О концептуальной модели развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мкртычан А. О. О концептуальной модели развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12183.htm.
Аннотация. Статья посвящена концептуальной модели развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения. Автор предлагает информацию о группе деятельностных компонентов самостоятельности школьников и критериев их идентификации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мкртычан Ася Ованесовна,заместитель директора по учебновоспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная многопрофильная школа № 44им. В. Кудзоева», г. Владикавказsomsh44@mail.ru

О концептуальной модели развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения

Аннотация. Статья посвящена концептуальной модели развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения. Автор предлагает информацию о группе деятельностных компонентов самостоятельности школьников и критериев их идентификации.Ключевые слова: проектное обучение, концептуальная модель, деятельность, методика, школьное образование.

В условиях изменения социального заказа целесообразно освоение научнопрактического потенциала проектного обучения, накопленного мировой педагогикой, применение его не как образец для подражания, но как важный ориентир, использование которого требует творческого, преобразующего отношения.В разрабатываемой концептуальной модели процесса развития самостоятельности школьников проектное обучение рассматривается нами как тип развивающего обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Оно представляет собой целостную дидактическую систему, основанную на творческом усвоении знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, система проектного обучения представляет собой целостную дидактическую систему, базирующуюся на основных закономерностях развития психики и включающую последовательное выполнение комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.Материализованным продуктом проектирования является учебный проект,который можно определить как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение по какойлибо проблеме материального, социального, нравственного, исторического, научноисследовательского и т. д. характера.Возможны следующие типы учебных проектов по предметам гуманитарного цикла: –конструирование процессов, событий, явлений в условиях осуществления решений, альтернативных исторически достоверным, прогнозирование хода их развития; –создание альтернативных вариантов исторических документов (указы, приказы, распоряжения, дневники, отчеты, письма, путевые заметки, завещания, манифесты и т. д.) от имени учеников по впечатлениям от «путешествия» в изучаемую эпоху; –разработка предполагаемых решений по проблемам современной жизни от имени конкретного лица, перенесенного в наше время; –дискуссии между субъектами разных эпох, т. е. рассмотрение проблем в контексте сопоставления различных исторических этапов в развитии цивилизации; –диалоги между субъектами одной эпохи, т. е. рассмотрение проблем в рамках ограниченного исторического отрезка.Проектировочная деятельность может организовываться как моделирование объекта изучаемой эпохи или как трансакция субъекта обучения с реальной исторической личностью–ярким представителем своего времени. Ученик ставится в ситуацию принятия решения за данное лицо, а затем прогнозируются пути развития цивилизации (экономики, культуры, политики, государственного устройства и т. д.) в случае, если бы предложенное учениками решение имело место. Таким образом, происходит проживание изучаемой эпохи в роли одного из ее современников, причем проработка альтернативных решений требует от учащихся понимания смысла процессов и явлений в контексте той эпохи. Алгоритм функционирования сознания человека часто строится по принципу регулярного соотнесения событий исторически отдаленной эпохи с современностью, что детерминирует более глубокое понимание причин и путей, которые сформировали облик современного мира. Принимаемые решения подвергаются экспертизе с позиций нравственного идеала прошлой и настоящей эпох. Проблема моральной ответственности за последствия реализованного проекта закладывается в его содержание наряду с интеллектуальной частью. Школьники учатся принимать во внимание последствия принимаемых решений, т.к. мир, общество становятся после них иными. Если проектировочная деятельность имеет на выходе удачное решение, она вызывает именно те последствия, на которые учащиеся рассчитывают. Если принятое решение оказывается ошибочным, то его влияние может быть далеким от расчетов и прогнозов. Социально значимые результаты проектирования должны стать предметом ученических дискуссий, в ходе которых детально прогнозируются последствия реализации решения.Необходимо указать на значение эмоционального фактора в учебной деятельности. Исключительно благоприятным условием в ней является взаимная эмоциональная притягательность участников педагогического процесса, порождающая атмосферу своеобразного подъема душевных сил, повышенной общей активности. Состояние эмоционального и интеллектуального консенсуса вызывает эффект фасцинации, который усиливает субъективную значимость ощущения сотрудничества в учебном процессе, принося удовлетворенность и радость ученику и учителю.В разрабатываемой концептуальной модели процесса развития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения мы опираемся на нижеследующие ключевые положения, выступающие в качестве методологических принципов технологии выполнения проекта.1.Процесс работы не менее важен, чем ее результаты. В «ЗУНовской»системе подобное требование не формулируется, что приводит в большей степени к загрузке памяти и в меньшей –к развитию процесс мышления. Энциклопедический тип образования не в полной мере обеспечивает проявление творческой самостоятельности ученика, раскрытие его самобытности и индивидуальности. Эрудиция является основным показателем результативности традиционного образования. В системе же проектного обучения особая роль принадлежит универсализации знаний, т.е. использованию базовых знаниевых единиц в максимально возможном количестве ситуаций и обстоятельств.2.Учебный процесс строится не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности, что позволяет сблизить учебные задачи, составленные с большой долей искусственности, с задачами общения с реальным миром. В этом случае декларация о назначении школы как учреждения по подготовке детей к жизни наполняется реальным содержанием. Школьное образование становится продолжением повседневного образования, естественным образом творимого окружающей средой во внешкольной жизни ребенка.Опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути. Это качество во взрослой жизни индивида приобретает особую значимость, повышая дееспособность любой практической инициативы. В системе проектного обучения особую важность приобретает умение самостоятельно думать, вырабатывать собственное решение.4.Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся. Это не означает равенства в условиях развития, каждый выходит на свой «потолок», определенный его генотипом. Образование понимается как реализация потенциала, заложенного в ребенке природой. В данном случае образование выполняет гуманную миссию по отношению ко всем обучаемым, не сдерживая идущих быстро по его ступеням и не подгоняя тех, кому общий ритм традиционного обучения непосилен.5.Комплексный характер деятельности в системе проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника, что особенно важно в детском возрасте. Актуальная проблема культуры детства, пока еще только обозначенная в педагогической литературе, находит здесь естественный способ для своего разрешения.6.Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результатам. Когда работа приносит удовлетворение, она меньше утомляет, активизируя и тренируя проявление добрых чувств к окружающему миру. Творение собственных рук и разума всегда нам дорого по особому, оно интенсифицирует поиск по его усовершенствованию, а значит, придает учебной деятельности исследовательский характер. Кроме того, отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего труда, но и труда других людей приобретают особую значимость.7. Гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной и конечной цели развитие их творческих способностей, С другой стороны, на передний план в системе проектного обучения выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества. На основе изложенных положений рассмотрим сущность предлагаемой концептуальной моделиразвития самостоятельности школьников в ходе проектного обучения.Настоящая модель предполагает выделение в работе над проектом пяти стадий: –разработка проектного задания, –разработка самого проекта, –реализация проекта, –общественная презентация, –рефлексия. Охарактеризуем их более подробно.Стадия разработки проектного заданиятребует высокой методической и научной подготовки и протекает за рамками учебного времени. Разработчики проекта –это педагогии психологи, объединенные в творческие группы по принципу добровольности, либо их объединение в формальные рабочие группы производится распорядительным путем. Задача группы –определить учебные, развивающие, воспитательные цели проектной работы и содержание проекта, которое должно отвечать следующим требованиям: –учет основных положений Государственных образовательных стандартов общеобразовательной школы; –согласованность с законами развития психики учащихся; –специальная педагогическая обработка, в процессе которой конструируется удобная форма трансакции учащихся с проектом; –смысловая завершенность;