Особенности организации изучения экологических ситуаций своей местности в начальной географии

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайсина Р. С. Особенности организации изучения экологических ситуаций своей местности в начальной географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №6 (Июнь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12076.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности и необходимости усиления внимания изучению экологических ситуаций своей местности в рамках школьного образования. Обосновываются возможные подходы введения данного материала в начальный курс школьной географии.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайсина Райса Сахиевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики начального образованияФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия», г. Стерлитамакraisa.gais@rambler.ru

Особенности организации изучения

экологических ситуацийсвоей местности в начальной географии

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности и необходимости усиления внимания изучению экологических ситуаций своей местности в рамках школьного образования. Обосновываютсявозможныеподходы введения данного материала в начальный курс школьной географии.Ключевые слова: экологическая ситуация, экологосоциальный аспект школьного образования, эмоциональноценностное отношение к природе.

Становление экологического сознания охватывает интеллектуальную и эмоциональноволевую сферы человеческой психики. Вследствие этого данный процесс представляет собой формирование в тесном единстве знаний объективных закономерностей, действующих в природе и обществе, и экологических убеждений, связанных с внутренней потребностью в ответственном отношении к природе во всех видах деятельности. Экологическое образование является важной предпосылкой развития гармонического взаимоотношения общества и природы.Изучение категориального аппарата современной экологии позволило выделить понятие экологическая ситуация, которое применительнок методике изучения своего края способствовало бы решению поставленнойзадачи.Под экологической ситуацией понимают такое состояние природной среды, которое сложилось в результате преобразующей деятельности человека и оказывает влияние на здоровье, материальную и духовную жизнь человека[1].Организация изученияэкологических ситуаций своей местностиимеет ряд особенностей.Рассмотрим их.Согласно современной методикеобучения географии и экологического образования, в рамках школьного обучения целесообразносочетание комплексного и компонентного подходов[2].В научнотеоретических и прикладныхисследованиях проблемывзаимодействия человека и природы чаще затрагиваются вопросы, касающиеся изменения отдельных компонентов природы –земной коры, воды, воздуха, растений ит.п. Реже встречаются работы, в которых рассматриваются изменения природных комплексов. Главным недостатком данного подхода является то, что он не дает почти ничего для познания «механизма»человеческого воздействия на природу, для предвидения возможных его последствий. При решении этих задач нужно переходить к исследованиям не отдельных природных компонентов, а природных комплексов в целом. Данныйподход, безусловно, справедлив для научных исследований результатов воздействия человека на природу. Однако, что касается школьного обучения, то это положение, видимо, приемлемо лишь отчасти. Учебное содержание начальной географии, в отличие от научного, не может быть полностью ориентировано на такой объект изучения, как природнотерриториальный комплекс. Оно должно учитывать психологические особенности детского возраста, уровень знанийна данный период. Кроме того, для изучения территории как комплекса природных и социальных компонентов надо прежде знать эти компоненты. Это положение особенно актуально для учащихся младшего и подросткового возраста, когда в силу названных условий они еще недостаточно подготовлены к восприятию природного комплекса как целостности.

При этом исходим из того, что непосредственное антропогенное воздействие чаще всего направлено на один из компонентов природного комплекса –почву, воздух, воду, растения и т.п. Но в силу их взаимодействия, любой импульс извне приводит к нарушению взаимосвязей, изменению других компонентов и, тем самым, функционирования системы в целом. Наибольшим интенсивным нагрузкам обычно подвергается компонент, оказавшийся в фокусе прямогоантропогенного воздействия. Отсюда, при изучении экологических ситуаций внимание учащихся целесообразно акцентировать, прежде всего, на данный компонент природы. Компоненты, подвергшиеся косвенному воздействию, также являются обязательными объектами изучения учащимися, но уже в связи с изменениями в очаге воздействия. К примеру, учебное содержание экологической ситуации, возникшей в результате загрязнения воздуха, наряду со знаниями о состоянии данного компонента включает сведения о его влиянии на растения, на животных, на здоровье и жизнедеятельность человека.Ядром содержания знаний об экологических ситуациях могут быть не только объекты природы, но и явления. Учитывается тот факт, что изменение состояния окружающей природы происходит также в результате преобразования ее физических параметров –температурноэнергетических, волновых, радиационных. То есть имеет место тепловое, световое, радиационное, шумовое и другие виды изменения состояния окружающей природы.Итак, за основу учебного содержания экологических ситуаций своей местности выбирается тот или иной природный комплекс с акцентированием внимания на компонент, подвергшийся наибольшему антропогенному воздействию.Одна из особенностей организацииучебного содержания экологических ситуаций, предназначенного для усвоения в младшем подростковом возрасте, –внимание материалу, которыйотражаетсоциальный аспект экологических знаний.Другими словами, содержание учебного материала отражает вопросы, раскрывающиевзаимоотношения в системе «общество –природа».Вариант, который подразумевает непосредственное исследование учащимися данного возраста химического, физического или биологического аспектов состояния отдельных природных компонентов или комплексав целом нецелесообразен. Такой уровень учебной деятельности требует определенного запаса знаний по соответствующим школьным дисциплинам, который будет удовлетворительным лишь в старших классах. Экологосоциальный аспект учебного содержания материала будет в большей мере способствовать формированию личностных качеств учащихся данноговозраста.Методической особенностью организации учебного содержания экологических ситуаций своей местности является необходимость учетаинформации, приобретаемой учащимися не только в процессе школьного обучения, но и из источников, находящихся вне школы.В педагогической науке в качестве опорных выделяют знания, получаемые по школьным программам и неформально. При изучении экологических ситуаций своей местности существенную роль играют сведения, получаемые учащимися из местных газет, радио, телевидения, научнопопулярной и краеведческой литературы, в процессе общения с взрослыми, друг с другом, на основе собственных житейских наблюдений. Если даже учителя специально не включают в содержание обучения жизненный опыт школьника, то и в этомслучае связь между ними не исключается. При обосновании указанной особенности отбора содержания знаний об экологических ситуацияхсвоей местности учитывается также мнение психологов о том, что в младшем подростковом возрасте возникает потребность в самостоятельном приобретении знаний вне школы, при этом у учащихся нередко проявляется значительно более высокий уровень активности, чем на уроке.Вследствие высокой степени актуальности проблемы взаимодействия человека и природы широко освещаются на страницах газет, по радио, телевидению, являются предметом обсуждения в семейном кругу, в обществе сверстников. Опора на знания, полученные из данных источников, способствует развитию у учащихся познавательного интереса к проблемам взаимоотношения человека и природы,позволяет лучше осознать связь, существующую между учебными предметами и повседневной жизнью, стимулирует внимание к сведениям об экологическом состоянии окружающей среды, получаемым вне школы.Местные средства массовой информации обладают такими преимуществами, как актуальность, территориальная конкретность, разнообразие тематики, доступность. В учебных пособиях даже по краеведению, например, невозможно отразить особенности каждой небольшой по площади территории, которую мы называем «своя местность».Указанные источники знаний предоставляют информацию не только по устоявшимся и общепризнанным аспектам и явлениям действительности, но и проблемным, дискуссионным. Разнохарактерность материала, взятого из различных источников, и связанное с этим различие мнений, высказываемых учащимися, придают учебной работе дискуссионный характер. Элементы дискуссии, пронизывающие процесс изучения экологических ситуаций, закладывают у школьников умения критически рассматривать факты и явления, наблюдаемые в природе и обществе, выражать свою позицию по отношению к деятельности человека в природе, преодолевать ошибочные взгляды. Однако при использовании материалов СМИв обучении следует учитывать, что процесс стихийного восприятия экологической информации вне школы не поддаетсяпрограммированию. В связи с этим затруднены учет и регулирование этого процесса, а также соотнесение с установленным обязательным объемом основ наук об окружающей природе. Кроме того, знания, полученные учащимися в процессе непроизвольного восприятия, какправило, неглубоки, бессистемны. Специально не предназначенная для детей экологическая информация подчас воспринимается ими с искажениями, неточностями, возможны терминологические ошибки. Жизненный опыт учащихся становится педагогически регулируемым и организованным в случае, если учитель сознательно и целенаправленно изучает его и включает в обучение, руководит его восприятием и усвоением, помогает учащимся ориентироваться в огромном потоке постоянно поступающих сведений, сопоставлять ее с основами знаний, делать выводы[3].Во избежание затруднений при использовании «взрослой» периодической печати можно рекомендовать активное привлечение родителей к совместной работе с детьми по поиску и ознакомлению с материалами на экологическую тематику. Это помогает учащимся вникнуть в суть разбираемых статей, делает их более доступными для усвоения. Кроме того, данный прием способствует экологическому образованию не только учащихся, но и взрослых, что так немаловажно в условиях современной экологической обстановки.Среди всего многообразия экологических ситуаций своей местностидля изучения учащимися отбираются те, которые являются наиболее характерными для данной территории. Учителю предоставляетсявозможность самостоятельного выбора экологических ситуаций в зависимости отзначимости их для местного населения. Естественно, что судить о степени остроты экологических ситуаций на данной территорииив условиях школы можно лишь визуально и по косвенным признакам: по степени освещения средствами массовой информации, по общему состоянию компонентов окружающей среды или самого человека.Современные экологические условия среды проживания человечества требуют серьезного внимания системности в экологической подготовке подрастающего поколения. В связи с этим предлагается ввод материала об экологических ситуациях не в виде вкраплений отдельных его элементов в тот или иной урок, как это имеет место, а в качестве блока занятий, посвященных комплексному их изучению.

При конструировании содержания материала об экологических ситуациях важно заранее определить место их в изучаемой дисциплине. Здесь возможна вариативность:–включение в состав соответствующего раздела (например, в начальном курсе географии в раздел «Гидросфера»после ознакомления с соответствующими географическими представлениями и понятиями ввести блок занятий по изучению экологического состояния водоемов своей местности);–ввод блока занятий по изучению комплекса экологических ситуаций своей местности в состав раздела о природе и населении своей местности. –организация изучения экологических ситуаций своей местности не только в форме уроков, но и в форме факультатива или практикума.Учет эмоциональноценностного фактора важнейшая составляющая при конструировании учебного содержания экологических ситуаций [4, 5]. Отношение человека к окружающей его природе учеными оценивается как проблема отношения человека к человеку, к его будущему. Задача школы в условиях обострения современной экологической ситуации –не только вооружение учащихся соответствующими знаниями, но и формирование эмоциональноценностного отношения к природе, выработка эмоциональной отзывчивости на явления, происходящие в окружающей среде, развитие чувства, являющегося внутренним регулятором поведения учащихся в природе, активизации потребности действовать в ее защиту[6]. Важно, чтобы у подрастающего поколения вырабатывалась правильнаяэмоциональная реакция на существенные и важные явления, в том числе и напроблемы взаимоотношения человека и природы. На положительные явления–один эмоциональный отклик, на отрицательные, вредные явления–другой отклик. Но именно отклик, а не равнодушие и безразличие.Проявления эмоциональной отзывчивости при изучении экологических ситуаций имеет сложный и специфический характер. Особенность этих эмоций в том, что объект (в нашем случае –природа) они характеризуют положительно, а ситуацию, в которой данный объект оказался, –отрицательно.Эмоциональная реакция по отношению к природе, подвергшейся негативному антропогенному воздействию, должна выражаться такими категориями, как сострадание, жалость, чувство сопричастности, беспокойство за состояние среды. К этой группе эмоциональных проявлений можно отнести и отношение к человеку как объекту воздействия негативных антропогенных изменений в природе. Формирование ценностного отношения к человеку –единственному носителю разума –важнейшая задача обучения в целом. Осознание человеческой жизни как величайшей ценности станет регулятором поведения подрастающего поколения, поведения, которое исключает действия по ухудшению качества среды обитания, угрожающего жизни и здоровью человека. Здоровье как ценность является не столько личным делом самого человека, сколько необходимым условием развития общества.Любое нравственное качество личности включает в свой состав наряду с положительным отношением к объекту и отрицательное отношение к антиподу соответствующей моральной нормы. Создавшаяся экологическая ситуация, как результат безответственного отношения человека к окружающей природе, тормозит поступательное движение общества и оказывает отрицательное воздействие на ее членов, следовательно, является негативным жизненным фактором и должна оцениваться отрицательно. Эмоции в данном случае выражаются в форме возмущения, негодования, а при определенных педагогических условиях перерастают в чувства, способствующие становлению и развитию потребности действовать в защиту природы. Действенное негативное отношение к образованию экологических ситуаций является одним из показателей сформированности нравственных качеств личности школьника.Однакопознавательная и эмоциональная стороны учебновоспитательного процесса не должны трактоваться как взаимоисключающиеся. Реальной основой становления эмоциональной отзывчивости на неблагополучие в природе являются экологические знания. Активизации эмоциональной сферы учащихся способствуют знания об универсальной ценности окружающей природы, значимости экологических ситуаций непосредственно для самого человека, об источниках и причинах ухудшения состояния природы, мерах по ее улучшению. Экологические знания помогаютэмоционально верно реагировать на явления и процессы, происходящие в природе в результате деятельности человека. Переживания без знаний не будут осознанными и не смогут стать руководством к практическим действиям.

Ссылки на источники1.Горелов А.А. Социальная экология. –М.: МПСИ: Флинта, 2004. –608 с.2.Андреева Н.Д., Соломин В.П. Теория и методика обучения экологии. –М.: Академия, 2009. –208 с.3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –РостовнаДону: Феникс, 1996.–480 с.4.Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. –М.: Педагогика, 1988.–128 с.5.Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. –М.: Горизонт, 2001. –194 с.6.Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных государственных стандартах второго поколения. –М.: Образование и экология,2011. –28 с.

Gaisina Raisa, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor,the chair of the pedagogics of primary education, Sterlitamak State pedagogical academy, Sterlitamakraisa.gais@rambler.ruThe peculiarities organization learning regional ecological situationsin the course of geographyAbstract.The author of the article views the importance and necessity of learning regional ecological situations in the course of geography in secondary schools and examines the possibilities of introducing this material into the course of geography studied in secondary schools.Keyword: ecological situations, ecologicalsocial aspect of school education, emotive attitude to nature.ISSN 2304120X