Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гущина
Л.
И.,
Епифанова
Е.
В.,
Павлисова
Т.
Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №6 (Июнь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12077.htm.
Аннотация. В статье в качестве основной проблемы высшей школы обозначена проблема воспитания студентов. Воспитание влияет в конечном итоге на квалификацию специалиста – выпускника вуза, отношение к профессии, коррупции и многим другим негативным явлениям, подрывающим авторитет профессии. Представлены проблемы, связанные с преподаванием права, в частности, медицинского.
Похожие статьи
Текст статьи
Гущина Людмила Ивановна,кандидат исторических наук,доцент кафедры теории и истории государства и праваФГБОУ ВПО«Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодарgushinali@gmail.com
Епифанова Елена Владимировна,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. КраснодарEpifanova_Elen@mail.ru
Павлисова Татьяна Евгеньевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодарtpavlisova@yandex.ru
Роль воспитания в высшей школе:современные проблемы
Аннотация.В статье в качестве основной проблемы высшей школы обозначена проблема воспитания студентов. Воспитание влияет в конечном итоге на квалификацию специалиста –выпускника вуза, отношение к профессии, коррупции и многим другим негативным явлениям, подрывающим авторитет профессии. Представлены проблемы, связанные с преподаванием права, в частности, медицинского.Ключевые слова:воспитание, высшая школа, образование, медицинское право.
Преподавание в современном мире сталкивается с целым рядом проблем. Попробуем обозначить их и предложить пути решения отдельных проблем.1.Сейчаспреподаватель и студент находятся в разных плоскостях. Преподаватель воспринимается как человек,предлагающий определенные услуги, а студент –как потребитель услуг. Это приводит к тому, что элемент воспитания практически исчез из преподавательской деятельности. Преподаватель –это уже не наставник,аноситель услуг. Разрывается невидимая связь между преподавателем и студентом. Связь духовная, объединяющая тех людей, которые готовы развивать научное познание.Воспитаниеподрастающего поколения просто необходимо. К тому же в вузприходят студенты значительно помолодевшие,поэтому и восприятие знаний другое,и мотивация к обучению иная, чем прежде. Молодой человек нуждается в воспитании, в привитии нравственных основ, моральноэтических принципов, свойственных профессии.Отсутствие воспитания может привести к потере подрастающего поколения вообще. Потеря поколения приводит к потерестраны. Так или иначе,происходит процесс разрыва поколений, что неизбежно может привести к политической катастрофе.Воспитание –вот миссия педагога и профессионала, осуществляющего деятельность по подготовке специалистов.Нравственное здоровье –это основа всего, его надо культивировать среди студентов.2. Кого же мы должны воспитывать?Современная жизнь такова, что речь идет о воспитании менеджеров, а не специалистов высоко духовных, нравственных и профессиональных, что в корне не верно. Необходимо воспитывать профессионалов.Только профессионал может внедрять передовые технологии, развивать науку, вести квалифицированную практическую деятельность. Профессионал –это человек идейный, глубоко убежденный в развитии своих навыков и знаний. Профессионализм –основное качество, которое необходимо прививать студентам. Непрофессионализм парализовал общество, что будет дальше –страшно себе представить!
Гущина Л. И., Епифанова Е. В., Павлисова Т. Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12077. –0,4п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12077.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 2304120X.
3. В вопросе воспитания очень важен вновь зазвучавший компетентностный вопрос. При составлении новых программ на первое место выступают умения, а затем уже знания. Какого же специалистаможно воспитать при таком подходе? Насколько он будет квалифицированным и какие инновационные технологии он сможет внедрить? Остается только догадываться!В недавнем прошлом министр образования А. А. Фурсенко заявил, чтонеобходимо воспитывать не человекатворца (как это было при социализме), а квалифицированного потребителя.К чему же это приведет? Со временем при таком подходе в страну потребителей специалистов будут завозить изза рубежа. Страна превратиться в сырьевой придаток,наводненный иностраннымиспециалистами.4. Справедливость, гуманизм, порядочность –это те качества, которыми должен обладать специалист. Нашей же молодежи прививаются моральнонравственные ценности,импортируемые изза рубежа. Нередко мы видим,как приглашаются специалисты иззарубежа. Они читают лекции на отвлеченные темы, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Это приводит к девальвации российских профессионалов, у них возникает чувство некомпетентности, неразвитости. Идет перекачивание интеллекта. В итоге своя наука приходит в упадок. 5. Кому и зачем необходим подрыв авторитета педагогов?Низкий жизненный уровень, постоянная информация о коррумпированности в преподавательской среде, крайне низкая заработная плата профессорскопреподавательского состава(едва сравнимая с заработной платой продавцов в супермаркетах) не дает им статуса лиц, чьим жизненным опытом, чьими знаниями можно руководствоваться. На смену преподавателямпрофессионаламприходят преподавателивременщики, что неизбежно приводит к упадку науки.6.Особое внимание необходимо уделять моральноэтическому воспитанию молодых преподавателей. Каждый специалист, посвятивший себя науке, образованию должен знать, что получение таких же прибылей, как в бизнесе,невозможно. Если человек посвятил себя другим людям, то заранее его следует ориентировать на средний жизненный уровень. Если же человек мечтает о получении сверхприбыли, то он должен идти в бизнес. Такая ориентация позволит значительно сократить уровень коррупции в профессиональной сфере, в частности, в медицине. А ныне медицина по уровню коррупции находится на лидирующем месте. Следует говорить об ответственности, в том числе и уголовной работников, нарушающих свои должностные обязанности.7. Обязательно следует вовлекать студентов в научноисследовательскую работу, что,несомненно,повышает их профессионализм.8. Покажем проблемы,возникающие в связи с преподаванием правовых дисциплин, например, медицинского права. Медицинское право в настоящее время является бурно развивающейся отраслью права. Тому есть множество причин.Вопервых, развитие рыночных отношений (частной медицины, медицинского страхования и т.д.), повлекшее изменения правовой системы России.Вовторых, детализация правовой регламентации медицинской деятельности. Появилось много законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи.Втретьих, возросли требования населения России к качеству медицинских услуг.Вчетвертых, произошли крупнейшие сдвиги в медицинской науке и биологии, что привелок появлению многих проблем медицинского и этикобиологического характера, требующих правового разрешения и регулирования. Биомедицинские технологии достигли высокого уровня воздействия на организм человека (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация органов и тканей), поставив проблемы их правового регулирования.Впятых, взаимосвязь медицины и права вызывает большой интерес в обществе. Медицинское право необходимо как для медицинских работников, так и для пациентов.Все это приводит к тому, что на практике в его преподавании наблюдается много проблем. Приведем лишь некоторые из них.1. Медицинское право –это сборная отрасль, формирующаяся из норм международного, гражданского, уголовного, пенсионного, уголовнопроцессуального, гражданскопроцессуального, страхового права, права социальной защиты населения ит.д. В этой связи совершенно справедливо может возникнуть вопрос о том, в каком объеме знания извсех этих отраслей необходимо преподавать.
2. Только системные знания могут дать положительный результат. А о каких системных знаниях может идти речь, если медицинское право вобрало в себя такой огромный круг отраслей?
Приведем лишь небольшой пример. Во многих учебниках и учебных пособиях по медицинскому праву присутствует раздел об ответственности медицинских работников[1, с. 178–200].В частности, об уголовной ответственности. Но для того, чтобы изучать отдельные составы преступлений,необходимо знать азы уголовного права, как то, объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона состава преступления, понятие преступления и его признаки, понятие наказания, то есть общую часть уголовного права. Ведь не напрасно ононаписанозаконодателем.
Тем самым,мы опять приходим к мысли о том, что необходимо определить границы отрасли «Медицинское право», которые бы не сказывались на качестве ее содержания.3. Изучение медицинского права невозможно без общетеоретических правовых знаний о системе норм права и правовой системе, о понятиях и признаках правовых отношений, в частности, о правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, правовом статусе и т.д. Ведь к изучению медицинского права, как правило, преступает человек владеющий знаниями о медицине, но не о праве. Здесь важно заставить посмотреть на медицину как бы с другой стороны.
4. Вал нормативных актов, принимаемых в России, требует значительных усилий юристов по его обработке и реализации в жизнь, накоплению юридической практики и ее осмыслению. 5. Практически все студенты желают знать практику применения медицинского законодательства. К сожалению, самый значительный пласт правоприменительной практики лежит в области уголовного права, затем следует гражданское, страховое и трудовое право. Этой практики не так уж и много. В том и состоит сложность, чтобы подобрать и объяснить сложившуюся судебную практику. Только посредством правоприменительной практики можно показать студенту не юристу для чего необходимо изучение правовых норм. Решение обозначенных проблем связано с методикой, формой преподавания медицинского права. Впроцессе преподавания различных правовых дисциплин, в том числе и медицинского права,следует использовать традиционные приемы проведения занятий. Например, чтение лекций, но обязательно с использованием мультимедийных систем, что существенно облегчает восприятие материала и дает возможность чередовать нагрузку (физическую,связанную с написанием лекции,и мыслительную, связанную с осознанием содержания слайдов). Кроме того, на практических занятиях следует проводить тестирование; решение задач (практических ситуаций) с использованием уголовного, трудового, гражданского, уголовнопроцессуального, гражданскопроцессуального кодексов (чаще всего как ролевые игры, в процессе которыхвырабатывается умение грамотно излагать свои мысли); чтение законодательных актов с целью анализа; чтение докладов в сочетании с подготовленной студентом презентацией; проведение коллоквиумов и т.д. При этом необходимо учесть, что слушатели курсов переподготовки, студенты заочной формы обучения (например, главные врачи, старшие медсестры, заведующие отделениями) нуждаются именно в знании правоприменительной практики. Поэтому основной акцент делается на изучение текущего законодательства и практики его применения в сочетании с изучением основ теории государства и права.Одной, даже самой инновационной методики,для улучшения качества знаний недостаточно.Мы убеждены в том, что для глубокого знания медицинского права как комплексной отрасли права требуется не просто внедрение в программу медицинских вузов курса «Медицинское право»:необходимо внедрить специальность «Медицинское право». Внедрение специального образования существенно повысит уровень подготовки медицинских специалистов, что скажется на правоприменительной практике и будет способствовать развитию страхового дела в медицинской сфере. Полагаем, что целый ряд работников нуждается в специализированных комплексных правовых знаниях –это и специалисты страховых компаний, работники органов социальной защиты населения, органов пенсионного обеспечения, учреждений медикосоциальной экспертизы, главные специалисты и рядовой медицинский персонал больниц, поликлиник, частных клиник, специалисты косметологической сферы, адвокаты, специализирующиеся на медицинских делах, фармацевты и т.д. Именно они и станут слушателями и желающими получить второе высшее образование со специализацией «Медицинское право». Между тем,в настоящее время наблюдается тенденция сокращения часов курса «Медицинское право».Методика преподавания права в медицинских вузах обладает спецификой. В этой связи думаем, что правовое образование должно быть максимально приближено к практике. Этого можно добиться лишь одним способом. Необходимо организовать кафедры в основных правовых учреждениях, например, в суде, прокуратуре, страховой компании, полиции с тем, чтобы студенты могли увидеть, как на практике реализуются нормы права, например, возбуждаются и расследуются дела о получении взятки медицинским работником и т.д. Тем более, кафедральная система в больничных учреждениях стала традиционной и привычной для студентов медицинских вузов.Такая кафедральная система особенно подойдет для слушателей, получающих второе высшее образование со специализацией «Медицинское право». Так как в процессе обучения студенты смогут овладеть не только теорией, но и получат возможность общения со специалистами –практическими работниками, занятыми в различных областях применения медицинского права, то приобретут практические навыки.Кроме того, в программу курса «Медицинское право» следует включать вопросы регулирования медицинских правоотношений зарубежным законодательством (сравнительное медицинское право).
Гущина Л. И., Епифанова Е. В., Павлисова Т. Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12077. –0,4п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12077.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 2304120X.
Приверженность России к евроинтеграционному вектору развития, растущая мобильность медицинских работников, тесные профессиональные и научные контакты российских медиков с зарубежными коллегами требуют преподавания медицинского права на таком уровне, который бы позволил будущим специалистам четко усвоить концептуальные основы медицинского права в мировом контексте, научиться анализировать действующее законодательство, в том числес помощью сравнительноправового метода, выработать навыки практического применения полученных знаний и привычку самостоятельной работы, постоянного повышения своей квалификации[2, с. 5–6]. Это является неотъемлемой составляющей высшего образования в развитых зарубежных странах и справедливо в отношении преподавания медицинского права.Такая конструкция, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом, позволит охватить широкий круг вопросов, относящихся к области медицинского права,и подготовить полноценных специалистов, готовых к практическому применению полученных в вузе знаний. Изучив курс медицинского права, студент должен знать: –основные понятия и концептуальные положения медицинского права; –основы взаимодействия медицинского права с другими отраслями человеческой жизнедеятельности и науки (биоэтикой и т. д.); –законы и иные нормативноправовые акты, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международноправовые акты и международные документы в этой сфере; –права и обязанности пациента, медицинского работника и учреждения здравоохранения; –меру ответственности субъектов медицинского права за правонарушения в сфере здравоохранения, в первую очередь, ответственности медицинских работников за правонарушения, совершенные при осуществлении ими своей профессиональной деятельности; –алгоритмы действий медицинского работника, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов пациента в учреждении здравоохранения, а также на профилактику и защиту прав и законных интересов медицинских работников и учреждений здравоохранения от возможных нарушений со стороны других субъектов медицинского права; –основные правовые проблемы предоставления медицинской помощи и взгляды на пути их решения; –основные сведения о медицинском праве зарубежных стран.«Медицинское право» должно быть нацелено на то, чтобы студенты не только получили представление о действующем законодательстве, регулирующем осуществление медицинской деятельности, но и узнали о взглядах на правовые проблемы организации здравоохранения и оказания медицинской помощи, об оценке различных явлений правовой действительности с точки зрения медицинского права, о задачах этой науки в современных условиях, в том числе в контексте взаимодействия с биоэтикой, и т.д.Преподавание медицинского права должно, на наш взгляд,осуществлятьсяюристом,либо специалистом, имеющим два высших образования (медицинское и юридическое) и юридическую практику, либо юристом, имеющимвысокий уровень теоретической подготовки, особенно значительный практический опыт в области предоставления правовой помощи субъектам медицинского права, что позволяетему глубоко понимать специфику медицинской деятельности и проблемы ее правового обеспечения.Медицинское право –это социально значимая молодая отрасль права, которая необходима для изучения студентами не только медицинских, но и всех юридических вузов и факультетов[3,с. 97–102]. В этой связи следует уделить особое внимание изучению государственной политики в сфере здравоохранения с тем, чтобы видеть перспективы развития здравоохранения в нашей стране.
Ссылки на источники1–2. Иванников И. А., Рубанова Н. А. Медицинское право: учебное пособие. –М.: Дашков и К, Академцентр, 2010. –206 с.3.Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. –М.: Норма, 2009. –176 с.
Gushchina Ludmila,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School Krasnodargushinali@gmail.comEpifanova Elena,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School KrasnodarEpifanova_Elen@mail.ruPavlisova Tatiana,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School Krasnodartpavlisova@yandex.ruThe role of education in high school:modern problems of teachingAbstract.In this paper as the main problems of higher education designated by the problem of educating students. Parenting influences, ultimately, on the qualification of specialist –graduate high school, the attitude to the profession, corruption and many other negative phenomena that undermine the authority of the profession. Presents challenges to the teaching of law, in particular, the health law.Keywords: education, higher education, education, medical law.ISSN 2304120X
Епифанова Елена Владимировна,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. КраснодарEpifanova_Elen@mail.ru
Павлисова Татьяна Евгеньевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодарtpavlisova@yandex.ru
Роль воспитания в высшей школе:современные проблемы
Аннотация.В статье в качестве основной проблемы высшей школы обозначена проблема воспитания студентов. Воспитание влияет в конечном итоге на квалификацию специалиста –выпускника вуза, отношение к профессии, коррупции и многим другим негативным явлениям, подрывающим авторитет профессии. Представлены проблемы, связанные с преподаванием права, в частности, медицинского.Ключевые слова:воспитание, высшая школа, образование, медицинское право.
Преподавание в современном мире сталкивается с целым рядом проблем. Попробуем обозначить их и предложить пути решения отдельных проблем.1.Сейчаспреподаватель и студент находятся в разных плоскостях. Преподаватель воспринимается как человек,предлагающий определенные услуги, а студент –как потребитель услуг. Это приводит к тому, что элемент воспитания практически исчез из преподавательской деятельности. Преподаватель –это уже не наставник,аноситель услуг. Разрывается невидимая связь между преподавателем и студентом. Связь духовная, объединяющая тех людей, которые готовы развивать научное познание.Воспитаниеподрастающего поколения просто необходимо. К тому же в вузприходят студенты значительно помолодевшие,поэтому и восприятие знаний другое,и мотивация к обучению иная, чем прежде. Молодой человек нуждается в воспитании, в привитии нравственных основ, моральноэтических принципов, свойственных профессии.Отсутствие воспитания может привести к потере подрастающего поколения вообще. Потеря поколения приводит к потерестраны. Так или иначе,происходит процесс разрыва поколений, что неизбежно может привести к политической катастрофе.Воспитание –вот миссия педагога и профессионала, осуществляющего деятельность по подготовке специалистов.Нравственное здоровье –это основа всего, его надо культивировать среди студентов.2. Кого же мы должны воспитывать?Современная жизнь такова, что речь идет о воспитании менеджеров, а не специалистов высоко духовных, нравственных и профессиональных, что в корне не верно. Необходимо воспитывать профессионалов.Только профессионал может внедрять передовые технологии, развивать науку, вести квалифицированную практическую деятельность. Профессионал –это человек идейный, глубоко убежденный в развитии своих навыков и знаний. Профессионализм –основное качество, которое необходимо прививать студентам. Непрофессионализм парализовал общество, что будет дальше –страшно себе представить!
Гущина Л. И., Епифанова Е. В., Павлисова Т. Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12077. –0,4п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12077.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 2304120X.
3. В вопросе воспитания очень важен вновь зазвучавший компетентностный вопрос. При составлении новых программ на первое место выступают умения, а затем уже знания. Какого же специалистаможно воспитать при таком подходе? Насколько он будет квалифицированным и какие инновационные технологии он сможет внедрить? Остается только догадываться!В недавнем прошлом министр образования А. А. Фурсенко заявил, чтонеобходимо воспитывать не человекатворца (как это было при социализме), а квалифицированного потребителя.К чему же это приведет? Со временем при таком подходе в страну потребителей специалистов будут завозить изза рубежа. Страна превратиться в сырьевой придаток,наводненный иностраннымиспециалистами.4. Справедливость, гуманизм, порядочность –это те качества, которыми должен обладать специалист. Нашей же молодежи прививаются моральнонравственные ценности,импортируемые изза рубежа. Нередко мы видим,как приглашаются специалисты иззарубежа. Они читают лекции на отвлеченные темы, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Это приводит к девальвации российских профессионалов, у них возникает чувство некомпетентности, неразвитости. Идет перекачивание интеллекта. В итоге своя наука приходит в упадок. 5. Кому и зачем необходим подрыв авторитета педагогов?Низкий жизненный уровень, постоянная информация о коррумпированности в преподавательской среде, крайне низкая заработная плата профессорскопреподавательского состава(едва сравнимая с заработной платой продавцов в супермаркетах) не дает им статуса лиц, чьим жизненным опытом, чьими знаниями можно руководствоваться. На смену преподавателямпрофессионаламприходят преподавателивременщики, что неизбежно приводит к упадку науки.6.Особое внимание необходимо уделять моральноэтическому воспитанию молодых преподавателей. Каждый специалист, посвятивший себя науке, образованию должен знать, что получение таких же прибылей, как в бизнесе,невозможно. Если человек посвятил себя другим людям, то заранее его следует ориентировать на средний жизненный уровень. Если же человек мечтает о получении сверхприбыли, то он должен идти в бизнес. Такая ориентация позволит значительно сократить уровень коррупции в профессиональной сфере, в частности, в медицине. А ныне медицина по уровню коррупции находится на лидирующем месте. Следует говорить об ответственности, в том числе и уголовной работников, нарушающих свои должностные обязанности.7. Обязательно следует вовлекать студентов в научноисследовательскую работу, что,несомненно,повышает их профессионализм.8. Покажем проблемы,возникающие в связи с преподаванием правовых дисциплин, например, медицинского права. Медицинское право в настоящее время является бурно развивающейся отраслью права. Тому есть множество причин.Вопервых, развитие рыночных отношений (частной медицины, медицинского страхования и т.д.), повлекшее изменения правовой системы России.Вовторых, детализация правовой регламентации медицинской деятельности. Появилось много законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи.Втретьих, возросли требования населения России к качеству медицинских услуг.Вчетвертых, произошли крупнейшие сдвиги в медицинской науке и биологии, что привелок появлению многих проблем медицинского и этикобиологического характера, требующих правового разрешения и регулирования. Биомедицинские технологии достигли высокого уровня воздействия на организм человека (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация органов и тканей), поставив проблемы их правового регулирования.Впятых, взаимосвязь медицины и права вызывает большой интерес в обществе. Медицинское право необходимо как для медицинских работников, так и для пациентов.Все это приводит к тому, что на практике в его преподавании наблюдается много проблем. Приведем лишь некоторые из них.1. Медицинское право –это сборная отрасль, формирующаяся из норм международного, гражданского, уголовного, пенсионного, уголовнопроцессуального, гражданскопроцессуального, страхового права, права социальной защиты населения ит.д. В этой связи совершенно справедливо может возникнуть вопрос о том, в каком объеме знания извсех этих отраслей необходимо преподавать.
2. Только системные знания могут дать положительный результат. А о каких системных знаниях может идти речь, если медицинское право вобрало в себя такой огромный круг отраслей?
Приведем лишь небольшой пример. Во многих учебниках и учебных пособиях по медицинскому праву присутствует раздел об ответственности медицинских работников[1, с. 178–200].В частности, об уголовной ответственности. Но для того, чтобы изучать отдельные составы преступлений,необходимо знать азы уголовного права, как то, объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона состава преступления, понятие преступления и его признаки, понятие наказания, то есть общую часть уголовного права. Ведь не напрасно ононаписанозаконодателем.
Тем самым,мы опять приходим к мысли о том, что необходимо определить границы отрасли «Медицинское право», которые бы не сказывались на качестве ее содержания.3. Изучение медицинского права невозможно без общетеоретических правовых знаний о системе норм права и правовой системе, о понятиях и признаках правовых отношений, в частности, о правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, правовом статусе и т.д. Ведь к изучению медицинского права, как правило, преступает человек владеющий знаниями о медицине, но не о праве. Здесь важно заставить посмотреть на медицину как бы с другой стороны.
4. Вал нормативных актов, принимаемых в России, требует значительных усилий юристов по его обработке и реализации в жизнь, накоплению юридической практики и ее осмыслению. 5. Практически все студенты желают знать практику применения медицинского законодательства. К сожалению, самый значительный пласт правоприменительной практики лежит в области уголовного права, затем следует гражданское, страховое и трудовое право. Этой практики не так уж и много. В том и состоит сложность, чтобы подобрать и объяснить сложившуюся судебную практику. Только посредством правоприменительной практики можно показать студенту не юристу для чего необходимо изучение правовых норм. Решение обозначенных проблем связано с методикой, формой преподавания медицинского права. Впроцессе преподавания различных правовых дисциплин, в том числе и медицинского права,следует использовать традиционные приемы проведения занятий. Например, чтение лекций, но обязательно с использованием мультимедийных систем, что существенно облегчает восприятие материала и дает возможность чередовать нагрузку (физическую,связанную с написанием лекции,и мыслительную, связанную с осознанием содержания слайдов). Кроме того, на практических занятиях следует проводить тестирование; решение задач (практических ситуаций) с использованием уголовного, трудового, гражданского, уголовнопроцессуального, гражданскопроцессуального кодексов (чаще всего как ролевые игры, в процессе которыхвырабатывается умение грамотно излагать свои мысли); чтение законодательных актов с целью анализа; чтение докладов в сочетании с подготовленной студентом презентацией; проведение коллоквиумов и т.д. При этом необходимо учесть, что слушатели курсов переподготовки, студенты заочной формы обучения (например, главные врачи, старшие медсестры, заведующие отделениями) нуждаются именно в знании правоприменительной практики. Поэтому основной акцент делается на изучение текущего законодательства и практики его применения в сочетании с изучением основ теории государства и права.Одной, даже самой инновационной методики,для улучшения качества знаний недостаточно.Мы убеждены в том, что для глубокого знания медицинского права как комплексной отрасли права требуется не просто внедрение в программу медицинских вузов курса «Медицинское право»:необходимо внедрить специальность «Медицинское право». Внедрение специального образования существенно повысит уровень подготовки медицинских специалистов, что скажется на правоприменительной практике и будет способствовать развитию страхового дела в медицинской сфере. Полагаем, что целый ряд работников нуждается в специализированных комплексных правовых знаниях –это и специалисты страховых компаний, работники органов социальной защиты населения, органов пенсионного обеспечения, учреждений медикосоциальной экспертизы, главные специалисты и рядовой медицинский персонал больниц, поликлиник, частных клиник, специалисты косметологической сферы, адвокаты, специализирующиеся на медицинских делах, фармацевты и т.д. Именно они и станут слушателями и желающими получить второе высшее образование со специализацией «Медицинское право». Между тем,в настоящее время наблюдается тенденция сокращения часов курса «Медицинское право».Методика преподавания права в медицинских вузах обладает спецификой. В этой связи думаем, что правовое образование должно быть максимально приближено к практике. Этого можно добиться лишь одним способом. Необходимо организовать кафедры в основных правовых учреждениях, например, в суде, прокуратуре, страховой компании, полиции с тем, чтобы студенты могли увидеть, как на практике реализуются нормы права, например, возбуждаются и расследуются дела о получении взятки медицинским работником и т.д. Тем более, кафедральная система в больничных учреждениях стала традиционной и привычной для студентов медицинских вузов.Такая кафедральная система особенно подойдет для слушателей, получающих второе высшее образование со специализацией «Медицинское право». Так как в процессе обучения студенты смогут овладеть не только теорией, но и получат возможность общения со специалистами –практическими работниками, занятыми в различных областях применения медицинского права, то приобретут практические навыки.Кроме того, в программу курса «Медицинское право» следует включать вопросы регулирования медицинских правоотношений зарубежным законодательством (сравнительное медицинское право).
Гущина Л. И., Епифанова Е. В., Павлисова Т. Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы// Концепт. –2012. –№ 6(июнь). –ART 12077. –0,4п.л. –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12077.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 2304120X.
Приверженность России к евроинтеграционному вектору развития, растущая мобильность медицинских работников, тесные профессиональные и научные контакты российских медиков с зарубежными коллегами требуют преподавания медицинского права на таком уровне, который бы позволил будущим специалистам четко усвоить концептуальные основы медицинского права в мировом контексте, научиться анализировать действующее законодательство, в том числес помощью сравнительноправового метода, выработать навыки практического применения полученных знаний и привычку самостоятельной работы, постоянного повышения своей квалификации[2, с. 5–6]. Это является неотъемлемой составляющей высшего образования в развитых зарубежных странах и справедливо в отношении преподавания медицинского права.Такая конструкция, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом, позволит охватить широкий круг вопросов, относящихся к области медицинского права,и подготовить полноценных специалистов, готовых к практическому применению полученных в вузе знаний. Изучив курс медицинского права, студент должен знать: –основные понятия и концептуальные положения медицинского права; –основы взаимодействия медицинского права с другими отраслями человеческой жизнедеятельности и науки (биоэтикой и т. д.); –законы и иные нормативноправовые акты, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международноправовые акты и международные документы в этой сфере; –права и обязанности пациента, медицинского работника и учреждения здравоохранения; –меру ответственности субъектов медицинского права за правонарушения в сфере здравоохранения, в первую очередь, ответственности медицинских работников за правонарушения, совершенные при осуществлении ими своей профессиональной деятельности; –алгоритмы действий медицинского работника, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов пациента в учреждении здравоохранения, а также на профилактику и защиту прав и законных интересов медицинских работников и учреждений здравоохранения от возможных нарушений со стороны других субъектов медицинского права; –основные правовые проблемы предоставления медицинской помощи и взгляды на пути их решения; –основные сведения о медицинском праве зарубежных стран.«Медицинское право» должно быть нацелено на то, чтобы студенты не только получили представление о действующем законодательстве, регулирующем осуществление медицинской деятельности, но и узнали о взглядах на правовые проблемы организации здравоохранения и оказания медицинской помощи, об оценке различных явлений правовой действительности с точки зрения медицинского права, о задачах этой науки в современных условиях, в том числе в контексте взаимодействия с биоэтикой, и т.д.Преподавание медицинского права должно, на наш взгляд,осуществлятьсяюристом,либо специалистом, имеющим два высших образования (медицинское и юридическое) и юридическую практику, либо юристом, имеющимвысокий уровень теоретической подготовки, особенно значительный практический опыт в области предоставления правовой помощи субъектам медицинского права, что позволяетему глубоко понимать специфику медицинской деятельности и проблемы ее правового обеспечения.Медицинское право –это социально значимая молодая отрасль права, которая необходима для изучения студентами не только медицинских, но и всех юридических вузов и факультетов[3,с. 97–102]. В этой связи следует уделить особое внимание изучению государственной политики в сфере здравоохранения с тем, чтобы видеть перспективы развития здравоохранения в нашей стране.
Ссылки на источники1–2. Иванников И. А., Рубанова Н. А. Медицинское право: учебное пособие. –М.: Дашков и К, Академцентр, 2010. –206 с.3.Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. –М.: Норма, 2009. –176 с.
Gushchina Ludmila,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School Krasnodargushinali@gmail.comEpifanova Elena,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School KrasnodarEpifanova_Elen@mail.ruPavlisova Tatiana,Ph.D., Associate Professor of Theory and History of State and Law Kuban State Agrarian University Law School Krasnodartpavlisova@yandex.ruThe role of education in high school:modern problems of teachingAbstract.In this paper as the main problems of higher education designated by the problem of educating students. Parenting influences, ultimately, on the qualification of specialist –graduate high school, the attitude to the profession, corruption and many other negative phenomena that undermine the authority of the profession. Presents challenges to the teaching of law, in particular, the health law.Keywords: education, higher education, education, medical law.ISSN 2304120X