Учебные задачи открытого типа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1257.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие учебной творческой задачи. Автором описываются творческие задачи – задачи открытого типа. Приводиться соотношение между различными типами задач и дается сравнительная характеристика тренировочных и творческих задач.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Утѐмов Вячеслав Викторович, преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров lider_slava@mail.ru

Учебные задачи открытого типа

Аннотация.В статье рассматривается понятие учебнойтворческойзадачи.Автором описываются творческие задачи ‬задачиоткрытого типа. Приводиться соотношениемежду различными типами задачи даетсясравнительная характеристикатренировочных и творческих задач.Ключевые слова:задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.

Проанализируем трактовку понятия «учебная задача».В психологопедагогических исследованиях распространена трактовка задачи как совокупности цели субъекта и условий, в которых она должна быть достигнута. Описывая предмет задачи, исследователь вправе включить в него все, что он считает существенным из «условий, в которых задана цель»[1].Задача в самом общем виде ‬это система, обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии (или, как мы будем говорить в дальнейшем, исходный предмет задачи); б) модель требуемого состояния предмета задачи (эту модель мы отождествляем с требованием задачи).В.Ф.Спиридонов[2] выделят три основных традиции понимания термина «задача». В соответствии с одной из трактовок, задача понимается как словесная формулировка определенной проблемной ситуации [3]. Вовтором значении «задача» есть синоним «цели», стоящей перед человеком. Иными словами, любая поставленная перед человеком цель уже является задачей, которую можно решать тем или иным способом. Когда речь идет о способе решения, то «задача» описывается с третьей точки зрения. В рамках этой традиции задача определяется не просто как цель, а как цель, данная в определенных условиях. В этом случае направление действий человека вновь определяется целью, но условия, в которых дана цель, уже определяют тот способ,которым эта цель может быть достигнута.Здесьпри описании развития креативности будем понимать задачу с позиции первой из представленных трактовок.Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. Под учебной деятельностью понимают всякую деятельность, основная функция которой состоит в овладении средствами других деятельностей. Мотивы учебной деятельности могут быть разными, но основным мотивом, специфическим для нее, является познавательный интерес.В педагогике издавна принято понимать под учебной задачей специфический вид задания, даваемого учащимся. Это чаще всего такое задание, которое требует от них более или менее развернутых мыслительных действий(продуктивных или репродуктивных). В соответствии с этим учебная деятельность, как и любая другая, имеет заданную структуру, т.е. осуществляется как решение специфических для нее учебных задач [4]. Осуществление учебной деятельности представляет собой последовательно выполняемые учащимся учебные действия или операции по решению учебной задачи, движимые определенным мотивом. Цель этой деятельности ‬усвоение теоретического знания.Таким образом, определение задачи как цели, данной в условиях, вводит два основных структурных элемента задачи ‬цель и условия. Кроме этих элементов обычно еще выделяют способ решения и само решение ‬ответ. В дальнейшем мы будем ориентироваться на определение учебной задачи как задачи, требующей от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач.Большую роль для всестороннего и гармоничного развития личности среди учебных играют творческие задачи, для выполнения которых требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил, в результате решения которых создаются субъективно или объективно новые системы ‬информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. Охарактеризуем творческие задачи, используемые в учебном процессе.Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить каквыполнениеопределенных заданий. В исследовании мы придерживаемся взглядов И.Э.Унт[5], отмечающей такие характеристики творческих заданий, как требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.Творческие задачи, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека, к сожалению, имеют мало общего с теми, которые традиционно решаются учащимися в школе [6]. Это так называемые «тренировочные» задачи. Учебный процесс в школе построен так, что учащимся выдаются «готовые» знания, факты (фактологическое обучение). Затем эти знания используются для решения задач в стандартных ситуациях. Кроме того, в таких задачах все необходимое для решения уже дано; что требуется также известно, и даже известен ответ (обычно в конце задачника). Достоверность исходных данных у учащегося невызывает тени сомнения.Творческие же задачи отличаются от тренировочных тем, что собственно задачи как таковой поначалу нет. Ее еще предстоит выявить из проблемной ситуации, которая возникает перед человеком. При этом исходные данные противоречивы и недостоверны. Их надо критически осмыслить и оценить. Как правило, возникает необходимость дополнить их и найти способ разрешения противоречия. Уже с этого момента учащийся включается в творческий процесс, начинает активно думать. В этой, поставленной им самостоятельно, задаче еще не известно что необходимо искать, ответ также непредсказуем. Для сравнения тренировочных и творческих задач составим таблицу их основных характеристик (табл. 1) [7].Таблица 1Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач

Тренировочные задачиТворческие задачиСодержат исчерпывающие сведения для решенияДанных для решения недостаточно или их избытокДанные достоверны и непротиворечивыДанные противоречивы или недостоверныРешение детерминированное и единственноеДается ситуация, а задачу еще надо поставитьРешение предсказуемоРешение вероятностное и множественное; ответ непредсказуем

Учебный процесс, использующий творческие задачи, меняет доминанту с репродуктивной схемы (главной для традиционной школы): готовые знания ‬усвоение знаний ‬контроль прочности усвоение знаний ‬на схему поисковой познавательной деятельности:проблема ‬многовариантный поиск решения ‬выбор оптимального решения. Это не значит, что надо полностью отказаться от репродуктивного обучения: его доля в обучении должна быть уменьшена.По мнению М.М.Зиновкиной и И.В.Страхова, переход на новую схему осложнен, для этого необходимо в содержание обучения ввести общеразвивающий цикл курса по методологии творчества ‬науки о методах и приемах решения творческих задач [8].Таким образом, для развития творческой составляющей личности учащихся необходимы творческие задачи, но не сами по себе, а только если учащиеся будут осваивать методы решения творческих задач и самостоятельно создавать ихмодификации.Использование в учебном процессе задач, направленных на развитие креативности, достаточно проблемно изза сложности определения самого «творчества» и трудности работы с ним. Близка к классификации творческих задач классификация задач на закрытые и открытые [9]. В рамках нашего исследования для развития креативности мы используем задачи открытого типа. Рассмотрим отдельно задачи закрытого и открытого типа. Для этого сначала выделим характеристики основных параметров задач закрытого типа.Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условия проблемы, из которого, зачастую, единственный способ решения напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно верное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать креативность (рис. 1).

УсловиеРешениеОтвет

Рис. 1. Структурная схема задач закрытого типа

Задача 1.Выделите части слова «мухоловка»?Вспоминаем основные морфемы. Перечисляем их. Находим соответствующие части слова. Проверяем, и ответ получен. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен и задан в самой задаче. Ответ единственный. Это задача закрытого типа (рис. 2).

УсловиеРешениеОтвет

Рис. 2. Структурная схема задачи 1

Условие содержит все необходимые данные в явном видеМетод решения известен и представляет собой цепочку формальных операцийПравильный ответ определен однозначноУсловие содержит все необходимые данные в явном видеМетод решения известен и представляет собой цепочку формальных операцийПравильный ответ определен однозначноЗадания такого типа дидактически ценны при отработке какоголибо конкретного приема решения или при изучении нового материала. Эти задачи основаны на готовых фактах и знаниях и решаются при полной информации о способе решения, условиях и, иногда, ответе, достоверность которого не вызывает сомнения. Закрытые задачи являются основой традиционной парадигмы образования, зачастую создавая ситуацию игнорирования креативности ребенка.Теперь рассмотрим задачи открытого типа. Для этого выделим характеристики их основных параметров (рис. 3).

УсловиеРешениеОтветРис. 3. Структурная схема задач открытого типа

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными; двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Задача 2.Как на ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что Земля шарообразная?Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Контрольное решение заключается в использовании знаний из дисциплин естественнонаучного цикла и также своей наблюдательности, находчивости (рис. 4).

УсловиеРешениеОтветРис. 4. Структурная схема решения задачи 2Условие «размытое»,есть степень неопределенности

!!!Методы решения разнообразныеНабор возможных ответовИнформации недостаточно

!!!На базе любого факта строиться обоснованиеОтветом будет любой обоснованный фактРассмотрим возможные пути исследования данной задачи. Для решения необходимо привести известный факт и его обоснование. Например, невидимости нижних частей предметов на горизонте; одинаковый кругообразный вид горизонта во всех местах на Земле.Если ученики уже знакомы с элементарными основами механики, то, рассмотрев следующие факты, также могут обосновать шарообразность:1)все тяжелые тела падают на Землю под равными углами;2)затмения Луны не имели бы такой формы, если бы Земля была плоская; определяющая линия во время лунных затмений всегда дугообразна;3)некоторые из звезд видны в Египте и на Кипре, а в местах, расположенных севернее, не видны.Задачи открытого типа предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение, фантазию и, главное, способствовать развитию креативности.Таким образом, все задачи можно разделить на учебные и внеучебные, среди них выделяются творческие задачи, которые формулируются в учебном и внеучебном процессе. Среди творческих задач выделим задачи открытого типа, которые также могут быть сформулированы как для учебного, так и для внеучебного процесса. Наглядно отношения между типами задач представлены на рис. 5.







Рис. 5. Отношения между типами задач

Деление задач на задачи закрытого и открытого типа имеет размытые границы, не всегда можно точно отнести рассматриваемую задачу к тому или иному типу, но для развития личностиучащихся необходимы не отдельные творческие задачи ‬задачи открытого типа, а системы творческих задач, занимающие должное место в учебной деятельности по каждой теме, в каждом школьном предмете.

Ссылки на источники1.Балл Г. А. Теория учебных задач.Психологопедагогический аспект.‬М.: Педагогика, 1990. ‬184 с.2.Спиридонов В. Ф. Психология мышления.Решение задач и проблем: учебное пособие. ‬М.: Генезис, ‬2006. ‬319 с.3.Фридман Л. М. Основы проблемологии. ‬М: Синтег, 2001. ‬228 с.4.Костюк Г.С.,БаллГ. А.,Машбиц Е. И. О задачном подходе к исследованию учебной деятельности // Вторая Пражская конференция «Психология человеческого учения и решение проблем». ‬Прага:Резюме,1973. ‬70 с.5.Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. ‬М.: Педагогика, 1990. ‬192 с.УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИВНЕУЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА6.Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: дис. … канд. пед. наук. ‬Челябинск, 2002. ‬177 с.7.Утѐмов В. В. Технология формирования креативности на основе задач открытого типа //Вестник Сургутского государственного педагогического университета.‬Сургут: Издво СургГПУ, 2011. ‬№3 (14)‬С. 51‬57.8.Зиновкина М. М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. ‬М.: МГИУ, 1996. ‬283 с.9.Утѐмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. ‬2011. ‬№ 5. ‬URL: www.scienceeducation.ru/994805.

Utyomov Vyacheslav,teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirovray branch Moscow State Industrial universities, Kirovlider_slava@mail.ruDevelopment model creativity on the basis of system of problems of open typeAbstract. In article the concept an educational creative task is considered. The author describes creative tasks ‬problems of open type. To be brought the relation between types of tasks, and also the comparative characteristic of training and creative tasks is given.Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»