Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксин В. Н. Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12125.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра. Автор в статье раскрывает понятие предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогvnvaraksin@yandex.ru

Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре

Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра. Автор в статье раскрывает понятие предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации.Ключевые слова: предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации, педагогическая поддержка, социальная адаптация, тревожность, стрессоустойчивость, детский оздоровительный центр.

В настоящее время здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей нового, оздоровляющегои развивающегося детского летнего отдыха. Перед практическими организаторами досуговой деятельности детей и подростков сегодня стоят задачи, суть которых –в профессиональной заботе о душевном благополучии конкретного ребенка.Современные исследователи и практики летнего детского отдыха С. П. Афанасьев, И. А.Винтин, О. С. Газман, Е. В. Голуб, Н. В.Горшенина, С. В. Каморин, Р.П.Попок, Е.Н. Сорочинская, А. И.Тимонин, Е. В.Трубникова, С.В.Яцук, С.А.Шмакови др. утверждают, что главная цель летнего отдыха обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождением ребёнка в незнакомую для него жизнь, и необходимостью конкретизации предметнотеоретических оснований профессиональной деятельности организаторов досуговой деятельности детей и подростков.Актуальность вхождения детей и подростков в незнакомую для них жизнь, необходимость конкретизации предметнотеоретических оснований профессиональной деятельности организаторов детского летнего отдыха не вызывает сомнения, поскольку в последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом летнего отдыха.Переход от условий воспитания в семье и образовательных учреждениях к качественно иной атмосфере пребывания в детских оздоровительных центрах, складывающейся из совокупности эмоциональных, творческих и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его психологическим возможностям.Причины трудностей пребывания в детских оздоровительных центрах, проблем поведения у детей и подростков могут иметь различную природу. Например, нежелание общаться со сверстниками сопровождается ухудшением межличностного взаимодействия, неорганизованностью и невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью инеуверенностью в себе. Трудности общения со сверстниками во временном детском коллективе, сопровождаются раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, в редком исключении этих негативных сторон общения можно избежать, но такое бесконфликтное общениеполностью зависит от деятельности организаторов досуговой деятельности.Известно, что, несмотря на широкую распространенность понятий «трудный ребенок», «дети группы риска», их дефиниции расплывчаты и неточно отражают реальность. Наиболее адекватным и обоснованным обозначением проблем, связанных с отклоняющимся поведением детей и подростков, является термин «дезадаптация». Обсуждая проблемы детей из группы риска по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации детей и подростков,активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений ситуативной дезадаптации. Между тем,сам феномен ситуативной дезадаптации, а также распространенность и причины её возникновения в современной популяции детей и подростков, проводящих летние каникулы в детских оздоровительных центрах, изучен недостаточно.Ситуативную дезадаптациюкак проблему практической педагогики и психологии можно сравнить с бегством от ситуации и охарактеризовать как «уход» ребёнка в свои переживания, обращением его психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. У детей и подростков развиваются тревожнодепрессивные симптомы. Они начинают видеть самих себя как источник всех своих бед, а отсюда–чувство полной безысходности. Этот тип детей характеризуется замкнутостью, погруженностью в мир тягостных раздумий.Попадая в условия детского оздоровительного центра во временный детский коллектив в депрессивном состоянии, ребёнок нуждается в адаптации. Употребляя термин«адаптация», с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям среды, выражают уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления ребёнка к меняющимся условиям.Отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами, самоустранение родителей от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе, проявляемое ими недоверие к педагогам затрудняют формирование у детейпозитивных отношений со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения. Попадая в детский оздоровительный центр, такие дети и подростки продолжают демонстрировать своё негативное поведение среди сверстников.Отсутствие необходимых критериев оценки окружающих и своей личности, негативный эмоциональный опыт общения со сверстниками, усиливающаяся с возрастом, напряженность во взаимоотношениях с взрослыми и в семье, вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями, обусловливают дальнейшее развитие агрессивного поведения. В детском оздоровительном центре у таких детей появляется возможность быть самостоятельным, прожить пусть и небольшое, но значимое дляего судьбы состояние, которое в дальнейшем будет способствовать корректировке его поведения.Возвращаясь из детского центра, подросток опять начинает ощущать неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей, это переживается им как чувство собственной неполноценности в семейной ситуации. С другой стороны, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной сосверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции во временном детском коллективе, формированию низкого социального статуса. Неустойчивая самооценка, чувство социальной некомпетентности усиливают эмоциональную напряженностьребенка и вероятность агрессивной разрядки.Л.Н.Собчик, определяет ведущие тенденции, как комплекс проявлений личности (стиль поведения, особенности деятельности, особенности взаимоотношений, и др.). Основными ведущими тенденциями личности, заслуживающими внимания специалистов, исследователей и диагностов, являются сенситивность,реактивность,стеничность, темп реакций, пластичность, ригидность, лабильность,тревожность,экстраверсия,интраверсия[1].Посредством психологического исследования личности можно определить степень выраженности той или иной названной тенденции. Вычленив из ведущих тенденций личности тревожность, которая на наш взгляд является наиболее значимой при формировании личности. Тревожность имеет прямое отношение к ситуативной дезадаптации;педагогпсихолог, используя методики исследования личной тревожности, может определить наличие её на начальном этапе поступления в детский оздоровительный центр. При консультации организатора досуговой деятельности педагогпсихолог даёт рекомендации, которые будут служить отправной точкой для предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации в течение организационного периода, который длится три дня, а затем и всего периода пребывания ребёнка в центре.Известно, что тревожностьпрепятствует адаптации личности в новых, незнакомых условиях среды.Тревожность,являясь внутренним напряжением, которое тщательно скрывается за открытыми действиямиличности (агрессия, уход в себя, отказ от общения и т.п.), требует дополнительного расхода психической энергии, которое в свою очередь снижает активность и энергетичность личности.Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д. Спилберга и Ю.Л.Ханина, а также методика В.Тейлора.Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний В.А.Жмурова и Зунге. Например, стрессоустойчивость и социальную адаптацию исследователи Холмс и Раге (США), изучали с помощью определения зависимости заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они разработали диагностику стрессоустойчивости и социальной адаптации. Л.И.Вассерманом, был выявлен уровень социальной фрустрированности, а уровень субъективного контроля был разработан Дж. Роттером и др.В качестве примера эффективной деятельности по преодолению ипредупреждению ситуативной дезадаптации мы рассмотрим опыт деятельности детского оздоровительного центра «Красная гвоздика» г. Бердянск, Украина.Основой эффективного отдыха детей в этом детском оздоровительном центре, считают безопасность жизнедеятельности детей и подростков. С этой целью в центре проводят мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков с момента прибытия в центр.Медперсонал центра проводит медосмотр прибывающих детей, определяет здоровых и больных, группу здоровья. Больных детей направляет в изолятор, здоровые дети распределяются по отрядам.Воспитатели и вожатые, принимая детей в отряд, несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Сразу после оформления детей в отряде воспитатели проводят вводный инструктаж и первичный инструктаж по отдельным направлениям жизнедеятельности центра с фиксацией результатов в специальных журналах. Помимо обязательных инструктажей в центре осуществляется внутренний аудит охраны труда в детском оздоровительном центре.Аудит –это документально оформленный процесс проверки, который осуществляет руководитель службы охраны труда в следующем алгоритме:–сбор данных;–объективная оценка соответствия состояния условий труда;–профилактические мероприятия по охране труда;–система управления охраной труда исоответствие критериям нормативноправовых актов.Аудит по охране труда, является эффективным инструментом управления, который базируется на системном подходе, с помощью которого оценивается управление охраной труда в детском оздоровительном центре.Т.Л.Михайленко и Л.П.Лодягина, описывая контроль над состоянием охраны труда и безопасности жизнедеятельности, в детском оздоровительном центре, приводят его трёхступенчатый образец. На первой ступени осуществляется ежедневный контроль педагогическим коллективом центра.На второй ступени осуществляется еженедельный контроль руководителем службы охраны труда центра.На третьей ступени контроль осуществляется трудовой комиссией один раз в смену, комиссией руководит директор центра в неё также входят руководитель службы охраны труда, заместительдиректора по воспитательной работе и врач. Результаты трёхступенчатого административнообщественного контроля фиксируются в специальном журнале, обсуждаются на совещаниях. По результатам совещания издаётся приказ по детскому оздоровительному центру.Помимо трёхступенчатого контроля, особое внимание в центре уделяют пожарной безопасности, с этой целью в детском оздоровительном центре «Красная гвоздика» проводятся плановые учения по эвакуации детей при возникновении пожара, центр оборудован всеми средствами пожаротушения, во всех местах скопления детей находятся чёткие схемы эвакуации и методические рекомендации [2]. Тот, кто работал в детских оздоровительных центрах, знают, если летний детский отдых не организован, то он превращается для детей и подростков в тягостные дни пребывания. В таких условиях невозможно организовывать мероприятия по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации, а также приобрести необходимые навыки, способствующие социальной адаптации детей и подростков. В центре об этом помнят и тщательно готовятся задолго до наступления летнего сезона. В период летней кампании интенсивно работает методический кабинет оздоровительного центра, который детально прорабатывает досуговые мероприятия для детей и подростков.Кроме выполнения задачи организации безопасности жизнедеятельности детей, подростков их оздоровления и отдыха в «Красной гвоздике» стремятся:–обучить педагогический актив вопросам деятельности детских самодеятельных формирований, основам психологии личности и организаторской деятельности;–организовать деятельность для детей и подростков, таким образом, чтобы в процессе её они смогли приобрести практические навыки, которые помогут им стать организаторами разнообразных дел;–развивать творческие способности и интересы детей и подростков в период активного отдыха;–организовать содержательную и безопасную досуговую деятельность детей и подростков;–проводить воспитательную деятельность с воспитанниками в коллективе и через коллектив.Вся выше, перечисленная деятельность центра, по глубокому убеждению А.В.Черепехина спланирована таким образом, чтобы дать возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных индивидуальных и творческих делах [3].Современная жизнь городских детей и подростков во многом зависит от обеспеченности родителей и, их возможности оплатить потребность в занятиях любимым делом в учреждениях дополнительного образования. Сельские дети и подростки лишены и этой возможности, но бывает исключение и администрация сельской школы открывает различные кружки по интересам, стараясь обеспечить дополнительное образование на базе школы, однако такое не в каждой сельской школе есть. Поэтому центр является таким творческим, культурным центром, в котором дети и подростки могут получить определённый заряд положительных эмоций и творческого интереса, с которым они возвращаются с отдыха и продолжают занятия в учреждении дополнительного образования или занимаются любимым делом в домашних условиях, потребовав от родителей минимального создания необходимых условий.Современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как существа способного к автономному существованию, выстраивая гармоничное его существование, которое интегрирует человека в целое.Если говорить о проявлении самости человека, то по убеждению О.С. Газмана в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и, являясь его проблемами, затрагивают процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации [4]. Необходимость педагогической поддержки является востребованной в условиях летнего оздоровительного центра, при организации предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации детей и подростков. Под термином «педагогическая поддержка» О.С.Газман понимает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни».Идея педагогической поддержки не нова, она возникла на основе опыта выдающихся педагогови исследователей: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Канта, Ф.Фребеля, Ф.Дистервега,Дж. Дьюи, М.Монтессори, Л.Н.Толстого, Д.И.Писарева, С.Т. Шацкого и др. Каждый из них разработал и внедрил в педагогику принципы помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания. В практике воспитания идея педагогической поддержки и помощи нашла свое отражение в работах Я. Корчака и С. Френе. Не менее интересна позиция А.В.Мудрика, по его мнению, социальное воспитание, будучи составной частью социальноконтролируемой социализации (наряду с семейным и религиозным воспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовноценностной ориентации человека [5]. Мудрик А.В. уделяет большое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью», отсюда можно сделать вывод о том, что педагогическая поддержка имеет место и в социализации. Дети и подростки в условиях детского оздоровительного центра проходят активную фазу социализации, которая осуществляется с помощью педагогической поддержки, осуществляемой педагогическим коллективом центра. Позиция А.В. Мудрика тесно переплетается с мнением Н.Н. Михайловой и С.М.Юсфина, представленным в их работах. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как место некоего «проводника», обеспечивающего ребенку и педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние, взаимодействие социализации и индивидуализации личности.В детском оздоровительном центре «Красная гвоздика» усилиями методкабинета была завершена и приведена в системный вид методическая работа педагогического коллектива центра:–структурирован и приведён в систему функционал руководителей центра и воспитателей в работе с дезадаптированными детьми;–составлен пакет диагностик для выявления девиаций и причин трудновоспитуемости подростков, процедуры отслеживания их личностных характеристик и изменений социальной ситуации развития;–подобраны и разработаны методические рекомендации по воспитанию трудных подростков для педагогического коллектива детского оздоровительного центра;–скомплектован фонд справочных пособий, литературы по проблемам социализации подростков, на основе, которых составлена картотека методик и методических разработок, направленных на помощь в выстраивании индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей.Основоположниками адаптивной концепции социализации являлись Т.Парсонс, О.Брим, Р.Кениг, В.Кукартц;эта концепция отражает структурнофункциональный подход к социализации личности. В рамках концепции социализация личности трактуется как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.Джон Дьюи, являясь одним из представителей адаптивной концепции социализации, понимает социализацию как приспособление к общественной среде. Он считает, что на протяжении своей жизни человек может не воспроизводить полностью весь накопленный им спектр усвоенных моделей поведения [6].Мы считаем, что тот небольшой период времени, который дети и подростки проводят в оздоровительных центрах, может способствовать эффективному формированию личности даже тогда, когда дети покинут центр и вернутся в привычный круг общения. Приобретённые навыки коллективных действий будут требовать дальнейшего развития и совершенствования, поэтому дети и подростки будут создавать подобныеячейки общения, а при невозможности создания восстанавливать в памяти наиболее яркие события прошедшего отдыха.Е.В.Голуб, зав. кафедрой Бердянского государственного педагогического университета считает, что летние детские оздоровительные центры занимают важное место в системе беспрерывного воспитания подрастающего поколения [7].Как и другие детские оздоровительные центры «Красная гвоздика» расположена в живописном месте на песчаной косе, которая причудливым изгибом врезается в ласковые воды Азовского моря. Мелкий песок на пляжах центра создаёт творческую атмосферу у отдыхающих детей, поскольку из этого песка можно строить любые малые и большие скульптурные формы, устраивать песочные баталии и просто нежиться в тёплом песочке.Педагогический и воспитательный коллектив «Красной гвоздики» умело пользуется правилами организаторской работы и поэтому к ним из года в год приезжают дети, которые хоть один раз побывали в этом центре детской мечты. Их можно отличить от других детей и подросткам по футболкам, на которой обозначено, что её хозяин лидер смены и года, ребятам эти футболки вручаются за активную творческую и организаторскую работу, а они их хранят и затем, когда вновь приезжают на отдых одевают их в знак своей принадлежности к традициям.Главная задача оздоровительных центров –это, прежде всего, организация отдыха детей, –считают В.Н.Вараксин, О.С.Газман, Г.Р.Ишханян, В.В. Пальчун,З.И.Поймонова, Е.Б.Поляниченко, А.А.Резванов, Т.И.Резник, Т.В.Янченкои др.Рассматривая в рамках разнообразных педагогических и социальных концепций методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра, мы пришли к следующему выводу, взяв за основу педагогическую поддержку, а также набор психологопедагогических диагностик можно добиться успеха в преодолении и предупреждении ситуативной дезадаптации. Дети и подростки, получая конкретную психологопедагогическую помощь, эффективно адаптируются в сложных бытовых условиях временного детского коллектива, приобретая при этом необходимый набор знаний, умений и навыков, которые затем при возвращении в привычный круг общения будут иметь дальнейшее развитие и совершенствование.

Ссылки на источники1.Собчик Л.Н. Введение в психологиюиндивидуальности. –М., 1997.–С.47.2.Михайленко Т.Л., Лодягина Л.П. Управленческая деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности в «Детском оздоровительном центре». –Бердянск,2002.–76с.3.Черепехин А.В. Из опыта работы детских загородных оздоровительных лагерей Запорожской области по организации воспитательной работы с детьми. –Запорожье,2007.–43с.4.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. –М., 1995.–58 с.5.Мудрик А.В. Социальная педагогика. –М.,2000.–200с.6.Социализация: понятие, основные концепции. –URL: http://socwork.ru.7.Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Материалы 1–й Международной научнопрактической конференции. Под. ред. Т.Д. Молодцовой, В.Н.Вараксина. –Таганрог,2008.–342с.

Varaksin Vladimir,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of pedagogics and psychology of personality of faculty of psychology and social pedagogics of the Taganrog state pedagogical college of the name А.P. Chekhov, Taganrogvnvaraksin@yandex.ruWarningand overcoming situational maladjustment of children and adolescents in child health centerAnnotation. In the article various methods and receptions of overcoming and warning of situation disadaptationof children and teenagers are examined in the conditions of child's health center. An author in the article exposes the concept of warning and overcoming of situation disadaptation.Keywords:warning and overcoming of situation disadaptation, pedagogical support, social adaptation, anxiety, ability to handle stress, child's health center.ISSN 2304120X