Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №3 (Март). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1222.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностики уровня развития креативности учащихся основной школы. Автором предлагается использование метода на основе системы задач открытого типа.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Утемов Вячеслав Викторович, преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров lider_slava@mail.ru

Диагностика уровня развития креативностиучащихся

на основе систем задач открытого типа

Аннотация.В статье рассматривается проблема диагностики уровня развития креативности учащихся основной школы. Автором предлагается использование метода на основе системы задач открытого типа. Ключевые слова:задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.

Актуальность проблемы развития креативности учащихся основной школы обусловлена одной из тенденцийнашей эпохи –эпохи научнотехнической революции и высоких технологий,–отражающейизменения в запросах общества к образованию. В современной науке категория «креативность» окончательно не исследована, но описан ряд определяющих факторов, в связи с чемсуществует необходимость в дальнейшей разработке педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень диагностикиуровня креативности учащихся.Нами предложен обобщѐнный метод диагностикиуровня развития креативности на основе систем задач открытого типа.

В настоящее время для оценки уровня сформированности креативности в нашей стране наиболее широко распространены адаптированный вариант теста творческого мышления Е. П. Торренса [1], выполненный Е. Е. Туник [2]; батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Дж.Гилфорда [3] и адаптированный вариант опросника креативности Д.Джонсона [4], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.Тест дивергентного мышления Дж.Гилфорда состоит из экспресстестов и предназначен в основном для взрослых людей. Тесты творческого мышления Е.П.Торренса являются весьма трудоемкими в проведении и обработке данных. Накопленные к сегодняшнему дню результаты исследований по тестам креативностии динамика их показателей свидетельствуют об их противоречивости (Е.С.Белова, Е.С.Жукова, М.А.Сорокина, М.И.Фидельман [5–8]). В ситуации отсутствия единства взглядов особо актуальным становится вопрос разработки метода оценивания уровней сформированности креативности, рассчитанногона широкий возрастной диапазон детей и подростков. Метод должен быть надежным и валидным инструментом и не должен требовать больших затрат времени и сил для проведения и обработки данных.Хотелось бы отметить один важный аспект:под термином «креативность» понимается способность особого рода –способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает определенную совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению, что подчеркивает возможность использования задач открытого типа для оценивания уровня сформированности креативности. Обобщѐнная структура креативности,рассмотренная в педагогических исследованияхН.А.Алтуховой

[9], Н.В.Бибиковой, Г.Н. Гавриловой, Т.А.Дроновой, О.В.Митченковой,О.Д.Никитина, Ю.Н.Халилулиной, И.В. Шовгуровой,предполагает синтез трех компонент: когнитивной, мотивационноличностной, деятельнотворческой. Диагностика компонент возможна при анализе результатов решения задач открытого типа. Когнитивный критерий предполагает эффективность достижения поставленной цели, мотивационноличностный –выбор оптимального решения из найденных альтернатив, деятельнотворческий –оригинальность ответа и высокую степень разработанности решения.Таким образом, в рамках исследования для оценивания уровня развития креативности мы предлагаем использовать критерии оценивания учебных задач открытого типа, основанные на наиболее характерных показателях креативности [10].Оценка решения для таких задач выставляется по двухбалльной шкале по каждому из четырѐх критериев:–эффективность ответа (достигнуто ли требуемое в задаче?);–оптимальность решения (оправдано ли такое решение?);–оригинальность ответа (решение новое или известное ранее?);–разработанность решения (достаточно ли подробно описан ход решения, или решение на уровне идей?).Итоговый уровень развития креативности (∑) может быть оценен как сумма баллов по каждому критерию при решении системы задач открытого типа (по двезадачи математической, лингвистической и естественнонаучной направленности). В табл.1 приведена форма, используемая для подсчета итоговой суммы баллов после решения системы задач открытого типа. В первом еѐ столбце обозначены упомянутые выше критерии: эффективность (ЭФ), оптимальность (ОП), оригинальность (ОР), разработанность (РЗ). В следующих столбцах выставляется оценка 0, 1 или 2 балла за решение каждой задачи по всем критериям и подсчитывается итоговая сумма. Таблица 1 Оценивание итогового уровня развития креативности

КритерииМатематическое направлениеГуманитарное направлениеЕстественнонаучное направлениеИтогоЗадача 1Задача 2Задача 1Задача 2

Задача 1Задача 2ЭФ





ОП





ОР





РЗ





Суммарное значение набранных баллов по всем критериям ∑=

В рамках проведенной экспериментальной работы выявлена оценочная схема соотношения суммарных баллов с уровнем сформированности креативности на основе сопоставления результатов разных диагностик. В табл.2 приведено соответствие суммы баллов уровням сформированности креативности (в норме, выше или ниже нормы) для учащихся основной школы.Таблица 2Соответствие суммы баллов уровням креативности

Уровень развития креативностиСуммарное значение набранных баллов по всем критериям (∑)Выше нормы3048Норма1529Ниже нормы014

В работе также проведено исследование по установлению надежности и валидностипредлагаемого метода оценивания уровня сформированности креативности.1. Надежность метода диагностики уровня сформированности креативности.Для вычисления надежности метода взяты результаты двух испытаний, полученных при использовании двух параллельных систем задач открытого типа с разницей в один месяц.Система задач открытого типа №1Задачи математического направленияЗадача 1. Три разбойника делят добычу. Как они должны это сделать, чтобы никто не мог пожаловаться, что другой обманул его при дележе?Задача 2.Любая математическая операция связана с решением какойнибудь проблемы. Например, раньше людям было известно лишь сложение, а уже затем появилось умножение. Для операции сложения возникла проблема: нужно было многократно складывать одинаковые слагаемые (например, при подсчѐте клеточек в прямоугольнике). Как ты думаешь, с чем было связано появление операции вычитания? Объясни свои догадки.Задачи лингвистического направленияЗадача 3. Бабушка подарила Вовочке свою старую пишущую машинку немецкой работы, с русским алфавитом и арабскими цифрами. Вовочка заворчал, начав печатать: букв «З» и «О» на машинке не хватает. «Тоже мне, немцыумельцы!» –вскрикнул Вова. Но где взять буквы? Какие еще буквы не страшно потерять? Почему?Задача 4. В рассказе польского писателя Я. Зайделя «Уранофагия» жители некой планеты питаются ураном. При этом уран постепенно накапливается в организме, и когда его содержание достигает критической массы, человек погибает. На такой планете общаться могут только люди, суммарная масса которыхниже критической. Поэтому, когда ребенок начинает быстро расти, то отец вынужен покидать семью во избежание ядерного взрыва. Поэтому на этой плане основной закон жизни –согласование масс. Придумайте свой необычный закон жизни и опишите сюжет своего рассказа о планете с таким законом.Задачи естественнонаучного направленияЗадача 5. На вопрос учителя: «Что вы можете нарисовать при помощи трѐх окружностей?» –Петя ответил: «Я могу нарисовать снеговика», Вася вскричал: «А я тарелку с ягодой». Сергей пробормотал: «А я могу нарисовать винт самолета». Попробуй нарисовать, используя только три окружности, эти объекты. А что еще можно нарисовать при помощи трѐх окружностей?Задача 6. Нарисуй такие часы, которыми удобно было бы пользоваться даже человеку, который не знает цифр и не умеет считать.Система задач открытого типа №2Задачи математического направленияЗадача 1. С помощью обычной дрели можно сверлить круглые отверстия. Можно ли с еѐ помощью просверлить квадратное отверстие? Как это сделать? Предложи несколько вариантов.Задача 2. Как известно, основание пирамиды Хеопса составляет 4,5га. Однако удивительно, –оно имеет абсолютно ровную горизонтальную поверхность. Как древние египтяне, не имея современных точных приборов и способов выравнивания поверхностей,могли так хорошо выполнить работу?Задачи лингвистического направленияЗадача 3. Н. С. Лесков описывает один случай. Он подсел попутчиком в телегу к мужику, едущему в волость. Мужик рассказал, что крестьяне собрали взятку, и теперь он везет ее начальству.Цель взятки –добиться, чтобы волостное начальство не отправляло в деревню коров голландской породы. Крестьянские коровы в те времена давали молока мало, едва 700–1500 литров в год, причем слабой жирности, а голландская корова –5000–7000 литров в год. Крестьянам дают бесплатно голландских коров (царь потратился из казны, чтобы улучшить породность российского скота), а они –взятки дают, чтобы им этих коров не привозили! Как это понимать?Задача 4.В романе С. Лема «Эдем» механические зародыши преобразуют материал окружающей среды в строительные материалы, из которых возводятся стены. Придумай 2–3идеи новых произведений, в которых новое создаѐтся «из ничего».Задачи естественнонаучного направленияЗадача 5. Представь, что ты кидаешь шарик, а он возвращается к тебе как бумеранг. Опиши, при каких условиях это может произойти.Задача 6. Представь, что тебе дали возможность придумать абсолютно новый цвет, но для этого тебе его надо изобразить. Придумай и нарисуй новый цвет.В исследовании принимали участие 414 учащихся 5–9х классов, проживающих на территории Кировской области. Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г. В исследовании принялиучастиеучащиеся 5–6х (279 человек) и 7–9х классов (135 человек). Анализ полученныхданныхговорит о надежности предложенного метода: коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных баллов разных сеансов 0,68; коэффициент надежности является статистически значимым и характеризует корреляцию средней силы. Выборка объемом 414 учащихся репрезентативно представляет генеральную совокупность 57 571 учащихся в 2008–2009 уч. году с 5го по 9го класс в Кировской области c доверительной вероятностью 0,95 и ошибкой репрезентативности коэффициента корреляции 0,10.2. Валидность метода диагностики уровня сформированности креативности.Для подтверждения валидности метода проведено сравнение уровня сформированности креативности, полученного по методу, использованному в опытноэкспериментальной работе, с результатами батареи креативных тестов Ф. Вильямса. Для диагностики креативности был использован адаптированный Е. Е.Туник тест Ф. Вильямса[11], предназначенный для комплексной диагностики креативности детей и подростков от 5 до 17 лет.

Задачи математического направленияЗадача 1. Давнымдавно, когда люди ещѐ не умели считать и, тем более, отсчитывать время, жители разных уголков света готовили свои традиционные блюда из разнообразных продуктов. Для их приготовления необходимо было добавлять ингредиенты точно через определѐнное время. Предложинесколько вариантов того, как людям удавалось замерять время, если они даже не умели считать.Задача 2. Представь, что перед тобой пропасть, на дне которой водоѐм. Как можно измерить глубину пропасти, не подвергая опасности свою жизнь? Помни: пропасть очень глубокая и непосредственно измерить еѐ нельзя. А у тебя с собой походный рюкзак, в котором есть много всего интересного.Задачи лингвистического направленияЗадача 3. Звучание слова иногда подсказывает некоторый цвет. Например, слово ГРОМ–темносинийцвет. Какой цвет подсказывает слово ТИШЬ? Почему?Задача 4. Между слова «видеть» и «увидеть» большая разница. Например, Колобок виделокружающий мир, но, как только он увиделлису, сразу действие в сказке оживилось. В каких ещѐ литературных произведениях автор использует различие этих слов, чтобы сюжет стал более интересным?Задачи естественнонаучного направленияЗадача 5. Однажды раб и философ Эзоп в очередной раз помог своему хозяину Ксанфу «выйти сухим из воды». В награду хозяин одарил Эзопа золотым кубком со своего стола. Но Ксанфу не понравилось, что Эзоп хочет продать кубок и раздать деньги нищим. Потому он выдвинул Эзопу условие: «Кубок твой, ты владеешь им по праву, но как только ты его продашь, полученные деньги ты должен будешь вернуть мне». Эзоп разрешил противоречие: он выполнил условие хозяина –вернул ему деньги за проданный кубок и в то же время раздал деньги нищим. Найди и ты это решение.Задача 6. Запиши некоторые эмоции человека. Нарисуй их, используя ручку или карандаш только одного цвета. Рисовать человека и его лицо также нельзя.

В исследовании принимали участие 185 учащихся 5–9х классов, проживающих в Кировской области.Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г. В исследовании приняли участие школьники 5–6х (107 человек) и 7–9х классов (78 человек). Для проверки внешней валидности сравнивались уровни креативности по методу с использованием критериев оценивания задач открытого типа и уровни сформированности креативности, полученные по тесту Ф.Вильямса. Для выявления уровней креативности батареи креативных тестов Ф.Вильямса использовалась оценочная нормативная табл.3. В таблице указывается соответствие суммарного набранного балла уровню креативности по каждой части теста Ф. Вильямса. Для определения уровня креативности вслучае различия значений уровня креативности в разных частях теста для расчетов определялся уровень, полученный в больших частях теста.Таблица 3Оценочная нормативная таблица батареи креативных тестов Ф.Вильямса

Оцениваемый показательНиже нормыНормаВыше нормыСуммарный балл по тесту творческого мышлениядо 808089больше 89Суммарный балл по тесту личных творческих характеристикдо 595965больше 65Суммарный балл по шкале Вильямсадо 444451больше 51

Полученные данные говорят о валидности предложенного метода: коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных уровней разных методов 0,59; коэффициент валидности является статистически значимым и характеризует корреляцию средней силы. Выборка объемом 185 человек репрезентативно представляет генеральную совокупность 57 571 учащихся в 2008–2009 уч. году с 5го по 9го класс в Кировской области c доверительной вероятностью 0,95 и ошибкой репрезентативности коэффициента корреляции 0,09.Проведенный анализ позволяет сделать вывод о надежности и валидности предлагаемого метода оценивания уровня сформированности креативности посредством системзадач открытого типа. Отметим еще один важный аспект. Анализ решения и ответов задач открытого типа учащихся позволяет более достоверно говорить о выявленномуровне сформированности креативности, т.к. при решении проблемных задач открытого типа рассуждения охватывают некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.

Ссылки на источники1.Torrance E.P. The Torrance test of creativity thinking: Technical norm manual. –Cambridge, 1974. –68 p.2.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. –СПб.: Иматон, 1998. –170 с.3.Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. –СПб.: Дидактика Плюс, 2002. –48 с.4.Туник Е. Е. Опросник креативности Джонсона. –СПб.: СПбУПМ, 1997. –10 с.5.Белова Е. С. Щебланова Е. И.Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования.–2011. –№ 2(16). –URL: http://psystudy.ru.6.Жукова Е. С. Два подхода в исследовании творческих способностей // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том 1. –М., 2007. –С. 370.7.Зиновкина М. М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: дис. ... дра пед. наук. –М., 1989. –326 с.8.Фидельман М. И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. …канд. наук. –М., 1994. –16 с.9.Алтухова Н. А. Развитие креативности школьников в процессе продукториентированного обучения в школах Германии в конце XX века : дис. ... канд. пед. наук. –Курск, 2007.–165 с.10.Утѐмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. –2011. –№ 5. –URL: http://scienceeducation.ru/99480511.Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. –СПб.: Речь, 2003. –96 с.

Utyomov Vyacheslav,teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirovray branch Moscow State Industrial universities, Kirovlider_slava@mail.ruDiagnosis of the level of creativity of studentssystems based on open problemsAbstract. In article the problem of diagnosing of a level of development креативности pupils of the basic school is considered. The author use of a method on the basis of system of problems of open type is offered.Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»