Об учебном пособии «Ювенальное право»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пронин А. А. Об учебном пособии «Ювенальное право» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1255.htm.
Аннотация. Сообщение об учебном пособии «Ювенальное право», выпущенном в свет в 2011 г. издательством «Феникс».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пронин Александр Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права ФГБОУ ВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия»,г.Екатеринбургpostdoc@k66.ru

Об учебном пособии «Ювенальное право»

Аннотация. Сообщение об учебном пособии «Ювенальное право», выпущенном в свет в 2011 г. издательством «Феникс» [1]. Ключевые слова: ювенальное право, Конвенция о правах ребенка, социальное сиротство, жестокое обращение с детьми.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН в качестве основы для самого широкого спектра вопросов защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировало абсолютное большинство существующих государств. На 2010г. 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия или присоединения к ней. Для России Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990г. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствахучастниках Комитет ООН по правам ребенка в составе десяти экспертов. В 1996 г. было решено ежегодно отмечать 20 ноября ‬день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции ‬как День прав ребенка.В Конвенции подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью [2]. Однако говорить о правах детей в России, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как, согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[3], за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие на первый взгляд «недетские» права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора,хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права ‬для ребенка.С принятием в 1998‬1999 гг. федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3] и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] в отечественной юридической науке все чаще стали звучать предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет‬правоотношения с участием несовершеннолетних. Такая отрасль получила название ювенальной (лат. juvenis ‬молодой, юный). С точки зрения профессора кафедры образовательного права РГППУ С.А.Ветошкина (и она разделяется нами) задачами ювенального права являются: установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности); установление правового статуса субъектов, обеспечивающих права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего; установление правил поведения между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность;установление правил поведения между субъектами, обеспечивающими права, обязанности и ответственность несовершеннолетних. Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т. д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции ит. д.) [5].Обособление ювенального права как самостоятельной юридической отрасли находится в стадии становления. Не все ученыеправоведы видят смысл в выделении ювенального права из других отраслей российского права.Наиболее важным в изучении ювенального права представляется понимание необходимости повышенной правовой защиты детей на основе научных знаний, обосновывающих принципы и методы данной деятельности, и участие в ней квалифицированных специалистов.В последние годы подготовлено немало диссертаций, посвященных анализу проблем жестокого обращения с детьми, социального сиротства, историидетской беспризорности, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на разных этапах существования российского (советского) государства, правовым и теоретическим основам развития ювенальной юстиции в России [6, 7] и т.п. Социальноправовой защите детства в России посвящено большое число научнопрактических конференций и «круглых столов» с участием представителей всех заинтересованных государственных и общественных институтов. Массив публицистики по данным вопросам стал буквально «обвальным». Вто же время скольконибудь серьезной учебной литературы по правам ребенка на момент выхода нашей книги практически нет. Нам известен только один учебник по этой инновационной правовой дисциплине ‬ювенальному праву, подготовленный по заданию Министерства образования и науки РФ сотрудниками Воронежского института МВД [8], а также посвященные отдельным аспектам работы с несовершеннолетними учебные пособия под редакцией Л.М.Карнозовой [9] и Э.Б.Мельниковой [10]. При этом, на наш взгляд, серьезными недостатками вышеназванного учебника «Ювенальное право» являются следующие методологические «недочеты»: назидательность, нормативность в изложении материала, сводящееся к сухому, практически лишенному комментариев воспроизведению положений нормативных актов, и полное отсутствие примеров из практики. Такой учебник, откровенно говоря, повергает читателя в скуку.Наше пособие содержит богатый учебнотеоретический материал, существенно дополняющий указанные пособия. Автором рассмотрены актуальные проблемы защиты детейот жестокого обращения, включая их следствие ‬социальное сиротство; социальноправовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних; вопросы ювенального судопроизводства и ювенальной юстиции (понятие и нормативные основы введения, отечественный и зарубежный опыт, законодательные инициативы и первые практические шаги, детская адвокатура). Особое внимание уделяется теме развития общественных инициатив в сфере уголовной юстиции и восстановительному правосудию, попыткам привлечь ребенка, его внутренние ресурсы к активной работе по преодолению собственных проблем (карательная и восстановительная модели уголовной юстиции, международное движение за восстановительное правосудие, особенности практики уголовного преследования несовершеннолетних в России,применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, нормативное регулирование института примирения в российском уголовном процессе и технологии организации примирения правонарушителей и их жертв). Приводится много примеров нарушения прав детей в России, судебная практика, опыт международной деятельности по защите прав детей. Основные понятия и определения, используемые в пособии, можно эффективно закрепить, обратившись к тексту глоссария (приложение1). Библиографический список и приводимый в качестве приложения к пособию перечень основных нормативноправовых и судебных документов по защите детства в Российской Федерации, вобравший в себя действующие в нашей стране международноправовые акты, федеральные законы, указы Верховного Совета РСФСР, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты Конституционного и Верховного судов РФ, Генеральной прокуратуры (приложение2), будут представлять интерес и значимость как для студентов, изучающих ювенальное право, так и лиц, осуществляющих научные изыскания по схожей проблематике, и практикующих специалистов, работающих с детьми. Учитывая, что объект ювенального права ‬общественные отношения с участием несовершеннолетних ‬весьма обширен, перечень вопросов, рассмотренных в тексте пособия и составляющих предмет науки ювенального права, не является исчерпывающим.За рамками книги остались вопросы правового регулирования в следующих областях, также относимых нами с С.А.Ветошкиным к регулируемым ювенальным правом: стимулирования рождаемости населения; социальной защиты семьи;статуса несовершеннолетнего в конституционном, гражданском, трудовом и образовательном праве;иных общественных отношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних и их юридической ответственности;юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушения ювенального законодательства. Задача автора была скромной: актуализировать проблемы в сфере социальноправовой защиты детства и очертить известные на сегодня возможные пути постепенного их решения.После распада в 1991г. Советского Союза в стране начались огромные экономические, политические и социальные перемены, которые имели серьезные последствия для благополучия детей. Даже улучшение социальноэкономической ситуации, наблюдаемое в первом десятилетии ХХIв., на положении детей отразилось пока слабо. Значительное число детей в России все еще живут в бедности, лишены родительской заботы и подвергаютсядискриминации. Однако положительные экономические тенденции предоставляют уникальную возможность для ускорения темпов реформы в социальном секторе и увеличения объема капиталовложений в приоритетные области на благо детей.В 2005г. Президент РФ обнародовал несколько национальных проектов, направленных на улучшение условий жизни тех граждан, которые находятся в наиболее неблагополучном положении. Эти проекты дают возможность улучшить и социальное обеспечение детей. Реализуемые в рамках проектов меры направлены на: улучшение критической демографической ситуации в стране (увеличение пособия на детей в возрасте до полутора лет; компенсация расходов семей на оплату пребывания ребенка в дошкольном учреждении; наделение «материнским капиталом» семей, где рождается второй ребенок [11, 12]); улучшение здоровья детей и подростков (в федеральной целевой программе «Дети России» предусмотрены обеспечение охраны материнства и нормальных родов, охрана здоровья детей и подростков, меры по сокращению заболеваний, инвалидности и смертности среди детей и подростков [13]); расширение поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшение числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях [14];создание благоприятныхусловий для совершенствования системы образования (восстановление роли общедоступного дошкольного образования; постепенное увеличение финансирования образования; вовлечение социально уязвимых групп детей в образовательный процесс, снижение неравенства в доступе к образованию детей в городах и сельской местности; адаптация содержания образования к текущим потребностям российского общества и экономики, а также разработка долгосрочной стратегии приведения образования в соответствие требованиям рынка труда). Образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми.Несмотря на порождающие умеренный оптимизм перечисленные меры, один из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка‬приоритет интересов детей дляобщества ‬в России остается скорее далеким от реальности благим пожеланием, нежели четко поставленной целью. Этому можно найти немало оправданий. Однако очень многое зависит от гражданской позиции и правильного понимания своего профессионального долга тех специалистов, которые работают с детьми. Никто не выполнит за них то, что они могут и должны сделать. Материалы книги прошли апробацию в ходе преподавательской и консультационной деятельности автора в ряде вузов и образовательных центров Екатеринбурга иобласти, всероссийских и региональных научнопрактических конференциях. Думается, что они могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении таких дисциплин, как «Ювенальное право», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Педагогикоправовая работа со спецконтингентом», «Юридическая психология», «Педагогическая и юридическая антропология».Книга допущена учебнометодическим объединением по профессиональнопедагогическому образованию в качестве учебного пособия для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессиональнопедагогических работников, однако предназначена также студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», специалистам различных ведомств, работающим с детьми.

Ссылки на источники1.Пронин А. А. Ювенальное право: учеб. пособие. ‬Ростов н/Д: Феникс, 2011. ‬282 с.2.Конвенция о правах ребенка: одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Сб. междунар. договоров СССР. ‬1993. ‬Вып. 46.3.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 №124ФЗ // Рос. газ. ‬1998. ‬5 авг.4.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120ФЗ //Рос. газ. ‬1999. ‬30 июня.5.Ветошкин С.А. Ювенальное право: учеб. пособие. ‬Екатеринбург: Издво РГППУ, 2009. ‬229 с.6.Новикова Т.Ю. Административноправовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: дис. … канд. юрид. наук. ‬Хабаровск, 2003. ‬191 с.7.Предеина И.В.Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России: дис. … канд. юрид. наук. ‬Саратов, 2005. ‬259 с.8.Ювенальное право: учеб. для вузов / Под ред. А.В.Заряева, В.Д.Малкова. ‬М.: Юстицинформ, 2005. ‬317 с.9.Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа: учеб. пособие / Под ред. Л. М.Карнозовой. ‬М.: Судеб.правовая реформа, 2002. ‬333с.10.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. ‬М.: Дело, 2001. ‬270с.11.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: федер. закон от 05.12.2006 № 207ФЗ // Рос. газ. ‬2006. ‬12 дек.12.О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2006 № 256ФЗ // Рос. газ. ‬2006. ‬31 дек.13.О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 ‬2010 годы: постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 // Собр. законодательства РФ. ‬2007. ‬№14. ‬Ст. 1688.14.Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24.04.2008 № 48ФЗ// Рос. газ. ‬2008. ‬30 апр.

Pronin Alexander,Ph. D (history), associate professor, department of management and law, Ural state agricultural academy, Yekaterinburgpostdoc@k66.ruAbout the manual “Juvenile law”Abstract.Message on the manual “Juvenile law”, published in 2011 Feniks publishing house.Keywords:juvenile law, the Convention on theRights of the Child, social orphanhood, cruelty to children.