Содержание общественно-полезной деятельности студентов – будущих спортивных педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магомедов Р. М. Содержание общественно-полезной деятельности студентов – будущих спортивных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №6 (Июнь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12078.htm.
Аннотация. В статье представлено теоретическое описание содержания общественно-полезной деятельности студентов – будущих спортивных педагогов, направленной на решение актуальных социально-педагогических проблем современной молодежи; охарактеризованы принципы, средства и формы работы студентов, обеспечивающей повышение гражданской активности, толерантности, ответственности молодежи перед обществом и собой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магомедов Роберт Магомедгалибович,старший преподаватель кафедры физического воспитания филиала ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» в г. Дербенте, декан факультета физической культуры НОУ ВПО «Институт «ЮжДаг»», г. Дербентkhazovasn@rambler.ru

Содержание общественнополезной деятельности студентов–

будущих спортивных педагогов

Аннотация. В статье представлено теоретическое описание содержания общественнополезной деятельности студентов –будущих спортивных педагогов, направленной на решение актуальных социальнопедагогических проблем современной молодежи; охарактеризованы принципы, средства и формы работы студентов, обеспечивающей повышение гражданской активности, толерантности, ответственности молодежи перед обществом и собой.

Ключевые слова: общественнополезная деятельность студентов,потенциал физической культуры и спорта, социальнопедагогические проблемы молодежи, личностные средства решения молодежных проблем,информационные средства решения молодежных проблем, деятельностныесредства решения молодежных проблем.

Целевым ориентиром развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является усиление ее значимости и действенности, создание возможностей полноценного использования потенциала физкультурноспортивной деятельности для гармоничного развития личности и прогрессивногоразвития страны. Особенно важным сегодня является полноценное использование физической культуры и спорта для решения задач гражданского, духовнонравственного воспитания молодежи, ее эффективной социализации. Революционные преобразования, происходящие в российской экономической, общественной, политической жизни, актуализировали серьезные социальнопедагогические проблемы в воспитании и образовании подрастающего поколения, для разрешения которых можно и должно использовать потенциал физической культуры и спорта.Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской активности, ответственности за настоящее и будущее страны и собственную жизнь –важнейшая задача современной педагогики. Одним из способов решения указанной задачи является обеспечение участия студентов в общественнополезной деятельности. При этом важно, чтобы эта деятельность была ориентирована на преодоление актуальных социальнопедагогических проблем, студенты участвовали бы в ней на основе добровольности и безвозмездности, а сама работа была содержательно связана с их будущей профессией. В этом случае появится возможность нивелирования некоторых негативных проявлений, свойственных молодежи (ксенофобии, правового нигилизма, ценностноцелевой неопределенности или деструктивности и пр.) [1, 2]. А благодаря профессиональной ориентации деятельности будут созданы дополнительные условия для накопления будущими специалистами профессионального опыта, становления у них творческого подхода к труду и ответственности за его результаты [3]. Заметим, что привлечение студентов к решению проблем воспитания подрастающего поколения не противоречит основным целям и задачам профессионального образования. В частности, в вузах осуществляется подготовка специалистов в области физической культуры и спорта, труд которых направлен, в том числе, на решение социальнопедагогических проблем средствами физической культуры и спорта. В контексте настоящего исследования, можно сказать, что перед вузами стоят две важнейших, взаимосвязанных задачи. Вопервых, образовательный процесс призван обеспечить теоретическую, практическую и психологическую готовность будущих педагогов к осуществлению физического воспитания разных групп населения, а также к участию в педагогическом процессе духовнонравственного, гражданскопатриотического, трудового и т.д. воспитания подрастающего поколения,способствуя таким образом эффективной социализации молодежи. Так, в ФГОС ВПОпо направлению подготовки 034300 Физическая культура сказано, что область профессиональной деятельности бакалавра физической культуры включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научноизыскательные работы, исполнительское мастерство. В процессе профессиональной деятельности спортивные педагоги призваны участвовать в решении следующих задач: способствование социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурноспортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, осуществление обучения и воспитания занимающихся в процессе занятий (учитель физической культуры); способствование формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровомуобразу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции (тренер). При этом в качестве профессиональных компетенций обозначены: способность воспитывать у обучающихся социальноличностные качества (целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность), а также способность использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности,занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях [4].Вовторых,в вузе должнысоздаваться условия для воспитанияактивных членов общества, патриотов своей Родины, для становления у студентов системы гуманистических ценностных ориентаций, развития личностнопсихологических качеств и способностей,знаний и умений, востребованных не только в профессиональной, но и в социальной практике [5]. Достигается это как средствами физкультурноспортивной деятельности, так и в рамках воспитательной деятельности учебного заведения –при соблюдении ряда условий, в числе которых следующие: –участие студентов в разных видах волонтерской деятельности с освоением в процессе взаимодействия эффективных способов коллективной деятельности, разрешения конфликтов, навыков конструктивного социального поведения;–участие студентов в творческих, спортивных, просветительских мероприятиях как способ расширения поликультурных знаний, коррекции деструктивныхкультурных установок;–включение в содержание профессиональной практики заданий, связанных с решением общепедагогических задач воспитанияучащихсяобщеобразовательных и спортивных школ, организации физкультурнорекреационной деятельности в учебных заведениях и по месту жительства населения и др.;–проведение со студентами бесед о роли личности в развитии общества, о степени влияния активности граждан на внутриполитические и экономические процессы, о значении международного авторитета государства для жизни его граждан (цель –осознание студентами движущей роли активного гражданина в развитии общества); по вопросам многообразия форм, способов и предметных областей социального взаимодействия, способам оценки степени конфликтности ситуаций, стратегиям эффективного поведения в социуме, в разных ситуациях общения (цель –овладение навыками социально одобряемого поведения);–организация бесед и круглых столов, посвященных вопросам этнического и конфессионного многообразия мира, России, региона проживания, содержанияи смыслаобщечеловеческих ценностей как объединяющегоядраразных культур, о наиболее интересных и значимых для различных этнических групп традициях и обычаях, влиянииэтнических и интернациональных факторов на жизнь современных людей, причинахвозникновения современных межнациональных конфликтов и т.п. (цель –повышение толерантности, формирование поликультурной направленности личности студентов);–проведение встреч с интересными людьми, принадлежащими различным этническим и конфессионным группам, социальным слоям, профессиональным сообществам с целью обогащения жизненного опыта студентов положительными примерами гражданственности, профессионализма, общественно полезной деятельности, толерантности и пр. [6].Таким образом, целевые установки воспитательной и образовательной деятельности вузов позволяют рассматривать данные учреждения в качестве организационного ядра и методической базы работы, направленной на решение социальнопедагогических молодежных проблем средствами физкультурноспортивной деятельности.Современным, весьма популярным и действенным способом организации общественно полезной деятельности молодежи являетсяволонтерство. Оно представляет собой широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [7]. К направлениям деятельности волонтеровотносятся, в том числе, поддержка детей и подростков, спортивная и туристская подготовка, досуговая деятельность(организация свободного времени детей, подростков и молодежи) и т.п. Волонтерское движение базируется на семи основных принципах: добровольность, независимость, единство, универсальность, гуманность, беспристрастность, нейтральность. При этом волонтеры работают не только из альтруистических побуждений, но и для и приобретения социального и профессионального опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность –это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути [8].Анализ научных и публицистических материалов, посвященных современному состоянию системы образования и воспитания, гражданской социализации молодежи и т.п. позволяет выделить ряд задач, к решению которых целесообразно привлекать учащуюся молодежь. К ним относятся: –просвещение подрастающего поколения в области противодействия экстремистской пропаганде,полноценного посильного участия в жизни общества, рациональной организации свободного времени,здорового образа жизни и т.п.; –организация досуга школьников (в том числе по месту жительства); –помощь детям и подросткам в профессиональном самоопределении, в поиске способов проявления гражданской активности и т.п.Для будущих спортивных педагогов все вышесказанное означаетиспользование потенциала физической культуры и спорта для решения указанных социальнопедагогических проблем.Физическая культура и спорт как сложное социальное явление выполняют в обществе важнейшие социальные функции в области морали, этики, воспитания. Развивающая функция связана совершенствованием сущностных сил людей, включая мышечную инервную системы; воспитательная –с укреплением выносливости и закалкой морального духа человека, формированиемприверженности высоким нравственными целям, коллективистской направленности личности; образовательная –с просвещением в области теории и истории физической культуры и спорта, содержания и видов физкультурноспортивной деятельности, их значения для здоровья личности и общества; оздоровительногигиеническая –сповышением двигательной активности,становлением здорового образа жизни;общекультурная –с рациональнойорганизацией свободного времени [9, 10и др.]. Кроме того, физическая культура и спортспособствуют процессу социализации личности, обеспечиваютмежличностные отношения, процессы физического и духовного общения людей, служат объединению людей в различные социальные группы, содействуют удовлетворению потребности людей в зрелищах, существенно влияют на становление гуманистического мировоззрения занимающихся и т. д. [11]. Огромное значение имеет спорт как средство социальной интеграции и обеспечения международных связей,как способ демонстрации высших физических и духовных возможностей человека идемократических, нравственных способов и путей их достижения. В целом, физическая культура и спортобладают возможностями комплексного гуманистического воздействия на личность, на отношения между людьми, позволяющими влиять не только на физические, но и на психические и духовные качества и способности человека, на развитие его эстетической, нравственной, коммуникативной культуры и т.д. [12]. Сущность, миссия физической культуры и спорта позволяют использовать ее потенциал для комплексного решения многочисленных социальнопедагогических проблем современной молодежи.

При этом возможно использование следующих средств.

1. Личностных:личность, биография, достижения знаменитых спортсменов; реализация данных средств может осуществляться в виде встреч и бесед с интересными людьми.2. Информационных:знания в области: теории физической культуры и спорта, их значения для становления здорового образа жизни и достижения жизненного успеха; истории спорта, спортивных традиций и достижений спортсменов России, народных подвижных игр и видов спорта; общественной деятельности, роли молодежи в развитии общества и государства, гуманистических ценностейи моральных принципов цивилизованного человека, социально одобряемых жизненных целей и приоритетов; патриотизма и гражданственности, гражданской активности и форм ее проявления; их реализация осуществляется посредством проведения лекций, семинаров, диспутов, встреч, поисковоисследовательской работы.3. Деятельностных:

(а) физкультурноспортивная деятельность: организованные занятия сортом в спортивных школах, кружках и секциях, участие в физкультурнорекреационной активности (походы, экскурсии, подвижныеи спортивные игры в свободное время в школах и по месту жительства), самостоятельные занятия физической культурой и спортом; (б) общественнополезная деятельность: организация и осуществление физкультурноспортивного, рекреационного и духовнонравственного просвещения детей и подростков; популяризация (собственным примером и посредством показательных выступлений) здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, волонтерство; организация физкультурноспортивной занятостидетей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе, в каникулярное время.Выделенным задачам и средствам должны соответствовать и направления общественнополезной деятельности студентов. К таким направлениям, на наш взгляд, целесообразно отнести просветительскую работу, организацию общественно полезной деятельности подростков и молодежи, организацию активного отдыха детей, подростков, молодежи. Собственно, работа может осуществляться как по месту учебы (в общеобразовательных и спортивных школах, колледжахи вузах), так и по месту жительствасубъектобъектов воздействия (например, на дворовых площадках, если позволяют погодные условия). Учитывая цели работы (решение актуальных социальнопедагогических проблем молодежи) и сущность основной формы ее реализации (волонтерство), деятельность студентов должна базироваться на следующих принципах:–добровольность –участие в общественнополезной работе отрицает всяческое принуждение и обеспечивается исключительно желанием субъектов; –безвозмездность –участие в общественнополезной работе не предусматривает материального вознаграждения, а также стимулирования средствами педагогического оценивания;

–сознательность,активность и инициативность –участие вобщественнополезной работе предполагает убежденность субъектов вважности деятельности, стремление каждого внести теоретический или практический вклад в коллективное дело; приветствуетсявнесение предложений по организации и содержанию работы каждым ее участником;–непрерывность и систематичность –общественнополезная работа осуществляется без перерывов на выходные и каникулы, предполагает направленность воспитательных мероприятий на комплексное решение выделенных проблем;

–социальная ориентация –возможность решения актуальных социальнопедагогических проблем является главным целевым ориентиром в выборе средств, методов работы, проводимых мероприятий; –равноправие и уважение –все участники деятельности равны, не зависимо от возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности, места учебы; мнение каждого учитывается при целеполагании, планировании деятельности,выборе мероприятий и т.п.Рассмотрим содержание каждого направления общественнополезной деятельности будущих спортивных педагогов. Просветительская работа может осуществляться в форме лекций, бесед и диспутов, политинформаций. Ее ориентировочное содержание отражено выше –при описании информационных средств решения социальнопедагогических задач. Значение данного направления деятельности заключается в обеспечении когнитивномотивационной основы для повышения этнорелигиозной толерантности и чувства гражданской идентичности учащейся молодежи, снижения привлекательности для нее экстремистских идей и негативного влияния СМИ, повышения у подростков и юношества чувства социальной значимости иобщественной полезности, формирования ценностей свободы, справедливости, патриотизма, человеческого достоинства, равенства, ненасилия и пр., становления позитивного взгляда на будущее,сознательного ответственного отношения к своей жизни и стремления к рациональной организации досуга, повышению двигательной активности.Кроме того, полученная и осмысленная информация станет базой для укрепленияи становления профессиональной направленности личности будущих спортивных педагогов,спортивнопрофессиональногосамоопределения воспитанников детскоюношеских спортивных школ, повышения интереса к физической культуре, спорту,двигательной активности у детей, не включенныхв систематические организованные занятия спортом.Для рациональной организации свободного времени детей,подростков, учащейся молодежи студенты могут использовать средства и методы физической рекреации. Их применение возможно в разных формах: организация и проведение спортивных праздников, соревнований в общеобразовательных и спортивных школах; организация подвижных игр, конкурсов и пр. на дворовых площадках; организация однодневных туристических походов в выходные дни и в период каникулдля молодыхжителей микрорайонов или учащихся школ и пр. Важным аспектом работы может стать применение спортивных и подвижных игр народов Дагестана, России, мира. Сами игры отличаются большим зарядом эмоционального позитива, позволяют получить удовольствие от двигательной активности,а изучение, освоение и сравнение игр разных народов, при условии их грамотного подбора,позволит увидеть не только различия, но сходства между культурами разных этносов. Таким образом, все это будет способствовать, помимо прочего, повышению межэтнической толерантности и уважению к чужим культурам, развитию интернационализма подрастающего поколения. Можно сказать, что организованный активный отдых детей и подростков станет средством отвлечения их от антриобщественных идей, способом профилактики или предотвращения асоциального поведения, по крайней мере, в тех случаях, когда такое поведение является следствием скуки, неспособности или невозможности занять себя интересным делом, безнадзорности и пр.Кроме того, повышение двигательной активности подрастающего поколения не возможно без использования потенциала обязательных регламентированных занятий физической культурой и организованных занятий спортом. В связи с этим данное направление общественнополезной активности будущих спортивных педагогов предполагает их работу в учреждениях общего и дополнительного (физкультурноспортивного) образования. Содержание деятельности может быть связано с участием в проведении уроков физической культуры, тренировочных занятий; значимым аспектом является целенаправленное и актуализированное влияние на интересы, мотивы, эмоции детей и подростков с целью повышения у нихпотребности в двигательной активности. В отличие от предыдущего направления, в данном случае, на наш взгляд, основным методом воздействия на ценностномотивационную сферу учащихся может быть собственный пример студентов, для реализации которого служат и показательные выступления, и соревнования по разным видам спорта (как между студентами, так и между студентами и школьниками или воспитанниками детскоюношеских спортивных школ). Причем такая работа, обязательная в период педагогической и производственной практик, может быть по договоренности с образовательными учреждениями продолжена студентами и в дальнейшем на основе принципов волонтерства, и составить значимую часть их общественнополезной деятельности. Работа студентов по организации общественнополезной деятельности молодежи преследует цель обеспечения подрастающему поколению возможностей для проявления своей гражданской активности, становления у негочувства собственной социальной значимости. Она содержательно связана с двумя вышеописанными направлениями и, в контексте настоящего исследования, может заключаться, прежде всего, в привлечении широкого круга детей и подростков к работе по гражданскому и физкультурноспортивному просвещению сверстников, организации их активного отдыха, по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни и пр. Таким образом, увеличивая число участников просветительской и физкультурнорекреационной работы, студенты –будущие спортивные педагоги будут способствовать расширению круга детей и подростков, отличающихся социально одобряемыми личностными качествами и поведением, обеспечат непрерывность общественнополезной деятельности, а также перевод ее из разряда организованной в разряд самоорганизованной.В зависимости от субъектобъектов общественнополезной деятельности студентов–будущих спортивных педагогов, от проведенной работы правомерно ожидать следующих результатов:1) общих:повышение гражданской активности, становление чувства собственной социальной значимости, накопление опыта общественнополезной деятельности, рациональная организация свободного времени;2) частных:

–для студентов–организаторов работы:повышение профессиональной направленности, увеличение соревновательного и судейского опыта, накопление опыта профессиональнопедагогической деятельности;–для учащихся(работа проводится в общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях нефизкультурного профиля, по месту жительства, на дворовых площадках):увеличение количества детей, подростков, юношества, активно занимающихся спортом в спортивных секциях и школах; становление позитивного, заинтересованного отношения к физической культуре; –для юных спортсменов (работа проводится в спортивных школах):увеличение количества подростков, выбирающих физическую культуру и спортв качестве сферы профессиональной деятельности; увеличение соревновательного и судейского опыта.Осуществление вышеописанной деятельности, на наш взгляд,позволит представителям учащейся молодежи ощутить себя полноправными и значимыми членами общества, получить навыки общественной деятельности, обеспечит становление гражданственности и формирование гуманистических целей и ценностей, а также будет способствовать накоплению профессионального опыта и повышению его разносторонности еще в процессе профессиональной подготовки.

Ссылки на источники1.Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи. –URL: http://www.opdag.ru/7publik/murtuzaliev/16.htm/.2.Гусаев Т. Омолодежном протесте и формах его выражения // Доклад на заседании Совета по молодежной политике в СКФО от 25 апреля 2011. –URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/politika/dagestan/36287.html.3.Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. –М.: Спутник+, 2010. –84 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»). –М., 2010.5–6. Хазова С.А.Указ. соч.7–8. Волонтер // Википедия. –URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер.9.Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. –Краснодар, 2001.–341 с.10.Холодов Ж.К.,Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.–М.: Академия,2000.–480 с.11.Хакунов Н.Х., Ахтаов Р.А. Физическая культура и спорт в современном мире –социальные аспекты. –Майкоп: Издво АГУ, 2008. –168 с.12.Столяров В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира. –URL: http://www.mpress.ru/sport/index1.html.

Magomedov Robert,Senior Lecturer, Department of Physical Education Branch of the Dagestan State Technical University in the city of Derbent, Dean of the Faculty of Physical Culture Institute "YuzhDag" Derbentkhazovasn@rambler.ruThe content of public benefit activities of students –future sports educatorsAbstract.This articlepresentsa theoreticaldescription of thepublic benefitofthe students

the futureof sportseducatorsto addressurgent social andeducational problemsof modern youth,describedthe principles,means and forms ofstudent work, providingincreasedcivic participation, tolerance, responsibilitytowards society and theyoutha.Keywords:nonprofit activities of students, the potential for physical culture and sports, social and educational problems of youth, personal means of addressing youth issues, information tools, addressing youth issues, activityrelated means of addressing youth issues.

Рецензент: Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

ISSN 2304120X