Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елагина
В.
С.,
Немудрая
Е.
Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №11 (Ноябрь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12157.htm.
Аннотация. Компетентностный подход следует рассматривать как одно из условий профессиональной социализации личности студента. Образовательный процесс в вузе, ориентированный на формирование профессионально-педагогических компетенций, таких как когнитивные, коммуникативные, методические, исследовательские и другие, способствует самоопределению, самоактуализации и саморазвитию индивидуальности студентов. Результатом профессиональной социализации является изменение личности через изменение ее установок, представлений и отношения к педагогической деятельности.
Текст статьи
ЕлагинаВераСергеевна,
докторпедагогическихнаук,профессоркафедрыпедагогикиФГБОУВПО«Челябинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,г.ЧелябинскV_275@mail.ru
НемудраяЕленаЮрьевна,
кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыпедагогикиФГБОУВПО«Челябинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,г.Челябинск
Компетентностныйподход
кпрофессиональнойсоциализацииличностистудентов
Аннотация. Компетентностный подход следует рассматривать как одно из условий профессиональной социализации личности студента. Образовательный процесс в вузе, ориентированный на формирование профессиональнопедагогических компетенций, таких как когнитивные, коммуникативные, методические, исследовательские и другие, способствует самоопределению, самоактуализации и саморазвитию индивидуальности студентов. Результатом профессиональной социализации является изменение личности через изменение ее установок, представлений и отношения к педагогической деятельности. Ключевые слова: профессиональная социализация, компетентностный подход, компетенции.
Формированиюпрофессиональнойкультурыличностистудентапедагогическоговуза,усвоениюспециальныхзнаний,умений,способовдеятельности,опытапрофессиональнойдеятельностиличностиипедагогическойкомпетентностиспособствуетпрофессиональнаясоциализация.
Основныеаспектыличностной(первичной)социализациидостаточноразработанывсоциальнойпедагогике:изученыиописанымеханизмы,условияифакторыпервичнойсоциализации,разработанымоделисоциализации.Несмотрянато,чтопроблемесоциализациипосвященымногочисленныеисследованияученых,следуетотметить,чтоизучениювопросовпрофессиональной(вторичной)социализациистудентовкакчастноймоделисоциализациинеуделяетсядолжноговнимания.Принятые ФГОС ВПО регламентируют процесс протекания профессиональной социализации и условия, необходимые для его организации в конкретном учебном заведении. Включение российских вузов в Болонский процесс предполагает переход к модели оценки специалистов на основе компетентностного подхода, что позволит более четко структурировать и привести к единому образцу требования, предъявляемые к педагогу. Анализ психологопедагогической литературы убеждает нас в том, что компетентность будущего учителя является важной составляющей готовности к будущей практической деятельности, его профессиональной социализированности. В исследованиях В.И. Байденко, В.В. Серикова, В.А. Болотова, И.А. Зимней и др. [1–3] раскрывается роль компетентностного подхода в профессиональном становление личности, формировании опыта профессиональной деятельности будущих специалистов, но в них не рассматриваются сущность, условия и особенности профессиональной социализации студентов в условиях образовательного пространства вуза. Однако компетентностный подход является одним из условий профессиональной социализации студентов в вузе. Его реализация в образовательном процессе вуза обеспечивает формирование профессиональнопедагогических компетенций будущего учителя. Компетентностный подход представляет собой совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в обучаемости, самоопределении, самоактуализации, саморазвитии индивидуальности студентов, отбора содержания образования, и организации образовательного процесса, ориентированных на приобретении педагогических компетенций, а также оценки их образовательных результатов.Исходяизпониманиякомпетентностикакрезультатаобразования,образовательныйпроцессввузедолженбытьпреобразовантак,чтобыужевуниверситетевозникалипробные,реальносуществующиепрофессиональныеситуации,вкоторыхбудущиеучителямоглибыреализоватьпрофессиональныепедагогическиекомпетенции.Тольковэтомслучаепедагогическаяподготовкастудентовввузенебудетимказатьсячрезмерноабстрактной,излишнетеоретизированной,а,напротив,позволитвооружитьвыпускниковспецифическимисредствамиработывшколеиклассе.Теоретическиобоснованныесредствапрофессиональнойпедагогическойдеятельностиучителявширокомспектре–отзнаниясодержанияучебногопредметаисредстваоценкиегоусвоениядоорганизациигрупповойработыучащихсяипланированияисследовательскойдеятельностидетей–требуютсистематическойработыпоихосвоениювучебномпроцессе.Анализисследований,посвященныхпроблемесоциализации,позволяетданноепонятиеопределитькакпроцессосвоениясреды,предполагающийвыработкуновых,болееуспешныхпаттерновповедения,преодолениянегативноговлияниясредыиосуществляемыйпосредствомактивноговзаимодействиячеловекассоциальнымокружением.Этодлительныйинепрерывныйпроцесс,направленныйнаформированиеличностинапротяжениивсейжизни.Особенностьюкомпетентностногоподходаявляетсяорганизацияобразовательногопроцессавзначительнойстепениориентированногонапроцессучения,активногоисамостоятельногоовладениястудентамитеоретическихиприкладныхзнаний.Усилениесамостоятельностистудентоввлечетзасобойбольшуюответственностьсихсторонызарезультатысобственнойпознавательнойдеятельности.Однимизпоказателейсоциализацииявляетсяпрофессиональнаясоциализация,подкоторой,соднойстороны,понимаетсяпроцессвхожденияиндивидавпрофессиональнуюсреду,усвоениепрофессиональныхзнанийинавыков,овладениепрофессиональнымиценностями,профессиональнымязыкомобщения,а,сдругойстороны,процессактивнойреализациинакапливаемогопрофессиональногоопыта,выбороптимальногоповеденческогорешения,предполагающегонепрерывноепрофессиональноесаморазвитиеисовершенствование.Для профессиональной социализации студента характерны активная социальная позиция личности, интернализация, система сформированных социальных знаний и социального опыта; включение студента в систему профессиональных отношений. Формированиепрофессиональныхкачествстудентаввузепредполагаетпостепеннуюсменупознавательнойдеятельностипрофессиональной,ссоответствующейсменойпотребностей,целей,средств,действийирезультатов.Необходимойличностнойсоставляющейпрофессиональнойсоциализацииявляетсяизменениеличностичерезизменениеустановок,представленийиотношенийкпрофессиональнойдеятельности.
Вкачествеконечногорезультатапрофессиональнойсоциализацииследуетрассматриватьсоставляющиепрофессиональнопедагогическойкомпетентности,подкотороймыпонимаеминтегральнуюхарактеристикуспециалиста,включающуюпрофессиональные(относящиесякпедагогическойдеятельности)иличностные(социальные)компетенции.Косновнымпрофессиональнымкомпетенциямотносятсяследующие.1.Когнитивнаякомпетенция,котораянаходитотражениевспособностистудентаксистематизации,структурированию,переносуосвоенныхспособовдеятельностивновуюситуацию,оценкеучебнопознавательнойинформацииидр.Еезначениеиважностьобусловленытем,чтоона:
–формирует систему научных знаний и познавательных умений и навыков; –способствует развитию научного мировоззрения и нравственных качеств; –развивает познавательные способности студентов, их активность и творческую самостоятельность; –выявляет потенциальныевозможности студентов и способствует их реализации;
–приобщает студентов к поисковой, исследовательской познавательной деятельности. Формированиеустудентовкогнитивнойкомпетенцииспособствуетеголичностномуразвитию,готовностикпостоянномуповышениюпознавательногоуровня,потребностивактуализациииреализациисвоеголичностногопотенциала,приобретенииновыхзнанийиумений.
2.Методическая компетенция, проявляющаяся в способности и готовности учителя к самостоятельному выбору и применению методов, форм и технологий обучения. Признаками состоявшейся методической компетентности является деятельность по научно обоснованному проектированию, конструированию и моделированию учебного процесса, направленного на обучение школьников, способность учителя к методическому мышлению, рефлексии. Основнымикомпонентамиметодическойкомпетенцииявляютсязнаниявобластидидактики,методикиобученияпредмету,уменияконструироватьучебныйпроцесс,конкретныедидактическиеситуациисучетомпсихологическихмеханизмовусвоениязнаний,атакжеиндивидуальныхособенностейучащихся.
3.Коммуникативная компетенция как показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения коммуникативными технологиями; индивидуальнопсихологических качеств учителя; стремления к совершенствованию коммуникативной деятельности; способности к творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения. Онапредполагаетопределённыйуровеньразвитиясоциальнойсенситивности,социальнойнаблюдательности,памятиимышления(понимания),воображения,проявляющихсянаиболееполноврефлексивности,эмоциональнойотзывчивости(эмпатии)ит.д.;представляетсобойопределённыйуровеньзнанийиумений,обеспечивающихкоммуникации.
Коммуникативнаякомпетенциявыражаетсятакжегуманистическойнаправленностью,способностьючувствоватьдругого,адекватновосприниматьего,бытьготовымсотрудничать,взаимодействовать,бытьличнозаинтересованнымвоблагедругих,т.е.впроявленииэмпатии.Онараскрываетсявотношенииклюдям,ксамомусебе,особенностяхвзаимоотношениймеждулюдьми,уменииконтролироватьирегулироватьсвоёповедение,доказывать,грамотноаргументироватьсвоюпозициюипроявляетсявумениимоделироватьличностьсобеседника,добиватьсяреализациикоммуникативнойинтенцииспомощьювербальныхиневербальныхсредствитехнологий,т.е.продуктивновыходитьизконфликтнойситуации.4.Исследовательскаякомпетенцияявляетсяважнойхарактеристикойстудента,владеющегометодологическимизнаниямииумениями,технологиейисследовательскойдеятельностиипроявляющегоготовностькихиспользованиювпрофессиональнойдеятельности,включающейнаучноисследовательскуюиинновационнуюдеятельностьвшколе.
Студентов,занимающихсяисследовательскойдеятельностью,характеризуетпознавательнаяактивность,желаниенепростоприобрестипрофессиональноважныезнанияиумения,ноиисследоватьобразовательныйпроцессвшколе,изучитьвозрастные,психологическиеособенностиучащихся,характерихвзаимоотношенийдругсдругом,сучителями,использоватьворганизацииучебнопознавательногопроцессавшколеинновационныеметодыиформыобучения;стремлениепроверятьнасобственномопытепедагогическиеновации,современныепедагогическиетехнологии,находитьновуюинформациюизсобственногоопыта;особаячувствительностькпроблемам;способностькдивергентномупоискурешениявыявленныхпроблем;способностькрефлексии.Важноподчеркнуть,чтоформируемыйустудентовнаборкомпетенцийдолженбытьориентированнасмысловуюсоставляющуюведущихвидовпедагогическойдеятельности.
В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это в свою очередь способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. Его не возможно «дать», оно должно приобретаться студентом в процессе его активной познавательной самостоятельной деятельности –учебной, квазипрофессиональной и профессиональной.Социальные компетенцииотражают способность и готовность будущего педагога к сотрудничеству, ведению дискуссии, к согласованным действиям в коллективе, направленным на достижение поставленных целей, самоопредению в профессиональном пространстве, выбору целесообразного профессионального поведения и отношений. Качествопроцессапрофессиональнойсоциализациизависитотсформированнойпрофессиональнойнаправленностиличностиобучающегося,котораяобеспечиваетсядеятельностьюпреподавателейкакагентовпрофессиональнойсоциализацииимодельюбудущейпедагогическойдеятельности.Ориентацияобразовательногопроцессанасаморазвитиеисамореализациюличностистудентапредполагаетмежсубъектноевзаимодействиепреподавателяистудента,взаимнуюоткрытость,взаимныйинтерес,заинтересованностьвличностномутверждениипартнера.Функцияпреподавателявличностноразвивающемпроцессевузасводитсякпроектированиюиактуализацииличностноразвивающейситуации,показустудентамобразцовпрофессиональнопедагогическойдеятельности,поискумотивационносмысловойопорыворганизацииподготовкибудущихспециалистов,атакжепроектированиюместапедагогическойдеятельностивсистемежизненныхценностейстудента.
Формированиепрофессиональнопедагогическойнаправленностиявляетсяоднойизосновныхзадачподготовкибудущегоучителякработевшколевусловияхпостоянновозрастающихтребований.Понимаемая,какинтерес,склонностькпедагогическойдеятельности,онаявляетсянеобходимымусловиемформированияположительногоотношенияксвоейпрофессии,движущейсилойразвитияпедагогическихспособностейимышления,именно,онаопределяетстойкоеотношениечеловекакокружающейдействительности,позволяетсделатьсвойпрофессиональныйвыбор,найтисвойпутьвдостижениицелейжизни.Использованиеметодапроектов,практикоориентированныхтекстов,практикумовразвитиясоциальнойкомпетентностивпроцессеобучениястудентовспособствуетразвитиюихактивнойпозиции,интернализациюспециальногосоциальногознания,атакжеформируетпрофессиональныйопытличности,темсамымобеспечиваяготовностькбудущейпрофессиональнопедагогическойдеятельности.Особуюрольсоциализацияиграетнаэтапепрофессиональнойподготовки,впериодобученияввузе,гдестудентымогутсопоставитьсвоиспособностистребованиямиксовременномуучителю.Впериодобучениявпедагогическомуниверситетебудущиеучителяприобретаютзнанияипрактическиенавыкипрофессиональнойэтики,социальнопрофессиональныхотношенийсовсемиучастникамиобразовательногопроцесса,овладеваютпрофессиональнойкультурой.Профессиональныезнанияиумения,общиеиспециальныеспособности,профессиональноважныекачестваиспособысаморегуляции,активизирующиефункциональныесостояния,составляютпрофессиональныйпотенциалразвитияличности,реализациякоторогодетерминированапрофессиональнойдеятельностью.Приосвоениипедагогическойдеятельностиустудентоввозникаютновыесочетаниясвойствикачеств.
В процессе профессиональной социализации будущему учителю приходится взаимодействовать с различными агентами социализации –преподавателями вуза, а во время прохождения педагогической практики –с учащимися, коллегамиучителями, родителями школьников, представителями общественности, которые оказывают длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур.
ВпоследниегодывсовременнойРоссиипоявилисьпринципиальноновыеканалысоциализации,оказывающиесильноевлияниенапроцессыформированияспециалистов,ихадаптациювменяющемсяобществе.Наиболеезначимымиизнихявляются:высокиетребованияобществакличностиучителя,двухуровневоеобучениеввузе,появлениеобразовательныхучрежденийновоготипа(гимназии,лицеи,колледжи),информатизациявсехсферсоциальнойжизнииобщеобразовательнойшколы,становлениесубъектсубъектныхотношенийвсистемеучительученик.
Усложнениепрофессиональнойсоциализациитребуетотмолодогоспециалистапроявленияготовностивступатьвпрофессиональнопедагогическиеотношения.
Крометого,процесспрофессиональнойсоциализациибудущегоучителяподразумеваетовладениепрофессиональнопедагогическойкультурыиспециальнымикомпетенциями,приобретеннымиврезультатеиндивидуальногоопытаипроявляющиесявготовностиспециалиставступатьвпрофессиональнопедагогическиеотношениясучастникамиобразовательногопроцесса.
Продуктивностьпрофессиональнопедагогическойдеятельности,ееуспешностьвомногомопределяютсясформированностьюличностныхкачеств,ккоторымможноотнестиоптимизм,мотивациюдостижения,стремлениекповышениюкачествасвоейпедагогическойдеятельности,толерантность,коммуникативность,справедливость,мобильность,активность,творческийподходкрешениювопросов,стремлениекприобретениюновыхзнанийиспособностьвзятьнасебяответственностьзапостроениесвоегокарьерногопути.Результатамипрофессиональнойсоциализацииввуземожносчитать:
–достаточно высокий уровень сформированности профессиональных знаний и умений, предусмотренных государственным стандартом;–работу выпускника в школе по своей специальности; –осознание интересов и потребностей в педагогической деятельности, возможности самореализации в выбранной профессиональной области; –сформировавшуюся в вузе профессиональную идентичность, то есть осознание своей принадлежности к профессиональной группе, принятие ее норм и ценностей;–развитое самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального роста и развития молодого учителя.Таким образом, обучение в вузе способствует достижению требуемой для профессиональнопедагогической деятельности компетентности, освоению норм профессиональной субкультуры, повышению адаптационных возможностей студентов, формированию их представлений о желаемом образе профессиональной деятельности. Насовременномэтаперазвитиясистемыобразованияпроцессформированияиразвитияпедагогическихкомпетенцийипрофессиональнозначимыхкачествстудентаявляетсянеотъемлемойсоставляющейегопрофессиональнопедагогическогоикарьерногоразвития,являющегосяпоказателемуспешнойпрофессиональнойсоциализациимолодогоспециалистаинеобходимогодляэффективногоосуществленияпедагогическойдеятельности.
Ссылки на источники1.БайденкоВ.И.Концептуальнаямодельгосударственныхобразовательныхстандартоввкомпетентностномформате.–М.:Исследовательскийцентрпроблемкачестваподготовкиспециалистов,2004.–21с.2.БолотовВ.А.,СериковВ.В.Компетентностнаямодель:отидеикобразовательнойпрограмме//Педагогика.–2003.–№3.–С.8–15.3.ЗимняяИ.А.Ключевыекомпетентностикакрезультативноцелеваяосновакомпетентностногоподходавобразовании.–М.:Исследовательскийцентрпроблемкачестваподготовкиспециалистов,2004.–41с.
Elagina Vera, Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk V_275@mail.ruNemudraja Elena,Candidateof Pedagogy, Docent of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Competencebased approach to professional socialization of studentsAbstract. Competencebased approach should be considered as one of the conditions of professional socialization of the individual student. The educational process in high school that focuses on the formation of professional and pedagogical skills, such as cognitive, communication, methodsperiodic, research and others, promotes selfdeterminationselfactualization and selfdevelopment of personality of students. The result of professional socialization is a personality change after change its settings, views and attitudes to teaching.Keywords: professional socialization, thecompetence approach, competence.
докторпедагогическихнаук,профессоркафедрыпедагогикиФГБОУВПО«Челябинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,г.ЧелябинскV_275@mail.ru
НемудраяЕленаЮрьевна,
кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыпедагогикиФГБОУВПО«Челябинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,г.Челябинск
Компетентностныйподход
кпрофессиональнойсоциализацииличностистудентов
Аннотация. Компетентностный подход следует рассматривать как одно из условий профессиональной социализации личности студента. Образовательный процесс в вузе, ориентированный на формирование профессиональнопедагогических компетенций, таких как когнитивные, коммуникативные, методические, исследовательские и другие, способствует самоопределению, самоактуализации и саморазвитию индивидуальности студентов. Результатом профессиональной социализации является изменение личности через изменение ее установок, представлений и отношения к педагогической деятельности. Ключевые слова: профессиональная социализация, компетентностный подход, компетенции.
Формированиюпрофессиональнойкультурыличностистудентапедагогическоговуза,усвоениюспециальныхзнаний,умений,способовдеятельности,опытапрофессиональнойдеятельностиличностиипедагогическойкомпетентностиспособствуетпрофессиональнаясоциализация.
Основныеаспектыличностной(первичной)социализациидостаточноразработанывсоциальнойпедагогике:изученыиописанымеханизмы,условияифакторыпервичнойсоциализации,разработанымоделисоциализации.Несмотрянато,чтопроблемесоциализациипосвященымногочисленныеисследованияученых,следуетотметить,чтоизучениювопросовпрофессиональной(вторичной)социализациистудентовкакчастноймоделисоциализациинеуделяетсядолжноговнимания.Принятые ФГОС ВПО регламентируют процесс протекания профессиональной социализации и условия, необходимые для его организации в конкретном учебном заведении. Включение российских вузов в Болонский процесс предполагает переход к модели оценки специалистов на основе компетентностного подхода, что позволит более четко структурировать и привести к единому образцу требования, предъявляемые к педагогу. Анализ психологопедагогической литературы убеждает нас в том, что компетентность будущего учителя является важной составляющей готовности к будущей практической деятельности, его профессиональной социализированности. В исследованиях В.И. Байденко, В.В. Серикова, В.А. Болотова, И.А. Зимней и др. [1–3] раскрывается роль компетентностного подхода в профессиональном становление личности, формировании опыта профессиональной деятельности будущих специалистов, но в них не рассматриваются сущность, условия и особенности профессиональной социализации студентов в условиях образовательного пространства вуза. Однако компетентностный подход является одним из условий профессиональной социализации студентов в вузе. Его реализация в образовательном процессе вуза обеспечивает формирование профессиональнопедагогических компетенций будущего учителя. Компетентностный подход представляет собой совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в обучаемости, самоопределении, самоактуализации, саморазвитии индивидуальности студентов, отбора содержания образования, и организации образовательного процесса, ориентированных на приобретении педагогических компетенций, а также оценки их образовательных результатов.Исходяизпониманиякомпетентностикакрезультатаобразования,образовательныйпроцессввузедолженбытьпреобразовантак,чтобыужевуниверситетевозникалипробные,реальносуществующиепрофессиональныеситуации,вкоторыхбудущиеучителямоглибыреализоватьпрофессиональныепедагогическиекомпетенции.Тольковэтомслучаепедагогическаяподготовкастудентовввузенебудетимказатьсячрезмерноабстрактной,излишнетеоретизированной,а,напротив,позволитвооружитьвыпускниковспецифическимисредствамиработывшколеиклассе.Теоретическиобоснованныесредствапрофессиональнойпедагогическойдеятельностиучителявширокомспектре–отзнаниясодержанияучебногопредметаисредстваоценкиегоусвоениядоорганизациигрупповойработыучащихсяипланированияисследовательскойдеятельностидетей–требуютсистематическойработыпоихосвоениювучебномпроцессе.Анализисследований,посвященныхпроблемесоциализации,позволяетданноепонятиеопределитькакпроцессосвоениясреды,предполагающийвыработкуновых,болееуспешныхпаттерновповедения,преодолениянегативноговлияниясредыиосуществляемыйпосредствомактивноговзаимодействиячеловекассоциальнымокружением.Этодлительныйинепрерывныйпроцесс,направленныйнаформированиеличностинапротяжениивсейжизни.Особенностьюкомпетентностногоподходаявляетсяорганизацияобразовательногопроцессавзначительнойстепениориентированногонапроцессучения,активногоисамостоятельногоовладениястудентамитеоретическихиприкладныхзнаний.Усилениесамостоятельностистудентоввлечетзасобойбольшуюответственностьсихсторонызарезультатысобственнойпознавательнойдеятельности.Однимизпоказателейсоциализацииявляетсяпрофессиональнаясоциализация,подкоторой,соднойстороны,понимаетсяпроцессвхожденияиндивидавпрофессиональнуюсреду,усвоениепрофессиональныхзнанийинавыков,овладениепрофессиональнымиценностями,профессиональнымязыкомобщения,а,сдругойстороны,процессактивнойреализациинакапливаемогопрофессиональногоопыта,выбороптимальногоповеденческогорешения,предполагающегонепрерывноепрофессиональноесаморазвитиеисовершенствование.Для профессиональной социализации студента характерны активная социальная позиция личности, интернализация, система сформированных социальных знаний и социального опыта; включение студента в систему профессиональных отношений. Формированиепрофессиональныхкачествстудентаввузепредполагаетпостепеннуюсменупознавательнойдеятельностипрофессиональной,ссоответствующейсменойпотребностей,целей,средств,действийирезультатов.Необходимойличностнойсоставляющейпрофессиональнойсоциализацииявляетсяизменениеличностичерезизменениеустановок,представленийиотношенийкпрофессиональнойдеятельности.
Вкачествеконечногорезультатапрофессиональнойсоциализацииследуетрассматриватьсоставляющиепрофессиональнопедагогическойкомпетентности,подкотороймыпонимаеминтегральнуюхарактеристикуспециалиста,включающуюпрофессиональные(относящиесякпедагогическойдеятельности)иличностные(социальные)компетенции.Косновнымпрофессиональнымкомпетенциямотносятсяследующие.1.Когнитивнаякомпетенция,котораянаходитотражениевспособностистудентаксистематизации,структурированию,переносуосвоенныхспособовдеятельностивновуюситуацию,оценкеучебнопознавательнойинформацииидр.Еезначениеиважностьобусловленытем,чтоона:
–формирует систему научных знаний и познавательных умений и навыков; –способствует развитию научного мировоззрения и нравственных качеств; –развивает познавательные способности студентов, их активность и творческую самостоятельность; –выявляет потенциальныевозможности студентов и способствует их реализации;
–приобщает студентов к поисковой, исследовательской познавательной деятельности. Формированиеустудентовкогнитивнойкомпетенцииспособствуетеголичностномуразвитию,готовностикпостоянномуповышениюпознавательногоуровня,потребностивактуализациииреализациисвоеголичностногопотенциала,приобретенииновыхзнанийиумений.
2.Методическая компетенция, проявляющаяся в способности и готовности учителя к самостоятельному выбору и применению методов, форм и технологий обучения. Признаками состоявшейся методической компетентности является деятельность по научно обоснованному проектированию, конструированию и моделированию учебного процесса, направленного на обучение школьников, способность учителя к методическому мышлению, рефлексии. Основнымикомпонентамиметодическойкомпетенцииявляютсязнаниявобластидидактики,методикиобученияпредмету,уменияконструироватьучебныйпроцесс,конкретныедидактическиеситуациисучетомпсихологическихмеханизмовусвоениязнаний,атакжеиндивидуальныхособенностейучащихся.
3.Коммуникативная компетенция как показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения коммуникативными технологиями; индивидуальнопсихологических качеств учителя; стремления к совершенствованию коммуникативной деятельности; способности к творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения. Онапредполагаетопределённыйуровеньразвитиясоциальнойсенситивности,социальнойнаблюдательности,памятиимышления(понимания),воображения,проявляющихсянаиболееполноврефлексивности,эмоциональнойотзывчивости(эмпатии)ит.д.;представляетсобойопределённыйуровеньзнанийиумений,обеспечивающихкоммуникации.
Коммуникативнаякомпетенциявыражаетсятакжегуманистическойнаправленностью,способностьючувствоватьдругого,адекватновосприниматьего,бытьготовымсотрудничать,взаимодействовать,бытьличнозаинтересованнымвоблагедругих,т.е.впроявленииэмпатии.Онараскрываетсявотношенииклюдям,ксамомусебе,особенностяхвзаимоотношениймеждулюдьми,уменииконтролироватьирегулироватьсвоёповедение,доказывать,грамотноаргументироватьсвоюпозициюипроявляетсявумениимоделироватьличностьсобеседника,добиватьсяреализациикоммуникативнойинтенцииспомощьювербальныхиневербальныхсредствитехнологий,т.е.продуктивновыходитьизконфликтнойситуации.4.Исследовательскаякомпетенцияявляетсяважнойхарактеристикойстудента,владеющегометодологическимизнаниямииумениями,технологиейисследовательскойдеятельностиипроявляющегоготовностькихиспользованиювпрофессиональнойдеятельности,включающейнаучноисследовательскуюиинновационнуюдеятельностьвшколе.
Студентов,занимающихсяисследовательскойдеятельностью,характеризуетпознавательнаяактивность,желаниенепростоприобрестипрофессиональноважныезнанияиумения,ноиисследоватьобразовательныйпроцессвшколе,изучитьвозрастные,психологическиеособенностиучащихся,характерихвзаимоотношенийдругсдругом,сучителями,использоватьворганизацииучебнопознавательногопроцессавшколеинновационныеметодыиформыобучения;стремлениепроверятьнасобственномопытепедагогическиеновации,современныепедагогическиетехнологии,находитьновуюинформациюизсобственногоопыта;особаячувствительностькпроблемам;способностькдивергентномупоискурешениявыявленныхпроблем;способностькрефлексии.Важноподчеркнуть,чтоформируемыйустудентовнаборкомпетенцийдолженбытьориентированнасмысловуюсоставляющуюведущихвидовпедагогическойдеятельности.
В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это в свою очередь способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. Его не возможно «дать», оно должно приобретаться студентом в процессе его активной познавательной самостоятельной деятельности –учебной, квазипрофессиональной и профессиональной.Социальные компетенцииотражают способность и готовность будущего педагога к сотрудничеству, ведению дискуссии, к согласованным действиям в коллективе, направленным на достижение поставленных целей, самоопредению в профессиональном пространстве, выбору целесообразного профессионального поведения и отношений. Качествопроцессапрофессиональнойсоциализациизависитотсформированнойпрофессиональнойнаправленностиличностиобучающегося,котораяобеспечиваетсядеятельностьюпреподавателейкакагентовпрофессиональнойсоциализацииимодельюбудущейпедагогическойдеятельности.Ориентацияобразовательногопроцессанасаморазвитиеисамореализациюличностистудентапредполагаетмежсубъектноевзаимодействиепреподавателяистудента,взаимнуюоткрытость,взаимныйинтерес,заинтересованностьвличностномутверждениипартнера.Функцияпреподавателявличностноразвивающемпроцессевузасводитсякпроектированиюиактуализацииличностноразвивающейситуации,показустудентамобразцовпрофессиональнопедагогическойдеятельности,поискумотивационносмысловойопорыворганизацииподготовкибудущихспециалистов,атакжепроектированиюместапедагогическойдеятельностивсистемежизненныхценностейстудента.
Формированиепрофессиональнопедагогическойнаправленностиявляетсяоднойизосновныхзадачподготовкибудущегоучителякработевшколевусловияхпостоянновозрастающихтребований.Понимаемая,какинтерес,склонностькпедагогическойдеятельности,онаявляетсянеобходимымусловиемформированияположительногоотношенияксвоейпрофессии,движущейсилойразвитияпедагогическихспособностейимышления,именно,онаопределяетстойкоеотношениечеловекакокружающейдействительности,позволяетсделатьсвойпрофессиональныйвыбор,найтисвойпутьвдостижениицелейжизни.Использованиеметодапроектов,практикоориентированныхтекстов,практикумовразвитиясоциальнойкомпетентностивпроцессеобучениястудентовспособствуетразвитиюихактивнойпозиции,интернализациюспециальногосоциальногознания,атакжеформируетпрофессиональныйопытличности,темсамымобеспечиваяготовностькбудущейпрофессиональнопедагогическойдеятельности.Особуюрольсоциализацияиграетнаэтапепрофессиональнойподготовки,впериодобученияввузе,гдестудентымогутсопоставитьсвоиспособностистребованиямиксовременномуучителю.Впериодобучениявпедагогическомуниверситетебудущиеучителяприобретаютзнанияипрактическиенавыкипрофессиональнойэтики,социальнопрофессиональныхотношенийсовсемиучастникамиобразовательногопроцесса,овладеваютпрофессиональнойкультурой.Профессиональныезнанияиумения,общиеиспециальныеспособности,профессиональноважныекачестваиспособысаморегуляции,активизирующиефункциональныесостояния,составляютпрофессиональныйпотенциалразвитияличности,реализациякоторогодетерминированапрофессиональнойдеятельностью.Приосвоениипедагогическойдеятельностиустудентоввозникаютновыесочетаниясвойствикачеств.
В процессе профессиональной социализации будущему учителю приходится взаимодействовать с различными агентами социализации –преподавателями вуза, а во время прохождения педагогической практики –с учащимися, коллегамиучителями, родителями школьников, представителями общественности, которые оказывают длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур.
ВпоследниегодывсовременнойРоссиипоявилисьпринципиальноновыеканалысоциализации,оказывающиесильноевлияниенапроцессыформированияспециалистов,ихадаптациювменяющемсяобществе.Наиболеезначимымиизнихявляются:высокиетребованияобществакличностиучителя,двухуровневоеобучениеввузе,появлениеобразовательныхучрежденийновоготипа(гимназии,лицеи,колледжи),информатизациявсехсферсоциальнойжизнииобщеобразовательнойшколы,становлениесубъектсубъектныхотношенийвсистемеучительученик.
Усложнениепрофессиональнойсоциализациитребуетотмолодогоспециалистапроявленияготовностивступатьвпрофессиональнопедагогическиеотношения.
Крометого,процесспрофессиональнойсоциализациибудущегоучителяподразумеваетовладениепрофессиональнопедагогическойкультурыиспециальнымикомпетенциями,приобретеннымиврезультатеиндивидуальногоопытаипроявляющиесявготовностиспециалиставступатьвпрофессиональнопедагогическиеотношениясучастникамиобразовательногопроцесса.
Продуктивностьпрофессиональнопедагогическойдеятельности,ееуспешностьвомногомопределяютсясформированностьюличностныхкачеств,ккоторымможноотнестиоптимизм,мотивациюдостижения,стремлениекповышениюкачествасвоейпедагогическойдеятельности,толерантность,коммуникативность,справедливость,мобильность,активность,творческийподходкрешениювопросов,стремлениекприобретениюновыхзнанийиспособностьвзятьнасебяответственностьзапостроениесвоегокарьерногопути.Результатамипрофессиональнойсоциализацииввуземожносчитать:
–достаточно высокий уровень сформированности профессиональных знаний и умений, предусмотренных государственным стандартом;–работу выпускника в школе по своей специальности; –осознание интересов и потребностей в педагогической деятельности, возможности самореализации в выбранной профессиональной области; –сформировавшуюся в вузе профессиональную идентичность, то есть осознание своей принадлежности к профессиональной группе, принятие ее норм и ценностей;–развитое самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального роста и развития молодого учителя.Таким образом, обучение в вузе способствует достижению требуемой для профессиональнопедагогической деятельности компетентности, освоению норм профессиональной субкультуры, повышению адаптационных возможностей студентов, формированию их представлений о желаемом образе профессиональной деятельности. Насовременномэтаперазвитиясистемыобразованияпроцессформированияиразвитияпедагогическихкомпетенцийипрофессиональнозначимыхкачествстудентаявляетсянеотъемлемойсоставляющейегопрофессиональнопедагогическогоикарьерногоразвития,являющегосяпоказателемуспешнойпрофессиональнойсоциализациимолодогоспециалистаинеобходимогодляэффективногоосуществленияпедагогическойдеятельности.
Ссылки на источники1.БайденкоВ.И.Концептуальнаямодельгосударственныхобразовательныхстандартоввкомпетентностномформате.–М.:Исследовательскийцентрпроблемкачестваподготовкиспециалистов,2004.–21с.2.БолотовВ.А.,СериковВ.В.Компетентностнаямодель:отидеикобразовательнойпрограмме//Педагогика.–2003.–№3.–С.8–15.3.ЗимняяИ.А.Ключевыекомпетентностикакрезультативноцелеваяосновакомпетентностногоподходавобразовании.–М.:Исследовательскийцентрпроблемкачестваподготовкиспециалистов,2004.–41с.
Elagina Vera, Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk V_275@mail.ruNemudraja Elena,Candidateof Pedagogy, Docent of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Competencebased approach to professional socialization of studentsAbstract. Competencebased approach should be considered as one of the conditions of professional socialization of the individual student. The educational process in high school that focuses on the formation of professional and pedagogical skills, such as cognitive, communication, methodsperiodic, research and others, promotes selfdeterminationselfactualization and selfdevelopment of personality of students. The result of professional socialization is a personality change after change its settings, views and attitudes to teaching.Keywords: professional socialization, thecompetence approach, competence.