Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова
Ю.
П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №6 (Июнь). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12070.htm.
Аннотация. Эффективность инновационной политики высшего образовательного учреждения зависит от качества и проработанности организационно-экономического механизма ее реализации, слаженности работы каждого звена. Обеспечить такую слаженность достаточно сложно, в частности, из-за усложнения взаимного влияния маркетинга, науки, образования и производства. Только четкая организация взаимодействия может обеспечить целостность и непрерывность инновационных процессов, дать необходимое сокращение сроков освоения инновационных результатов и получения разного рода эффектов.
Ключевые слова:
инновационная политика высшей школы, принципы формирования инновационной политики, инновационный вуз
Текст статьи
Куликова Юлия Павловна,соискатель ученой степени кандидата экономических наукпокафедреуправления ГБОУ ВПО «Королевский институт управления, экономики и социологии», г. Королевjp.kulikova@gmail.com
Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики
Аннотация. Эффективность инновационной политики высшего образовательного учреждения зависит от качества и проработанности организационноэкономического механизма еереализации, слаженности работы каждого звена. Обеспечить такую слаженность достаточно сложно, в частности, изза усложнения взаимного влияния маркетинга, науки, образования и производства. Только четкая организация взаимодействия может обеспечить целостность и непрерывность инновационных процессов, дать необходимое сокращение сроков освоения инновационных результатов и получения разного рода эффектов.Ключевые слова: инновационная политика высшей школы, принципы формирования инновационной политики, инновационный вуз.
Высшее образовательное учреждение, являясь субъектом национальной инновационной системы, участвует в создании и распространении нового знания, его трансформации в технологии с последующим их потреблением. Организации Академий наук, высшие образовательные учреждения, технопарки, научные центры, бизнесинкубаторы и предприятия национальной экономики должны быть звеньями единой цепи, обеспечивающей развитие всех элементов производительных сил и способствующей повышению качества жизни. Поэтому на высшее образовательное учреждение ложится одна из сложнейших задач: с одной стороны, необходимо реализовать концепцию «втягивания рынком», то есть осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, а с другой –стратегия развития высшего образовательного учреждения не возможна без инноваций, ориентированных на опережение (концепция «проталкивания на рынок») [1].В здоровой экономике многие процветающие корпорации сосуществуют с высококонкурентными рынками в состоянии жесткой и созидательной конкуренции друг с другом, и при этом каждая вносит свой вклад в экономический прогресс. Организации создают для общества новые стоимости, непрерывно разрабатывая новые продукты и услуги, а также находя новые способы производства и предложения уже существующих продуктов на основе имеющихся у них ресурсов. Когда персонал организации действует в одиночку и только в собственных интересах, организация теряет свою сущность как институтсовременного общества –сущность, которая делает ее отличной от рынка и наделяет способностью создавать стоимости.Способность к институционализации новых направлений деятельности –продукт философии менеджмента, рассматривающего организацию не толькокак хозяйствующий субъект, но и как социальный институт, который дает возможность создания огромного числа инноваций, изменяющихжизнь людей и формирующихновые рынки.Современные организации характеризуются беспрецедентной сложностью и требуют нового поколения рабочих, специалистов и руководителей. Изменяющийся конкурентный ландшафт требует эффективного управления культурным и интеллектуальным многообразием, изменчивостью рынка, влиянием информационных технологий, новыми сегментами клиентов [2]. Корпоративные структуры децентрализуются, широко используется аутсорсинг, и эти тенденции осложняют инновационный процесс. Успех будет сопутствовать тем корпорациям, которые смогут поощрять инновации не только в своих собственных структурах, но и в масштабе всей креативной сети, частями которой они являются.Расширение взаимодействия между вузами может рассматриваться как инструмент активизации инновационной деятельности в конкретном регионе. Развитие межвузовских отношений, начиная с 1980х гг., привело к формированию в конце 1990х гг. региональных ассоциаций университетов во всех девяти регионах Англии.Помимо кооперирования на основе территориальной принадлежности распространение получило взаимодействие между вузами высокого исследовательского потенциала. Дополнительным стимулом могут явиться общие традиции поддержки инновационного предпринимательства. На юге Великобритании развитие сотрудничества между вузами с 1999 г. позволило создать партнерство «SETsquared», объединившее пять инновационных университетов. Деятельность партнерства ориентирована на поддержку инновационных предприятий:как spinoutкомпаний, так и независимых инновационных проектов. Основными направлениями сотрудничества являютсясоздание малых инновационных предприятий на базе университетов, развитие лицензирования и бизнесинкубирования, а также распространение среди преподавателей и студентов практических навыков инновационной деятельности. Становлению партнерства во многом способствовало участие в государственных программах финансирования. Совместные заявки на участие в программах государственной поддержки позволили сформироватьв каждом университете центры бизнесакселерации, в которых к 2011 г. было поддержано около 650 высокотехнологичных стартапов, созданы1000 рабочих мест. Ежегодные инновационные сессии с инвесторами позволили привлечь в инновационные компании более 100 млн. фунтов и значительные производственные заказы. Установление контактов с предпринимательскими сетями США способствовало выходу 200 компаний на международный рынок. Партнерство «SETsquared» обеспечивает 11% университетских патентов Великобритании[3].Партнерствореализуетпроекты в области коммуникаций, здравоохранения, экологии, транспорта и социологии.Британское объединение «Консорциум университетов Белой розы»(WhiteRoseUniversityConsortium), созданное в 1997 г. в Йоркшире, также является примером успешного кооперирования выдающихся исследовательских потенциалов университетов с целью совместного привлечения финансирования, заказов на научные исследования и обеспечения экономического развития региона и страны на основе технических достижений. На базе консорциума созданы разнообразные совместные структуры поддержки инновационной деятельности, среди которых:–совместный Фонд Белой розы (WhiteRoseCollaborationFund), предоставляющий начальные средства группам ученых для совместных исследований на конкурсной основе (в 2008–2011 гг. поддержано 15 проектов) [4];–технологический Посевной фонд (TechnologySeedcornFund), образованный за счет выигранного бюджетного гранта и средств университетовучастников, предназначенный для венчурных инвестиций в начинающие предприятия;–Центр развития обучения на предприятиях (CentreforExcellenceinTeachingandLearninginEnterprise) –собственником разработок являются факультеты, программа обучения «встроена» в реальное предприятие;–Центр низкоуглеродистых материалов (CentreforLowCarbonFutures) –исследовательский центр, созданный с целью междисциплинарного объединения возможностей университетов, и другие структуры.К наиболее крупным платформам для сотрудничества университетов в Великобритании на национальном уровне можно отнести «Группу Рассел»(RussellGroup, 1994 г.), «Группу 1994»(1994 Group, 1994 г.), «Альянс университетов»(UniversityAlliance, 2006 г.), что отражает рост конкуренции за лидерство в области образования и исследований на национальноми международном уровнях.«Группа Рассел»является группой взаимодействия 20 ведущих университетов Великобритании (лидеров международных рейтингов), деятельность которых вносит значительный вклад в интеллектуальное, культурное и экономическое развитие всейстраны. Целью группы является создание оптимальных условий для развития ее членов посредством обеспечения лидерства в области научных исследований, максимизации доходов участников, поддержания высоких стандартов обучения, создания самостоятельно управляемой среды для снижения вмешательства государства. На долю университетов «Группы Рассел»приходится 30% выпускников технических специальностей, 57% присужденных докторских степеней в стране. Оборот «spinout» предприятий составил 65% от общего дохода подобных предприятий в Великобритании. В 2008–2009 гг. университеты «Группы Рассел»получили 67% дохода британских университетов от исследовательских грантов и контрактов [5].«Группа 1994», включающая 19 «меньших университетов с интенсивной исследовательской деятельностью», была образована во многом для поддержания баланса с «Группой Рассел». Членство университетов в «Группе Рассел»и «Группе 1994»носит в некоторой степени статусный характер и отражает конкуренцию университетских объединений за политическое влияние.В 2000 г. по инициативе и при финансировании Правительства Великобритании был организован стратегический альянс между Кембриджским университетом (Великобритания) и Массачусетским технологическим институтом (США) –CambridgeMITInstituteLtd. (CMI). Партнерство явилось экспериментальной площадкой по отработке механизмов взаимодействия образования, науки и промышленности для развития инновационной деятельности. Большое значение имела адаптация американского опыта формирования предпринимательской среды в вузе. За шесть лет CMIпривлек к сотрудничеству более 100 университетов, более 1000 предприятий для выполнения ряда проектов, основанных на образовательном и научноисследовательском обмене. В области коммерциализации технологий в CMIбыло сделано 40 раскрытий сущности изобретений, зарегистрировано 20 патентов, 11 лицензионных соглашений, 3 «spinoff» компании, что сопоставимо с показателями деятельности взятого отдельно Кембриджского университета[6].Эксперты заключили, что в целом задачи альянса были достигнуты, при этом были отмечены проблемы с координированием слишком большого числа научноисследовательских проектов и внешних связей. Полученный положительный опыт внедрен в обоих вузах и подлежит распространению.Общеевропейские сети межвузовского взаимодействия принимают активное участие в формировании Европейского пространства высшего образования. Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциация университетов Европы (EUA), Ассоциация университетов европейских столиц (UNICA) представляют сектор высшего образовании в Болонском процессе, а также способствуют развитию интеграции вузов различных регионов мира в Европейское пространство высшего образования. С этой целью рабочие группы университетских ассоциаций выполняют исследовательские проекты, связанные с Болонским процессом (например, мониторинг успешности обучения студентов и их последующего трудоустройства), и консультируют правительственные органы, включая структуры Европейского Союза. Сложившиеся коммуникационные площадки позволяют консолидировать и распространять наиболее успешный опыт в области организации образовательного и научного процессов, а также в области государственной поддержки высших учебных заведений. Другими направлениями взаимодействия являются организация совместных программ обучения, программ студенческой и академической мобильности, научноисследовательское и образовательное сотрудничество и т. д.Специалисты современных организаций, получивших в литературе название «обучающихся», определяют инновационный и адаптационный потенциал организаций, их способность к созданию и восприимчивости к нововведениям и, таким образом, формируют условия для структурной перестройки национальной экономики в соответствии с мировыми тенденциями научнотехнического прогресса. Поэтому необходимо говорить не только о специальных профессиональных знаниях специалистов, усвоение которых должен обеспечить высшее образовательное учреждение, но и о концептуальном плане формирования «человека знаний», принципы которого обучающийся понимаети может объяснить. Индивидуум должен быть способен вписать полученные конкретные или специальные знания в более широкий контекст. Образование и обучение всегда означает изменение самого обучающегося, обеспечение широты и глубины понимания, необходимого уровня мышления и соответствующей самостоятельности в суждениях. Важно привить студентам культуру ведения бизнеса, основанную на социальной компетентности и аналитическом мышлении, знании информационных технологий, иностранных языков, способности социокультурной адаптации, толерантности, понимании важности социальной ответственности бизнеса [7]. Таким образом, утверждается идея о приоритетности фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, более консервативно и которое при его правильном формировании позволяет реализовать принцип образования «через всю жизнь», не допуская критического отрыва образовательного процесса от практики. При этом консерватизм в данном случае не противоречит требованиям инновационности, а, наоборот, как это ни парадоксально, лежит в основе адаптации высшего образовательного учреждения к изменяющейся предпринимательской среде и определяет интенсивность потребления знаний, созданных в отраслях высоких технологий [8].Повышение качества образовательных услуг высших образовательных учреждений любого типа рассматривается как стратегическая цель в рамках реализации инновационного пути развития России и как средство обеспечения жизнедеятельности и развития самого высшего образовательного учреждения. Сегодня каждоевысшее образовательное учреждение должен оценить свое положение как «субъектарынка» и, следовательно, признать, что все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и «естественный отбор» действуют и на рынке образовательных услуг.Актуальным становится вопрос признания качества российского образования за рубежом, асертификация системы менеджмента качества высшего образовательного учреждения является действенным способом подтверждения требуемого уровня. Как показывает многолетний зарубежный опыт, достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее повышение осуществляется посредством внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO9001:2000. В 2001г. эта версия международных стандартов гармонизирована с российской системой ГОСТ РИСО 90012001 и в число аккредитационных показателей включено наличие сертифицированной внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов. Согласно принятой мировой практике, подтверждением соответствия системы менеджмента качества вуза требованиям международного и российского стандартов являются сертификаты соответствия, которые:–гарантируют, что деятельность вуза соответствует международным и российским требованиям в области менеджмента качества; –удостоверяют фактическим и потенциальным потребителям, что процесс предоставления образовательных услуг совершенен, упорядочен, организован, обеспечен, нацелен на постоянное улучшение; –оказывают положительное влияние на формирование имиджа образовательного учреждения, формирование общественного мнения о положении вуза на внутреннем и внешнем рынках, оказывают поддержку в формировании портфеля заказов; –служат гарантом инвестиционной привлекательности для отечественных и зарубежных компаний и кредитных организаций; –формируют авторитет и признание, как на российском рынке образовательных услуг, так и на международном.В связи с этим, конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке в условиях экономики, основанной на знаниях, непосредственно зависит от инноваций, осуществляемых в сфере образования. В процессе обучения в высшем образовательном учреждении слушатель приобретает уникальный опыт инновационной деятельности, т. к. на протяжении 3–5 лет обучения изучаетновые методы усвоения и генерирования знаний, может оценить эффективность различных методов обучения, учится работать в команде и развивать лидерские качества.
Ссылки на источники1.Карлофф Б. Деловая стратегия.–М.: Экономика, 2007. –239 с.2–3.Карнаухов С. Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. –М.: Издво Рос. экон. акад., 2007 –236 с.4–7.КастельсМ. Информационная эпоха:Экономика, общество и культура.–М.: ГУ ВШЭ,2000.–608 с.8.Карлофф Б. Указ. соч.
Kulikova Julia,Ph.D.degreecandidat The Korolev Institute ofManagement, Economicsand Sociology, KorolevImprovement of the national education innovation to increase the capacity of the economyjp.kulikova@gmail.comAbstract. The effectiveness ofinnovation policyof highereducationalinstitutionsdepends on the qualityand theelaborationof organizational andeconomic mechanism forits implementation, coordinationof workof each link.To ensurethiscoherenceis difficult,particularly because ofthe mutual influence ofmarketingsophistication, science, educationand production.Only theprecise organization ofinteraction canensure the integrityand continuity of theinnovation process,toreduce the timerequiredthe development of innovativeresults, andgetall sorts ofeffects.Keywords: Innovation policyof higher education, the principles ofinnovation policyand innovativeuniversity.
Рецензент: Иванов Андрей Константинович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»ISSN 2304120X
Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики
Аннотация. Эффективность инновационной политики высшего образовательного учреждения зависит от качества и проработанности организационноэкономического механизма еереализации, слаженности работы каждого звена. Обеспечить такую слаженность достаточно сложно, в частности, изза усложнения взаимного влияния маркетинга, науки, образования и производства. Только четкая организация взаимодействия может обеспечить целостность и непрерывность инновационных процессов, дать необходимое сокращение сроков освоения инновационных результатов и получения разного рода эффектов.Ключевые слова: инновационная политика высшей школы, принципы формирования инновационной политики, инновационный вуз.
Высшее образовательное учреждение, являясь субъектом национальной инновационной системы, участвует в создании и распространении нового знания, его трансформации в технологии с последующим их потреблением. Организации Академий наук, высшие образовательные учреждения, технопарки, научные центры, бизнесинкубаторы и предприятия национальной экономики должны быть звеньями единой цепи, обеспечивающей развитие всех элементов производительных сил и способствующей повышению качества жизни. Поэтому на высшее образовательное учреждение ложится одна из сложнейших задач: с одной стороны, необходимо реализовать концепцию «втягивания рынком», то есть осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, а с другой –стратегия развития высшего образовательного учреждения не возможна без инноваций, ориентированных на опережение (концепция «проталкивания на рынок») [1].В здоровой экономике многие процветающие корпорации сосуществуют с высококонкурентными рынками в состоянии жесткой и созидательной конкуренции друг с другом, и при этом каждая вносит свой вклад в экономический прогресс. Организации создают для общества новые стоимости, непрерывно разрабатывая новые продукты и услуги, а также находя новые способы производства и предложения уже существующих продуктов на основе имеющихся у них ресурсов. Когда персонал организации действует в одиночку и только в собственных интересах, организация теряет свою сущность как институтсовременного общества –сущность, которая делает ее отличной от рынка и наделяет способностью создавать стоимости.Способность к институционализации новых направлений деятельности –продукт философии менеджмента, рассматривающего организацию не толькокак хозяйствующий субъект, но и как социальный институт, который дает возможность создания огромного числа инноваций, изменяющихжизнь людей и формирующихновые рынки.Современные организации характеризуются беспрецедентной сложностью и требуют нового поколения рабочих, специалистов и руководителей. Изменяющийся конкурентный ландшафт требует эффективного управления культурным и интеллектуальным многообразием, изменчивостью рынка, влиянием информационных технологий, новыми сегментами клиентов [2]. Корпоративные структуры децентрализуются, широко используется аутсорсинг, и эти тенденции осложняют инновационный процесс. Успех будет сопутствовать тем корпорациям, которые смогут поощрять инновации не только в своих собственных структурах, но и в масштабе всей креативной сети, частями которой они являются.Расширение взаимодействия между вузами может рассматриваться как инструмент активизации инновационной деятельности в конкретном регионе. Развитие межвузовских отношений, начиная с 1980х гг., привело к формированию в конце 1990х гг. региональных ассоциаций университетов во всех девяти регионах Англии.Помимо кооперирования на основе территориальной принадлежности распространение получило взаимодействие между вузами высокого исследовательского потенциала. Дополнительным стимулом могут явиться общие традиции поддержки инновационного предпринимательства. На юге Великобритании развитие сотрудничества между вузами с 1999 г. позволило создать партнерство «SETsquared», объединившее пять инновационных университетов. Деятельность партнерства ориентирована на поддержку инновационных предприятий:как spinoutкомпаний, так и независимых инновационных проектов. Основными направлениями сотрудничества являютсясоздание малых инновационных предприятий на базе университетов, развитие лицензирования и бизнесинкубирования, а также распространение среди преподавателей и студентов практических навыков инновационной деятельности. Становлению партнерства во многом способствовало участие в государственных программах финансирования. Совместные заявки на участие в программах государственной поддержки позволили сформироватьв каждом университете центры бизнесакселерации, в которых к 2011 г. было поддержано около 650 высокотехнологичных стартапов, созданы1000 рабочих мест. Ежегодные инновационные сессии с инвесторами позволили привлечь в инновационные компании более 100 млн. фунтов и значительные производственные заказы. Установление контактов с предпринимательскими сетями США способствовало выходу 200 компаний на международный рынок. Партнерство «SETsquared» обеспечивает 11% университетских патентов Великобритании[3].Партнерствореализуетпроекты в области коммуникаций, здравоохранения, экологии, транспорта и социологии.Британское объединение «Консорциум университетов Белой розы»(WhiteRoseUniversityConsortium), созданное в 1997 г. в Йоркшире, также является примером успешного кооперирования выдающихся исследовательских потенциалов университетов с целью совместного привлечения финансирования, заказов на научные исследования и обеспечения экономического развития региона и страны на основе технических достижений. На базе консорциума созданы разнообразные совместные структуры поддержки инновационной деятельности, среди которых:–совместный Фонд Белой розы (WhiteRoseCollaborationFund), предоставляющий начальные средства группам ученых для совместных исследований на конкурсной основе (в 2008–2011 гг. поддержано 15 проектов) [4];–технологический Посевной фонд (TechnologySeedcornFund), образованный за счет выигранного бюджетного гранта и средств университетовучастников, предназначенный для венчурных инвестиций в начинающие предприятия;–Центр развития обучения на предприятиях (CentreforExcellenceinTeachingandLearninginEnterprise) –собственником разработок являются факультеты, программа обучения «встроена» в реальное предприятие;–Центр низкоуглеродистых материалов (CentreforLowCarbonFutures) –исследовательский центр, созданный с целью междисциплинарного объединения возможностей университетов, и другие структуры.К наиболее крупным платформам для сотрудничества университетов в Великобритании на национальном уровне можно отнести «Группу Рассел»(RussellGroup, 1994 г.), «Группу 1994»(1994 Group, 1994 г.), «Альянс университетов»(UniversityAlliance, 2006 г.), что отражает рост конкуренции за лидерство в области образования и исследований на национальноми международном уровнях.«Группа Рассел»является группой взаимодействия 20 ведущих университетов Великобритании (лидеров международных рейтингов), деятельность которых вносит значительный вклад в интеллектуальное, культурное и экономическое развитие всейстраны. Целью группы является создание оптимальных условий для развития ее членов посредством обеспечения лидерства в области научных исследований, максимизации доходов участников, поддержания высоких стандартов обучения, создания самостоятельно управляемой среды для снижения вмешательства государства. На долю университетов «Группы Рассел»приходится 30% выпускников технических специальностей, 57% присужденных докторских степеней в стране. Оборот «spinout» предприятий составил 65% от общего дохода подобных предприятий в Великобритании. В 2008–2009 гг. университеты «Группы Рассел»получили 67% дохода британских университетов от исследовательских грантов и контрактов [5].«Группа 1994», включающая 19 «меньших университетов с интенсивной исследовательской деятельностью», была образована во многом для поддержания баланса с «Группой Рассел». Членство университетов в «Группе Рассел»и «Группе 1994»носит в некоторой степени статусный характер и отражает конкуренцию университетских объединений за политическое влияние.В 2000 г. по инициативе и при финансировании Правительства Великобритании был организован стратегический альянс между Кембриджским университетом (Великобритания) и Массачусетским технологическим институтом (США) –CambridgeMITInstituteLtd. (CMI). Партнерство явилось экспериментальной площадкой по отработке механизмов взаимодействия образования, науки и промышленности для развития инновационной деятельности. Большое значение имела адаптация американского опыта формирования предпринимательской среды в вузе. За шесть лет CMIпривлек к сотрудничеству более 100 университетов, более 1000 предприятий для выполнения ряда проектов, основанных на образовательном и научноисследовательском обмене. В области коммерциализации технологий в CMIбыло сделано 40 раскрытий сущности изобретений, зарегистрировано 20 патентов, 11 лицензионных соглашений, 3 «spinoff» компании, что сопоставимо с показателями деятельности взятого отдельно Кембриджского университета[6].Эксперты заключили, что в целом задачи альянса были достигнуты, при этом были отмечены проблемы с координированием слишком большого числа научноисследовательских проектов и внешних связей. Полученный положительный опыт внедрен в обоих вузах и подлежит распространению.Общеевропейские сети межвузовского взаимодействия принимают активное участие в формировании Европейского пространства высшего образования. Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциация университетов Европы (EUA), Ассоциация университетов европейских столиц (UNICA) представляют сектор высшего образовании в Болонском процессе, а также способствуют развитию интеграции вузов различных регионов мира в Европейское пространство высшего образования. С этой целью рабочие группы университетских ассоциаций выполняют исследовательские проекты, связанные с Болонским процессом (например, мониторинг успешности обучения студентов и их последующего трудоустройства), и консультируют правительственные органы, включая структуры Европейского Союза. Сложившиеся коммуникационные площадки позволяют консолидировать и распространять наиболее успешный опыт в области организации образовательного и научного процессов, а также в области государственной поддержки высших учебных заведений. Другими направлениями взаимодействия являются организация совместных программ обучения, программ студенческой и академической мобильности, научноисследовательское и образовательное сотрудничество и т. д.Специалисты современных организаций, получивших в литературе название «обучающихся», определяют инновационный и адаптационный потенциал организаций, их способность к созданию и восприимчивости к нововведениям и, таким образом, формируют условия для структурной перестройки национальной экономики в соответствии с мировыми тенденциями научнотехнического прогресса. Поэтому необходимо говорить не только о специальных профессиональных знаниях специалистов, усвоение которых должен обеспечить высшее образовательное учреждение, но и о концептуальном плане формирования «человека знаний», принципы которого обучающийся понимаети может объяснить. Индивидуум должен быть способен вписать полученные конкретные или специальные знания в более широкий контекст. Образование и обучение всегда означает изменение самого обучающегося, обеспечение широты и глубины понимания, необходимого уровня мышления и соответствующей самостоятельности в суждениях. Важно привить студентам культуру ведения бизнеса, основанную на социальной компетентности и аналитическом мышлении, знании информационных технологий, иностранных языков, способности социокультурной адаптации, толерантности, понимании важности социальной ответственности бизнеса [7]. Таким образом, утверждается идея о приоритетности фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, более консервативно и которое при его правильном формировании позволяет реализовать принцип образования «через всю жизнь», не допуская критического отрыва образовательного процесса от практики. При этом консерватизм в данном случае не противоречит требованиям инновационности, а, наоборот, как это ни парадоксально, лежит в основе адаптации высшего образовательного учреждения к изменяющейся предпринимательской среде и определяет интенсивность потребления знаний, созданных в отраслях высоких технологий [8].Повышение качества образовательных услуг высших образовательных учреждений любого типа рассматривается как стратегическая цель в рамках реализации инновационного пути развития России и как средство обеспечения жизнедеятельности и развития самого высшего образовательного учреждения. Сегодня каждоевысшее образовательное учреждение должен оценить свое положение как «субъектарынка» и, следовательно, признать, что все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и «естественный отбор» действуют и на рынке образовательных услуг.Актуальным становится вопрос признания качества российского образования за рубежом, асертификация системы менеджмента качества высшего образовательного учреждения является действенным способом подтверждения требуемого уровня. Как показывает многолетний зарубежный опыт, достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее повышение осуществляется посредством внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO9001:2000. В 2001г. эта версия международных стандартов гармонизирована с российской системой ГОСТ РИСО 90012001 и в число аккредитационных показателей включено наличие сертифицированной внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов. Согласно принятой мировой практике, подтверждением соответствия системы менеджмента качества вуза требованиям международного и российского стандартов являются сертификаты соответствия, которые:–гарантируют, что деятельность вуза соответствует международным и российским требованиям в области менеджмента качества; –удостоверяют фактическим и потенциальным потребителям, что процесс предоставления образовательных услуг совершенен, упорядочен, организован, обеспечен, нацелен на постоянное улучшение; –оказывают положительное влияние на формирование имиджа образовательного учреждения, формирование общественного мнения о положении вуза на внутреннем и внешнем рынках, оказывают поддержку в формировании портфеля заказов; –служат гарантом инвестиционной привлекательности для отечественных и зарубежных компаний и кредитных организаций; –формируют авторитет и признание, как на российском рынке образовательных услуг, так и на международном.В связи с этим, конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке в условиях экономики, основанной на знаниях, непосредственно зависит от инноваций, осуществляемых в сфере образования. В процессе обучения в высшем образовательном учреждении слушатель приобретает уникальный опыт инновационной деятельности, т. к. на протяжении 3–5 лет обучения изучаетновые методы усвоения и генерирования знаний, может оценить эффективность различных методов обучения, учится работать в команде и развивать лидерские качества.
Ссылки на источники1.Карлофф Б. Деловая стратегия.–М.: Экономика, 2007. –239 с.2–3.Карнаухов С. Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. –М.: Издво Рос. экон. акад., 2007 –236 с.4–7.КастельсМ. Информационная эпоха:Экономика, общество и культура.–М.: ГУ ВШЭ,2000.–608 с.8.Карлофф Б. Указ. соч.
Kulikova Julia,Ph.D.degreecandidat The Korolev Institute ofManagement, Economicsand Sociology, KorolevImprovement of the national education innovation to increase the capacity of the economyjp.kulikova@gmail.comAbstract. The effectiveness ofinnovation policyof highereducationalinstitutionsdepends on the qualityand theelaborationof organizational andeconomic mechanism forits implementation, coordinationof workof each link.To ensurethiscoherenceis difficult,particularly because ofthe mutual influence ofmarketingsophistication, science, educationand production.Only theprecise organization ofinteraction canensure the integrityand continuity of theinnovation process,toreduce the timerequiredthe development of innovativeresults, andgetall sorts ofeffects.Keywords: Innovation policyof higher education, the principles ofinnovation policyand innovativeuniversity.
Рецензент: Иванов Андрей Константинович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»ISSN 2304120X