Развитие здравотворческих идей в истории цивилизаций античности и средневековья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новолодская Е. Г. Развитие здравотворческих идей в истории цивилизаций античности и средневековья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12103.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу и выявлению основных тенденций развития здравотворческих идей в истории цивилизаций античности и средневековья. Теория и практика здоровьетворения рассматриваются во взаимосвязи и взаимообусловленности развития педагогической мысли и медицинской науки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им.В. М. Шукшина», г. БийскnovolEG2508@yandex.ru

Развитие здравотворческих идей в истории цивилизаций античности и средневековья

Аннотация.Статья посвящена анализу и выявлению основных тенденций развития здравотворческихидей в истории цивилизаций античности и средневековья. Теория и практика здоровьетворения рассматриваются во взаимосвязи и взаимообусловленности развития педагогической мысли и медицинской науки.Ключевые слова:здоровье, здоровьетворение, здоровый образ жизни.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития раскрывалась в разных аспектах. В русле нашего исследования развитие здравотворческих идей (здоровье необходимо понимать во взаимосвязи всех его компонентов –физическое, социальное, интеллектуальное, духовнонравственное, личностнотворческое и пр.) в истории человеческих цивилизаций следует рассматривать во взаимосвязи двух областей научных изысканий: истории медицины и истории педагогики и образования.

Здоровьесберегающая теория и практика Древнего Востока

В программу обучения шумерских школ, школ Древнего Египта, ИзраильскоИудейского царства, Древнего Ирана физические упражнения не входили. Однако, ушумеров (IIIтыс. до н. э.) сформировались строгие гигиенические правила, основанные на народной традиции ирелигиозных канонах: не простирать к богам немытые руки, не пить из нечистой посуды, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п. Аналогичные требования здоровьесбережения отражены в памятнике прав Древней Месопотамии –законы царя Хаммурапи –соблюдение чистоты тела, одежды и жилища. В то время были известны массовые заразные болезни, что отражено в мифологии «Эпос об Эрре» (Эрра –бог чумы). В оздоровительной практике Вавилонии и Ассирии (II–середина Iтыс. до н. э.) сочетались искусство врачевателей, использовавших местную лекарственную флору и фауну, и практика заклинателей (техника психотерапии). Религиозные законы, гигиенические традиции и обычаи в Древнем Египте (III–Iтыс. до н.э.) повелевали человеку быть умеренным в пище, опрятным в быту –были заложены основы «предупредительной медицины». В храмах городов Саис и Гелиополь функционировали высшие школы –«Дома жизни», где молодые священники обучались искусству врачевания. Как указывает Т.С. Сорокина, из практики бальзамирования египтяне получили первые представления о строении человеческого тела, положили начало естественнонаучным представлениям о мозге. Самая обширная информация о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержится в большом медицинском папирусе «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Также египтянам были известны инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания (шистосомоз), техника зубоврачевания [1].Для цивилизации Древней Индии (IIIтыс. до н.э. –IIIв. н.э.) был характерен высокий уровень санитарного благоустройства городов. Представления о строении тела в медицине Древней Индии были самыми полными в древней истории. Гигиенические воззрения предписывали заботу о чистоте, красоте и опрятности тела, гигиене жилища, соблюдение режима дня, выполнение гимнастических упражнений. Принимались попытки предупреждения заразных болезней, в том числе оспы. В IIIв.до н.э. при буддийских храмах появились богадельни ипомещения для больных, позднее, в IV–Vвв. н. э.–специальные «дома для нуждающихся». Врачевание было тесно связано с религиознофилософскими учениями, среди которых особое место занимала йога. Также в Индии сложилась высокоразвитая система традиционноговрачевания –аюрведа (в переводе с санкрита «наука жизни» или «практика долголетия»), основанная на использовании местных природных лекарственных средств, исходя из национальной философской традиции. Процедуры аюрведа способствуют расслаблению, очищению иомоложению организма человека, активизации механизмов самоисцеления, восстановлению гармонии души и тела. Особенности образования в Древней Индии середины Iтыс. до н. э.были связаны с кастовым делением общества и определялись религиознофилософским учением буддизмом. Организовывалисьлесные школы, где вокруг гуру (учителя) собирались группы учеников. Главными целями воспитания были: физическое развитие –закаливание, умственное –ясность ума и разумное поведение, духовное развитие –способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. В буддийских школах делался акцент на нравственном здоровье учеников –«избавление души от страстей» на основе понимания своей сущности, интеллектуального и духовного самосовершенствования и самопознания.В систему лечебнопрофилактических мероприятий в медицине Древнего Китая (середина IIтыс. до н. э.–IIIвек н. э.) входили массаж, лечебные гимнастики. Забота об общественном здоровье и соблюдении санитарногигиенических условий отражалась на мероприятиях по благоустройству городов. В Китае с ХIв. до н.э. была известна прививка (вариоляция) при эпидемиях оспы –втирание в ноздри здоровых детей оспенных пустул. На развитие педагогической мысли в Древнем Китае оказал мудрец Конфуций (VI–Vвв. до н. э.). Дело воспитания Конфуций связывал со способностями людей и их трудолюбием, поделив их по моральному облику и культуре на: «сынов неба», обладающих врожденной мудростью (правители); «благородных мужей», приобретающих знания посредством учения (опора государства); «простолюдинов», не желающих и не способных к приобретению знаний (ленивые, слабые духом люди) [2]. Философ первым в истории возвысил человека, провозгласив: человек –творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. В своей книге «Беседы и суждения» философ понимает под обучением духовный рост личности и определяет необходимыми компонентами воспитания «благородных мужей»: умственное, моральное, эстетическое и физическое. Высшей доблестью «благородного мужа» философ называл нравственное поведение.Таким образом, античные цивилизации Древнего Востока явились колыбелью развития и реализации здравотворческих идей. Отметимряд позитивных тенденций:–развивались гигиенические навыки и традиции, представления о причинах болезней и способах врачевания, формировалась общественная санитария;–выделились основные направления врачевания: эмпирическое (практический опыт народной медицины) и культовое, основанное на религиозномистических верованиях;–были определены основные цели воспитания подрастающего поколения: физическое развитие во взаимосвязи с умственным, эстетическим и духовнонравственным (основной акцент в педагогической мысли делался на нравственном здоровье ребенка как высшей добродетели).

Здоровьесберегающая теория и практика античного Средиземноморья

Цивилизация Древней Греции (конец IIIтыс. до н. э.–30е гг. до н. э.) представляет собой ярчайший пример внедрения многих идей здоровьетворенияв систему образования и просвещения подрастающего поколения, разработки санитарнотехнических сооружений в плане соблюдения общественной гигиены, мощных философских и медицинских школ.В критоахейский период (конец IIIго –конец IIго тыс. до н. э.) были построены санитарнотехнические сооружения на острове Крит: система вентиляции, водоотводы для стока загрязненных вод, банные помещения. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера предполисного (гомеровского) периода (XI–IXвв. до н. э.) представляют интерес и с точки зрения истории развития медицинского дела, и в плане формирования валеологического мировоззрения человека. В произведениях «описано 141 повреждение туловища и конечностей, их медицинская номенклатура составила основу терминологии греческихврачевателей и вошла в состав современного анатомического языка… Упоминается об эпидемии чумы…, рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности…, употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний… Поэмы указывают на эмпирический характер истоков древнегреческого врачевания» [3, с. 119]. «Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы…, историю своего рода, играют и поют… Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслись, мудрого». Грек архаическойэпохи должен быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием» [4, с. 51]. Мифы об Аполлоне, подвигах Геракле свидетельствуют о том, что среди богов и богинь основной добродетелью считалось здоровье и красивое тело, соединенное с энергией и умом.Первоначально Аполлон считался богомцелителем, его называли «отвратителем болезней», «попечителем здоровья» и являлся символом красоты и гармонического сложения человеческого тела. Его сын Асклепий также унаследовал титул целителя. Дети Асклепия обладалиталантами врачевания: Эпиона освобождала страдания напевами, Панацея была покровительницей лечебных трав и фармакологии, Гигиея –основательница гигиены, Телесфор –гений выздоровления и лечебного сна. Следует отметить, что медицинские сюжеты, лечебная деятельность богов легли в основу древнегреческого искусства –статуи и скульптурные композиции, рельефные изображения, вазопись. В полисный период (VIII–VIвв. до н. э.) происходит формирование городовгосударств Древней Греции –полисов. В Древней Элладе были воздвигнуты святилища –асклепейоны (названные в честь Асклепия), деятельность которых носила лечебносанаторный характер (обязательными ориентирами для сооружения таких храмов было наличие минерального источника и кипарисовой рощи). В их систему включались и другие сооружения: баня, библиотека, амфитеатр, гимнасий, стадион. Основными применяемыми средствами лечения были: природные условия, водолечение, диета, режим, гимнастические упражнения, театральные представления. Использовался и ритуал храмовоговрачевания (состояние гипноза или экстаза) методами психологического воздействия или наркотических средств [5]. Закладываются философские знания –натурфилософия –Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор.В рабовладельческой Древней Греции выделялись известные в истории образования и педагогики две особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военнофизический характер (его еще называютвоенногимнастический). Идеалом был крепкий духом, выносливый и мужественный воин, стойкий патриот (но по своей сути невежественный человек). Такой характер воспитания определялся законодательством Ликурга (Х в. до н. э.), который учил, что государство обязано заботиться о здоровье граждан, а для укрепления организма необходима умеренность, простота нравов и закаливание. Его взгляды разделяли и многие ученыефилософы: Гиппократ, Солон, Пифагор, Платон и Аристотель. Однако методы воспитания спартанцев носили антигуманный характер. По описанию Плутарха, общественное воспитание в Спарте начиналось с первого дня жизни ребенка, когда совет старейшин определял состояние здоровья младенца: крепких и здоровых передавали опытным кормилицам, слабых и уродливых кидалив пропасть Тайгет. Кормилицы использовали элементы закаливания, учили быть умеренными в еде, преодолевать собственные страхи и пр. С семи лет мальчиков забирали у родителей и собирали в агеллы –государственная система воспитания, где создавались суровые и довольно жестокие условия жизни для физической закалки. За играми детей следили старики и постоянно ссорили их между собой, вызывая драки, наблюдали за их поведением и проявлением качеств упорства в схватках. С возрастом требования становились жестче: мальчики бегали босиком, играли нагими, не знали бани, должны были воровать. Если попадались на воровстве –их били плетьми, морили голодом. Считалось, что скудность питания способствовала росту тела, стройности. Сначала мальчикиспартиаты обучались в «школепослушания», с 13летнего возраста –в «школах для гимнастических упражнений» (осваивали военное дело, лаконичность речи, участвовали в нравственных беседах и мусических состязаниях в пении и игре на флейте). Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер. С 18 лет юноши несли военную службу. Состязания в терпении и выносливости проводились в форме сечения бичом подростков у алтаря Артемиды. Девочек воспитывали аналогичным образом в военноспортивном ключе.Воспитание вАфинах также преследовало военные цели, но включало и интеллектуальное развитие человека. Афиняне ценили силу и красоту тела, но еще больше силу и красоту ума. Основное отличие афинского воспитания определялось законодательством Солона (VII–VIвв. до н. э.). До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие физических сил ребенка, чувства красоты и формирование нравственных установок. С 7 лет ребенок занимался в школе грамматиста и школе кифариста (литература, пение и музыка, некоторые научные знания), примерно с 12–14 лет параллельно обучался в школе состязаний (палестра) –школе пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Также дети осваивали искусство танца, участвовали в народных играх и зрелищах, вели нравственные беседы. Такая организация обучения была подчинена реализации идеи сочетания духовного и физического развития. С 16 до 18 лет юноши получали образование в гимнасии (физическая и умственная тренировка). С 18 до 20 лет проходили обучение в эфебии –двухгодичные военные государственные организации. Девочкиафинянки должны были быть умеренными в пище, избегать длительного пребывания на солнце, заниматься рукоделием, отличаться нравственной чистотой и кротостью. Следует отметить, что в оценке достижений в физических упражнениях в Афинах служили не только явные победы в разных состязаниях, но и воспитание навыков общительности, уважения друг к другу, находчивости, умеренности и воздержания. На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности, большое значение придавалось искусству слова (ораторское мастерство).Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования –афинский театр, всенародные игры (Олимпийские, Истмийские, Немейские, Пифийские, Афинские Панафинеи), изобразительное искусство, архитектура –культурное воздействие.Заключительным этапом развития древнегреческой цивилизации является эллинистический период (IV–Iвв. до н. э.). В то время медицина оформляется из философии как отдельная отрасль знаний. Основателем описательной анатомии в александрийской школе признан Герофил. Выделяется деятельность крупнейших врачей того времени: Эразистрат, Гален, Асклепиад (разработал систему общеукрепляющего лечения, рекомендовалгигиенические процедуры, массаж, прогулки на свежем воздухе), Диоскорид (дал описание лекарственных растений). Были построены «термы» (бани), где люди купались, занимались физическими упражнениями. На территории «терм» располагались обширные площадки для состязаний. Наблюдается интенсивное развитие философской мысли.

В русле нашего исследования необходимо указать основные воззрения древнегреческих философов на проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования здоровья и здорового образажизни. Основателем пифагорейской школы, своеобразного религиозноэтическом братства был Пифагор (VIв. до н.э.).Занятия в школе начинались с одинокой утренней зарядки в священной роще для «упорядочения и гармонизирования собственного сознания», гимнастики и прогулки с друзьями. Древнегреческий ученый Гераклит (конец VI–начало Vвв. до н. э.) главное значение в деле обучения и воспитания детей придавал самовоспитанию и самообразованию (развитие способности мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе). Демокрит (V–IVвв. до н. э.) создал целостную систему античной атомистики, сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую определял термином «микрокосм», сравнивая природу человека и Космоса. Ученый высоко оценивал роль семейного воспитания, положительного примера родителей. Сократ (V–IVвв. до н. э.) выдвинул тезис: «Познай самого себя!», стоял у истоков эвристического метода обучения. Он первый указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека и его души, рассматривая воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека и характеризуя воспитание как «второе рождение». Философ дал определения этических понятий добра, справедливости, доблести. Ксенофонт (V–IVвв. до н. э.) на первое место в деле воспитания детей ставил обучение справедливости, формирование нравственных устоев на примере поведения старших. Платон (V–IVвв. до н. э.) впервые обозначил проблему факторов, влияющих на развитие личности и предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго. Антисфен (V–IVвв. до н. э.) большое значение придавал выработке привычки к преодолению трудностей, силы воли, выделяя обязательные условия воспитания –закаливание, физические неудобства. Нравственное воспитание мыслитель связывал с физическим: «кто хочет стать добродетельным человеком, должен укреплять тело гимнастическими упражнениями», но выше всего ценил умственное развитие. Аристотель (IVв. до н. э.) основал «школу перипатетиков» (школу прогуливающихся), где обучение проходило во время прогулок. По его теории воспитание в первую очередь развивает душу, чья природа требует единства различных сторон –физического, умственного, нравственного и эстетического. По Плутарху забота о здоровье детей должна начинаться еще до рождения ребенка. Наибольший интерес представляют его «Правила о сохранности здоровья», «Правила о браке» и «О воспитании детей».Т.С. Сорокина [6] выделяет основные врачебные школы, сформировавшиеся вДревней Греции, и повлиявшие на дальнейшее развитие представлений о природе здоровья человека и медицинской науки в целом. Кротонская (VIв. до н. э.) –здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного и т.п., господство одной из них есть причина болезни. Врачеватель школы –философпифагорист Алкмеон. Книдская школа: здоровье –результат благоприятного смешения четырех телесных соков: кровь, слизь, светлая желчь и темная желчь. Врачеватель школы, современник Гиппократа –Эврифон. Сицилийская школа была основана Эмпедоклом в Vв до н. э.В своем труде «О природе» философ и врачеватель заложил основы классического учения об элементах: огонь, вода, воздух, земля. Сердце назвал главным орган сознания, четыре телесных сока отождествлял с четырьмя состояниями организма: горячее, холодное, влажное и сухое. Главная медицинская школа –Косская, первые сведения о которой относятся к 584 г. до н. э.Следуя натурфилософским воззрениям, ее врачеватели воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились сохранять и поддерживать имеющиеся в его организме природные целительные силы (физис). Развивали учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях, утверждали основы врачебной этики, разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (что легло в основу клинического направления в медицине). Расцвет косской школы связан с именем Гиппократа IIВеликого (V–IVвв. до н. э.). Гиппократу приписываютавторство нескольких сочинений: «Афоризмы» –диетические и врачебные наставления, «Прогностика» –труд по древнегреческой терапии, описанию прогноза заболеваний, «Эпидемия в семи частях» –описание эндемических заболеваний (болотные лихорадки, чахотка, параличи, болезни кожи, глазные и пр.)., «О воздухах, водах, местностях» –характеристика разных форм воздействия окружающей природы на человека с позиций натурфилософии (основы медицинской географии). Гиппократ разработал принципы врачебной этики: «Клятва»,«Наставление», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении».Древняя Греция явилась родиной олимпийских игр. Согласно одной из легенд, первые Игры придумал Геракл, сын Зевса. Геракл совершил двенадцать подвигов и в честь одной из его побед стали проводиться Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до новой эры. На время проведения игр прекращались все войны. Игры способствовали и культурному обмену. Поэты читали стихи, музыканты играли свои лучшие произведения, ораторы состязались в искусстве красноречия. Так спортивные праздники становились и фестивалями искусств. В 394 году новой эры римский император Феодосий Iзапретил Олимпийские соревнования [7].«В противоположность грекам, народу соцерзательноумственных интересов и художественной культуры, римляне отличались большой практичностью и широкой потребности в образовании у них не было» [2, с. 49]. В старом Риме (царский период, VIII–VIвв. до н. э.) забота о здоровье в основном ограничивалась закаливанием организма в условиях пребывания на воздухе и участия в сельскохозяйственных работах. В целях общественной санитарии использовалось сооружение сточных систем. Врачевателейпрофессионалов в то время не было, поэтому римляне лечились дома народными средствами, самым популярным из которых считалась капуста. Первыми врачами в Древней Италии были рабы из числа военнопленных. Письменное свидетельство мероприятий санитарного характера, проводимых вреспубликанский период (конец VIв. –31 г. до н. э.) «Законы XIIтаблиц» предусматривало культуру захоронений и т.п., давало право на убийства уродливых младенцев, что было обусловлено суровыми условиями перехода к раннеклассовому обществу. В 312 г. до н. э.началось сооружение акведуков для пополнения городов чистой питьевой водой. В IIIв. до н. э.Марком Агриппой были построены «термы» (бани).Физическое воспитание подрастающего поколения республиканского периода носило военный характер.К концу периода в общеобразовательных школах впервые в мировой истории детей стали обучать гигиеническим знаниям.Во IIв. до н. э.распространяется древнегреческая философия, что нашло отражение в труде философа и поэта Лукреция Кара «О природе вещей», написанном в русле атомистического учения, где дается характеристика некоторых заболеваний и их симптоматика.В период Империи (30 г. до н. э.–476 г. н. э.) были построены самые знаменитые «термы», шло становление военной медицины, была учреждена должность врача (архиатра). Возникли специальные высшие школы –юридические и медицинские (I–IIвв. н. э.). Римское медицинское знание сформировалось в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточной культур (Корнелий Цельс, Плиний Старший, Диоскрид Педаний). С историей христианства связано возникновение и развитие больничного дела в Древнем Риме. Первая христианская больница была построена в Кесари в 370 г.[8].Педагогические воззрения на обучение и воспитание подрастающего поколения, укрепление здоровья детей и подростков, сформировавшиеся в цивилизации Древнего Рима, содержатся в трудах Г. Варрона (II–Iвв. до н. э.) «Катон о воспитании», М.Ф. Квинтилиана (Iв.) «О правилах красноречия». Одним из педагогических принципов философ провозглашает обязательную нравственную основу в обучении будущего оратора. Программу нравственного совершенствования человека изложил Л.А. Сенека (Iв.) в произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию». Обращал внимание на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выдвигал требование сделать процесс обучения естественным и радостным. Лухиан (IIв.) в «Анархарзис» дает описание основ здорового воспитания. Гигиенофизиологическое обоснование воспитательным воздействиям пытался дать знаменитый римский ученый и врач К. Гален,работавший в области анатомии, физиологии и фармакологии. Врачу Сорану принадлежит сочинение по родовспоможению, гинекологии и детским болезням.У германских племен, находившихся со IIв. до н. э.в непрерывной войне с Римом, воспитание детей осуществлялось в общине, затем в дружине, военном отряде. Юлий Цезарь (Iв. до н. э.) нарисовал картину такого воспитания, обращая внимание на различные приемы закаливания, разнообразные военные упражнения, приучение юношества к тяготам сурового образа жизни, на заботу о физическом развитии. У германцев был принят обряд посвящения во взрослые –серии испытаний в народном собрании под руководством старейшин, который представлен в сочинении «Германия» историка Тацита (I–IIвв.).Необходимо отметить, что в истории античных цивилизаций Средиземноморья был заложен ряд позитивных здоровьесберегающих идей, нашедших свое отражение во многих областях культуры, педагогики, медицины и здравоохранения:–выделение медицины в отдельную отрасль знаний, развитие описательной анатомии,зарождение педиатрии, развитие больничного дела;

–формирование и развитие научных медицинских школ и представлений о природе здоровья и болезней человека;–крупные достижения в области общественной санитарии и гигиены, строительство и функционирование санитарнотехнических сооружений, акведуков, общественных «терм» как физкультурнооздоровительных комплексов; первые примеры организации санаторнокурортного дела –деятельность святилищасклепейонов (носивших лечебносанаторный и спортивный характер), разработка систем оздоровительных процедур;–зарождение театральной педагогики, использование драматизации как средства оздоровления человека;–зарождение традиции проведения Олимпийских игр, придание им общекультурного и миротворческого символического значения;–позитивные примеры сочетания системы военнофизической подготовки подрастающего поколения (укрепления выносливости, стойкости, силы воли и т.п.) с умственным и эстетическим развитием (на примере афинской школы);–формирование и развитие философских теорий и концепций, в том числе и в педагогической области: проблема нравственной основы обучения и нравственного совершенствования человека; необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; единство различных сторон личности –физического, умственного, нравственного и эстетического компонентов, самопознание, саморазвитие и самосовершенствование; организация образования как естественного и радостного процесса и пр.

Проблемы здоровьесбережения в эпоху Раннего и Развитого Средневековья

Византийская цивилизация (IV–XVвв.) унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, бани, сточные системы, акведуки. Выдающиеся врачи того времени: Орибасий «Врачебное собрание», «Общедоступные лекарства», медикэнциклопедист Аэций «Четверокнижие», Александр (труд о внутренних болезнях и их лечении). Организация христианских больниц Раннего Средневековья была связана с идеей христианской благотворительности, гостеприимства и помощи нуждающимся, бедным и немощным. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с предметами высшей позднеантичной школы, основу которой составляли «семь искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка [9]. Педагогическая мысль в Византийской империи, сочетая в себе идеи античной педагогики и восточной православной церкви, ориентировалась на высший, духовный мир вечных идей. На первый план выступало воспитание человека, подготовленного к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни. Василий Великий (IVв.) основным методом воспитания считал познание человеком своего внутреннего мира. Умственное развитие личности он ставил на первое место. Педагогический идеал церковнорелигиозной педагогики излагается в книгах Иоанна Златоуста (IVв.), византийского церковного деятеля. Он замечает, что родить детей –дело природы, но воспитать их в добродетели –дело ума и воли. Земные блага малоценны, нужно стремиться к небесному, духовному, к благочестию. Иоанн Златоуст высказывал идеи индивидуального подхода в обучении, отмечая, что наставнику нужно обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, видеть каждого учащегося в отдельности. Максим Исповедник (VIIв.) делал акцент на гармоничном развитии человека, так как от достижения внутренней гармонии в человеке зависят равновесие и порядок во внешнем мире и во всей Вселенной. Такой подход определял новую роль воспитания –слияние человека с Творцом. М. Пселл (ХIв.), представитель христианского гуманизма, определял образ воспитанных византийцев, отличающийся от аскетическирелигиозного идеала человека: телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Его идеям были созвучны воззрения Ф. Метохита, представленные в труде «Этикос, или О воспитании».На территории средневекового Востока в Западной Аравии была создана первая мусульманская община, превратившаяся с годами в феодальную мусульманскую державу Халифат (VII–ХIIIвв.). Как указывает Т.С. Сорокина, гигиенические традиции в государстве были связаны с жарким климатом и особенностями быта арабов: соблюдение чистоты тела, запрет пить вино, есть свинину и пр. Создание больниц было делом светским и являлось актом благотворительности. Это было обусловлено массовыми эпидемиями и пандемиями чумы, оспы, распространением других заболеваний: дизентерия, малярия, тиф, туберкулез и пр., перед которыми врачи часто оказывались беспомощными. Первый приют для больных в мусульманском мире был сооружен в 707г. В Багдаде в 754 г. была открыта первая аптека как самостоятельное учреждение, около 805 г. –первая исламская больница общего типа. Первые медицинские школы появились после распада Халифата в ХIIIвеке, куда принимали мальчиков с 15 лет [10].После распада Халифата в конце IХ в. было образовано Государство Саманидов (Х–ХVвв.), достигшее расцвета в Х веке. И задолго до Европейского Возрождения ученые арабомусульманского мира принимали и изучали наследие античности, но в свете идеологии ислама. Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. Абу Насра альФараби детально разрабатывал проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи. Главная цель воспитания по его концепции –подвести человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Среди многочисленных работ Авиценны, философа, психолога, математика и врача, с педагогической точки зрения наибольший интереспредставляют многотомный «Канон врачебной науки» и энциклопедический труд «Книга исцеления», куда вошли разделы «Книга о душе», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений». Основной подход к воспитанию по Авиценне состоит в комплексном воздействии на ребенка музыки, поэзии и философии. Придворный врач и мыслитель Ибн Рушда (Аверроэс) создал медицинскую энциклопедию, рассматривая интеллект как некую субстанцию, присущую всем людям и воздействующую на них извне. Иранский философ Насирэддина Туси в своих педагогических трудах «Обучение учащихся», «Книга мудрости», «Наставление обучающемуся на пути учебы» и др. излагает свои взгляды на соотношение умственного, эстетического и физического воспитания.Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Аугустул. Всвязи с падением древней культуры, развитием христианской практики религиозного воспитания заботы о теле человека и его здоровье отпали. Это время ознаменованомассовыми эпидемиями. Распространению заразных болезней способствовали антисанитарные условия в городах, крестовые походы. Стали использовать карантины, первые из которых организовывались в портовых городах Италии в 1348 г. К 1485 г. была разработана целая система морских карантинов и лазаретов. Первые христианские госпитали появились в Западной Европе на рубеже V–VIвв. при кафедральных соборах и при монастырях. На заре Средневековья госпиталь был скорее богадельней и приютом. В начале IХ века был создан известный центр лечения –монастырь в СенГаллене. Рост городов и количество горожан в Х–ХIVвв. обусловили появление городских госпиталей. В ХIв. в испанских городах Толедо и Кордове появились первые аптеки. В эпоху крестовых походов получили развитие духовнорыцарские ордена и братства, некоторые из них создавали специально для ухода за больными и немощными. В Х–ХIвв. врачебную помощь и приют оказывали в обителях «подвижного братства» –госпитальеров. В 70е гг. ХIстолетия они построили сеть приютов и госпиталей в странах Европы, в Иерусалиме, в Антиохи. В 1113 г. возник Орден иоаннитов, в 1119 г. –Орден Святого Лазаря для больных лепрой. В Салерно была открыта врачебная школа (врачи и магистры Феррарий, Мавр, Урсо, Абелла и др.), лучшим сочинением которой признан «Салернский кодекс здоровья» Арнольда из Вилановы, где автор пишет о предупреждении болезней, дает описание типов темперамента человека. Первый широко известный в Западной Европе учебник по анатомии был составлен в 1316 г. Мондино де Луцци. В 1490 г. в Падуе был построен первый анатомический театр.В 1054 г. церковь раскалывается на западную (католическую) и восточную (ортодоксальную). Католическая церковь проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти. Господствовал взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Религия приобрела авторитарный характер, ее догматы препятствовали развитию передовых идей в науке, культуре, организации школьного дела. В начале ХIIвека ерковь активизировала борьбу с ересями. В 1232 г. сформировался церковный суд –инквизиция, выносивший обвиненным в ереси суровые наказания –конфискация имущества, пытки, смерть. В науку проникает «схоластический метод познания –метод философского и теологического поиска истины путем формальной логики и рассуждений… Схоластика XIIIв. была основана на положениях: все знания содержатся в трудах авторов, признанных церковью, наука сводится к умению выводить низшие понятия из высших посредством формальной логики, преподавание –процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт» [11, с. 257].Тяжелая пора религиозного мрака и невежества придавала аскетический характер постановке воспитания, не допускавшей, как правило, малейших проявлений забот о здоровье юношества. В то время функционировали монастырские школы для мальчиков, которые готовились стать монахами. Соборные (кафедральные) школы обучали дворян и детей именитых горожан. В монастырских и соборных школах обучали семи свободным искусствам. Характерная особенность обучения –аскетизм, суровость и жестокость наказаний.В период Развитого Средневековья (XI–XIVвв.) воспитание строилось на непререкаемости требований к детям, суровости и физических наказаниях.Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов, носившее довольно противоречивый характер. Рыцарство принимало идеалы культуры тела древней Греции и Рима, а также древнегерманских племен. Содержаниемвоспитания было овладение семью рыцарскими добродетелями: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Однако физическое воспитание не всегда было организовано на достаточно высоком уровне. Чрезмерным было увлечение внешней формой и церемониалом. Презиралась книжная образованность, поэтому, неудивительно, что многие рыцари были совершенно безграмотны. До 7 лет мальчик жил в своей семье. С 7 до 14 –при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа. С 14 до 21 года –оруженосец, сопровождал своего господина в походах, на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и пирушках. Осваивал качества: вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть. В 21 год юноша посвящался в рыцари.Таким образом, эпоха Средневековья имеет двойственный характер в плане развития здоровьесберегающей теории и практики. Негативные характеристики эпохи Средневековья, наиболее ярко проявившиеся в Западной Европе, отражают не только утрату ценностного отношения к здоровью человека, но и к жизни вообще:–суды инквизиции, унесшие жизни тысяч людей, использовавшие услуги врачейинквизиторов в изощренных пытках несчастных, обвиненных в ереси;–массовые эпидемии, обусловленные антисанитарным состоянием городов, долговременным отсутствием продуманных государственных профилактических мер, низкой валеологической грамотностью и ответственностью населения за состояние индивидуального и общественного здоровья, отрицанием научной медицины и гигиены;–схоластический метод познания в науке тормозил дело просвещения населения, утверждал невежество, отрицание прогрессивных теорий и концепций в любой отрасли знаний;–аскетичный характер воспитания подрастающего поколения, допускавший чрезмерную суровость в отношении взрослых к детям, жестокие физические наказания.К позитивным сторонам организации здоровьесбережения следует отнести:–культура Византийской цивилизации, развитие общественной гигиены, организация христианских больниц;ISSN 2304120X–гуманистический подход в педагогической мысли: индивидуальный подход в обучении; духовное самосовершенствование и самопознание; идея гармоничного развития человека как необходимого условия Вселенского равновесия; концепция человека в русле христианского гуманизма:красота тела и твердость ума, развитое чувство прекрасного, душевное благородство и христианская добродетельность;–утверждение основ здорового образа жизни, развитие больничного и аптекарского дела, организация медицинских школ в Халифате;–развитие медицинской науки, переложение античных идеалов на идеологию ислама в философии Государства Саманидов, стремление проникнуть в суть человеческой природы: взаимное соотношение умственного, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения; комплексное воздействия на ребенка музыки, поэзии и философии; религиозная основа воспитания молодежи –подведение человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел;–организация христианских госпиталей, аптек, врачебных школ, анатомического театра, использование системы карантинов и лазаретов в Западной Европе, позитивные стороны развития и деятельности духовнорыцарских орденов и братств по созданию приютов и госпиталей, оказанию медицинской помощи;–положительные стороны нравственныхидеалов рыцарства, стремление к физической подготовке.

Ссылки на источники1.Сорокина Т.С.История медицины.–М.: Академия, 2008. –560 с.2.Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История педагогики и образования. –М.: Академия, 2009. –432с.3.Сорокина Т. С. Указ. соч.4.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. акад. А.И. Пискунова. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –496 с.5.Сорокина Т. С. Указ. соч.6–7. Родиченко В. С. и др. Олимпийский учебник студента. –М.: Советский спорт, 2003. –128 с.8–11. Сорокина Т. С. Указ. соч.

Novolodskaya Elena,Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of valeology at the Chair of Service and Tourism of the Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk novolEG2508@yandex.ruDevelopment of health creation ideas in the history of ancient and medieval civilizationsAnnotation/Keytendenciesin the development of health creation ideas in the history of Ancient and Medieval civilizations are analyzed and identified in the article. Theory and practiceof health creation are studied ininterrelationship and interdependenceofeducational thoughtand medical science.Keywords:health, health creation, healthy lifestyle.