Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Беспалов Д. В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12124.htm.
Аннотация. В статье анализируются духовно-нравственные особенности молодежных лидеров и их влияние на последователей. Представлены результаты исследований автором динамики молодежного лидерства. Приводятся результаты эмпирического исследования качеств, присущих конструктивным молодежным лидерам, и итоги изучения деструктивного лидерства.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Беспалов Дмитрий Викторович,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскbdw23@list.ru

Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства

в молодежных группах1

Аннотация. В статье анализируются духовнонравственные особенности молодежных лидеров и их влияние на последователей. Представлены результаты исследований автором динамики молодежного лидерства.Приводятся результаты эмпирического исследования качеств, присущих конструктивным молодежным лидерам, и итоги изучения деструктивного лидерства.Ключевые слова: лидерство, деструктивное лидерство, нравственность, динамика лидерства.

Как показывает история ХХ века, всплески интереса к лидерству обусловлены глобальными переменами в жизни общества и востребованностью управленческих кадров, способных быть проводниками реформ. Конец XX‬начало XXI века в этом смысле не является исключением, в настоящее время резко возрос спрос на лидерство как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. С различных «высоких трибун» постоянно говорится об отсутствии квалифицированных управленческих кадров, способных успешно работать в условиях демократии и коренных социальных инноваций. Современной России необходимы лидеры и руководители, способные активизировать строительство гражданского общества.Исследование новой ситуации в сфере лидерства и руководства в настоящее время в основном проводится современной практикой управления (менеджментом), а объектами внимания исследователей лидерства чаще становятся руководители предприятий. Большинство работ этого плана социальных психологов касается сферы управления объединениями взрослых людей. Однако основы лидерского потенциала, который раскрывается во взрослой жизни, закладываются в детском возрасте. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение особенностей лидерства и руководства именно в детском возрасте.Актуальность рассмотрения духовнонравственных качеств молодежных лидеров подтверждается тематикой последних работ, посвященных анализу феномена лидерства: например, докторская диссертация И.А.Панарина, защищенная в 2010году, посвящена рассмотрению социальной ответственности лидеров молодежных движений. Автор в обосновании актуальности своей работы указывает: «Лидеры молодежных движений представляют наиболее активную часть российской молодежи. Сегодняшние активисты молодежных движений‬это резерв будущих управленцев и политиков, которым уже в обозримом будущем предстоит доказать способность управлять страной. Поэтому понимание специфики взглядов современных лидеров, активно участвующих в различных просоциальных молодежных общественных движениях и объединениях, на социальную ответственность является не только научной, но и во многом прогностической необходимостью» [1,с.4]. Особенно актуальным представляется изучение деструктивного, отрицательного лидерства 1Работа поддержана грантом Президента России МК:проект 2254.2012.6, грантом РГНФ:проект №110601102а, грантом РГНФ:проект а 2 123601267.в молодежных группах,так как, кроме конструктивного лидерства, существует противоположная тенденция ‬антиобщественная активность, которая нивелирует результаты активности позитивных лидеров, разрушительно действует на развитие социума. Данная форма активности имеет своих ярких носителей ‬отрицательных лидеров, число которых в настоящее время в молодежных группах увеличивается.Взаимосвязь лидерства и духовности как проблема, к сожалению, недостаточно изучена. Этот вопрос представляет интерес, потому что лидер оказывает ведущее влияние на окружающих, часто именно от него зависит духовнонравственное развитие последователей. Лидер любого масштаба, кроме прочих качеств, должен быть высоко духовным человеком, способным нравственно обогащать окружающих. Особенно это важно в детских и юношеских группах в период активного усвоения социальных норм. Длительный контакт с товарищами на протяжении многих лет обучения в период активного формирования личности во многом определяет формирование духовности, жизненных позиций учащихся [2‬5]. Естественно, что в этой ситуации дети, обладающие высоким статусом в коллективах ровесников, оказывают особое влияние на одноклассников, на лидеров равняются другие члены группы, через лидера педагоги могут оказывать более эффективное влияние на группу в целом, т.е. группа может активизировать своих членов в морально нравственном отношении и тогда лидер по своей направленности ‬«совесть группы» [6, с. 73]. В психологии общепризнанным является положение, согласно которому посредством лидера можно более эффективно воздействовать на группу в целом. Считается, что лидер, с одной стороны, является «отражением» процессов, происходящих в группе, с другой стороны, сам лидер оказывает значительное влияние на последователей. В свое время П.П.Блонский по этому поводу заметил, что «вожак становится понятным только на фоне данного коллектива. Изучение его обнаруживает, что вожак представляет собой в общем как бы квинтэссенцию характерных качеств данного коллектива» [7]. По мнению А.В.Петровского, в подростковом возрасте лидер часто является эталоном, наиболее референтным лицом в группе, с помощью которого окружающие оценивают свои и чужие поступки [8]. Актуальность обращения к нравственным качествам лидеров обусловлена состоянием духовности современного Российского общества. Представители целого ряда наук (психологии, социологии, культурологии и др.), характеризуя духовнонравственное развитие, не стесняясь в выражениях, констатируют моральную деградациюсовременного российского общества или, используя выражение Э.Гидденса, «испарение морали» [9].Особенно актуальным является вопрос о нравственных характеристиках лидера. В формировании духовности, общественных оценок, суждений в усвоении общественных обязанностей и правил поведения большое значение имеет личность лидера. Молодежные лидеры наиболее интенсивно аккумулируют опыт близких им взрослых людей и те прогрессивные веяния, которыми насыщена общественная жизнь. Разумеется, лидер может аккумулировать и негативные проявления из опыта взрослых, становясь в итоге лидеромдезорганизатором.В Курской социальнопсихологической лаборатории, основанной профессором Л.И. Уманским, накоплен богатый опыт воспитания конструктивных лидеров, обладающих высокими нравственными качествами. Более 50 лет успешно функционирует созданный Л.И.Уманским, А.С.Чернышевым и др. центр подготовки молодежных лидеров «Комсорг». Разработаны экспериментальные методы изучения и формирования лидеров, которые используются и в настоящее время [10]. В зарубежной лидерологии вопросы духовности и нравственности лидеров рассматриваются в рамках теорий сервантлидерства и трансформационного лидерства. Концепция сервантлидерства («обслуживающего лидерства») разработана Р.Гринлифом. Согласно ей, лидер должен служить людям, заботиться об удовлетворении их потребностей. Сервантлидер должен обладать следующими характеристиками: 1) желание служить другим; 2)стремление лидировать; 3) личностный рост (он становится более мудрым, автономным, свободным, нравственным); 4) отсутствие привилегий в обществе. Яркими примерами такого типа лидерства являются Махатма Ганди, Иисус Христос [11].Предложенный Б.Басе трансформационный подход ориентирует на создание долговременных отношений с подчиненными, при которых эффективный лидер стремится преобразовывать (трансформировать) последователей таким образом, чтобы они стремились к сверхдостижениям. Задача лидерства высшего порядка ‬трансформационного (иногда его называют дальновидным) ‬заключается в продуцировании и прогнозировании изменений в организации. С помощью ряда механизмов лидер трансформирует своих подчиненных так, что они начинают воспринимать цели организации как свои собственные[12].Существует множество подходов к определению лидерства, но, несмотря на это, ни одно из определений нельзя считать исчерпывающим. Мы в своей работе считаем возможным придерживаться точек зрения Л.И.Уманского и А.С.Чернышева на феномен лидерства. В рамках концепции организаторских способностей Л.И.Уманского ‬А.С.Чернышева лидерство рассматривается как социальнопсихологическое явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Лидер понимается как член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности [13,14]. Еще более сложная ситуация наблюдается в понимании деструктивного лидерства. В настоящее время в психологии не существует ни единого понимания данного феномена, ни четкой классификации его разновидностей, ни единого подхода к его обозначению. Исследователи поразному называют данную разновидность лидерства: отрицательное, негативное, деструктивное. Мы остановимся на обозначение данного типа лидерства, как деструктивного. Напомним, что под деструкцией в философии и социологии понимается разрушение, нарушение нормальной структуры чеголибо;разрушение существующей структуры системы, явления, процесса, приводящее к утрате их функций.Под деструктивным лидерством мы понимаем: ведущее влияние одного индивида на группу в направлении разрушения существующей системы деловых и (или) межличностных отношений, приводящее к снижению эффективности совместной деятельности группы.

Чтобы выявить качества, которыми должен обладать лидер, мы предложили учащимся старших классов школы №48 ответить на вопрос: «Кто из учащихся пользуется наибольшим авторитетом?» Полученные данные мы сравнили с аналогичными показателями, полученными Т.Н. Мальковской в 1971 и 1966 гг. [15], что позволило нам выяснить качества, которыми, по мнению сверстников, обладает лидер, а также проследить, как изменились эти качества с течением времени (табл.1).Во всех исследуемых группах старшеклассники предъявляют определенные требования к сверстникам, пользующимся авторитетом. Ретроспективное сравнение таких «требований» в современной школе с данными, полученными Т.Н. Мальковской в 1971 и 1966 гг. [4, с. 98], позволяет выяснить качества, которыми, по мнению сверстников, обладает лидер.Таблица1 Динамика представлений о лидерских качествах

Кто из учащихся класса пользуетсянаибольшим авторитетом?1966197120022012Кто хорошо учится и много знает34%27%20%26%Кто активно занимается общественной работой10%5%4%6%Кто обладает чуткостью, добротой, отзывчивостью 54%56%48%49%Кто обладает независимостью суждений и самостоятельностью поведения39%26%31%37%Кто обладает физической силой6%1%14%11%Веселые, общительные, умеющие объединять ребят64%46%42%48%

Как видно из приведеннойтаблицы, учащиеся ценят не только то, что человек хорошо учится, но и то, как он взаимодействует с людьми, какие качества и свойства личности при этом проявляет (чуткость, отзывчивость, доброту, жизнерадостность, общительность и т. д.). Обнадеживает то, что в современной школе ученики, как и 30лет назад, высоко ценят в лидере чуткость, доброту, отзывчивость. Вто же время в 2002 г. лидером часто становится ученик, обладающий физической силой. Это показывает ужесточение отношений в школьной среде. Из таблицы также видны позитивные изменения, произошедшие в оценке лидерских качеств за последние 10 лет. Отрадно, что в современной школе ученики, как и 40 лет назад, высоко ценят в лидере чуткость, доброту, отзывчивость. Ценную информацию о характере молодежного лидерства мы получили в ходе наблюдения за финалом областного конкурса «Лидер 21 века», проходившим 29марта 2012 г. в г.Курске. В конкурсе приняли участиелидеры наиболее успешных детских общественных организаций г.Курска и Курской области, прошедших отбор в муниципальных образованиях. Возраст участников ‬14‬16 лет. Целью конкурса было развитие гражданской активности, поддержка самоуправления детей в общественных организациях по преобразованию социума. Нами проанализированы минисочинения юных лидеров, посвященные ответам на следующие вопросы: «Какими качествами должен обладать современный лидер?» и «Как сделать команду наиболее эффективной?» С помощью метода контентанализа мы проанализировали 54 сочинения, вкоторых участники конкурса в творческой форме давали ответы на эти вопросы.В результате проведенного исследования были определены наиболее важные, по мнению молодежных лидеров, качества, необходимые конструктивному лидеру 21 века: целеустремленность, активность, коммуникабельность, способность к самообразованию и саморазвитию, наличие организаторских способностей, ответственность, инициативность, оптимизм, креативность, смелость, находчивость, честность и чувство юмора.В ответах на вопрос «Как лидерусделать команду более эффективной?» большинство опрошенных указало, что для этого необходимы «совместное принятие решения», «взаимодействие с командой», «вера в успех», «взаимоответственность», «уважение каждого члена команды» и т.д. Исследование проводилось нами и в течение конкурса, например, в ходе одного из этапов участникам было предложено в течение 2хминут написать 20качеств, необходимых молодежному лидеру. Полученные результаты были проанализированы нами с помощью контентанализа, что позволилоопределить иерархию качеств, которыми должен обладать лидер молодежной организации. Полученные результаты представлены в таблице(табл. 2). Таблица 2 Качества, необходимые молодежному лидеру

Место в иерархии ответовКачество лидераПроцентот числа опрошенных1Доброта, коммуникабельность100%2Целеустремленность90%3Отзывчивость, харизма80%4Умение вести за собой, инициативность70%5Толерантность, уверенность в себе, креативность 60%6Честность, ответственность50%7Активность, организованность40%8Милосердие, мобильность, ораторские способности30%9Самообразование, сила воли, трудолюбие20%

Представленные результаты показывают, что респонденты придают большое значение наличию нравственных качеств в молодежных лидерах. Поих мнению, лидер должен обладать добротой, толерантностью, честностью, милосердием. В то же время возникает вопрос, насколько сами изученные лидеры соответствуют названным ими качествам. Во время конкурса мы наблюдали поведение лидеров, во многом не соответствующее перечисленным выше положительным качествам. Например, группа лидеров по результатам одного из конкурсов предложила лозунг «Хочешь жить, умей вертеться», который мало соответствует ценностям гражданского общества. Некоторые лидеры категорически заявляли о нежелании в дальнейшем оставаться у себя на малой родине, высказывали намерения в будущем переехать в более крупный город. В оценке приведенных примеров мы солидарны с мнением А.В. Юревича, который указывает, что «подобный диссонанс ‬абстрактное признание одних норм и реальное следование другим, подчас прямопротивоположным, ‬как и всякий когнитивный диссонанс, болезненно переживается человеком, порождает у него чувство внутренней дисгармонии, снижающее удовлетворённость жизнью» [16, с. 5].Проведенные нами эмпирическое и экспериментальное исследования деструктивного лидерства в молодежных группах (школьные классы, отряды подростков и юношей в детских центрах) позволили сделать следующие выводы.1.Деление лидеров на положительных и отрицательных (организаторов и дезорганизаторов) не может быть абсолютным. Его нельзя рассматривать без учета уровня организованности группы, в которой находится лидер. Установлено, что в группах средней и низкой организованности многие лидеры оказывают на группу одновременно и организующее и дезорганизующее влияние, являясь лидерами смешанного типа. Ввысокоорганизованных группах больше лидероворганизаторов и меньше лидеровдезорганизаторов, чем в группах средней и особенно низкой организованности.2.Сравнивая между собой лидероворганизаторов и дезорганизаторов, можно выделить следующие особенности личности, влияющие на жизнедеятельность группы. Дезорганизаторы более агрессивны, доминантны, подозрительны, чем лидерыорганизаторы. У лидероворганизаторов более адекватная самооценка, выше уровень общительности. Лидеры смешанного типа по большинству показателей находятся между лидерамиорганизаторами и дезорганизаторами.3.Лидерыорганизаторы, по сравнению с дезорганизаторами, более склонны к организаторской деятельности. Они отличаются бескорыстностью мотивов и самостоятельностью включения в организаторскую деятельность, смелостью и готовностью принимать на себя роль организатора, неутомимостью в организаторской работе. Такие лидеры способны быстро принимать решения, выражать свои требования в разной форме (от приказа до шутки). Они оказывают влияние на членов своей группы, «заряжают» их своими эмоциями и чувствами. Лидерорганизатор способен воздействовать на других личным примером и создавать в группе уверенность в успехе дела.4.Практически во всех группах лидерыдезорганизаторы, за счет наличия ряда особенностей личности, отрицательно влияют на эффективность совместной деятельности класса. Определяющая роль в этом процессе принадлежит следующим психологическим особенностям личности дезорганизатора: постоянно отстаивает свою позицию, сверхчувствителен к замечаниям в свой адрес, проявляет агрессию и гнев, нетерпим к ошибкам партнера, строг и резок в оценке других. 5.У лидероворганизаторов, в отличие от дезорганизаторов, преобладает позитивное мироощущение, присутствует развитая система ценностных ориентаций, активная жизненная позиция. Их характеризует определенный социальный оптимизм, что во многом объясняется приоритетом внутреннего локуса контроля над внешним, т.е. молодые люди верят, что могут сами изменить окружающий мир, многого добиться в жизни. Исходя из результатов исследования, мы выработали рекомендации по предупреждению и нейтрализации негативного лидерства для педагогов и психологов, работающих с учебными группами подростков и юношей.1.Для профилактики появления деструктивного лидерства в группе необходимо, чтобы педагоги имели представление о действительном положении дел в коллективе. Они должны знать о существовании неформальных групп, их лидеров, степени авторитетности лидеров, направленности их деятельности, иметь представление об их моральном облике. Педагогический коллектив должен считаться с существованием неформальных групп и уметь использовать направленность их действий в интересах дела.2.Административное устранение и дискредитация негативного лидерства‬крайние способы воздействия, т.к. меры подобного рода часто воспринимаются как несправедливые, вызывают явный или скрытый протест со стороны членов группы, подрывают доверие к руководству, вызывают деструктивные конфликты.3.Эффективными мерами нейтрализации отрицательного лидерства являются использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации, перехват основополагающих функций отрицательного лидера формальным руководителем. Для эффективной реализации этих мер необходимо знать и использовать психологические особенности лидеровдезорганизаторов.4.Очень важно работать не столько с конкретным учеником как индивидуальностью, сколько с группой, в которую включён ребёнок, через которую опосредованно можно воздействовать и на отдельных школьников. 5.В учебном процессе необходимо больше внимания уделять внедрению совместных форм деятельности, особенно взаимозависимой деятельности. Необходимо применять на уроках коллективные формы работы. Кроме учебной деятельности, должны использоваться различные формы внеклассной воспитательной работы, т.е. группа должна быть включена в различные виды деятельности: учебную, трудовую, культурномассовую, спортивноигровую. Проведенные исследования показали, что лидерами выступают подростки и с положительными, и с отрицательными качествами личности, но общая тенденция отражают ориентацию школьников на носителей нравственных достоинств, имеющих общественное признание. Создание условий, обеспечивающих активное проявление личности лидера в процессе совместной деятельности, духовно обогащает членов коллектива и нравственно ‬лидера. Следует заметить, что чем ярче будет развиваться индивидуальность личности, тем сложнее и многограннее будут складываться ее отношения с людьми ближайшего окружения и тем больше будет возрастать ее социальная активность, поскольку наибольшее удовлетворение получит высшая человеческая потребность «в том величайшем богатстве, каким является другой человек» [17, с.119].

Ссылки на источники1.Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: автореф. дисс. … доктора психолог. наук. ‬М., 2009. ‬45 с.2.Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. ‬2011. ‬№3. ‬С. 49‬59.3.Логвинов И.Н. Социальнопсихологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. ‬2011. ‬№ 24.‬С. 966‬971.4.Уманский Л.И.Психология организаторской деятельности школьников. ‬М.: Просвещение, 1980. ‬160 с.5.Чернышев А.С.,Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л.Школа психологического лидерства. ‬М.: Издво Московского психологосоциального института, 2005. ‬275 с.6.Уманский Л.И.Указ. соч.7.Блонский П. П. Педалогия. ‬М., 1934. ‬127 с.8.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. ‬М.: Академия, 2001. ‬496 с.9.ЮревичА.В. Асоциальная социализация как основа нравственной деградации общества // Вестник российской академии наук. ‬2011. ‬№ 1, т.81. ‬С. 3‬10.10.ЧернышевА.С.и др.Указ. соч.11.Lloyd B. A new approach to leadership // Leadership and organizational development journal. ‬1996. ‬Vol. 17,N 7. ‬P. 29‬32.12.Bass B.M.,Avolio B. J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership Text. ‬Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994. ‬238 p.13.УманскийЛ.И. Указ. соч.14.ЧернышевА.С.и др.Указ. соч.15.МальковскаяТ.Н. Выдвижениелидеравсреде старших школьникови его влияние на товарищей// Руководство и лидерство /Ред. Б. Д. Парыгин.‬Л., 1973. ‬С.94‬116.16.ЮревичА.В. Указ. соч.17.МальковскаяТ.Н.Указ. соч.

BespalovDmitry,

candidateofpsychologicalsciences, associateprofessor of psychology of Kursk state university, Kursk.bdw23@list.ruPsychological characteristics of leadership constructive and destructive in youth groupsSummary. In article spiritual and moral features of youth leaders and their influence on followers are analyzed. We present the results of researches of the author of youth leadership dynamics. We show the results of empirical research of qualities inherent in youth leaders and results of studying of youth destructive leadership.Keywords:leadership, destructive leadership, ethics, the dynamics of leadership.ISSN 2304120X