Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Преображенская
С.
Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №6 (Июнь). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12069.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова:
презентация power point, информационные коммуникационные технологии, дошкольное образование
Текст статьи
Преображенская София Григорьевна,аспиранткафедры методик дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Нижневартовский государственныйгуманитарный университет», г. Нижневартовскsofiavovkinfo@gmail.com
Проблемы использования презентаций PowerPointна музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация.Встатьерассматриваются проблемы использования презентаций PowerPointна музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.Ключевые слова:презентация PowerPoint, информационные коммуникационные технологии, дошкольное образование.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных[1].Постоянно меняющаяся ситуация в информационном пространстве современного мира предъявляет свои требования к педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Старые формы работы не могут в полном объеме обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий [2]. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить её функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта. Отметим, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметноразвивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, а также обновления форм и методов работы с детьми [3].В.Н.Могилева отмечает: «Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психологопедагогическими условиями применения компьютера в процесс обучения.В то же время компьютер дает такие возможностиинформационного обеспеченияучебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение,которая позволила бы использовать все его преимуществаи избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека»[4].В последнее десятилетие в дошкольном образовании появились новые средства обучения: –разнообразные развивающие игры и игровые пособия;
–конструкторы, лабораторные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром;–наборы для детского творчества;
–рабочие тетради на печатной основе и атласы;
–магнитные плакаты и слайдальбомы;
–учебное видео и обучающие телепрограммы;
–развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;
–интегрированные творческие среды;–электронные учебнометодические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе;
–мультимедийные презентации;–развивающие компьютерныеигры;
–видеои фотоматериалы с элементами анимации;
–диагностические материалы и др. В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов [5].Применение компьютерных технологий в художественноэстетическом развитии дошкольников особо значимо. Использование компьютерных игр и мультимедийных презентаций обеспечивает единство познания, творчества и игры,способствует освоению разной информации, развитию познавательных процессов и логических операций, игровой и исследовательской деятельности, творческих способностей детей. Применение информационных (компьютерных) технологий в художественноэстетическом развитии детей обеспечивает:–развитие основ визуальной культуры;–создание информационного поля исследования и творческого преобразования;–представление информации в образном плане за счет мультимедиа эффектоввпривычной для современных детей форме;–познание через экспериментированиеи игру;–перенос акцентов с информационных методов на демонстрационные, что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.Компьютерные презентации в дошкольном детстве используются с целью создания условий для обогащения познавательной, творческой и игровой деятельности, развития способностей (И.Г.Белавина, Ю.М.Горвиц, Н.А.Зворыгна, Л.А.Леонова, С.Л.Новолеслова, Г.П.Петку, О.Ю.Тараненко) [6].Презентация –достаточно новое слово в нашем языке, точнее, слово с возникающимпродолжающим формироваться на наших глазах новым полем значений. Фактически, это явление сравнительно новой для России технологии PR–«пиара», как мы сегодня говорим, что обозначает публичные связи или продвижение в широкую общественную среду идей, персон, структур и т.д. Это как будто не связано непосредственно с компьютером. Но именно благодаря ему, его незаменимым возможностям организации наглядности представления и тотально широкой коммуникации через Интернет, слово «презентация»достаточно тесно ассоциируется с компьютером.
Компьютерколоссально облегчает выпуск бумажной и телеинформации, позволяя любые тексты превращать в иллюстрированные страницы, слайды,кадры и сочетать их в Интернете. Вся эта среда способна преобразоватьи педагогику. Здесь слово «презентация» используется в более узком значении –как технология оформления разнородной учебной информации при помощи специальных программ. Теоретическая информация –заголовки, формулировки, описания –компонуется на мониторе или стационарном экране не только с изобразительным, но ещё и со звучащим (голосовым и музыкальным), а такжевидео сопровождением. Эта мониторная «страница» по традиции именуется «слайдом» и ассоциируется с широко распространенной программой Power Point.Поэтому слово«презентация» в педагогике часто используется для обозначения докладов, лекций и других жанров «осведомления», оформленных в виде пакета слайдовв Power Point[7].
Электронная презентация может быть рассмотрена как логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и единым оформлением. Электронная презентация –дидактическое средство обучения.Ее применение –наглядный метод обучения,выполняющийте же функции, что и любой наглядный метод обучения:информативную, управленческую, мотивирующую, воспитательную, развивающую[8].Электронную презентацию иногда ошибочно относят к электронным учебным пособиям, но это не совсем верно.Электронные учебные пособия –самостоятельные средства обучения, а презентация –форма наглядности, которая, как и любое другое средство наглядности, используется в сочетании со словом преподавателя [9].Педагогидошкольных образовательных учрежденийактивно начали включать в образовательный процесспрезентацииPower Point. Сочетание звука, изображения и текста обусловливает дидактические возможности мультимедийных технологий в образовании.Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживаетпедагогов, родителей в состоянии творческого поиска [10].Использование презентаций PowerPointдает возможность точно ориентированно и эмоционально окрашено формировать представлениядетей о музыкальном искусстве.Анализируя ситуациюс использованием презентацийв ДОУ,возникаетрядпроблем, которые требуют внимания специалистовв области разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В первую очередь,это дефицит презентаций, направленных на решение образовательных задач в сферемузыкального образования детейдошкольного возраста. В настоящее время в сети Интернет предлагается большое количество сайтов, которые предлагают разнообразные презентации по различным предметам. Такна наш запрос «презентации для музыкальных занятий в ДОУ»в поисковой системе «Яндекс» нашлось 17 млн. ответов.
Мы проанализировали наиболее популярные сайты,специализирующиеся на учебных презентациях, такие как:present.griban.ru, rusedu.ru, webresurs.ru, effor.ru. Действительно, Интернет ресурсы предлагают разнообразные учебные презентации в огромных количествах. Однако, презентаций для применения в музыкальном образовании, учитывающих спецификуобучениядетей дошкольного возраста, их возрастные и психофизиологические особенности практически нет.Безусловно, музыкальные руководители в ДОУ,основываясь на собственных представлениях,предпринимают попытки к созданию наглядных электронных презентаций Power Point ,в основномдля иллюстрациимузыкальных произведений.
Мы проанализировали презентации,созданные для приобщения детей к классической музыкена музыкальных занятияхв старших группах, разработанные педагогами ДОУ г. Нижневартовска(в основном это презентации к произведениям А.Вивальди, П.И.Чайковского) и предлагаемые Интернетресурсы.В основном это набор слайдов, ориентированных на знакомство детей с классическими произведениями. Количество слайдов достигало от30 до 40,с высокойчастотой смены кадров,изображения на слайдах были скучны, однообразны, отсутствовал сюжет, персонажи и т.д.
Резюмировать изложенноевыше,позволимцитатойиз книги «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» Г.Тараевой: «В большинстве случаев разработчики предлагаемых презентаций уделяют огромное внимание на «эстетические изыски»доступные в широком диапазоне, особенно впрограммеPower Point.С одной стороны, дидактические материалыможно максимально приблизить к знакомым им по компьютерным играм визуальным стандартам. С другой–не надо забывать о такой отрасли педагогической науки, как психология восприятия знания, тем более возрастная. Далеко не все цвета и композиционные приемы, доступные в программе, оказываются приемлемыми. Иногда сам по себе привлекательный для преподавателя, его личных пристрастий, цветовой оттенок фона или его неоправданная пестрота сильно снижают уровень интереса ребенка к визуальному объекту и препятствуют усвоению учебной информации» [11].Помимо этого наблюдается несоответствиевизуальногосодержания слайдовособенностям развитиявосприятия детей дошкольного возраста.Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью,т.е. предмет осмысливается на основании одной несущественнойего части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часть проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий [12]. Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе изображений для создания презентаций для детей дошкольного возраста.Дело в том, что часто художникиприбегают к стилизации образов, персонажей,созданных на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается откенгуру, мышь от кузнечика и т.д. В художественном восприятии,имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника [13].
В 2003 году Р.Майер поставили ряд экспериментов с разными стратегиями преподавания в различныхсредах обучения, после чего имбыли сформулированы и предложеныследующие основные принципы эффективного обучения с применением мультимедиа, которыеважно учитывать при создании обучающих презентаций: принцип мультимедийности–обучение будет более эффективным при использовании текста и иллюстраций или слов и изображений, чем просто на основе одного только текста или рассказа;принцип пространственной близости–обучение проходит эффективнее, когда связанные по смыслу текст и изображения находятся близко друг кдругу;принцип согласованности–при обучении с помощью мультимедиа все лишние звуки и изображения должны быть удалены;принцип модальности–обучение проходитэффективнеепри использовании изображений и речевого сопровождения, чем прииспользовании текста на экране;принцип избыточности–обучение проходит эффективнее при использовании анимации с речевым сопровождением, чем при использовании анимации в сопровожденииодновременно и речи, и текста(презентация, включающая слова, должна использовать их в виде текста, или в звуковой форме, но не должна использовать обе формы представления слов одновременно);принцип индивидуализации–представленные выше принципы эффективнее действуют на слушателей с низким уровнем первичных знаний илис наиболее развитым пространственным воображением; чтобы лучше донести знания до каждого слушателя, обучение лучше вести в разговорном стиле, а не в формальном [14].Помимо выявленных проблем со структурированием и содержанием используемых презентаций,выявлена ещё одна: педагоги не могут определитьцель и место презентациив структуремузыкального занятия. Часто, занятия перегружаюти увлекаются чрезмерным и неоправданным показомслайдов, забывая о психофизиологических особенностях дошкольников (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость). Необходимо учитывать, что большой объем информациии эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы.Врезультате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы [15].Исходя из вышеизложенного,педагогам, организуяобразовательную деятельность с использованием мультимедиав ДОУ важно четкопонимать:насколько целесообразно использование презентации на данном занятии;с какой цельюи на решение каких задач направлено данное наглядное средство;соответствует ли содержаниепрезентациивозрастным особенностям детей. Таким образом, создание эффективнойпрезентации –процесс, подчиняющийся определенным принципам. Использование презентаций,безусловно,создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала. Однако стоит помнить, что электронные средства обучения не должны менять сути процесса обучения. Роль иместо электронных,наглядных средств на занятиях,так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться, дополнять, а не подменятьдействия педагога. Только в этом случае можно говорить об эффективности и целесообразностииспользованияданного наглядного средствавДОУ.
Ссылки на источники1.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.–М.: Педагогический поиск, 2003.–256 с.2.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. –М.: Издво РАО, 1994.–228 с.3.Бершадский М.Е. Указ. соч.4.Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. –М.: Академия, 2007. –240с.5.Максимова С. // Детский сад: журнал.–2011.–№ 3.–URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html.–ПИ №ФС7739405 от 5 апреля 2010г.–ISSN22209700.6.Мальцева М.В. Использование мультимедийных презентаций в художественноэстетическом развитии дошкольников //Детский сад: журнал.–2011.–№ 3.–URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html.–ПИ №ФС7739405 от 5 апреля 2010г.–ISSN22209700.7.Тараева Г.Р. Компьютери инновации в музыкальной педагогике.В2х кн.Кн.2.Технологии презентации. –М.:Классика –XXI,2007.–120с. 8–9.Грибан И.В. Применение мультимедиатехнологий в образовательном пространстве вуза: Мультимедиатехнологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернетконференции (2530 ноября 2011 г., Екатеринбург).–Открытый каталог «Учебные презентации» –Екатеринбург, 2011. –68 с.10.Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника.–URL: http://www.openclass.ru/.11.Тараева Г.Р.Указ. соч.12–13. Могилёва В.Н.Указ. соч.14.Рапуто А.Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. //Информатика и образование.–2008.–№ 2.–С.51–57.15.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования.–М.: Академия, 2001.–256с.
Preobrazhenskaya Sofia,graduate student, Nizhnevartovsk State University of Humanitiessofiavovkinfo@gmail.comProblems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutionsAbstract.This article considers the problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutions.Keywords:Power Point Presentation, information and communication technologies, preschool education
Рецензент:ДреньОлесяЕвгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».ISSN 2304120X
Проблемы использования презентаций PowerPointна музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация.Встатьерассматриваются проблемы использования презентаций PowerPointна музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.Ключевые слова:презентация PowerPoint, информационные коммуникационные технологии, дошкольное образование.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных[1].Постоянно меняющаяся ситуация в информационном пространстве современного мира предъявляет свои требования к педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Старые формы работы не могут в полном объеме обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий [2]. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить её функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта. Отметим, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметноразвивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, а также обновления форм и методов работы с детьми [3].В.Н.Могилева отмечает: «Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психологопедагогическими условиями применения компьютера в процесс обучения.В то же время компьютер дает такие возможностиинформационного обеспеченияучебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение,которая позволила бы использовать все его преимуществаи избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека»[4].В последнее десятилетие в дошкольном образовании появились новые средства обучения: –разнообразные развивающие игры и игровые пособия;
–конструкторы, лабораторные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром;–наборы для детского творчества;
–рабочие тетради на печатной основе и атласы;
–магнитные плакаты и слайдальбомы;
–учебное видео и обучающие телепрограммы;
–развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;
–интегрированные творческие среды;–электронные учебнометодические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе;
–мультимедийные презентации;–развивающие компьютерныеигры;
–видеои фотоматериалы с элементами анимации;
–диагностические материалы и др. В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов [5].Применение компьютерных технологий в художественноэстетическом развитии дошкольников особо значимо. Использование компьютерных игр и мультимедийных презентаций обеспечивает единство познания, творчества и игры,способствует освоению разной информации, развитию познавательных процессов и логических операций, игровой и исследовательской деятельности, творческих способностей детей. Применение информационных (компьютерных) технологий в художественноэстетическом развитии детей обеспечивает:–развитие основ визуальной культуры;–создание информационного поля исследования и творческого преобразования;–представление информации в образном плане за счет мультимедиа эффектоввпривычной для современных детей форме;–познание через экспериментированиеи игру;–перенос акцентов с информационных методов на демонстрационные, что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.Компьютерные презентации в дошкольном детстве используются с целью создания условий для обогащения познавательной, творческой и игровой деятельности, развития способностей (И.Г.Белавина, Ю.М.Горвиц, Н.А.Зворыгна, Л.А.Леонова, С.Л.Новолеслова, Г.П.Петку, О.Ю.Тараненко) [6].Презентация –достаточно новое слово в нашем языке, точнее, слово с возникающимпродолжающим формироваться на наших глазах новым полем значений. Фактически, это явление сравнительно новой для России технологии PR–«пиара», как мы сегодня говорим, что обозначает публичные связи или продвижение в широкую общественную среду идей, персон, структур и т.д. Это как будто не связано непосредственно с компьютером. Но именно благодаря ему, его незаменимым возможностям организации наглядности представления и тотально широкой коммуникации через Интернет, слово «презентация»достаточно тесно ассоциируется с компьютером.
Компьютерколоссально облегчает выпуск бумажной и телеинформации, позволяя любые тексты превращать в иллюстрированные страницы, слайды,кадры и сочетать их в Интернете. Вся эта среда способна преобразоватьи педагогику. Здесь слово «презентация» используется в более узком значении –как технология оформления разнородной учебной информации при помощи специальных программ. Теоретическая информация –заголовки, формулировки, описания –компонуется на мониторе или стационарном экране не только с изобразительным, но ещё и со звучащим (голосовым и музыкальным), а такжевидео сопровождением. Эта мониторная «страница» по традиции именуется «слайдом» и ассоциируется с широко распространенной программой Power Point.Поэтому слово«презентация» в педагогике часто используется для обозначения докладов, лекций и других жанров «осведомления», оформленных в виде пакета слайдовв Power Point[7].
Электронная презентация может быть рассмотрена как логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и единым оформлением. Электронная презентация –дидактическое средство обучения.Ее применение –наглядный метод обучения,выполняющийте же функции, что и любой наглядный метод обучения:информативную, управленческую, мотивирующую, воспитательную, развивающую[8].Электронную презентацию иногда ошибочно относят к электронным учебным пособиям, но это не совсем верно.Электронные учебные пособия –самостоятельные средства обучения, а презентация –форма наглядности, которая, как и любое другое средство наглядности, используется в сочетании со словом преподавателя [9].Педагогидошкольных образовательных учрежденийактивно начали включать в образовательный процесспрезентацииPower Point. Сочетание звука, изображения и текста обусловливает дидактические возможности мультимедийных технологий в образовании.Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживаетпедагогов, родителей в состоянии творческого поиска [10].Использование презентаций PowerPointдает возможность точно ориентированно и эмоционально окрашено формировать представлениядетей о музыкальном искусстве.Анализируя ситуациюс использованием презентацийв ДОУ,возникаетрядпроблем, которые требуют внимания специалистовв области разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В первую очередь,это дефицит презентаций, направленных на решение образовательных задач в сферемузыкального образования детейдошкольного возраста. В настоящее время в сети Интернет предлагается большое количество сайтов, которые предлагают разнообразные презентации по различным предметам. Такна наш запрос «презентации для музыкальных занятий в ДОУ»в поисковой системе «Яндекс» нашлось 17 млн. ответов.
Мы проанализировали наиболее популярные сайты,специализирующиеся на учебных презентациях, такие как:present.griban.ru, rusedu.ru, webresurs.ru, effor.ru. Действительно, Интернет ресурсы предлагают разнообразные учебные презентации в огромных количествах. Однако, презентаций для применения в музыкальном образовании, учитывающих спецификуобучениядетей дошкольного возраста, их возрастные и психофизиологические особенности практически нет.Безусловно, музыкальные руководители в ДОУ,основываясь на собственных представлениях,предпринимают попытки к созданию наглядных электронных презентаций Power Point ,в основномдля иллюстрациимузыкальных произведений.
Мы проанализировали презентации,созданные для приобщения детей к классической музыкена музыкальных занятияхв старших группах, разработанные педагогами ДОУ г. Нижневартовска(в основном это презентации к произведениям А.Вивальди, П.И.Чайковского) и предлагаемые Интернетресурсы.В основном это набор слайдов, ориентированных на знакомство детей с классическими произведениями. Количество слайдов достигало от30 до 40,с высокойчастотой смены кадров,изображения на слайдах были скучны, однообразны, отсутствовал сюжет, персонажи и т.д.
Резюмировать изложенноевыше,позволимцитатойиз книги «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» Г.Тараевой: «В большинстве случаев разработчики предлагаемых презентаций уделяют огромное внимание на «эстетические изыски»доступные в широком диапазоне, особенно впрограммеPower Point.С одной стороны, дидактические материалыможно максимально приблизить к знакомым им по компьютерным играм визуальным стандартам. С другой–не надо забывать о такой отрасли педагогической науки, как психология восприятия знания, тем более возрастная. Далеко не все цвета и композиционные приемы, доступные в программе, оказываются приемлемыми. Иногда сам по себе привлекательный для преподавателя, его личных пристрастий, цветовой оттенок фона или его неоправданная пестрота сильно снижают уровень интереса ребенка к визуальному объекту и препятствуют усвоению учебной информации» [11].Помимо этого наблюдается несоответствиевизуальногосодержания слайдовособенностям развитиявосприятия детей дошкольного возраста.Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью,т.е. предмет осмысливается на основании одной несущественнойего части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часть проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий [12]. Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе изображений для создания презентаций для детей дошкольного возраста.Дело в том, что часто художникиприбегают к стилизации образов, персонажей,созданных на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается откенгуру, мышь от кузнечика и т.д. В художественном восприятии,имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника [13].
В 2003 году Р.Майер поставили ряд экспериментов с разными стратегиями преподавания в различныхсредах обучения, после чего имбыли сформулированы и предложеныследующие основные принципы эффективного обучения с применением мультимедиа, которыеважно учитывать при создании обучающих презентаций: принцип мультимедийности–обучение будет более эффективным при использовании текста и иллюстраций или слов и изображений, чем просто на основе одного только текста или рассказа;принцип пространственной близости–обучение проходит эффективнее, когда связанные по смыслу текст и изображения находятся близко друг кдругу;принцип согласованности–при обучении с помощью мультимедиа все лишние звуки и изображения должны быть удалены;принцип модальности–обучение проходитэффективнеепри использовании изображений и речевого сопровождения, чем прииспользовании текста на экране;принцип избыточности–обучение проходит эффективнее при использовании анимации с речевым сопровождением, чем при использовании анимации в сопровожденииодновременно и речи, и текста(презентация, включающая слова, должна использовать их в виде текста, или в звуковой форме, но не должна использовать обе формы представления слов одновременно);принцип индивидуализации–представленные выше принципы эффективнее действуют на слушателей с низким уровнем первичных знаний илис наиболее развитым пространственным воображением; чтобы лучше донести знания до каждого слушателя, обучение лучше вести в разговорном стиле, а не в формальном [14].Помимо выявленных проблем со структурированием и содержанием используемых презентаций,выявлена ещё одна: педагоги не могут определитьцель и место презентациив структуремузыкального занятия. Часто, занятия перегружаюти увлекаются чрезмерным и неоправданным показомслайдов, забывая о психофизиологических особенностях дошкольников (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость). Необходимо учитывать, что большой объем информациии эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы.Врезультате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы [15].Исходя из вышеизложенного,педагогам, организуяобразовательную деятельность с использованием мультимедиав ДОУ важно четкопонимать:насколько целесообразно использование презентации на данном занятии;с какой цельюи на решение каких задач направлено данное наглядное средство;соответствует ли содержаниепрезентациивозрастным особенностям детей. Таким образом, создание эффективнойпрезентации –процесс, подчиняющийся определенным принципам. Использование презентаций,безусловно,создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала. Однако стоит помнить, что электронные средства обучения не должны менять сути процесса обучения. Роль иместо электронных,наглядных средств на занятиях,так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться, дополнять, а не подменятьдействия педагога. Только в этом случае можно говорить об эффективности и целесообразностииспользованияданного наглядного средствавДОУ.
Ссылки на источники1.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.–М.: Педагогический поиск, 2003.–256 с.2.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. –М.: Издво РАО, 1994.–228 с.3.Бершадский М.Е. Указ. соч.4.Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. –М.: Академия, 2007. –240с.5.Максимова С. // Детский сад: журнал.–2011.–№ 3.–URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html.–ПИ №ФС7739405 от 5 апреля 2010г.–ISSN22209700.6.Мальцева М.В. Использование мультимедийных презентаций в художественноэстетическом развитии дошкольников //Детский сад: журнал.–2011.–№ 3.–URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html.–ПИ №ФС7739405 от 5 апреля 2010г.–ISSN22209700.7.Тараева Г.Р. Компьютери инновации в музыкальной педагогике.В2х кн.Кн.2.Технологии презентации. –М.:Классика –XXI,2007.–120с. 8–9.Грибан И.В. Применение мультимедиатехнологий в образовательном пространстве вуза: Мультимедиатехнологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернетконференции (2530 ноября 2011 г., Екатеринбург).–Открытый каталог «Учебные презентации» –Екатеринбург, 2011. –68 с.10.Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника.–URL: http://www.openclass.ru/.11.Тараева Г.Р.Указ. соч.12–13. Могилёва В.Н.Указ. соч.14.Рапуто А.Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. //Информатика и образование.–2008.–№ 2.–С.51–57.15.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования.–М.: Академия, 2001.–256с.
Preobrazhenskaya Sofia,graduate student, Nizhnevartovsk State University of Humanitiessofiavovkinfo@gmail.comProblems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutionsAbstract.This article considers the problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutions.Keywords:Power Point Presentation, information and communication technologies, preschool education
Рецензент:ДреньОлесяЕвгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».ISSN 2304120X