Опытно-экспериментальная работа по формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Загоскина И. В. Опытно-экспериментальная работа по формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №11 (Ноябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12160.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры в процессе профессиональной подготовки. Определены критерии формирования интеллектуальной культуры; обсуждается проблема эффективного включения студентов в интеллектуальную деятельность. Выявлены отличительные признаки образовательной среды вуза, проведена диагностика мотивационной сферы студентов. На основе опытно-экспериментальной работы выделены уровни сформированности интеллектуальной культуры будущих экономистов: низкий, средний, высокий, профессиональный.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Загоскина Ирина Викторовна,аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситет», г. Кировirisa@mail.ru

Опытноэкспериментальная работа по формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры в процессе профессиональной подготовки. Определены критерии формирования интеллектуальной культуры; обсуждается проблема эффективного включения студентов в интеллектуальную деятельность. Выявлены отличительные признаки образовательной среды вуза, проведена диагностика мотивационной сферы студентов. На основе опытноэкспериментальной работы выделены уровни сформированности интеллектуальной культуры будущих экономистов: низкий, средний, высокий, профессиональный.Ключевые слова:интеллектуальная культура, опытноэкспериментальная работа, экономисты, интеллектуальные умения, мотивация.

Основная задача, стоящая сегодня перед системой высшего образования,‬повышение его качества. Традиционно, под качеством образования понимают уровень выпускника, готовогок эффективной профессиональной деятельности, способного быстро ориентироваться в любой ситуации, применять на практике полученные знания и умения. Современный выпускник также должен обладать развитой интеллектуальной культурой. Интеллектуальная культура является для негогарантией успешности, благополучия и возможности сделать карьеру.Проанализировав понятия интеллектуальной культуры личности различных авторов [1‬7],мы определяем интеллектуальную культуру будущих экономистов как культуру умственного труда, позволяющую ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать её, владеть различными мыслительными приёмами, работать с источниками экономической информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Интеллектуальная культура будущих экономистов имеет собственное содержание, структуру и характеристики (критерии, показатели, закономерности и принципы, условия формирования). Содержание интеллектуальной культуры будущих экономистов определяет личностные и профессиональные качества, которые должны формироваться у студентов в процессе обучения. Опыт преподавания в вузе показал, что использование традиционных методов обучения не является достаточным для формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки.Проведенная нами опытноэкспериментальная работа дает возможность поставить акценты на следующих важных моментах, которые необходимо учитывать при формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов.

1. В ходе исследования было выявлено, что студенты:недостаточно владеют приёмами понимания учебной информации;восприятие нового материала происходит без его глубокого понимания;испытывают трудности при анализе информации, при построении обобщённых схем, классификаций учебного материала;не владеют в достаточной мере интеллектуальными умениями.2. Понимание смысла информации определяется следующими показателями:систематизировать полученную информацию и классифицировать;выделять главное, существенные связи и отношения между понятиями;анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микрои макроуровне;обосновывать полученную информацию;сравнивать; выявлять проблемы экономического типапри анализе конкретных ситуаций; переносить знания в новые ситуации; обобщать информацию;проводить аналогии между понятиями, ситуациями и т.п.;устанавливать причинноследственные связи;применять понятийнокатегориальный аппарат;применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня;использовать источники экономической информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических явлениях и процессах;представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, статьи и т.п.;анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.3. Отличительными признаками образовательной среды в Вятской государственной сельскохозяйственной академииявляются: изучение и учёт особенностей студентов, их мотивационной сферы: отношение к учёбе, жизненные цели, представления о выбранном направлении;разработка и осуществление на практике комплекса условий для формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в рамках учебноисследовательской и научноисследовательской работы студентов, организации эффективной практики и самостоятельной работы в межсессионный период;выявление критериев,уровней интеллектуальной культуры студентов.4. Образовательная практика показывает, что цикл общегуманитарных дисциплин включает в себя наиболее общие и вместе с тем базовые образовательные предметы культурологической направленности: историю, философию, культурологию, педагогику, психологию, социологию, русский язык и культура речи, иностранный язык. Гуманитарные дисциплины направлены на формирование интеллекта и нравственных принципов, которые способствуют к приобщению будущих экономистов к общечеловеческим ценностям: творчеству, интереснойработе, уверенностив себе, активнойжизненнойпозиции, взаимодействиюи сотрудничествус коллегами и т.д. Цикл экономических дисциплин: «Микроэкономика»(1курс), «Макроэкономика»(2курс), «Мировая экономика»(3курс), «Деньги, кредит, банки, финансы», «Оценка бизнеса», «Организация предпринимательской деятельности»(4курс)‬формирует экономическую картину окружающего мира. Выделенные нами дисциплиныимеют сквозной характер, отражают отличиебудущих экономистов от будущих менеджеров.Исследование показало, что целенаправленная работа по формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов в вузовских учебных дисциплинах не ведётся, не смотря на то, что целесообразно и необходимо развивать интеллектуальную культуру будущих экономистов. Формирование общеучебных умений и мыслительных навыков происходит главным образом стихийно, методом проб и ошибок, что в дальнейшем приводит к трудностям адаптации первокурсников к профессиональной подготовке. 6. Анализ учебной литературы (учебников, методических пособий), программ показал, что учебная работа, в основном, направлена на воспроизводство представленного материала, других элементов мыслительной деятельности;в них представленынедостаточные возможности развития интеллектуальных умений будущих экономистов.7. В качестве критериев формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов нами были выбраны:1)степень выраженности мотивов познавательной деятельности.2)понимание студентами учебной информации.3)интеллектуальная саморегуляция студентов [8].Для диагностики мотивационной сферы студентов мы выделили прямые методы (анкеты с перечнеммотивов, которые необходимо проранжировать в соответствии с субъективной значимостью) и личностные опросники для измерения мотивов.Также студентам предлагался ряд вопросов, направленных на выявление выраженности мотивов познавательной деятельности. В анкете №3 «Что побуждает Вас учиться в академии?» были предложенывопросы, на которые студентам необходимо было ответить, оценив свой выбор по 5балльной шкале. Таким образом, на основе проведённого нами эксперимента, можемутверждать, что в экспериментальных группах значительное место отводится мотивам материального благополучия ‬43,75%, познавательным мотивам ‬36,71%, развивающим мотивам (саморазвития) ‬19,53%. Показатели контрольных групп получились следующими: развивающие мотивы ‬36,71%, познавательные мотивы ‬36,15%, мотивы материального благополучия ‬28,12%. Результаты эксперимента представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис.1. Мотивы обучения будущих экономистов в вузе0,00%20,00%40,00%60,00%экспериментальная группаконтрольная группаСледующий показатель формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки: понимание студентами учебной информации. Уровень и глубина понимания информации определялисьв процессе изучения курса иностранного языка, микроэкономики и макроэкономики. К основным признакам пониманияинформации Н. П. Гончарук [9] относит следующие: умения выделить главную, существенную информацию, релевантную исходной цели сообщения;умения выделить существенные признаки понятий; умения устанавливать разнообразные связи и отношения объекта;умения выявить основную структуру материала, строить всевозможные схемы.«Основным отличием степени понимания являются, прежде всего, глубина понимания, выражением которой являются: полнота, разносторонность и, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов и процессов, с которыми ставится в связь познаваемое в данный момент явление, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается» [10].Выделяют три уровня глубины понимания информации: первый (низкий) уровень понимания (поверхностное понимание); второй (средний) уровень понимания (интерпретация полученной информации); третий (высокий) уровень понимания (перенос полученных знаний в другую ситуацию). Для определения уровня пониманияинформациинами были разработаны специальные экономические задания на иностранном языке (на пониманиеинформации). Если студент выполнял задание неверно ‬низкий уровень понимания ‬0 баллов. Если студент частично выполнил задание ‬понимание неполное ‬1 балл. Если студент справился с заданием ‬2 балла.

«Интеллектуальная саморегуляция ‬это умение произвольно самостоятельно управлять собственной интеллектуальной деятельностью. Самостоятельноять в обучении определяется через такие личностные образования,как целеполагание, самоанализ, саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самомотивация»[11]. Таким образом, нами были выявлены уровни сформированности интеллектуальной культуры будущих экономистов.

Первый (низкий, или недопустимый) уровень. Этот уровень характеризуется отсутствием умений самостоятельно ставить цели, планировать деятельность, продумывать средства их реализации и оценки, осуществлять рефлексию и самоконтроль. Второй (средний, или допустимый) уровень.Этот уровень характеризуется умением ставить цели, планировать свою деятельность, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность выполнения действий. Средний уровень характеризуется целостностью, последовательностью поискового процесса, владением навыков самоконтроля и рефлексии.Третий (высокий, или оптимальный) уровеньхарактеризуется способностью ставить цели и задачи, продумывать средства их реализации и контроля, выбирать стратегию собственной познавательной деятельности, индивидуальные формы учения, модифицировать её с учётом меняющихся требований и возможностей.Четвёртый (профессиональный) уровеньхарактеризуется глубокими и разносторонними знаниями, умениями предвидеть развитие ситуации и принять решение в нестандартной ситуации. Результаты опытноэкспериментальной работы показывают, что формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов в Вятской государственной сельскохозяйственной академии возможно на основе интеграции предметов учебного плана, если оно обеспечивается комплексом организационных (взаимодействие сотрудников различных кафедр факультета экономики и управления; повышение психологопедагогической и языковой компетентности профессорскопреподавательского состава; мониторинг качества формирования интеллектуальной культуры на основе определённых критериев и показателей) и педагогическихусловий (осуществление междисциплинарной интеграции учебных предметов, функционально ориентированных на формирование профессиональных знаний; стимулирование интеллектуальной деятельности студентов; создание психологически комфортной образовательной среды). Таким образом, мы можем сделать вывод, что интеллектуальная культура будущих экономистов пластична, поддаётся изменениям, может проектироваться и формироваться как преподавателем, так и самим студентом. Формирование интеллектуальной культуры способствует не только личностному, но и профессиональному росту по различным критериям: компетентность, активность, креативность, ответственность и т.д.

Ссылки на источники1.Адаменко В. М. Общекультурный уровень учёного и его интеллектуальный потенциал // Интеллектуальная культура специалиста. ‬Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1988. ‬С.26‬28.2.Егорова Г. И. Технологии развития будущего специалиста. ‬Тюмень: ТюмГНУ, 2010. ‬170с.3.Капустина Н. М., Харунжев А. А. Базовая культура личности. ‬Киров: Издво ВятГГУ, 2002. ‬23 с.4.Крылова Н. Б. формирование культуры будущего специалиста. ‬М.: Высшая школа, 1990. ‬142 с.5.Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и средства её формирования // Интеллектуальная культура специалиста. ‬Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1988. ‬С.14‬27.6.Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Интеллектуальные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов. ‬СПб.,Тюмень: ТОГИРРО, 2001. ‬160 с.7.Российское образование: федеральный портал.‬URL: http://www.edu.ru.8‬11. Гончарук Н. П. Интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе: дисс. …доктора пед. наук. ‬Казань, 2004. ‬377с.

Zagoskina Irina,Postgraduate student of the Department of Pedagogy Vyatka State Humanities University, Kirovirisa@mail.ru

Reseach and trial work of developing the future economists` intellectual cultureAbstract.The article concerns the matter of developing the intellectual culture of future economists in the process of professional training. The gauges of developing the intellectual culture are defined. The problem of effective inclusion of students into intellectual activities is discussed. The distinctive signs of educational process of a high school were found out, the diagnostic of students‱ motivation was done. On the basis of research of trial work the levels of the future economists‱ intellectual culture were defined: low, medium, high, professional. Keywords:intellectual culture, research and trial work, economists, intellectual skills, motives.

Рецензент: Машарова Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования Кировской области