Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №10 (Октябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12144.htm.
Аннотация. В статье рассказывается о системе работы образовательного учреждения по развитию способностей и выявлению достижений учащихся через интеграцию основного и дополнительного образования школьников.
Раздел: Педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям)
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Посашилина Валентина Александровна,заместитель директора по УВРМОАУ «Лицей № 21», г. Кировschoolk21@mail.ru

Развитие системы поддержки талантливых детей:чтобы ученик почувствовал себя успешным

Аннотация.В статье рассказывается о системе работы образовательного учреждения по развитию способностейи выявлению достижений учащихся через интеграцию основного и дополнительного образованияшкольников.Ключевые слова:творческий потенциал, интеграция,дополнительное образование школьников,лагерятренинги.

Талантливая молодежь‬интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства.Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»‬развитие системы поддержки талантливых детей: «Необходимо будет создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят» [1].Итоги многочисленных педагогических и психологических исследований свидетельствуют о важности заботы педагогов в создании условий для развития способностей учащихся, формирования у них потребности к достижению высоких результатов. Не случайно известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что основой основ учебновоспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону, найти в нем «золотуюжилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки» [2].Акцент внимания педагогов на достиженияхучащихся является одним из главных условий приформированииу ребенка адекватных представлений о самом себе, сильных и слабых сторонах своей личности, успехах и неудачах в совместной и индивидуальной деятельности.К тому же это помогает детям более реально оценивать свои возможности, делать правильный выбор целей, содержания и способов организации своей жизнедеятельности, что, в свою очередь, содействует их более интенсивному личностному росту. В поле зрения руководителей и учителей школы должны находиться не только академические результаты учащихся, но и их успехи во всех социально ценных видах деятельности. В лицее № 21 города Кирова сложилась система по выявлению и поддержке талантливых детей, основополагающие идеи которой нашли отражение в комплексной целевой программе«Наука. Творчество. Успех», ставшей логическим продолжением программы «Одаренные дети».Интегрированной гуманистической целью программы является создание условий для всестороннего развития потенциала личности учащегося через формирование ситуации успеха в основном и дополнительном образовании.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: осуществлена система мероприятий, позволяющих вовлечь школьников в активную деятельность для всесторонней реализации своего творческого потенциала в исследовательской сфере; в условиях лицея создана многокомпонентная система основного и дополнительного образования, направленная на реализацию творческого потенциала учащихся.

Предпосылками длясоздания программы были:высокие результаты выпускников лицея на ЕГЭ и вступительныхэкзаменах в вузы:результаты по русскому языку и математике выше среднеобластных показателей, за период с 2004 года по 2012 год 13 учащихся сдали ЕГЭ на 100 баллов по предметам: математике (3), русскому языку(6), химии (2), биологии, физике;высокие результаты лицеистов на олимпиадах и конкурсах различных уровней, включая международный:за последние четыре года на региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников 29 учащихся получили дипломы победителя, 37‬дипломы призера,на заключительном этапе‬1 диплом победителя, 19дипломов призера.Выпускница 2008 года заняла 3е место в международной олимпиаде по биологии. Дипломами и грамотами Министерства образования и науки награждены шестнадцать воспитанников лицея, шесть из них удостоены премии Президента РФ, десять учащихся включены в Большую энциклопедию «Лучшие люди России»;включение педагогического коллектива в экспериментальную и инновационную деятельность:

1)под руководством ученых Кировского института развития образования(ИРО)на базе лицея была осуществленаработа инновационной площадки «Реализация интегративного подхода в системе формированияи развития профессиональных компетентностей педагогов средней общеобразовательной школы» (2006‬2008уч.гг.);результатом ее стала межрегиональная научнопрактическая конференция по одноименной теме с участиемученых Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена и Кировского ИРОи 11 международная научнопрактическая конференция «Интегративногуманитарные технологии‬ресурс современного урока»; 2)в 2008 году работала экспериментальная площадкаИРО по теме «Методическое и ресурсное сопровождениешкольного олимпиадного движения в условиях городской школы». В рамках ее на базе лицея проведенаэвристическая олимпиадакомплексного содержания«Совенок» для учащихся начальных классов школ, гимназий, лицеев города Кирова в апреле 2008 года, также был разработан комплект олимпиадных заданий и методических рекомендаций для подготовки к предметным олимпиадам; 3)с января 2009 года методическая тема инновационной площадкиИРО‬«Преемственность курсов естественнонаучного образования в системе начального общего, основногообщего и среднего общего образования». Итогомработыстала разработка творческой группой педагогов начальных классов образовательных программ по предметам и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО; внедрение ФГОС в практику работы образовательного учреждения будет продолжено на базе лицея в режиме «Школа‬методический центр»;4)

лицей также стал площадкой для проведения опытноэкспериментальной работы по теме «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников» с 2011 года АНОО «Межрегиональныйцентринновационных технологий в образовании», с 2012 года‬ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». Отметим лишь два направления, на наш взгляд, наиболее полно отражающие возможности дополнительного образования школьников.1. Кружок (факультатив, спецкурс), являясь основной формой дополнительного образования школьников, призван не только посвятить учащихся в вопросы, не нашедшие отраженияв основном курсе, но и существенно углубить и расширить их знания по предмету. Наши учащиеся занимаются в городском научном обществе «Вектор», многие посещают кружки Центра дополнительного образования«Одаренныйшкольник»(ЦДООШ), но большинство учащихсявсетакидополнительное образование получают в стенах самого лицея.Ежегодно системой дополнительного образования охвачено около 96% учащихся лицея. Любой ученик может найти себе занятие по интересам и реализовать свои способности.2. Второй основной формой дополнительного образования является система соревнований, конкурсов по предмету.В лицее мы ежегодно проводим осенние и весенние математические игры, школьный тур «Математическогодомино», конкурс «Умники и умницы», «Лингвистический бой», конкурс «Инфознайка» и так далее. Причем стараемся, чтобы в соревнованиях принимали участие не только учащиеся лицейских классов, но иобщеобразовательных.

Среди наших учащихся есть победители и призеры Всероссийского открытого конкурса исследовательских работ «Первые шаги», международного турнира «Кубок памяти Колмогорова», призеры городской СанктПетербургской олимпиады школьников по математике, члены сборной команды города Кирова, участвовавшие в Уральском турнирегородов, межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»,межрегионального конкурса юных интеллектуалов и другие.Большие возможности содержатся в такой форме работы, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Более 10 лет успешно работает НОУ (научное общество учащихся);под руководством педагогов лицея, педагогов дополнительного образования, преподавателейВятГГУ лицеисты успешно выступают на региональных и межрегиональных конференциях, турнирах юных исследователей.

В лицее реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: математическому, естественнонаучному, экологическому, физкультурноспортивному, художественноэстетическому. Система дополнительного образования направлена на создание условий для мотивации учащихсяк познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.

Еще однаформа, способствующаяразвитию творческого потенциала детей,‬лагерятренинги. С 2001 года ежегодно проводится летний математическийлагерьтренинг «Математика. Творчество. Интеллект» для учащихся 5‬8 классов [3].

Принципиальными здесь выбраны три направления подготовки и развития школьников: расширение и углубление основного курса математики, обучение применению основных идей и методов математики при решении задач;развитие творческого (в широком смысле) потенциала учащихся;развитие интеллектуальных качеств личности школьника. Работа по этим направлениям осуществляется на тренингах, занятиях по решению задач, массовых мероприятиях и в проектной деятельности учащихся. К работе лагеря привлекаются профессиональные психологи, которые проводят тренинги совершенствования внимания, памяти, развития пространственного воображения и комбинаторных способностей учащихся, школьные педагоги, преподаватели ВятГГУ, студенты. В лагере представлены здоровьесберегающие и спортивные программы. Ежедневнопроводятся массовые мероприятия ‬это командные и личные первенства школьников в математических и интеллектуальных соревнованиях, таких как «Математический бой», «Карусель», «Интеллектуальный марафон», «Супервикторина», «Брейнринг», предметная олимпиада и многие другие.

С 2002 года работает летний школьный экологический лагерь для учащихся 7‬10классов. Для достиженияпозитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром, формирования умений и навыков практической деятельности, профессионального ориентирования учащиеся проводят экологический мониторинг: изучают автотранспортную нагрузку улиц города Кирова, расположенных вблизи лицея, природный комплекс водоемов, химический анализ воды в рекеЛюльченке,проводят экскурсии в Заречный парк, Александровский сад, Ветеринарный музей, в областной краеведческий музей.Занятия «За страницами учебника», мозговой штурм,тренинг креативного мышления и подготовки к проектной деятельности‬эти и другие формы работы способствуют формированию научнопознавательного интереса к природе у школьников.

В 2010 году организован еще один лагерь, лингвокраеведческий, на базе класса с углубленным изучением русского языка. Его цели: образовательная‬изучение истории, обычаев, традиции Вятского края во взаимосвязи с настоящим; формирование целостного представления о месте и роли родного края в истории России; знание лингвокультурологических понятий; отражение местных особенностей в языке;воспитательная‬привитие патриотизма, уважения к истории и традициям родного края, родному языку, формирование духовнонравственных ценностей, социальнозначимых качеств личности средствами истории и русского языка.

Вот уже третий год учащиесялицея, учителя, студенты ВятГГУ участвуют в специализированной смене «Юношеская интенсивная школа научного творчества «Прорыв»» на базе загородного лагеря «Спутник», где получают возможность не только укрепить свое здоровье, но иразвить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря, предложенная кафедрой креативной педагогики АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»,ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких, как «ТРИЗпедагогика» (ТРИЗ ‬теория решения изобретательских задач), тренинг креативного мышления,способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач, выполнение научных работ школьников, часть из которых могут оказаться патентоспособными.

Переход на новые образовательные стандарты с сентября 2011 года в начальной школе потребовал пересмотра подходов к организации внеурочной деятельности. Необходимо было создать условия для проявления и развития ребёнком своих интересов, предоставив ему свободу выбора. Помочь принять духовнонравственные ценности и соблюдать культурные традиции. Перед учителями стояли задачи организации внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школьной жизни, оптимизировать учебную нагрузку, создать дополнительные условия для развития учащихся, формировать учебную мотивацию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Сначала провели опрос родителей (законных представителей первоклассников), учитывая личные интересы и склонности детей. Рассмотрели интересы и склонности педагогов, выслушали рекомендации психолога и медицинского работника. При создании программ внеурочной деятельности опирались на приоритетные направления деятельности и напрограмму воспитательной работы лицея. Соблюдали преемственность с технологиями учебной деятельности. Были выбраны пять направлений внеурочной деятельности (табл.1).Таблица 1Направления внеурочной деятельности

НаправлениеНазвание, формаПрограммаОбщекультурноеМузыкальный кружокКружок ИЗО«Музыка»«Волшебные кисточки» СпортивнооздоровительноеКружок «Ритмика»Кружок «Весёлые старты»«Ритмика»«Весёлые старты»Общеинтеллектуальное Кружок «Умники и умницы»«Умники и умницы»ДуховнонравственноеМероприятия «Я и общество»СоциальноеМероприятия«Трудиться ‬всегда пригодится»

По общекультурному направлению работа проводитсяза рамками образовательного учреждения. Кроме традиционных экскурсий, выходов, посещений театров, наши ученики‬постоянные участники мастерклассов, проводимых студией ремёсел, музейных занятий, организуемых Кировским областным художественным музеем имени В. М. и А. М. Васнецовых. Спортивнооздоровительное направление реализуется через мероприятия: «День здоровья», «Новый год у ворот», «Зимние забавы», «Широкая Масленица», «Мама, папа, я ‬спортивная семья», «День индейца», «Юный турист». Два направления: духовнонравственное и социальное‬являются составляющими внеурочной деятельности. В нашем лицее есть традиция приглашать в гости ветеранов Великой Отечественной войны, возлагать цветы к памятникам павшим во время войн, изготавливать открытки ветеранам к празднику, устраивать концерты к Дню Победы. Ежегодно учащиеся начальной школы участвуют во Всероссийских днях наблюдения за птицами, выезжают в осеннезимний период к водоемам нашего города и подкармливают уток. Регулярно проходят акции и конкурсы: «Помоги птицам», «Сделаем красивой и чистой нашу школу», «Трудовой десант», «Самый лучший скворечник»,«Самый красивый класс».В последнее время в нашем лицее возрождается традиция совместных мероприятий, праздников, игр, конкурсов, проводимых на всю параллель: «Первый раз в первый класс», «Вот мы и ученики», «Праздник книги», «Прощание с букварём», «Праздник Урожая». Уже традиционным стало проведение лицейских недель, конференций наразную тематику: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», «Год лебедя», «Путешествие по материкам и океанам». Принято устраивать общешкольныелекториии встречи со специалистами дляродителей: «Адаптация первоклассников», «Дневник ‬наш помощник», «Как готовить с ребёнком домашние задания», «Отец и воспитание», «Как приучить ребёнка читать», «Компьютер или книга?» и другие.

Другой важной стороной поддержки талантливых детейявляетсянеобходимость постоянной и целенаправленной деятельности по формированию у школьников мотивации достижения успеха.

В этой связи важно систематизировать успехи учащихсяи также предоставлять им самим возможность публично представлять личностные достижения. Основную роль в этой деятельности играют классные руководители, которые в своих дневниках ведут странички«Интересы и увлечения учащихся» и «Основные достижения учащихся». Эти сведения также заносятся в электронный классный журнал.

Заполнение этих страниц позволяет прежде всего формировать отчетливые представления о наиболее сильных сторонах личности своих воспитанников, которые, по мнению ученых, имеют первостепенное значение для создания ситуаций успеха. Классные руководители стремятся к тому, чтобы класс обязательно стал ареной для презентации первых и последующих достижений учеников, чтобы в классных коллективах формировалась атмосфера радости за успехи своих одноклассников. Но как показала практика, признания лишь только в классном коллективе недостаточно, важно, чтобы это признание было на уровне параллели или образовательного учреждения. Вот поэтому инициативной группой учителей, ребят, родителей были подготовлено положение о проведении общелицейского конкурса ученичества «За честь лицея!». Определены номинации конкурса: «Ученик года», «Лидер года», «Лучшая творческая работа года» научноисследовательского направления или художественноэстетического направления; «Самый классный класс!», «Лучший спортивный класс», «Спортсмен года». Итоги подводятся по параллелям на общелицейском празднике «Да здравствуют музы, да здравствует разум…».533

Учет достижений в общешкольном масштабе ведется в специальной папкенакопителе «Личные достижения учащихся». Существуют разделы в соответствии с уровнями конкурсных состязаний, в которых ученики добивались высоких результатов. В первый раздел вносятся результаты участия в международных конкурсах, во второй ‬в федеральных и межрегиональных состязаниях, в третий ‬в областных мероприятиях, в четвертый ‬в муниципальныхконкурсных состязаниях. В папкенакопителе также хранятся копии дипломов, грамот и других наградных документов. В настоящее время апробируется применение ее электронного варианта.Особыми формами учета личностных достижений учащихсяявляются Доска почета и галерея достижений «Наши победы», которые располагаются на первом этаже здания лицея. На их стендах помещаются фотографии учащихся, добившихся высоких результатов в учебной, интеллектуальной, художественной,спортивнойидругих видах деятельности.Думаем, что эти практические шаги являются реализацией Концепции модернизации российского образования, представленной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Талантливая молодежь‬интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии и поддержке талантливыхдетей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства.

Ссылки на источники1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».‬URL:http://www.krskstate.ru/dat/File/krao/projekt1.pdf.2.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.‬К.:Рад. шк. 1985.‬557с. 3.Горев П. М. Математический лагерь в школе: история становления и технологические находки // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». ‬Май 2012, ART 1253. ‬Киров, 2012 г. ‬URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1253.htm.

Posashilina Valentina,Deputy Director ofOIA MOAU "Lyceum № 21", Kirovschoolk21@mail.ruDevelopment of a system to support talented children: that the student felt successfulAbstract.The article describes the system of educational institutions for the development of abilities and identify student achievement through the integration of primary and secondary education students.Keywords: creativity, integration, further education students, camp trainings.

Рецензент: ГоревПавел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»ISSN 2304120X