Представления о счастье старших школьников и студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сальникова И. В. Представления о счастье старших школьников и студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12093.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются результаты пилотажного исследования представлений о счастье старших школьников и студенческой молодёжи. Выделяются сходства и различия по факторам счастья в рассматриваемых группах, а также взаимосвязь выделенных особенностей с этапом развития, который проходят молодые люди.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сальникова Ирина Витальевна, аспирант кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгородisalnikovann@mail.ru

Представления о счастье старших школьников и студентов

Аннотация. В статье рассматриваются результаты пилотажного исследования представлений о счастье старших школьников и студенческой молодёжи. Выделяются сходства и различия по факторам счастья в рассматриваемыхгруппах, а также взаимосвязь выделенных особенностей с этапом развития, который проходят молодые люди.Ключевые слова: факторы счастья, старшие школьники, студенческая молодёжь,возрастные особенности, сходства и различия в представлениях о счастье.

Счастье –это феномен, связанный с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном.Понятие счастья с трудом поддаётся строгому определению. И как справедливо отмечает В. Татаркевич, разные понятия счастья имеют лишь только то общее, что обозначают чтото положительное, ценное. В остальном же понимании они различаются между собой [1].Несмотря на данные трудности,попытки понять суть этого явления и измерить его предпринимались с середины прошлого века и предпринимаются до сих пор.

В настоящей статье представлена часть масштабного исследования счастья как психологического феномена, главная цель которого –рассмотреть и выделить особенности представлений о счастье различных социальных групп. При психологическом исследовании счастья надо учитывать, что мы имеем дело с оценочными категориями, мнением самих субъектов о своих переживаниях и восприятии жизни с точки зрения внутренних критериев и эталонов, независимо от того, что об этом думают другие люди,и насколько эти эталоны соответствуют или не соответствуют общепринятым взглядам и стандартам. В рамках пилотажного исследования для выделения факторов счастья старших школьников истуденческой молодёжи, испытуемым было предложенов небольшом эссе отразить их представления о том, что такое счастье.

В исследовании принимали участие 102 студента (47 девушек и 55 юношей) различных факультетов двух нижегородских вузов: академии водного транспорта и технического университета, в возрасте от 19 до 22 лет, а также 50 учащихся 11 классов школы №186 Нижнего Новгорода в возрасте 16–18 лет.

Использование формы эссе позволило молодым людям свободно и полно выразить своё восприятие счастья.Для классификацииответов испытуемых и дальнейшей обработки результатов был выделен ряд критериев. Представляло интерес посмотреть, с какими критериями у испытуемых связано восприятие счастья. Критерии были выделены по смысловому содержанию ответов и с учетом качественногоанализа.Присравнениирезультатов были выявлены как сходства, так и значимые различия в восприятии счастья старшими школьниками и студентами. Значимость различий рассчитывалась с помощью критерия Фишера. Полученные данные представлены в таблице(табл.1:значимость различий рассчитывалась с помощью φ* критерия Фишера:** –значимо при р≤ 0,01 или φэмп≥ 2,31;* –значимо при 0,01≤р≤ 0,05 или 1,64≤φэмп≤2,31).

Таблица 1

Перечень выделенных факторов счастья и значимость различий по факторам между группами старших школьников и студенческой молодёжи

№Факторы счастьяСтаршие школьники, 16–18лет, %Студенты,19–22года, %Показатели критериевφэмпрφкр1Друзья2211,71,61

2Семья1813,70,68

3Здоровье и благополучие близких4223,52,310,01**значимо4Присутствие рядом родных и близких3612,73,230**значимо5Любовь2422,50,21

6Здоровье411,71,710,044*значимо7Хорошее настроение 619,62,40,007**значимо8Взаимопонимание20,990,49

9Материальное благополучие823,52,540,004**значимо10Поддержка окружающих в трудной ситуации

85,90,48

11Успех, удача 82,91,34

12Ощущение собственной ценности169,81,08

13Цели в жизни1011,70,31

14Душевное равновесие1015,70,99

15Чувство «всё хорошо»66,70,17

16Жизнь105,90,89

17Радость6–2,870,001**значимо18Любимое дело18–5,070**значимо19Отсутствие домашнего задания(не спросили на уроках)2–1,640,05*значимо20Удовлетворение желаний и потребностей20–5,370**значимо21Самореализация8–3,320**значимо22Отсутствие обязанностей2–1,640,05*значимо23Хорошая погода4–2,330,01**значимо24Отсутствие войны6–2,870,001**значимо25Осуществление мечты8–3,320**значимо26Работа–2,91,980,023*значимо27Субъективное отношение окружающему–2,91,980,023*значимо28Собственные действия–2,91,980,023*значимо

Как видно из таблицы, количество факторов, необходимых для счастья школьникам и студентам, различно. Учащиеся школы выделили 25 факторов счастья, среди которых чаще всего отмечались здоровье и благополучие близких людей (42%), присутствие рядом родных и близких людей (36%), любовь (24%), друзья (22%), удовлетворение желаний и потребностей (20%), семья (18%), любимое дело (18%). Студентами было выделено 19 факторов счастья. Однако здесь многим факторам придавалась близкая по своему значению важность: здоровье и благополучие близких и материальное благополучие отметили 23,5% испытуемых, любовь –22,5%, хорошее настроение –19,6%, душевное равновесие –15,7%,семья –13,7%.Школьники,в отличие от студентов,факторами, необходимыми для счастья отметили радость, любимое дело, отсутствие домашних заданий (или не спросили на уроках), удовлетворение желаний и потребностей, самореализацию, отсутствие обязанно стей, хорошую погоду, отсутствие войны и осуществление мечтаний. Студенты же (хотя и небольшое количество человек),в отличие от школьников,учитывают влияние таких факторов, как работа, субъективное отношение к окружающему и собственные действия. По всем перечисленным факторам обнаружены значимые различия.Подобные результаты обнаруживают влияние на представления о счастье этапов возрастного развития испытуемых. Так, выделение студентами трёх факторов счастья(работа, субъективное отношение к окружающему, собственные действия), отсутствующих у школьников –это проявление формирования активной жизненной позиции и веры в свои возможности влиять на ход событий таким образом, чтобы полученные результаты приносили чувство удовлетворения. На данном возрастном этапе у молодого человека происходит понимание того, что ты сам строишь жизнь, и твоё будущее начинается уже «здесь и сейчас». Студенты становятся способными учитывать влияние внешних факторов, но в то же время готовы предпринимать шаги для достижения своих целей.Несмотря на то, что и старшие школьники, и студенты признают необходимыми для счастья наличие целей в жизни, следует отметить, что тогда как школьники просто отмечают, что в жизни должны быть цели, студенты в своих эссе писали о том, что счастье для них –это иметь цели и самим достигать их. Таким образом, в 18–25лет «строительство» собственной личности связано с готовностью самостоятельно принимать ответственные решения. А высокая цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время. Старшие школьники ещё недостаточно самостоятельны и не готовы к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят пред собой будущие выпускники, часто не соответствуют их реальным возможностям, оказываются ложными и включают в себя большую долю фантазий. Вероятно, поэтому в их представления о счастье входит такой фактор, как осуществление мечты, который не предполагает собственных активных действий.Как известно, период ранней юности связывают с готовностью к самоопределению, в том числе профессиональному, но ни для кого не секрет, что в действительности большинство старших школьников к этому самоопределению не готовы. В настоящее время психологи говорят о феномене«отложенной взрослости». Так, Г.В.Жарков,анализируя этот феномен, подчёркивает, что многие характеристики, традиционно относимые психологами к подростковому возрасту теперь характерны и для многих молодых людей, что затрудняет их эффективную самореализацию в профессиональной сфере, экономической деятельности, образовании семьи. Причиной этого является несформированность «зон ответственности» молодёжи и навыков принятия ею эффективных смысложизненных решений [2].Вероятно, этот феномен и является причиной того, что присутствие рядом родителей и близких людей так важно для старших школьников и является фактором, по которому наблюдаются значимые различияпо сравнению со студентами. Обращает на себя внимание тот факт, что немаловажным фактором для ощущения себя счастливыми, старшие школьники отмечают удовлетворение желаний и потребностей (чаще всего это телесные потребности и потребности, возникшие в результате негативных воздействий массовой культуры и рекламы). Эти результаты являются отражением ситуации, сложившейся в современном мире.Как пишетИ.А.Джидарьян, сегодня чувственные удовольствия позволяют человеку почувствовать себя, если и не полностью счастливым, то, по крайней мере, не обременённым размышлениями над вечными вопросами, как следует жить и выстраивать своё будущее. Целоепоколение россиян растёт под сильным воздействием циничной рекламы, которая дезориентирует молодого человека в вопросах вечного и преходя щего, возвышенного и низменного [3]. Негативное влияние на развитие личности молодых людей оказывают и современные технологии. А.Ш. Тхостов и К.Г. Сурнов обращают внимание на то, что современная молодёжь находится в условиях социальных перемен, связанных со всё более расширяющимся применением современных технологий. Удовлетворение любой потребности нажатием «одной кнопки», и вообще любой способ вынимания «рыбки из пруда» без труда, без личного усилия, без осознания смысла совершаемого действия вредит здоровью личности. Стремление к максимальному облегчению с помощью технических и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическуюи социальную опасность. Облегчая удовлетворение любой потребности, современные технологии зачастую минимизируют, если не полностью сводят на нет,собственную деятельностную активность индивидуума. В результате этого избыточно технологизированная среда и подчинённые её законам сограждане живут жизнью чисто виртуального персонажа не вместе с ним, а вместо него [4]. В такой ситуации критерием счастья для молодого человека часто становится обладание теми или иными материальными благами, властью и возможность как можно большее количество времени предаваться разного рода развлечениям. У него не возникает и мысли о том, что это преходящие удовольствия и наличие нового блага не сделает его счастливым, а только усилит жажду обладания и приобретения. Человеку всё время кажется, что до достижения счастья остаётся совсем немного, ещё чутьчуть и, наконец, он будет счастлив. Так, жизнь превращается в погоню за счастьем. Кроме того, данные условия формируют человекапотребителя, в мировоззрении которого нет даже представления о том, что ради другого человека иногда необходимо жертвовать чемто личным и что это может приносить огромную радость и переживание счастья человеку, отдающемучастичку себя. В ходе анализа результатов нашего исследования обратил на себя внимание тот факт, что некоторые ответы испытуемых можно было разделить на две категории, которые мы обозначили как «стремление отдавать» (помогать окружающим, заботиться о любимых людях, радовать родителей и т.п.) и «стремление получать» (приобретать материальные блага, получать поддержку и внимание друзей и родных людей, быть любимым и т.п.). «Стремление получать» выражалось в ответах в два раза чаще, чем «стремление отдавать».Для нас представляло интерес сравнить выборку мужчин и женщин относительно данных стремлений. В результате сравнения было выявлено, что «стремление отдавать» присуще только женщинам (20%), тогда как в ответах мужчин подобное стремление не встречалось. Вероятно, это связано с существующими в нашей культуре представлениями о женщине, как хранительнице очага, заботливой жене и матери. Несмотря на то, что в современном мире девочкам с ранних лет навязываются искажённые стереотипы того, какой должна быть женщина, укоренившиеся в культуре нашего народа представления о роли женщины продолжают играть большую роль. Представляется, что отсутствие у мужчин «стремления отдавать» связано с присущим для них стремлением реализации себя в профессиональной деятельности и обеспечения материального достатка в семье. Существенных различий между выборками студентов и школьников относительно данных стремлений обнаружено не было.

В целом же можно сказать, что старшие школьники в большей степени зависимы от конкретных, действующихв данный момент условий, так как они связывают счастье с хорошей погодой, отсутствием обязанностей, домашних заданий, радостью и т.д. Их отличие от студентов состоит в том, что они смотрят на будущее с позиции настоящего. Их обращённость в будущее, ещё очень туманное и неопределённое, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности. Студенческая молодёжь,напротив, смотрит на настоящее с позиции будущего, поэтому для неё становятся важными вопросы работы, материального благополучия, здоровья.

Сходства в представлениях о счастье у школьников и студентов заключаются во мнении о том, что для ощущения себя счастливым необходимы друзья, семья (хотя многие студенты уже имеют в виду создание собственной семьи), любовь, взаимопонимание, поддержка окружающих в трудных ситуациях, удача, душевное равновесие и сама жизнь. Таким образом, в их представлениях о счастье большую роль играют и общечеловеческие ценности.Также обращают на себя внимание, присутствующие в ответах школьников характеристики счастья через отсутствие чеголибо (отсутствие обязанностей, отсутствие проблем, отсутствие домашних заданий). Эта особенность в ответах школьников может объясняться отсутствием ответственного отношения к собственной жизни, как это уже было отмеченовыше.Полученные результаты свидетельствуют о том, что представления о счастье старших школьников и студенческой молодёжи во многом связаны с тем возрастным этапом, который проходит человек,но также на них влияют особенности современной ситуации развития,и представления,укоренившиеся в той культуре,где воспитывается молодёжь.

Ссылки на источники1.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. –М.: Прогресс, 1981. –368 с.2.Дробышева Т.В. Социальное самоопределение молодёжи (научная конференция «Психология образования: проблемы и перспективы») // Психологический журнал. –2005. –№3. –С.128–129.3.Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. –СПб.: Алетейя, 2001. –242 с.4.Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. –2005. –№6. –С.16–24.

Salnikova Irina,Postgraduate of social psychology department FBGEI HPE –Federal Budget Government Educational Institutionof Higher Professional Education state pedagogical university of Nizhny Novgorodisalnikovann@mail.ru

Senior school children and institute students´ understanding of happinessAnnotation. In the article the results of tentative research into senior school children and institute students´ understanding of happiness are examined. The similarities and differences in the factors in happiness in the groups under consideration are marked and also the interrelation between detailed peculiarities and stage of development which young people go through. Keywords: factors in happiness, senior school children, young institute students, age peculiarities, similarities and differences in understanding of happiness.

Рецензент:Гапонова София Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВПО НГТУ им. К. Минина

ISSN 2304120X