Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности подготовки детей-сирот к профессиональному самоопределению. Представлен анализ экспериментальных данных временной перспективы детей-сирот, их профессиональных интересов и склонностей, Я-концепции как составляющей самосознания подростков. Дана характеристика программе психологического сопровождения детей-сирот на этапе предпрофильной подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Володина Юлия Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологииФГБОУ «Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского», г. Брянскpsylabgu@ya.ru

Матяш Наталья Викторовна,доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянскvds24@ya.ru

Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей,в учреждениях интернатного типа

Аннотация. В статье рассматриваются психологопедагогические особенности подготовки детейсирот к профессиональному самоопределению. Представлен анализ экспериментальных данных временной перспективы детейсирот, их профессиональных интересов и склонностей, Яконцепции как составляющей самосознания подростков. Дана характеристика программе психологического сопровождения детейсирот на этапе предпрофильной подготовки.Ключевые слова:предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, детисироты, психологическое сопровождение.

Актуальность проблемы и ее теоретическое обоснование.Глубокие социальные потрясения последних десятилетий, кризисное состояние экономики, культуры, образования, невиданный ранее динамизм развития, изменение технических, материальных,этических, моральных и другихориентировпривели к увеличению количества детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детейинвалидов и т. п. Однако, многие специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (А.Васильев,В.Л.Воробева, И.И.Осипова, В.Н.Ослон,Н.А.Палиева, А.М.Прихожан, Н. Н. Толстых и др.[1–7]), отмечают несовершенство существующей системы воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как она не способствует созданию условий для преодоления у воспитанников трудностей в дальнейшей социализации в обществе. Интернатные учреждения часто оказываются неспособными обеспечить их успешную социализацию. Появившиеся новые типы учреждений (приюты временного пребывания, психологопедагогические центры реабилитации, кризисные центры и др.) также в полной мере не могут решить эту проблему. После выхода из интернатного учреждения, лишаясь внешней опеки, не имея социального опыта, необходимых навыков социализации и устойчивых нравственных ориентиров детисироты, в большинстве случаев, не могут интегрироваться и адаптироваться в социуме. Сформированные в интернате чувство вины, тревога, страх перед будущим, агрессия нарушают процесс их вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системе социальных связей. Это свидетельствует о том, что вся система помощи данной категории детей требует качественных изменений, совершенствования и форм, и методов, и технологий работы с детьми, оказавшимися внесемьи.Опираясь на идеи Л.С. Выготского о развитии сознания в деятельности, мы предположили, что процесс профессионального самоопределения выпускников школинтернатов, основанный на преобразовании социальнообразовательной среды интернатного учреждения, должен пройти 4 стадии в своем развитии. На первой стадии взрослые (педагог, психолог и др.) с помощью определенных средств управляют поведением воспитанников в условиях микросреды, направляя реализацию его способностей и возможностей. На второй стадии воспитанник становится субъектом социальнопрофессиональной деятельности в макросреде. На третьей стадии подросток начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления своей деятельностью и поведением, которые применяли к нему. На четвертой стадии происходит окончательная интериоризация, подросток на основе оценки своей деятельности и поведения начинает творчески изменять способы управления своей деятельностью и деятельность в целом, сохраняя свою социальную природу, в результате чего у него формируется тенденция к самостоятельности и независимости в его социальнопрофессиональной деятельности.Характеристика экспериментального исследования.Экспериментальное исследование, проведенное в школахинтернатах Брянской области в 2007–2010 гг. (выборка133 человека) ставило своей целью теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности процесса профессионального самоопределения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки.Объект исследования–процесс профессионального самоопределения детейсирот.Предмет исследования–психологопедагогические особенности профессионального самоопределения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки.Рабочая гипотеза: организация психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределениядетейсирот в условиях предпрофильной подготовки позволяет подготовить воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе.Программа экспериментальной работы включала в себя проведение пилотажного исследования, формирующий эксперимент, контрольное исследование с последующей статистической обработкой полученных результатов, формулировка основных выводов и положений.Экспериментальное исследование проводилось по приказу Департамента образования Брянской области на базе региональной экспериментальной площадки сотрудниками БИПКРО и БГУ им. ак. И.Г. Петровского и подкреплялось диагностикой и соответствующей коррекцией разрабатываемой программы психологопедагогического сопровождения на каждом из этапов формирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента определены также основные параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки (табл.1).Анализ и обсуждение результатов.Рассмотрим основные результаты экспериментального исследования по обозначенной проблеме.Исследование готовности детейсирот к профессиональному самоопределению проводилось в аспектах исследования временной перспективы детейсирот, их профессиональных интересов и склонностей, Яконцепциикак составляющей самосознания подростков.Полученные результаты подтверждают общепринятое положение о том, что в подростковый период начинается формирование временной перспективы будущего (в том числе и профессиональной) и соответствующей мотивации, связанной с появлеТаблица 1

Параметры эффективности процесса профессионального самоопределения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки

ПоказателиКритерииМотивационноценностныйКогнитивноличностныйЭмоциональноволевойОперациональнодеятельностныйОценочнорефлексивныйГотовность к профессиональному самоопределению1) потребность в профессиональном самоопределении и развитии;2) устойчивые профнамерения;3) наличие профессиональных целей и ценностей;4) наличие осознанной профессиональной перспективы как части целостной временной перспективы будущего (сформированные мотивы профессионального самоопределения)1) реальный уровень профессиональных притязаний, знание своих индивидуальных способностей и возможностей;2) преобладание личностной и социальнопрофессиональной составляющих в Яконцепции;3) компетентность в ситуации выбора профессии, минимальная профессиоведческая компетентность;4) осознанный и обоснованный выбор профессии1) положительное эмоциональное отношение к выбору профессии и будущей профессиональной деятельности;2) целеустремленность;3) волевая саморегуляция;4) уверенность и свобода в выборе будущей профессиональной деятельности, в достижении профессиональных целей

1) наличие личного позитивноориентированного перспективного профессионального плана и владение методами его конструирования;2) активная субъектная позиция в выборе профессиональной сферы, умение принять решение о выборе профессии;3) умение ставить цели профессионального развития и планировать пути по их достижению;4) практический опыт в будущей профессиональной деятельности (профпробы);5)готовность к получению профессионального образования как средства реализации поставленных целей1) способность к самоконтролю и оценке своей поведенческой и психической активности в трудовой деятельности;2) способность к прогнозированию и осмыслению (анализу) результатов профессионального выбора в стратегии профессионального развития;3) готовность брать ответственность за свой профессиональный выбор

ниеммотивов профессионального самоопределения. Данная тенденция, однако, наблюдается только в экспериментальной группе, условия которой приближены к условиям обучения подростков в общеобразовательных школах. В контрольной группе результаты свидетельствуют о наличии у подростков суженной временной перспективы будущего, в которой фиксируется тенденция жить сегодняшним днем. Ограниченность мотивации подростков контрольной группы является следствием (по сопоставлению с результатами других методик, используемых в экспериментальном исследовании) их актуальной жизнедеятельностью в рамках закрытой окружающей микросреды.Рассматривая влияние формирование готовности к профессиональному самоопределению детейсирот,мы также изучили их Яконцепцию по пятиосновным категориям: личностное «Я», умственное «Я», социальнопрофессиональное «Я», физическое «Я», эмоциональное «Я». Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что представление о своей роли в профессиональной деятельности у детейсирот различное и противоречивое. У подростков с завышенной самооценкой преобладают личностные и социальнопрофессиональные качества как в экспериментальной группе (54,4%), так и в контрольной (55,4%). У подростков с заниженной самооценкой в экспериментальной группе преобладают личностные, физические и социальнопрофессиональные качества (76,2%), у них профессиональная самореализация вероятнее всего будет обеспечиваться за счет физической силы и привлекательности. У подростков с заниженной самооценкой в контрольной группе преобладают личностные и физические качества (64,1%), а социальнопрофессиональные занимают последнее место и стоят в одном ряду с умственными. Это позволяет говорить о том, что в экспериментальной группеподростки связывают свою будущую социальнопрофессиональную деятельность с умственным развитием и получением образования.В связи с представленными данными акцентируем внимание вновь на уровне самооценки. Результаты исследования говорят о положительном влиянии адекватной самооценки на формирование готовности детейсирот к профессиональному самоопределению. При этом завышенные показатели самооценки могут рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны относительно их влияние на подготовку школьников к профессиональному самоопределению (что требует дополнительных экспериментальных исследований). Заниженные показатели самооценки во всех исследованных случаях свидетельствуют о замедлении темпов формированияу учащихся школинтернатов готовности к профессиональному самоопределению.Практическое внедрение результатов в образовательную среду.На основе полученных результатов исследованиянами разработана программа психологопедагогического сопровождения процесса профессиональногосамоопределения детейсирот в образовательной среде интернатного учреждения. Содержание программы психологопедагогического сопровождения представлено в следующих аспектах.В образовательной среде интернатного учреждения в урочное и внеурочное время проходит работа по формированию у учащихся знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых им в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.Предметные в совокупности с элективными и профориентационными курсы, профессиональные пробы и др., проводятся в образовательных учреждениях региона и составляют основу для формирования индивидуальнопрофессиональной образовательной траектории воспитанника.Самостоятельная творческая работа воспитанника по проектированию своего перспективного профессионального образа будущего направлена на осмысление своего «Я», принятия его, формирование адекватного представления о своих способностях и возможностях, соотнесение их с требованиями профессии и принятие осознанного решения о профессиональном выборе. Психологопедагогическое сопровождение детейсирот реализуется на трех этапах: «Осознание Яреального», «Осознание Япрофессионального» и «Построение профессионального Яобраза». Каждый этап предполагает взаимодействие и координацию действий воспитанников, педагогов, воспитателей, администрации по пятинаправлениям (организационному, диагностикопознавательному, профессиональностимулирующему, индивидуальноконсультационному и проективнопрофессиональному). Завершается этап созданием и защитой каждым воспитанником творческого проекта по итогам взаимодействия с окружающими людьми и познания собственного «Я», собственных профессиональных и жизненных целей.Этапы предполагают разработку содержания психологопедагогической помощи по концентрическому принципу и отражают работу психолога с воспитанниками сиротского учреждения, педагогами и воспитателями, администрацией учреждения на каждом из уровней. Реализация содержания осуществляется при воздействии на сознание, чувства, поведение субъектов образовательного процесса через взаимодействие информационного, мотивационноценностного, когнитивноличностного, эмоциональноволевого, операциональнодеятельностного, результативного и оценочнорефлексивного компонентов в содержательнодеятельностном аспекте, на каждом уровне, где один из компонентов становится ведущим и определяет содержание психологопедагогического сопровождения и деятельность субъектов социальнообразовательного процесса. Стратегическая линия психологопедагогического сопровождения подростков определяется психологическими особенностями и задачами данного возраста, наиболее важными из которых являетсясамоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и общения людей, в том числе и профессиональное самоопределение. Содержательнодеятельностныйаспект предполагает формирование системы отношений, системы умений, системы компетенций, необходимых для принятия воспитанниками верного решения о профессиональном выборе и реализуется в условиях интернатного учреждения и за его пределами в специально организованном социальнообразовательном пространстве при взаимодействии воспитанника с микрои макросредой по педагогическому и психологическому направлениям (табл.2). Таблица 2

Направления работы с подростками интернатного учреждения

Педагогическое направлениеПсихологическое направлениеФормирование готовности подростков к профессиональному самоопределениюКурс профессионального самоопределения «Профессия, которую Я выбираю».Элективные, профориентационные, предметные и другиекурсы по выбору.Организация профпроб.Профессиональное моделирование.Организация исследовательской, проектной, поисковой, практической деятельности подростков.Тренинговый курс «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее» по развитию уменийцелеполагания, планирования, конструирования своего профессионального будущего.Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование.Тренинговые занятия по развитию профессиональных умений и навыков.Дневник профессионального самоопределения.Проведение профориентационных экскурсий.

В условиях реализации педагогического направления большую роль играют педагогические технологии, формы и методы работы учителей и воспитателей (в т.ч. и других образовательных учреждений: ссузов, вузов, учреждений дополнительного образования) с подростками по их социальной адаптации в микросреде. Деятельность педагогов в целом направлена на развитие социальной мотивации воспитанников, формирование у них жизненных целей и ценностей, их умственное развитие через формирование знаний, умений, навыков, образовательных компетенций, определенных Госстандартом образования. Большую роль здесь играет также формирование трудовых навыков учащихся, обучение их умениям свободно выражать свои творческие способности в различных видах социальноодобряемой деятельности. Данные формы и методы применяются в условиях предпрофильной подготовки на этапе «Осознание Яреального». Работа педагогов по социальнопсихологической адаптации учащихся способствует, таким образом,овладению социальноэтическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, успешной социализации и индивидуализации подростком в микросоциуме.На этапе подготовки школьников к профессиональному самоопределению для приобретения ими первоначального опыта будущей профессиональной деятельности нами разработан курс профессионального самоопределения «Профессия, которую я выбираю» (8–9 кл.), реализующийся на этапах «Осознание Япрофессионального» и «Проектирование профессионального Яобраза». В ходе его изучения у воспитанников формируется комплекс представлений, умений и отношений относительно сферы их будущей профессиональной деятельности, а выполнение творческого проекта по итогам его изучения является интегративной оценкой сформированности готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Показателями этой оценки служат: умение адекватно оценивать себя, знание правил выбора профессии; способность ориентироваться в обобщенных психологических характеристиках профессиональной деятельности: технологических (цель, предмет, средства и условия труда), социальнопсихологических (самостоятельность, индивидуальность, коллективность трудового общения), эмоциональноволевых (степень напряжённости и ответственности отношений), а также в условиях рынка труда и профессий; умение соотносить свои индивидуальнопсихологические особенности с требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту в данной области профессиональной деятельности, и на этой основе строить перспективный образ своего будущего.Данный комплекс представлений, умений и отношений реализуется в мотивационноценностной, когнитивноличностной и других функциях и выражается в следующих материализованных действиях:ориентирование в правилах выбора профессии; составление собственного психологического портрета и в соответствии с ним построение перспективной профессиональной стратегии будущего; проектирование образа «Я» в качестве мысленной презентации на рынке труда и профессий; выполнение профессиональных проб различных уровней сложности во всех сферах профессиональной деятельности: «человек–человек», «человек–техника», «человек–природа», «человек –знаковая система», «человек–художественный образ» в рамках элективных, предметных, ориентационных курсов, что позволяет воспитаннику за короткий срок осознать свои возможности, придаёт ему уверенность и свободу в выборе будущей профессиональной деятельности и готовит к профессиональному самоопределению.Содержание курса «Профессия, которую я выбираю» также ориентировано на выявление и развитие индивидуальных возможностей личности школьников, чему способствуют развивающие методики соотнесение образа «Я» с образом профессии в ходе выполнения профессиональных проб и других видов деятельности. По итогам преподавания курса педагог оценивает готовность учащихся к профессиональному самоопределению и соотносит полученные оценки с самооценками учащихся, что позволяет воспитанникам более точно определиться в выборе дальнейшей сферы профессиональной деятельности и самостоятельно конструировать и моделировать процесс своего профессионального самоопределения.Для достижения цели психологопедагогического сопровождения воспитанникам также предлагаются специальные элективные курсы в рамках выполнения профессиональных проб, реализующиеся за пределами интернатного учреждения в социальнообразовательном пространстве региона.В течение учебного года воспитанник проходит как можно больше таких курсов, по окончании которых делает вывод о выборе сферы будущей профессиональной деятельности или специальности. Курсы, организовываются за счет часов образовательной области «Технология», часов вариативной части учебного плана или же в рамках дополнительного образования. Целью таких курсов является развитие у подростков потребности испытать себя в различных видах деятельности и определить ту сферу, в которой с наибольшей степенью удовлетворенности реализуется собственный интеллектуальный и творческий потенциал, а также создание условий для осознания обучающимся своих возможностей, интересов, предпочтений.Проведение курсов, решает также задачи интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социальнопрофессионального самоопределения школьников; ориентации на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями; обеспечения предпрофильной подготовки школьников на основе вариативности, сучетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного профессионального самоопределения; оказание психологопедагогической помощи педагогам в переориентации их на деятельность пооказанию помощи воспитанникам в выборе профессии и дальнейшей профессиональной деятельности. Включение подростков в практическую, исследовательскую, поисковую, проектную деятельность в условиях предпрофильной подготовки способствует становлению активной, творческой позиции личности, осознанию воспитанниками себя в качестве субъектов продуктивной деятельности; приобретению практического опыта работы с информацией; развитию коммуникативных умений.Работа педагогов по формированию компетентности подростков в социальной сфер определяется их значимыми видами деятельности: общением со сверстниками и взрослыми (успешность взаимодействия, популярностью среди сверстников), учебной деятельностью (познавательной компетентностью, учебной активностью и усвоением знаний, быстротой и пониманием прочитанного и др.), общим уровнем самопринятия (уверенностью в себе, правильностью поведения, стремлением быть непохожим на других). Все это определяет использование дидактических методов, форм и приемов в работе с подростками.Психологическое направление определяется видами и формами работы психолога в школеинтернате: проведением уроков психологии тренинговых занятий, ролевых игр, психологических консультаций, диагностикой уровня развития учащихся и т.д. Психологическая работа по достижению целей психологопедагогического сопровождения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки и подготовки их к профессиональному самоопределению основывается на проведении курсатренинга «Дорога в жизнь или путешествие в будущее», дополняющего учебный курс «Профессия, которую Я выбираю», не только теоретическими знаниями, но и ориентированного на формирование умений в выборе профессии по определенным правилам, в составлении собственного профессионального психологического портрета и его коррекции в зависимости от реализации поставленных целей,а также умений в построении осознанного перспективного личного профессионального плана, который отражается в создании личной стратегии построения образа будущего. Диагностическая работа с подростками завершается их индивидуальным и групповым консультированием по вопросам профессионального самоопределения.Также параллельно с курсом «Дорога в жизнь или путешествие в будущее» проводятся дополнительные психологические и тренинговые занятия по формированию профессиональной временной перспективы, целеполаганию и принятию решения, уверенного поведения, умения самопрезентации и саморекламы, ориентированные на построение воспитанником осознанной стратегии достижения идеальной модели профессионального будущего. В решении психологопедагогических проблем подготовки педагогических кадров для реализации программы психологопедагогического сопровождения детейсирот в условиях предпрофильной подготовки особая роль принадлежит проектным и методическим семинарам, предполагающим интерактивные методы обучения взрослых, режим погружения, организацию групповой работы и пленарных заседаний, а также разработке и распространению научнометодических и психологопедагогических пособий по психологопедагогическому сопровождению в условиях предпрофильной подготовки. Такимобразом, создается социальнообразовательное пространство, способствующее самоопределению воспитанников в рамках предпрофильной подготовки, их дальнейшей интеграции в обществе. Результаты реализации программы психологопедагогического сопровождения рассматриваются с трех сторон. Со стороны воспитанников интернатного учреждения: социальнопсихологическая адаптивность подростков в микросоциуме, психологическая готовность подростков интернатного учреждения к самостоятельному профессиональному выбору, готовность к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере.Со стороны педагогов и воспитателей интернатного учреждения:понимание важности процесса профессионального и жизненного самоопределения воспитанников интернатного учреждения ипутей качественного его осуществления, выработка педагогами и воспитателями умений и навыков помощи подросткам в их профессиональном самоопределении, установление гармоничных отношений с воспитанниками в процессе учебной и трудовой деятельности, внедрениепсихологопедагогических методов, приемов и форм работы в целостный образовательный процесс.Со стороны администрации интернатного учреждения: правовое и законодательное обеспечение процесса профессионального самоопределения воспитанников учреждения, заключение договора на реализацию программы психологического сопровождения в условиях предпрофильной и профильной подготовки, помощь в модернизации образовательной системы учреждения, материальная и социальноправовая поддержка.

ISSN 2304120XСсылки на источники1.Васильев А. Реформирование детских домов: актуальный подход // Народное образование. –2007. –№8. –С.55–60.2.Воробьева В.Л. Социальнопсихологическая защищенность учащихсясирот // Профессиональное образование. Столица. –2006. –№8. –С.22.3.Осипова И.И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. –2006. –№2. –С.70–81.4.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы социального сиротства в России // Вопросы психологии. –2001. –№3. –С.79–90.5.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии.–2001. –№4. –С.39–52.6.Палиева Н.А. Предупреждение социального сиротства в системе российского образования какосновное направление государственной политики // Вестник УРАО. –2007. –№3. –С.24–27.7.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. –СПб: Питер, 2005. –400с.

Volodina Julia,PhD., Senior Lecturer, Department of Psychologythe Bryansk State University, Bryanskpsylabgu@ya.ruMatyash Natalia,Doctor of Psychology, Head of the Department of Psychologythe Bryansk State University, Bryanskvds24@ya.ruPreprofile preparation of children without parental care in residential careSummary.The article deals with the psychological and pedagogical features of the preparation of orphans to professional selfdetermination. The analysis of experimental data, temporal perspective of orphans, their professional interests and inclinations,selfconcept as a component of selfconsciousness of adolescents. The characteristic of the program of psychological support for children orphaned during preprofile training.Keywords:preprofile training, professional selfdetermination, orphans, psychological support.