Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова
М.
А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №6 (Июнь). – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12075.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения особенностей и возможностей формирования ценностного отношения к социальному миру у дошкольников. Раскрываются его сущность, значение для развития личности ребенка, возможности разработки технологии формирования ценностного отношения к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Текст статьи
Арсенова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru
Технология формирования ценностного отношения к социальному миру
у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Аннотация.В статье рассматривается проблема изучения особенностей и возможностей формирования ценностного отношения к социальному миру у дошкольников. Раскрываются его сущность, значение для развития личности ребенка, возможности разработки технологии формирования ценностного отношения к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, познавательная деятельность.
Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Возникла необходимость в новом поколении людей, способных к непрерывному,осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему миру, стремящихся к максимальной реализации своего личностного потенциала (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ю. И. Давыдов, Э. Фромм и др.). Это, в свою очередь, породило необходимость усиления гуманистической направленности образовательного процесса, признания субъектности ребенка, разработки нового содержания и технологий образования детей, направленных на приобщение их к человеческой культуре, ориентированной насохранение и воспроизводство нравственных ценностей. Проблема развития ценностных отношений у детей разного возраста не случайно заняла особое место в современной концепции содержания образования. Психологи, педагоги напрямую связывают вопрос о качестве развития субъекта со становлением качества его отношений к миру, с их богатством и разнообразием.Ценности –это то, на что ориентируется каждый человек в выборе решения конкретной ситуации и при выборе жизненного пути. Несмотря на различия в определениях понятия «ценность», все они подчеркивают существование особой внутренней связи человека с окружающей действительностью, фиксируют единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в содержании данного понятия.Ценностные свойства предметов не существуют сами по себе, в отрыве от их освоения человеком. Н. З. Чавчавадзе пишет, что «ценности есть только там, где есть субъект, для которого они доступны» [1]. Такая трактовка ценности, важная для нашего исследования, лежит в основе диспозиционной теории, согласно которой ценности не существуют сами по себе, это не физическое свойство предметов, а определенная предрасположенность, которая получает актуальное значение в процессе психического восприятия, связанного с ценностноориентировочной деятельностью человека. В свою очередь, ценностное отношение –это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл,расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека [2].В. А. Сластенин определяет ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений, как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированномв процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения [3].Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора деятельности, мотивирует настоящее поведение и программирует будущее.Одним из эффективных видов деятельности, гармонично вписывающихся в процесс познания ребенком социальной действительности и формирования ценностного к ней отношения, является, на наш взгляд, познавательная деятельность. При соответствующих условиях организации такой деятельности ребенокне только усваивает больший объем информации, но и приобретает умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости, рассуждать.
Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательная деятельность рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического исоциального, индивидуального и общественного. Такой подход представляется объективным следствием как длительного генезиса и развития понятия, так и современной гуманистической парадигмы образования, в основе которой переориентация субъектобъектного отношения научения, «трансляции» готовых знаний на педагогические отношения взаимодействия, сотрудничества, обеспечивающие активное внутреннее стремление индивида к познавательной деятельности. Познавательная деятельностьрассматривается нами, прежде всего, как активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся в способности видеть и самостоятельно ставитьпознавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его [4]. Следовательно, одна из задач нашего времени –создание педагогических технологий, соответствующих ценностям и целевым установкам современного образования, которые и определили концептуальную основу разработанной нами системы формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Дошкольный возраст имеет исключительно большое значение для развития способностей ребенка, личностных качеств, овладения способами познания окружающего мира, формирования ценностных установок.Современные психологопедагогические исследования показывают, что ориентациядошкольников на нравственные ценности происходит в связи со становлением и развитием ребенка как целостной личности в разных видах деятельности. Осуществление этого процесса предполагает переход от установки на развивание детей к саморазвитию ребенка, чтооптимально реализуется в его творческой познавательной деятельности. При соответствующих условиях организации этого вида деятельности у ребенка дошкольного возрастаформируются целостное представление об окружающем мире, умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинноследственные связи и зависимости, рассуждать, а так же развивается ценностное отношение к изучаемым явлениям. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание утверждать, что период пятишести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного формирования ценностного отношения к социальной действительности в процессе познавательной деятельности.По мнению А. В. Петровского, ценностное отношение детей дошкольного возраста включают в себя три основные группы ценностей [5]:–познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию окружающего мира;–ценности преобразования, определяющие мотивацию его деятельности;–ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям.В рамках нашего исследования социальнопознавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста включает в себя следующие основные компоненты, распределенные по трем блокам.Мотивационноличностный блок:сформированность мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к социальному миру.Познавательные ценности:потребность в новых знаниях, понимание значимости познания; социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние; отношение к действиям другого как к поступку; интерес к событиям общественной жизни в стране, в области, в родном городе; понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками; социальное мышление; открытие своего «Я» (ребенок выделяет себя из социального мира); интерес к своей жизни (биографии) и жизни близких; представления о Родине, о будущем, отношение к жизни.Ценности преобразования:стремление сделать самому то, что доступно другому; осознание использования опыта других и своего собственного опыта; творческое отношение к деятельности; стремление воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту, помогать им; передавать свои знания, опыт другому; потребность в признании, стремление действовать, как можно лучше.Ценности переживания:ребенок проникается чувством красоты, совершенством созданных человеком вещей, творений искусства; чувство уважения к мастерству; представление и понятие «дом», в котором жилая среда с ее предметами окрашена смыслами пережитых и переживаемых отношений, любви, привязанностей; осознание того, что рядом с ним люди, такие же, как он, и в то же время отличные от него; чувство значимости другого; личностная окрашенность переживаний, выражение сочувствия и сорадости; начало нравственного сознания; чувство физической и психической защищенности, полнота разнообразных чувств; осознание своего «Я» через приобщение к жизни близких, через формирование ценностных ориентации, связанных с возрастной и половой принадлежностью.Содержательный блок:осознанная система знаний детей обокружающем мире, основных социальных взаимосвязях и нравственных установках. Ребенок владеет материалом по следующим основным направлениям:–«Познание себя» –представления о строении и функциях своего организма, принадлежности к определенному полу, своих эмоциях и возможностях;–«Познание окружающего мира» –представления о семье, дошкольном учреждении, городе, области, стране, мире, Земле, Вселенной.Деятельностный (операциональный) блок:система познавательных умений детей как инструмент познания окружающей действительности, использование ребёнком категорий ценностного отношения в процессереализации познавательных умений:–умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
–логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинноследственных связей);–умения теоретического познания окружающего мира (моделировать);–умение отражать картину окружающего мира в творческойдеятельности (применять усвоенные знания, отражать окружающий мир средствами искусства, использовать знания и умения в разных видах деятельности);–умение выражать эмоциональноценностное отношение кокружающему миру.Компоненты каждого блока служат критериями для оценки эффективности экспериментальной работы.Для более целостного анализа эффективности экспериментальной работы нами были выделены уровни сформированности ценностного отношения к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве критериев выделения уровней выступили: проявление познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания, составляющих мотивационноличностный компонент сформированности социальнопознавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.В связи со степенью проявления вышеотмеченных критериев определились показатели трех уровней сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру.1.Высокий (оптимальный) уровень характеризуется устойчивым проявлением в познавательной деятельности детей познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания.2.На среднем (достаточном) уровне проявление всех видов ценностей в познавательной деятельности является частым, нонесистематическим.3.При низком (критическом) уровне ценностное отношение ксоциальному мирунеустойчиво, его показатели проявляются крайне редко.Разработкапедагогических основ развития ценностноориентационных компонентов познавательной деятельности старших дошкольников, позволяющих выстраивать личностноориентированное взаимодействие педагога и детей, требует создать следующие условия:–обеспечение ценностноориентированного содержания познавательной деятельности, ведение краеведческого материала в содержание познавательной деятельности в целях актуализации ценностных установок и познавательного интереса дошкольников;–создание многоуровневой развивающей среды в ДОУ, включающей в себя компоненты формирования ценностного отношения к изучаемым социальным объектам;–диагностическая обеспеченность реализации технологии. Разработка диагностических программ для контроля эффективности формирования ценностного отношения детей к социальному миру;–включение в систему воспитательнообразовательной работы форм, средств и методов по активизации ценностного отношения к социальным объектам и явлениям (проблемные ситуации, средства искусства, экскурсии, метод проектов, детское экспериментирование, моделирование и др.);–организация взаимодействия дошкольного образовательного учрежденияс семьями воспитанников посредством системы просвещения родителей по проблемам познавательного и социальнонравственного развития детей;–организация методической работы с воспитателями и специалистами ДОУ по проблеме исследования.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
Целью нашего экспериментального исследования выступило педагогическое обеспечение технологии формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13» г. Череповца. Стандартизированное наблюдение показало, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте (46 %), ценностное отношение к социальному миру неустойчиво, его показатели проявляются крайне редко.Только 10 % детей показали высокий (оптимальный) уровень, который характеризуется устойчивым проявлением у детей познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания.С помощью стандартизированной беседы С.А. Банкова, были получены следующие результаты: у 35 % детей недостаточны представления о себе и окружающем социуме и только 19 % опрошенных детей имеют высокий уровень социального развития. Экспертная оценка воспитателями и специалистами ДОУ уровня сформированности познавательных умений каждого ребенка позволила получить достаточно полную информацию о деятельностном (операциональном) блоке социальнопознавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. По оценкам педагогов у 48 % детей система познавательных умений крайне неустойчива, отдельные умения проявляются крайне редко, т.е. находятся на низком (критическом) уровне.Анализ данных, полученных в ходе опытноэкспериментального исследования, позволил нам определить основныесодержательные компонентысистемы работы.1.Работа с детьми: –формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к социальному миру(познавательных ценностей, ценностей преобразования, ценностей переживания);–формирование осознанной системы знаний об окружающем мире, основных социальных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы знаний; –формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания окружающей действительности и социальнонравственного развития.2.Работа с педагогами: –знакомство соспособамии методамиформированияу детей ценностногоотношения ксоциальному миру;–обучение способаморганизациипедагогическойдиагностики;–обучение созданиюпсихологопедагогическойсреды дляформирования удетей ценностногоотношенияк социальному миру;–обучениепостроениюценностномотивированныхвзаимоотношений сдетьми.3.Работа с родителями:–педагогическое образование по проблемам социальнонравственного и познавательного развития детей;–развитие психологопедагогической культуры родителей.Организация познавательной деятельности детей основывается на принципе активности,отражающем общее требование к организации образовательной работы и технологии, в которой процесс образования представляет собой отражательнопреобразующую деятельность.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
В соответствии с принципами и целями определились основные компоненты технологии формирования у старших дошкольников ценностногоотношения ксоциальномумиру в процессе познавательной деятельности.Основа организации познавательной деятельности детей –проблемнопоисковый метод,характеризующийся самостоятельным поиском решения различных проблем, способствующий развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности.В рамках этого метода используются следующие эффективные приемы организации познавательной деятельности:–проблемные ситуации, являющиеся основой познавательной деятельности, подводящие ребенка к саморазвитию и позволяющие сформировать потребность в новых знаниях и ценностное отношение к изучаемому материалу;–продуктивные упражнения, в ходе выполнения которых способ действия дети частично или полностью «открывают» сами;–моделирование, которое ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;–эксперименты, позволяющие выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты и явления в их динамичном взаимодействии;–преднамеренные ошибки, формирующие умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;–игровые приемы, актуализирующие скрытые познавательные возможности детей, развивающие познавательный интерес, познавательную активность.В разработке технологии нами использованы основные принципиальные положения организации образовательного процесса, обеспечивающего познавательную активность детей и дающего желаемый эффект развития у них ценностных ориентировок:–ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;–в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность в ознакомлении с разными способами познания предмета или явления;–педагог организует игровую и практическую деятельность детей, стимулируя появление поисковых способов ориентировки в заданиях, и создает ситуации, где необходимо применение полученных знаний.
Важный компонент в предлагаемой нами технологии –отбор системы энциклопедических знаний, которые являются основой включения детей в разнообразные виды деятельности, способствуют развитию познавательного интереса и познавательной активности. В образовательной программе ДОУзаложена доступная старшим дошкольникам система представлений об отдельных явлениях и объектах окружающего мира, которая послужит основой формирования первоначальной научной картины социального мира у детей и развития у них ценностных ориентировок.Все содержание программы объединяется вокруг четырех основных разделов: «Я познаю себя»; «Я и мое ближайшее окружение»; «Я познаю мир»; «Я –исследователь».Каждый раздел включает в себя комплекс тем со специфическими образовательными и развивающими задачами.Разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и цель.В соответствии с содержанием, его особенностями, стержневыми формами организации работы с детьми появляются познавательные занятия, дидактические игры и информационноисследовательские (познавательные) проекты.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
В ходе апробации системы работы по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к социальному миру в процессе познавательной деятельности в течение нескольких лет проводился мониторинг оценки эффективности технологии. Основой критериальной обеспеченности диагностики являются показатели сформированности социальнопознавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. Была выявлена отчетливая положительная динамика у всех детей экспериментальной группы, в которой внедрялась разработанная нами технология. У 58 % детей экспериментальной группы отмечается высокий (оптимальный) уровень развития ценностного отношенияк социальному миру, характеризующийся устойчивым проявлением познавательных ценностей, ценностей преобразования и переживания. Они осознают необходимость приобретения знанийи получают удовольствие от того, что узнают новое. У детей появился интерес к событиям общественной жизни, к своей биографии и жизни близких; расширился кругозор, сформированы представления о ближайшем социуме, о Родине, о будущем, появилось собственное отношение к социуму, социальное мышление. Можно отметить, что после проведенной работы у большинства детей экспериментальной группы сформированы нравственные представления, ценностные ориентации, нравственное поведение.Таким образом, в ходе экспериментальной части исследования была доказана эффективность системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру в процессе познавательной деятельности.
Ссылки на источники1.Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. –Тбилиси: Издво АН Грузинской ССР, 1984. –128с.2.Арсенова М.А.Формированиеценностногоотношенияксоциальномумиру у детейстаршегодошкольного возраставпроцессе познавательной деятельности: монография. –Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. –112 с.3.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. –М.: Академия, 2003. –348 с.
4.Чавчавадзе Н.З. Указ. соч.5.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М.:Политиздат, 1982. –256с.
Arsenova Marina,candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of early childhood educationCherepovets State University, Cherepovetsy0sh@mail.ruTechnology of valuable attitude to the social world of children preschool age in the cognitive activityAbstract.The problem of studying the characteristics and capabilities of the formation of values related to social peace in preschoolers. The essence of the value relations of preschool children to the social world, its importance forthe development of the child, the possibility of developing technologies related to the formation of the value of social reality for children preschool age in the process of cognitive activity.Keywords:value, value attitudes, cognitive activity.
ISSN 2304120X
Технология формирования ценностного отношения к социальному миру
у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Аннотация.В статье рассматривается проблема изучения особенностей и возможностей формирования ценностного отношения к социальному миру у дошкольников. Раскрываются его сущность, значение для развития личности ребенка, возможности разработки технологии формирования ценностного отношения к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, познавательная деятельность.
Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Возникла необходимость в новом поколении людей, способных к непрерывному,осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему миру, стремящихся к максимальной реализации своего личностного потенциала (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ю. И. Давыдов, Э. Фромм и др.). Это, в свою очередь, породило необходимость усиления гуманистической направленности образовательного процесса, признания субъектности ребенка, разработки нового содержания и технологий образования детей, направленных на приобщение их к человеческой культуре, ориентированной насохранение и воспроизводство нравственных ценностей. Проблема развития ценностных отношений у детей разного возраста не случайно заняла особое место в современной концепции содержания образования. Психологи, педагоги напрямую связывают вопрос о качестве развития субъекта со становлением качества его отношений к миру, с их богатством и разнообразием.Ценности –это то, на что ориентируется каждый человек в выборе решения конкретной ситуации и при выборе жизненного пути. Несмотря на различия в определениях понятия «ценность», все они подчеркивают существование особой внутренней связи человека с окружающей действительностью, фиксируют единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в содержании данного понятия.Ценностные свойства предметов не существуют сами по себе, в отрыве от их освоения человеком. Н. З. Чавчавадзе пишет, что «ценности есть только там, где есть субъект, для которого они доступны» [1]. Такая трактовка ценности, важная для нашего исследования, лежит в основе диспозиционной теории, согласно которой ценности не существуют сами по себе, это не физическое свойство предметов, а определенная предрасположенность, которая получает актуальное значение в процессе психического восприятия, связанного с ценностноориентировочной деятельностью человека. В свою очередь, ценностное отношение –это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл,расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека [2].В. А. Сластенин определяет ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений, как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированномв процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения [3].Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора деятельности, мотивирует настоящее поведение и программирует будущее.Одним из эффективных видов деятельности, гармонично вписывающихся в процесс познания ребенком социальной действительности и формирования ценностного к ней отношения, является, на наш взгляд, познавательная деятельность. При соответствующих условиях организации такой деятельности ребенокне только усваивает больший объем информации, но и приобретает умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости, рассуждать.
Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательная деятельность рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического исоциального, индивидуального и общественного. Такой подход представляется объективным следствием как длительного генезиса и развития понятия, так и современной гуманистической парадигмы образования, в основе которой переориентация субъектобъектного отношения научения, «трансляции» готовых знаний на педагогические отношения взаимодействия, сотрудничества, обеспечивающие активное внутреннее стремление индивида к познавательной деятельности. Познавательная деятельностьрассматривается нами, прежде всего, как активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся в способности видеть и самостоятельно ставитьпознавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его [4]. Следовательно, одна из задач нашего времени –создание педагогических технологий, соответствующих ценностям и целевым установкам современного образования, которые и определили концептуальную основу разработанной нами системы формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Дошкольный возраст имеет исключительно большое значение для развития способностей ребенка, личностных качеств, овладения способами познания окружающего мира, формирования ценностных установок.Современные психологопедагогические исследования показывают, что ориентациядошкольников на нравственные ценности происходит в связи со становлением и развитием ребенка как целостной личности в разных видах деятельности. Осуществление этого процесса предполагает переход от установки на развивание детей к саморазвитию ребенка, чтооптимально реализуется в его творческой познавательной деятельности. При соответствующих условиях организации этого вида деятельности у ребенка дошкольного возрастаформируются целостное представление об окружающем мире, умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинноследственные связи и зависимости, рассуждать, а так же развивается ценностное отношение к изучаемым явлениям. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание утверждать, что период пятишести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного формирования ценностного отношения к социальной действительности в процессе познавательной деятельности.По мнению А. В. Петровского, ценностное отношение детей дошкольного возраста включают в себя три основные группы ценностей [5]:–познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию окружающего мира;–ценности преобразования, определяющие мотивацию его деятельности;–ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям.В рамках нашего исследования социальнопознавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста включает в себя следующие основные компоненты, распределенные по трем блокам.Мотивационноличностный блок:сформированность мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к социальному миру.Познавательные ценности:потребность в новых знаниях, понимание значимости познания; социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние; отношение к действиям другого как к поступку; интерес к событиям общественной жизни в стране, в области, в родном городе; понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками; социальное мышление; открытие своего «Я» (ребенок выделяет себя из социального мира); интерес к своей жизни (биографии) и жизни близких; представления о Родине, о будущем, отношение к жизни.Ценности преобразования:стремление сделать самому то, что доступно другому; осознание использования опыта других и своего собственного опыта; творческое отношение к деятельности; стремление воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту, помогать им; передавать свои знания, опыт другому; потребность в признании, стремление действовать, как можно лучше.Ценности переживания:ребенок проникается чувством красоты, совершенством созданных человеком вещей, творений искусства; чувство уважения к мастерству; представление и понятие «дом», в котором жилая среда с ее предметами окрашена смыслами пережитых и переживаемых отношений, любви, привязанностей; осознание того, что рядом с ним люди, такие же, как он, и в то же время отличные от него; чувство значимости другого; личностная окрашенность переживаний, выражение сочувствия и сорадости; начало нравственного сознания; чувство физической и психической защищенности, полнота разнообразных чувств; осознание своего «Я» через приобщение к жизни близких, через формирование ценностных ориентации, связанных с возрастной и половой принадлежностью.Содержательный блок:осознанная система знаний детей обокружающем мире, основных социальных взаимосвязях и нравственных установках. Ребенок владеет материалом по следующим основным направлениям:–«Познание себя» –представления о строении и функциях своего организма, принадлежности к определенному полу, своих эмоциях и возможностях;–«Познание окружающего мира» –представления о семье, дошкольном учреждении, городе, области, стране, мире, Земле, Вселенной.Деятельностный (операциональный) блок:система познавательных умений детей как инструмент познания окружающей действительности, использование ребёнком категорий ценностного отношения в процессереализации познавательных умений:–умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
–логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинноследственных связей);–умения теоретического познания окружающего мира (моделировать);–умение отражать картину окружающего мира в творческойдеятельности (применять усвоенные знания, отражать окружающий мир средствами искусства, использовать знания и умения в разных видах деятельности);–умение выражать эмоциональноценностное отношение кокружающему миру.Компоненты каждого блока служат критериями для оценки эффективности экспериментальной работы.Для более целостного анализа эффективности экспериментальной работы нами были выделены уровни сформированности ценностного отношения к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве критериев выделения уровней выступили: проявление познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания, составляющих мотивационноличностный компонент сформированности социальнопознавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.В связи со степенью проявления вышеотмеченных критериев определились показатели трех уровней сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру.1.Высокий (оптимальный) уровень характеризуется устойчивым проявлением в познавательной деятельности детей познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания.2.На среднем (достаточном) уровне проявление всех видов ценностей в познавательной деятельности является частым, нонесистематическим.3.При низком (критическом) уровне ценностное отношение ксоциальному мирунеустойчиво, его показатели проявляются крайне редко.Разработкапедагогических основ развития ценностноориентационных компонентов познавательной деятельности старших дошкольников, позволяющих выстраивать личностноориентированное взаимодействие педагога и детей, требует создать следующие условия:–обеспечение ценностноориентированного содержания познавательной деятельности, ведение краеведческого материала в содержание познавательной деятельности в целях актуализации ценностных установок и познавательного интереса дошкольников;–создание многоуровневой развивающей среды в ДОУ, включающей в себя компоненты формирования ценностного отношения к изучаемым социальным объектам;–диагностическая обеспеченность реализации технологии. Разработка диагностических программ для контроля эффективности формирования ценностного отношения детей к социальному миру;–включение в систему воспитательнообразовательной работы форм, средств и методов по активизации ценностного отношения к социальным объектам и явлениям (проблемные ситуации, средства искусства, экскурсии, метод проектов, детское экспериментирование, моделирование и др.);–организация взаимодействия дошкольного образовательного учрежденияс семьями воспитанников посредством системы просвещения родителей по проблемам познавательного и социальнонравственного развития детей;–организация методической работы с воспитателями и специалистами ДОУ по проблеме исследования.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
Целью нашего экспериментального исследования выступило педагогическое обеспечение технологии формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13» г. Череповца. Стандартизированное наблюдение показало, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте (46 %), ценностное отношение к социальному миру неустойчиво, его показатели проявляются крайне редко.Только 10 % детей показали высокий (оптимальный) уровень, который характеризуется устойчивым проявлением у детей познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания.С помощью стандартизированной беседы С.А. Банкова, были получены следующие результаты: у 35 % детей недостаточны представления о себе и окружающем социуме и только 19 % опрошенных детей имеют высокий уровень социального развития. Экспертная оценка воспитателями и специалистами ДОУ уровня сформированности познавательных умений каждого ребенка позволила получить достаточно полную информацию о деятельностном (операциональном) блоке социальнопознавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. По оценкам педагогов у 48 % детей система познавательных умений крайне неустойчива, отдельные умения проявляются крайне редко, т.е. находятся на низком (критическом) уровне.Анализ данных, полученных в ходе опытноэкспериментального исследования, позволил нам определить основныесодержательные компонентысистемы работы.1.Работа с детьми: –формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к социальному миру(познавательных ценностей, ценностей преобразования, ценностей переживания);–формирование осознанной системы знаний об окружающем мире, основных социальных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы знаний; –формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания окружающей действительности и социальнонравственного развития.2.Работа с педагогами: –знакомство соспособамии методамиформированияу детей ценностногоотношения ксоциальному миру;–обучение способаморганизациипедагогическойдиагностики;–обучение созданиюпсихологопедагогическойсреды дляформирования удетей ценностногоотношенияк социальному миру;–обучениепостроениюценностномотивированныхвзаимоотношений сдетьми.3.Работа с родителями:–педагогическое образование по проблемам социальнонравственного и познавательного развития детей;–развитие психологопедагогической культуры родителей.Организация познавательной деятельности детей основывается на принципе активности,отражающем общее требование к организации образовательной работы и технологии, в которой процесс образования представляет собой отражательнопреобразующую деятельность.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
В соответствии с принципами и целями определились основные компоненты технологии формирования у старших дошкольников ценностногоотношения ксоциальномумиру в процессе познавательной деятельности.Основа организации познавательной деятельности детей –проблемнопоисковый метод,характеризующийся самостоятельным поиском решения различных проблем, способствующий развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности.В рамках этого метода используются следующие эффективные приемы организации познавательной деятельности:–проблемные ситуации, являющиеся основой познавательной деятельности, подводящие ребенка к саморазвитию и позволяющие сформировать потребность в новых знаниях и ценностное отношение к изучаемому материалу;–продуктивные упражнения, в ходе выполнения которых способ действия дети частично или полностью «открывают» сами;–моделирование, которое ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;–эксперименты, позволяющие выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты и явления в их динамичном взаимодействии;–преднамеренные ошибки, формирующие умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;–игровые приемы, актуализирующие скрытые познавательные возможности детей, развивающие познавательный интерес, познавательную активность.В разработке технологии нами использованы основные принципиальные положения организации образовательного процесса, обеспечивающего познавательную активность детей и дающего желаемый эффект развития у них ценностных ориентировок:–ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;–в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность в ознакомлении с разными способами познания предмета или явления;–педагог организует игровую и практическую деятельность детей, стимулируя появление поисковых способов ориентировки в заданиях, и создает ситуации, где необходимо применение полученных знаний.
Важный компонент в предлагаемой нами технологии –отбор системы энциклопедических знаний, которые являются основой включения детей в разнообразные виды деятельности, способствуют развитию познавательного интереса и познавательной активности. В образовательной программе ДОУзаложена доступная старшим дошкольникам система представлений об отдельных явлениях и объектах окружающего мира, которая послужит основой формирования первоначальной научной картины социального мира у детей и развития у них ценностных ориентировок.Все содержание программы объединяется вокруг четырех основных разделов: «Я познаю себя»; «Я и мое ближайшее окружение»; «Я познаю мир»; «Я –исследователь».Каждый раздел включает в себя комплекс тем со специфическими образовательными и развивающими задачами.Разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и цель.В соответствии с содержанием, его особенностями, стержневыми формами организации работы с детьми появляются познавательные занятия, дидактические игры и информационноисследовательские (познавательные) проекты.
Арсенова М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12075. –0,5п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12075.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214.–ISSN 2304120X.
В ходе апробации системы работы по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к социальному миру в процессе познавательной деятельности в течение нескольких лет проводился мониторинг оценки эффективности технологии. Основой критериальной обеспеченности диагностики являются показатели сформированности социальнопознавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. Была выявлена отчетливая положительная динамика у всех детей экспериментальной группы, в которой внедрялась разработанная нами технология. У 58 % детей экспериментальной группы отмечается высокий (оптимальный) уровень развития ценностного отношенияк социальному миру, характеризующийся устойчивым проявлением познавательных ценностей, ценностей преобразования и переживания. Они осознают необходимость приобретения знанийи получают удовольствие от того, что узнают новое. У детей появился интерес к событиям общественной жизни, к своей биографии и жизни близких; расширился кругозор, сформированы представления о ближайшем социуме, о Родине, о будущем, появилось собственное отношение к социуму, социальное мышление. Можно отметить, что после проведенной работы у большинства детей экспериментальной группы сформированы нравственные представления, ценностные ориентации, нравственное поведение.Таким образом, в ходе экспериментальной части исследования была доказана эффективность системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру в процессе познавательной деятельности.
Ссылки на источники1.Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. –Тбилиси: Издво АН Грузинской ССР, 1984. –128с.2.Арсенова М.А.Формированиеценностногоотношенияксоциальномумиру у детейстаршегодошкольного возраставпроцессе познавательной деятельности: монография. –Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. –112 с.3.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. –М.: Академия, 2003. –348 с.
4.Чавчавадзе Н.З. Указ. соч.5.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М.:Политиздат, 1982. –256с.
Arsenova Marina,candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of early childhood educationCherepovets State University, Cherepovetsy0sh@mail.ruTechnology of valuable attitude to the social world of children preschool age in the cognitive activityAbstract.The problem of studying the characteristics and capabilities of the formation of values related to social peace in preschoolers. The essence of the value relations of preschool children to the social world, its importance forthe development of the child, the possibility of developing technologies related to the formation of the value of social reality for children preschool age in the process of cognitive activity.Keywords:value, value attitudes, cognitive activity.
ISSN 2304120X