг представлений о живой и неживой природе (фактические знания);2)активизируются мыслительные операции синтез и анализ;3)удетей развивается способность анализировать материал, сравнивать и сопоставлять знания, устанавливать связипредметов и явлений, выявлять и объяснять закономерности, рассуждать,самостоятельно делать выводы и заключения;4)формируется экологическая культура школьников. Это не только знания и умения, но и развитие мышления, эмоций детей и их деятельность по защите, уходу и улучшению окружающей среды;5)уучителя есть возможность шире: использовать интеграцию в обучении;развивать устную речь учащихся;применять разнообразный дидактический материал, ТСО;включать игровые моменты.Это повышает активность детей, а значит и эффективность урока. Особенность и сложностьтаких уроков состоит в том,чтобы умело:выделить основные идеи, понятия, правила;подобрать соответствующие упражнения.На таких уроках учитель сам объясняет мало, он руководит познавательнойдеятельностью учащихся.Например, по программе Плешакова «Зеленый дом» (природоведение, 3 класс, система 14, [1]) на тему «Разнообразие животного мира» отводится 1 час. Этогонедостаточно, так как тема вызывает интерес у ребят. Можно посвятить ещё один урок домашним животным.Возникает необходимость в интеграции, учитывая огромный объём информации, которую дети должны получить. Это дает возможность:дать больший объем знаний;детям получать информацию небольшими порциями, а значит глубже усваивать полученные знания;благодаря многократному повторению говорить о прочности усвояемого материала;привлекать дополнительные данные и занимательный материал, вызывая у детей все больший интерес;наконец, сэкономить учителю время на уроке.Самый распространенный домашний любимецкошка,следовательно,продолжить изучение многообразие животного мира можно на материале о кошках.Цельюбыло показать разнообразие пород домашних кошек;путём исследования установить связь между домашними кошками и дикими; создать условия для воспитания чувства ответственности за прирученное животное. Для активизации познавательного интереса детей, урок проводится в фоpме конкурса. Чтобы вызвать у детей более глубокие эмоциональные чувства, участниками конкурса становятся дети и их домашние друзьяживые кошки.Для глубокого и прочного усвоения материала, знания сообщаются на самых разнообразных уроках:1. На классном чтении([2],раздел 8 «Животные в нашем доме»).На уроках обсуждаются: характеры и повадки животных, способы ухода за домашними любимцами.2. На русском языке([3],«В театре зверей». Творческая работа.)Дети узнают о дрессированных зверях, о профессии дрессировщика, о театрах зверей Натальи Николаевны Дуровой и Юрия Куклачёва. В сочиненияхкнижках дети описывают свой придуманный театр зверей.3.На внеклассном чтениипо теме «Любимые книги о домашних животных».Детьми издаётся газета о домашних любимцах. Они приносят стихи, сочинения и рассказы о своих домашних животных.4.На уроках трудового обучения(тема «Наш пушистый друг», работа с разными материалами).Дети знакомятся с различными породами домашних кошек. Находят отличия и сходство между ними. Характерен выбор детьми материала для работы: мех, бархат, ватин, драп и шерсть с ворсом. Ни один ребенок не принёс материалы «гладкие» и «холодные», такие какшёлк, кожу, капрон и т. д.5.
Предварительно проводится экскурсия в детский клуб любителей животных «Леопольд» (ОДТЮ «Мемориал»).На «Уроке доброты» дети узнают об истории кошек, об их значении и роли в жизни людей, о способах ухода за домашними любимцами.6.
Посещение зоопарка или представления вцирке помогут детям получить представление об истинных размерах зверей, их поведении, повадках, о внешнем строении тела животных.Чтобы усилить творческое началоиспользуется исследовательский метод. Для этого детям предлагается поэкспериментировать с предметами ухода за домашними любимцами:расчески из разных материалов (пластмассовые,металлические,деревянные);туалет для кошки (пластмассовая коробка,железный ящик,деревянный ящик,картонная коробка);посуда для кошки (фарфоровое блюдечко, пластмассовая тарелка);… и выяснить что наиболее практично и безопасно.Также предлагается понаблюдать за кошками, их повадками, поведением в разных ситуациях в домашних условиях.
Предварительно выбираются (по желанию)конкурсанты (дети, имеющие домашнюю кошку). Они готовят презентацию своего любимца и оформляют в виде сочинения, сообщения, буклета и т.п. (самостоятельная работа).Ученики (члены редколлегии)вырезают жетоныкошечек для рефлексии. Готовят медали для награждения животных. Оформляют газету (групповая работа). Дети, вошедшие в состав жюри, знакомятся с протоколами конкурса и требованиями к оцениванию конкурсантов (групповая работа). Некоторым детямпредлагается подготовить рассказ о понравившемся художественном произведении (самостоятельная работа). Оставшиеся дети входят ворганизационный комитетпо подготовке и проведению урока (групповая работа). Таким образом, каждый ребенок становится участником данного урока.Родители покупают призы для конкурсантов детей и кошек, и остальныхребят.На уроке детисами ставят цели, определяют мотивы. (Кроме установления родственных связей между домашними и дикими кошками, т.к. они не предполагают, что будут изучать диких животных из семейства кошачьих.) Сначала обсуждаются домашние животные. Обобщаются знания о породах домашних кошек. Вводится новый термин «фелинология» наука о кошках. Как подтверждение разнообразия пород, конкурсанты представляют своих любимцев и рассказывают об их поведении, характере, любимой еде, о связи с какойлибо породой кошек. По предложению учителя дети перечисляют животных, запомнившихся в зоопарке и цирке. Учитель заостряет внимание на тиграх. Выясняется объём знаний об этом животном. Сообщаются новые сведения. Далее дети называют еще диких кошек и также показывают знания из жизненного опыта, а новые сведения добавляет учитель. Беседа сопровождается показом иллюстраций или киноотрывками, а также карточкой с названием вида животного. В ходе беседы вводитсяновый термин «прайд» группа (семья) львов. Затем учащиеся находят сходство между дикими и домашними кошками, используя наблюдения за теми и другими, знания из жизненного опыта и сведения, полученные от учителя.1. Внешнее сходство диких и домашних кошек.2. Строение тела, положение тела во время движения, покоя, перед прыжком. Например:кроме гепарда все дикие кошки втягивают когти в подушечку;леопард (пантера), ягуар, рысь прекрасно лазают по деревьям;
снежный барс (ирбис), сервалы и каракалы охотятся на мышей;леопард зарывает помет;пума любит резвитьсяи играть. Ловит свой хвост и скачет за бабочками.З. С гепардом в XIXII веке русские князья охотились на сайгаков, то есть они были «борзой собакой».4. Активны на исходе дня, ночью и в раннее утро.Вводится новый термин «семейство кошачьих».Детиделают вывод, что дикие кошки произошли от одного и того же животного, что и домашние. Но разные условия обитания, различное питание привели к тому разнообразию диких и домашних кошек, которое мы наблюдаем в современное время. Затем, наблюдая фрагменты окраса шкуры ягуара, гепарда и леопарда, сравнивая и анализируя, дети приходят квыводу о том, как различить этих животных по пятнам. В это времяучастники конкурса заполняют карточки с тестовыми заданиями. Пока жюри оценивает работы, остальным детям зачитываются те же вопросы. Происходит обобщение по истории кошек, по краеведению, строению домашней кошки, по уходу за домашним любимцем. Причем разговор об уходе строится на результатах экспериментов, проводимых дома детьми. В заключительном конкурсе, участники демонстрируют свои таланты и умения своих домашних любимцев. Oтказ кошек от показа своих способностей еще раз доказывает их связь с дикими животными, характеризуя их независимую и свободолюбивую натуру. Хозяева кошек демонстрируют свои умения закрытыми глазами. Они рисуют портреты своих любимцев (прикрепляют недостающую часть тела [хвост] к уже нарисованной кошке). Этот конкурс проходит на музыкальном фоне (песня «Черный кот» в исп. Ж. Агузаровой). Жюри подводит итоги и награждает участников (всех). Родители вручают призы и подарки. Гостямподарены кошки, сделанные на уроках труда. В заключениизвучат слова Маленького Принца из произведения A. де CeнтЭкзюпери «Ты в ответе за тех, кого приручил». Дети объясняют значение этих слов в понимании каждого из них. Подводятся итоги занятия и рефлексия.Таким образом, можно утверждать, что интегративный подход в обучении помогает детям усваивать новый материал: глубоко и прочно, на более высоком теоретическом уровне; затрагивает чувства и эмоции детей;облегчаетпонимание материала, а значит, способствует быстрому запоминанию; охватывает тему с разных сторон. А значит повышает эффективность урока и познавательную активность детей, что было и остается главным условием успешности обучения детей.
Ссылки на источники1.ПлешаковА. А. Природоведение. 3 класс.М.: Просвещение, 2000. 240 с. Серия «Зеленый дом».2.БунеевР.Н., БунееваЕ.В.Литературное чтение. 3 класс. В одном счастливом детстве. В 2 частях. Часть2. М.:Баласс,2010.208с.3.РамзаеваТ.Г.Русский язык. 3 класс. В4 ч. Ч.3.М. : Дрофа; Московские учебники, 2010. 79с.
PantyukhinaNadegda,primary school teacher of the highest qualification category MOAU "Lyceum № 21", KirovGeneralize the lessons of natural history in the context of an integrated approachAbstract. The article shows the possibility of integration during summarizes lessons in elementary school. In particular it is shown how knowledge can be integrated from a variety of subjects in the study of domestic animals in three secondary school.Keywords:integrated approach, lessons generalization, teaching in primary schools, the development of students.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
Обобщающие уроки природоведения в контексте интегративного подхода
Аннотация.Статья показывает возможности интеграции при проведении обобщающих уроков в начальной школе. В частности показывается, как могут быть интегрированы знания из различных предметов при изучении домашних животных в 3 классе средней школы.Ключевые слова:интегративный подход,уроки обобщения, преподавание в начальной школе, развитие учащихся.
В необходимости обобщающих уроков уже никто не сомневается. Особенно велика роль таких уроков в курсе природоведения.Обобщениесложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, объектом обобщения могут быть: свойства предметов, факты, события, явления, качества и признаки, отношения, связи, процессы.Обобщать возможно лишь такие явления,между которыми есть сходство (в логике так называемые сравнимые понятия). Объекты для обобщения так же должны быть хорошо известны.При правильно выбранной методике проведения уроков обобщения:1)удетей расширяется круг представлений о живой и неживой природе (фактические знания);2)активизируются мыслительные операции синтез и анализ;3)удетей развивается способность анализировать материал, сравнивать и сопоставлять знания, устанавливать связипредметов и явлений, выявлять и объяснять закономерности, рассуждать,самостоятельно делать выводы и заключения;4)формируется экологическая культура школьников. Это не только знания и умения, но и развитие мышления, эмоций детей и их деятельность по защите, уходу и улучшению окружающей среды;5)уучителя есть возможность шире: использовать интеграцию в обучении;развивать устную речь учащихся;применять разнообразный дидактический материал, ТСО;включать игровые моменты.Это повышает активность детей, а значит и эффективность урока. Особенность и сложностьтаких уроков состоит в том,чтобы умело:выделить основные идеи, понятия, правила;подобрать соответствующие упражнения.На таких уроках учитель сам объясняет мало, он руководит познавательнойдеятельностью учащихся.Например, по программе Плешакова «Зеленый дом» (природоведение, 3 класс, система 14, [1]) на тему «Разнообразие животного мира» отводится 1 час. Этогонедостаточно, так как тема вызывает интерес у ребят. Можно посвятить ещё один урок домашним животным.Возникает необходимость в интеграции, учитывая огромный объём информации, которую дети должны получить. Это дает возможность:дать больший объем знаний;детям получать информацию небольшими порциями, а значит глубже усваивать полученные знания;благодаря многократному повторению говорить о прочности усвояемого материала;привлекать дополнительные данные и занимательный материал, вызывая у детей все больший интерес;наконец, сэкономить учителю время на уроке.Самый распространенный домашний любимецкошка,следовательно,продолжить изучение многообразие животного мира можно на материале о кошках.Цельюбыло показать разнообразие пород домашних кошек;путём исследования установить связь между домашними кошками и дикими; создать условия для воспитания чувства ответственности за прирученное животное. Для активизации познавательного интереса детей, урок проводится в фоpме конкурса. Чтобы вызвать у детей более глубокие эмоциональные чувства, участниками конкурса становятся дети и их домашние друзьяживые кошки.Для глубокого и прочного усвоения материала, знания сообщаются на самых разнообразных уроках:1. На классном чтении([2],раздел 8 «Животные в нашем доме»).На уроках обсуждаются: характеры и повадки животных, способы ухода за домашними любимцами.2. На русском языке([3],«В театре зверей». Творческая работа.)Дети узнают о дрессированных зверях, о профессии дрессировщика, о театрах зверей Натальи Николаевны Дуровой и Юрия Куклачёва. В сочиненияхкнижках дети описывают свой придуманный театр зверей.3.На внеклассном чтениипо теме «Любимые книги о домашних животных».Детьми издаётся газета о домашних любимцах. Они приносят стихи, сочинения и рассказы о своих домашних животных.4.На уроках трудового обучения(тема «Наш пушистый друг», работа с разными материалами).Дети знакомятся с различными породами домашних кошек. Находят отличия и сходство между ними. Характерен выбор детьми материала для работы: мех, бархат, ватин, драп и шерсть с ворсом. Ни один ребенок не принёс материалы «гладкие» и «холодные», такие какшёлк, кожу, капрон и т. д.5.
Предварительно проводится экскурсия в детский клуб любителей животных «Леопольд» (ОДТЮ «Мемориал»).На «Уроке доброты» дети узнают об истории кошек, об их значении и роли в жизни людей, о способах ухода за домашними любимцами.6.
Посещение зоопарка или представления вцирке помогут детям получить представление об истинных размерах зверей, их поведении, повадках, о внешнем строении тела животных.Чтобы усилить творческое началоиспользуется исследовательский метод. Для этого детям предлагается поэкспериментировать с предметами ухода за домашними любимцами:расчески из разных материалов (пластмассовые,металлические,деревянные);туалет для кошки (пластмассовая коробка,железный ящик,деревянный ящик,картонная коробка);посуда для кошки (фарфоровое блюдечко, пластмассовая тарелка);… и выяснить что наиболее практично и безопасно.Также предлагается понаблюдать за кошками, их повадками, поведением в разных ситуациях в домашних условиях.
Предварительно выбираются (по желанию)конкурсанты (дети, имеющие домашнюю кошку). Они готовят презентацию своего любимца и оформляют в виде сочинения, сообщения, буклета и т.п. (самостоятельная работа).Ученики (члены редколлегии)вырезают жетоныкошечек для рефлексии. Готовят медали для награждения животных. Оформляют газету (групповая работа). Дети, вошедшие в состав жюри, знакомятся с протоколами конкурса и требованиями к оцениванию конкурсантов (групповая работа). Некоторым детямпредлагается подготовить рассказ о понравившемся художественном произведении (самостоятельная работа). Оставшиеся дети входят ворганизационный комитетпо подготовке и проведению урока (групповая работа). Таким образом, каждый ребенок становится участником данного урока.Родители покупают призы для конкурсантов детей и кошек, и остальныхребят.На уроке детисами ставят цели, определяют мотивы. (Кроме установления родственных связей между домашними и дикими кошками, т.к. они не предполагают, что будут изучать диких животных из семейства кошачьих.) Сначала обсуждаются домашние животные. Обобщаются знания о породах домашних кошек. Вводится новый термин «фелинология» наука о кошках. Как подтверждение разнообразия пород, конкурсанты представляют своих любимцев и рассказывают об их поведении, характере, любимой еде, о связи с какойлибо породой кошек. По предложению учителя дети перечисляют животных, запомнившихся в зоопарке и цирке. Учитель заостряет внимание на тиграх. Выясняется объём знаний об этом животном. Сообщаются новые сведения. Далее дети называют еще диких кошек и также показывают знания из жизненного опыта, а новые сведения добавляет учитель. Беседа сопровождается показом иллюстраций или киноотрывками, а также карточкой с названием вида животного. В ходе беседы вводитсяновый термин «прайд» группа (семья) львов. Затем учащиеся находят сходство между дикими и домашними кошками, используя наблюдения за теми и другими, знания из жизненного опыта и сведения, полученные от учителя.1. Внешнее сходство диких и домашних кошек.2. Строение тела, положение тела во время движения, покоя, перед прыжком. Например:кроме гепарда все дикие кошки втягивают когти в подушечку;леопард (пантера), ягуар, рысь прекрасно лазают по деревьям;
снежный барс (ирбис), сервалы и каракалы охотятся на мышей;леопард зарывает помет;пума любит резвитьсяи играть. Ловит свой хвост и скачет за бабочками.З. С гепардом в XIXII веке русские князья охотились на сайгаков, то есть они были «борзой собакой».4. Активны на исходе дня, ночью и в раннее утро.Вводится новый термин «семейство кошачьих».Детиделают вывод, что дикие кошки произошли от одного и того же животного, что и домашние. Но разные условия обитания, различное питание привели к тому разнообразию диких и домашних кошек, которое мы наблюдаем в современное время. Затем, наблюдая фрагменты окраса шкуры ягуара, гепарда и леопарда, сравнивая и анализируя, дети приходят квыводу о том, как различить этих животных по пятнам. В это времяучастники конкурса заполняют карточки с тестовыми заданиями. Пока жюри оценивает работы, остальным детям зачитываются те же вопросы. Происходит обобщение по истории кошек, по краеведению, строению домашней кошки, по уходу за домашним любимцем. Причем разговор об уходе строится на результатах экспериментов, проводимых дома детьми. В заключительном конкурсе, участники демонстрируют свои таланты и умения своих домашних любимцев. Oтказ кошек от показа своих способностей еще раз доказывает их связь с дикими животными, характеризуя их независимую и свободолюбивую натуру. Хозяева кошек демонстрируют свои умения закрытыми глазами. Они рисуют портреты своих любимцев (прикрепляют недостающую часть тела [хвост] к уже нарисованной кошке). Этот конкурс проходит на музыкальном фоне (песня «Черный кот» в исп. Ж. Агузаровой). Жюри подводит итоги и награждает участников (всех). Родители вручают призы и подарки. Гостямподарены кошки, сделанные на уроках труда. В заключениизвучат слова Маленького Принца из произведения A. де CeнтЭкзюпери «Ты в ответе за тех, кого приручил». Дети объясняют значение этих слов в понимании каждого из них. Подводятся итоги занятия и рефлексия.Таким образом, можно утверждать, что интегративный подход в обучении помогает детям усваивать новый материал: глубоко и прочно, на более высоком теоретическом уровне; затрагивает чувства и эмоции детей;облегчаетпонимание материала, а значит, способствует быстрому запоминанию; охватывает тему с разных сторон. А значит повышает эффективность урока и познавательную активность детей, что было и остается главным условием успешности обучения детей.
Ссылки на источники1.ПлешаковА. А. Природоведение. 3 класс.М.: Просвещение, 2000. 240 с. Серия «Зеленый дом».2.БунеевР.Н., БунееваЕ.В.Литературное чтение. 3 класс. В одном счастливом детстве. В 2 частях. Часть2. М.:Баласс,2010.208с.3.РамзаеваТ.Г.Русский язык. 3 класс. В4 ч. Ч.3.М. : Дрофа; Московские учебники, 2010. 79с.
PantyukhinaNadegda,primary school teacher of the highest qualification category MOAU "Lyceum № 21", KirovGeneralize the lessons of natural history in the context of an integrated approachAbstract. The article shows the possibility of integration during summarizes lessons in elementary school. In particular it is shown how knowledge can be integrated from a variety of subjects in the study of domestic animals in three secondary school.Keywords:integrated approach, lessons generalization, teaching in primary schools, the development of students.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»