Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12113.htm.
Аннотация. В статье описывается возможная реализация ФГОС СПО третьего поколения посредством использования компьютерных программ. Выделяются существующие онлайн-сервисы и компьютерные программы для преподавания дисциплин специальностей Вятского колледжа культуры. Рассматривается вопрос о реализации самостоятельной работы как главного вида учебной деятельности, заложенного в новом образовательном стандарте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Утёмов Вячеслав Викторович, преподаватель КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», г. Киров lider_slava@mail.ru

Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся

Аннотация. В статье описывается возможная реализация ФГОС СПО третьего поколения посредством использования компьютерных программ. Выделяются существующие онлайнсервисы и компьютерные программы для преподавания дисциплин специальностей Вятского колледжа культуры. Рассматривается вопрос о реализации самостоятельнойработы как главного вида учебной деятельности,заложенногов новом образовательном стандарте. Ключевые слова: компьютерные программы, образовательные стандарты,колледж культуры, онлайнсервисы.

Одно из требований ФГОС СПО третьего поколения –развитие навыков самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важным и необходимым видом учебной деятельности, одним из путей активизации работы студентов. Она призвана обеспечить более глубокое усвоение материала, применение его не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях. С одной стороны, в структуре основной профессиональной образовательной программы по обучаемым специальностям в КОГАОУСПО «Вятский колледж культуры»(070301 Актерское искусство, 070210 Музыкальное звукооператорское мастерство, 071501 Народное художественное творчество, 071801 Социальнокультурная деятельность, 071901 Библиотековедение) ФГОС отводиться около 2000часов самостоятельной работы учащихся по всем изучаемым дисциплинам и междисциплинарным курсам[1–5]. Если учесть, что нормативный срок обучения, за исключением каникулярного времени, составляет в среднем 150 учебных недель, то учащемуся ежедневно необходимо планировать самостоятельную работу до 3 часов. Работая в учебной группе с численность 20 человек, объем выполненной самостоятельной работы будет достигать эквивалента в 300 часов еженедельно на работающих педагогов в группе. Изучая в среднем 10 дисциплин всеместр, каждому педагогу дополнительно приходить организовывать и оценивать результаты до 30 часов самостоятельной работы учащихся еженедельно, что является эквивалентомнагрузкицелой педагогической ставки. С другой стороны, без грамотно организованной самостоятельной работы, невозможно усвоение учебных предметов, что приводит к необходимости постоянной работы с учащимися в целях контроля выполнения самостоятельной работы.В ФГОС СПО третьего поколения большое внимание при организации самостоятельной работы уделяется выполнению студентами учебных проектов. Для написания курсового или дипломного проекта необходимо, научить студента самостоятельно получать необходимые знания, знать, какими источниками пользоваться и др., все этодолжен грамотно спланироватьи организовать преподаватель.При написании проекта студенту приходиться делать множество согласований, пересылки файлов и обсуждений получаемых результатов со своим педагогам, что вызывает значительные временные затраты.Втоже время повышение продуктивности при совместной деятельности студента и преподавателя возможно посредством глобальной сети на более качественно новом уровне, чем формальный обмен электронными письма и сообщениями.Существуют бесплатные онлайн сервисы позволяющие организовать совместную работу с документами: Office Web Apps, Google Docs, Just 2 Easy, Peepel, ThinkFree, Zoho Writer и другие. Перечисленные сервисы позволяют создать общее образовательное пространство, в котором созданыусловия для обмена документами и совместная работа сними.Так, например, спомощью приложений Office Web Apps в Windows Live SkyDrive можно просматривать и редактировать документы Office в браузере где угодно при наличии подключения к Интернету. Пользователи Microsoft Office 2010 могут сохранять документы Word, Excel, PowerPoint и OneNote прямо из приложения в SkyDrive–бесплатной вебслужбыWindows Live для хранения данных. Сохранять документы в SkyDrive и работать с приложениями Office Web Apps можно даже в том случае, если на компьютере не установлен пакет Office 2010. В Google Docs имеються следующие доступные возможности: создание документов, таблиц, файлов других типов и коллекций Google; загрузка (с компьютера, если в этом возникает необходимость), управление файлами, хранение файлов и папок; предоставление доступа к документам, файлам и коллекциям Google; предварительный просмотр документов и файлов, прежде чем открывать их или предоставлять к ним доступ; просмотр изображений и видео, загруженных в список документов; поиск элементов по названию, типуи настройкам доступности. Just 2 Easy (J2E.com),ориентированный в первую очередь на студентов и учащихся текстовой процессор, имеетсходство с MS Word. Оставаясь доступным по определенному адресу, документ может распространяться между остальными учениками или учителями.Прикладные программы, организующие совместную работу с документами,должны быть простыми,иметь удобный интерфейси дополнительные возможности, как мгновенные всплывающие уведомления, перетаскиваниефайлов между папками мышкой прямо в браузере, создавать дискуссии не только вокруг файлов, но и вокруг папок,–все это обогащает коммуникационную образовательную среду.Совместная работа над документами означает, что над отдельным документом или набором документов работают несколько авторов.Авторы могут редактировать документ одновременно или рецензировать спецификацию в рамках структурированного рабочего процесса. Совместное редактирование документа, являющееся частью совместной работы над документами, означает одновременную работу над документом вместе с еще одним или несколькими пользователями. Существует ряд методов совместной работы над документами и их совместного редактирования, которые отличаются друг от друга степенью структурированности и контроля. Чтобы выбрать оптимальный метод совместной работы над документами и оптимальный программный продукт, необходимо сопоставить свои требования с возможными вариантами(рис. 1).

Полуформальное совместное редактирование: несколько авторов одновременно вносят изменения в произвольные места документа.Примеры для OneNote: повторяющиеся протоколы, сеансы мозгового штурма и справочные материалы; примеры для Excel: совместно разрабатываемые модели, бюджеты и списки учета активов.В Excel Web App большую часть подобной аналитической работы можно выполнять одновременно с пользователями. Остальные авторы могут работать с

Рис. 1. Методы совместной работы над документами

другими листами, другими разделами на листе и даже с теми же ячейками, что и пользователь, включая ячейки с формулами и функциями, выполняяодновременно. При изменении одной и той же ячейки различными пользователями сохраняется последний вариант. Совместное редактирование в Excel Web App позволяет видеть мысли друг друга, проверять различные формулы и вычисления, сравнивать результаты и даже находить и исправлять ошибки коллег.Формальное совместное редактирование: несколько авторов одновременно редактируют документ в рамках управляемого процесса, сохраняя материалы, когда они готовы к выпуску, т.е. формальное совместное редактирование означает, что пользователю известно, где находятся другие авторы, но каждый автор делает видимыми изменения только тогда, когда готов представить их коллегам. Примеры для Word: бизнеспланы, информационные бюллетени и исковые заявления; примеры для PowerPoint: маркетинговые презентации и доклады для конференций.Добавление примечаний и рецензирование: первоначальный автор обращается к другим пользователям с просьбой внести в документ изменения и примечания (это можно организовать в виде обсуждений), направляя документ в рабочий процесс. При этом за окончательную публикацию документа также отвечает первоначальный автор.

Наборы документов:в рамках рабочего процесса нескольким авторам назначаются отдельные документы, которые затем публикуются в едином наборе. В рамках всех обучающих специальностей (070301 Актерское искусство, 070210 Музыкальное звукооператорское мастерство, 071501 Народное художественное творчество, 071801 Социальнокультурная деятельность, 071901 Библиотековедение)в колледжекультуры для реализации дисциплины «Математика и информатика» приобретен пакет прикладных программ MS Office Professional Plus 2010, в который входит лицензия на Office Web Apps для прикладных программных продуктовверсии ниже, что может быть использованодля совместной работы с документами.При руководстве и оценивания итогов самостоятельной работы студентов возможно использование целого ряда смежных онлайн сервисов:AntiPlagiat –сервис проверки плагиата в текстах;Textfixer –онлайн подготовка текстов для публикации в сети;Alphabetizer –алфавитизатор онлайн;ABBYY FineReader Online OCR –распознаваниеизображенийонлайн;Docstoc –документы онлайн, вставка документов в блог.Среди проблем, возникающих при работе с онлайн сервисами,можно выделить отсутствие первоначального понимания сути информационной обработки программным средством и информационными технологиями. Для возможности использования данными сервисами в колледже с 2011 года студентам предоставляется бесплатный интернет по технологии WiFi, навсех этажах учебного корпуса, для работы с любым сетевым коммуникационным устройством.Для того, чтобы выделить частные проблемы по обучаемым специальностям можно проанализировать таблицу с указанием необходимых программных продуктов для учебного процессав соответствии с ФГОС(табл.1). Таблица 1Обеспеченность учебного процесса программными продуктами в Вятском колледже культуры

СпециальностьДисциплинаНеобходимый

программный продуктПриобретено колледжем070301 Актерское искусствоОД.02.05.Информационное обеспечение профессиональной деятельностиПрограмма обработки растровой графикиAdobe Photoshop CS6ОД.01.03. Математика и информатикаПрограммами обработки и записи звукаSony Sound Forge 10Adobe Audition CS5Steinberg Nuendo 4 071801 Социальнокультурная деятельность (по видам)

ЕН.01. Информационные ресурсыПрограмма обротки видеоAdobe Premiere Pro CS5МДК.03.01. Менеджмент в социальнокультурной сфереСправочноправовая системаКонсультантПлюс070210 Музыкальное звукооператорскоемастерство

ОП.03. Музыкальная информатикаНотный редакторMakeMusic Finale 2012ОП. 05. Вычислительная техникаПрограммноаппаратныйкомплекс студий звукозаписиAvidPro Tools 10071501 Народное художественное творчество (по видам)ЕН.01.Информационные технологииПрограмма обротки видеоAdobe Premiere Pro CS5071901 БиблиотековедениеМДК.04.02. Информационные технологииПакеты прикладных программ не ниже версии ProfessionalMS Office Professional Plus 2010

Перечисленные программные продукты, приобретенные колледжем для реализации образовательным программам,полностью соответствуют стандартам. Но все выше описанные программные продукты являются дорогостоящими (стоимостью от 5 до 40 тысячрублейза одну лицензию), что приводит к невозможности полноценно организоватьсамостоятельную работу с учащимися без предоставления доступа к компьютерам с установленными данными программами во внеучебное время студентам. Для решения этой проблемы в колледже существует более 20 компьютером, к которымиучащиесямогут получить доступ для самостоятельной работы. Таким образом, в колледже для реализации самостоятельной работы с учащимися созданы все условия,необходимые для эффективного усвоения образовательной программы, а использование педагогами комбинации онлайн сервисов дает возможностьсоздать простой и достаточно эффективный инструмент для организации самостоятельной работы и контрольнад еевыполнением.Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение: Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2010 г. №722ФЗ. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 070210 Музыкальное звукооператорское мастерство: Федер. закон Рос. Федерации от 13 июля 2010 г. №775ФЗ. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 070301 Актерское искусство: Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2010 г. №724ФЗ. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам) : Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2010 г. №723ФЗ. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071801 Социальнокультурная деятельность (по видам): Федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2010 г. №727ФЗ.

Utyomov Vyacheslav, teacher Viatka college of culture, Kirovlider_slava@mail.ru Software of work on documents at the organization of independent work of pupilsAbstract. In article possible realization of FGOS SPO of the third generation to means of use of computer programs is described. The author allocates existing online services and computer programs for teaching of disciplines of specialties of Viatka college of culture. The question of realization independently works as front view of educational activity put in a new educational standardis considered.Keywords:computer programs, educational standards, culture college, online services.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»ISSN 2304120X