Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1249.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос подготовки специалистов социальной работы в условиях дистанционного обучения на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы дистанционного образования в РГСУ и его филиалах. Определена роль преподавателя в самообразовательной деятельности студентов с учетом специфики дистанционного обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вишневская Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Российскийгосударственныйсоциальныйуниверситет», г.Пензаassol@pnz.ru

Роль Российского государственного социального университета

в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий

Аннотация. В статье рассматривается вопрос подготовки специалистов социальной работы в условиях дистанционного обучения на базе Российского государственного социального университета(РГСУ). Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы дистанционного образования в РГСУ и его филиалах. Определена роль преподавателя в самообразовательной деятельности студентов с учетом специфики дистанционного обучения.Ключевые слова: социальная сфера, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.

История становления и развития социального образования является одной из важнейших составных частей социальной истории России. Она имеет широкие исторические корни. Формы и тенденции отечественного социального образования в дореволюционной России основывались на христианском милосердии и благотворительности, а в советский период проявлялись в социалистической парадигме помощи. В 90е годы XXвека эти тенденции, в основе которых лежит социальное знание, в условиях необходимости социальной защиты населения оформились в особую образовательную область социального образования [1].Особое значение в настоящее время приобретает вопрос подготовки специалистов социальной работы, которых готовят в средних специальных и высших учебных заведениях. ФГБОУ ВПО«Российский государственный социальный университет» (РГСУ), который был первым и остается единственным государственным социальным университетом России, создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 от 25 ноября 1991 года.С момента основания вуз формировался как комплексный образовательный, научноисследовательский и информационноаналитический центр международного уровня, способный решать поставленные перед ним задачи на уровне высоких современных требований. РГСУ, несущий на своем гербе девиз «Профессионализм, ответственность, престиж», избрал приоритетами своей деятельности динамику развития, новые технологии, высокое качество образования [2].РГСУ –классический университет, сочетающий фундаментальное образование в его лучших российских традициях с современными методиками и технологиями обучения. Университет осуществляет многоуровневую систему образования: довузовское образование, среднее профессиональное образование (социальный колледж), высшее образование, послевузовское образование (аспирантура и докторантура), дополнительное профессиональное образование.В своей образовательной и научноисследовательской деятельности РГСУ активно сотрудничает с профильными институтами Российской академии наук, Российской академии образования, с отечественными и международными организациями социального профиля, зарубежными научными центрами и университетами. РГСУ является членом многих международных организаций и ассоциаций. В его структуре находятся: Федеральный центр повышения квалификации руководящих работников и госслужащих, курсы повышения квалификации руководителей центров занятости, центры социальной реабилитации инвалидов, социальной реинтеграции людей с ограниченными возможностями. В структуре университета также функционирует Академический научнопедагогический институт, где осуществляется научное консультирование и подготовка специалистов высшей квалификации ведущими учеными РАН. Сегодня РГСУ − это система образовательных учреждений высшей школы социального направления, она включает в себя 42 региональных филиала по всей России иСНГ. Все филиалы Российского государственного социального университета успешно реализуют главную задачу российской образовательной политики: обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Все вышеперечисленные формы работы РГСУ, направленные на реализацию социальной политики государства и, в конечном итоге, на создание в стране целостной системы социального обслуживания и защиты населения, позволяют добиться определенных профессиональныхуспехов его выпускников на поприще социальной работы, что, в свою очередь, дает им возможность стать конкурентоспособными на рынке труда [3]. С конца XX века в мире идет активное формирование новой информационнокоммуникативной образовательной среды, базирующейся на Интернеттехнологиях, во многих зарубежных вузах уже созданы высокотехнологичные и эффективные системы дистанционного обучения,на сегодняшний день происходит ихактивное освоение и российскими образовательными учреждениями.Дистанционное образование является одним из приоритетных направлений развития РГСУ и его филиалов. Данный способ получения знаний оказываетпозитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения использовать Internetтехнологии ивзаимодействовать с компьютерной техникой.Решением Ученого совета РГСУ28 августа 2009 года (Протокол №1) в структуре РГСУ создан Электронный федеральный социальный университет (ЭФСУ). Основная цель создания данного структурного подразделения–предоставитькаждому желающему возможность (независимо от его социального положения, жизненных ограничений, места проживания) получить доступное качественное социальное образование, соответствующее мировым стандартам и запросам рынка труда с использованием потенциала ведущего профессорскопреподавательского состава ипривлечением инновационных технологий.

Основные задачи ЭФСУ:−реализация высшего профессионального социального образованияс использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на территории РФ и других государств; −формирование и поддержка в РГСУ образования с использованием инновационных методов для повышения качества образования;−наиболее полное удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием; −распространение знаний среди населения и повышении его образовательного и культурного уровня;−предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ,непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).Реализуя поставленные задачи, в 2010–2011 учебном году ЭФСУ предложил своим потенциальнымстудентам новые специальности («Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит»),возможность получения второго высшего образования, в том числе по сокращенным программам обучения. В связи с ростом числа обучающихся,стремительным развитием информационных технологий перед ЭФСУ остро встал вопрос посозданиюкачественно нового образовательного портала. Рабочая группа высококвалифицированных специалистов в области сетевых технологий, программирования, баз данных, управления учебным процессом разработала новый портал дистанционного обучения, отвечающий всем современным требованиям к webресурсам. Новый модуль электронного деканата оптимизировал работу со студентами, с отчетностью по работе ЭФСУ. Автоматизация позволила упростить работу по созданиюизменению курсов и контрольноизмерительных материалов. Новый образовательный сайт позволяет обучать неограниченное количество студентов в структуревысшего образования РГСУ, дополнительного образования,а также отдельных дистанционных курсов для студентов очной и очнозаочной форм обучения, поддерживает различные формы коммуникации между преподавателем и обучающимся.Важнымихарактеристиками образовательного портала является то, что он учитывает основные методические аспекты, определяемые федеральными законами, атакже внутренними документами РГСУ; за счет разнообразных аналитических подсистемпортал дает возможность получать разнообразные срезы информации,для оценки и анализа различных аспектов учебного процесса, а также выработки рациональной стратегиисовершенствования процесса управления; имеет средства, обеспечивающие взаимодействие разнородных информационных массивовРГСУ,в частности ресурсами электронной библиотеки, информационной системой «Управление образовательным процессом» (ИС УОП). За последний год Электронный федеральный социальный университет РГСУ расширил своитерриториальные границы –среди студентов есть жители различных городов Российской Федерации,например, СанктПетербурга, ПетропавловскаКамчатского, Калининграда;жители зарубежныхстран:Литвы, Латвии, Финляндии, ОАЭ и др. Необходимо отметить, что для создания и развития ЭФСУ сложился целый рядкак внешних, так и внутренних предпосылок.

В последние десятилетия Правительство Российской Федерации предпринимаетшагипо информатизации страны в целом и сферы образования, в частности, российские вузы сталкиваются с необходимостью конкурировать с зарубежнымиобразовательными системами на рынке образовательных услуг.

Происходит быстрый рост доступности для населения Россиитехнических средств, позволяющих использовать дистанционные образовательные технологии: Интернет, компьютер и др.Возникает ощутимыйспрос и потребности взрослого населения России, учреждений и организаций на образовательные услуги, основанные наинформационных образовательных технологиях.

В конце 2003 г. завершается семилетний широкомасштабный эксперимент Минобразования России в области дистанционного образования, в котором приняли участие 16 вузов. К этому времени РГСУ (тогда он назывался Московский государственный социальный университет (МГСУ))просуществовал 12 лет ивошел в группу крупнейших вузов страны, и дальнейшее его развитие и рост происходят преимущественно на интенсивной основе. В связи с этим возникает необходимость более эффективного использования интеллектуального потенциала профессорскопреподавательского состава, особенно преподавателей высшей квалификации. В МГСУ формируются организационные, технические, кадровые и финансовые предпосылки для перехода к поэтапному развертыванию собственной системы дистанционного обучения, которая рассматривается как средство предоставления качественных образовательных услуг. Решением ректора МГСУ В. И. Жукова принят курс на создание собственной системы дистанционного образования МГСУ. Разработана университетская программа «Создание и развитие системы дистанционного обучения Московского государственного социального университета», котораяявляется организационной основой выработки и реализации стратегииМГСУ в области комплексного решения вопросов применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в университете в период 2003–2005 годов и подготовки программ системы дистанционного обучения в последующий период.

В разработке программы принимали участие директор НИИ ИОТ кандидат философских наукВ.В.Вержбицкий, зам. директора НИИ ИОТ кандидат педагогических наукЮ.Ю.Власова, руководитель Центра разработки образовательного контента кандидат технических наукА.Н.Волков, руководитель мультимедиа проектирования и тиражирования А.В.Онокой, младший научный сотрудникА. В. Сафаргалиев. Главная цель программы –созданиеи поэтапное развитие системы дистанционного обучения (СДО) МГСУ, обеспечивающей развитие системы высококачественных конкурентоспособных образовательных услуг по основным и дополнительным профессиональным программам по заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательныхтехнологий, с привлечением сети филиаловуниверситета, в партнерстве с российскими и зарубежными образовательными и научными учреждениями.Основные этапы реализации программы:1й этап–формирование основ СДО МГСУ;2й этап –подготовка к развертыванию СДО в сфере ВПОи реализация дистанционного обучения в сфере дополнительного профессионального образования;3й этап –развертывание СДО МГСУ в сфере основного, второго и параллельного высшего профессионального образования.ЗадачиСДО МГСУ: −предоставление высококачественных образовательных программ при помощи дистанционных образовательных технологий;−разработка электронных и мультимедийных учебников;−интенсификация и повышение эффективности обучения студентов с использованием информационных технологий;−интеграция учебного процесса в международную систему образования.Основами для реализации программы явились: формирование современной информационнотехнологической системы, отвечающей единым техническим требованиям и корпоративным стандартам; систематизация, интеграция и последовательное наращивание информационных ресурсов учебного, учебнометодического и научнометодического назначения, создаваемых всеми структурными подразделениями. Образовательная программа была рассчитана на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий, на бюджетной основе.

За период 2003–2011годовдостигнуты определенные положительные результаты: создана информационнотехнологическая база для реализации образовательных услуг института посредством Интернет и для поэтапного развития единой образовательной информационной среды РГСУ; разработана система мультимедийных комплексов для дистанционного обучения с помощью Интернеттехнологии; на основе разработанных методических материалов была внедрена регулярная подготовка и переподготовкапрофессорскопреподавательского состава; разработаны и успешноиспользуются в учебном процессе различные электронные учебнометодические комплексы.СпециалистыЭФСУ занимаются методическим и педагогическим обеспечением дистанционного образования в РГСУ, а также в других учебных заведениях, ведущих подготовку по специальности «Социальная работа». Профессорскопреподавательским составом ЭФСУ аккумулируются учебные материалы в электронной форме, разрабатываются электронные учебнометодические комплексы (для тиражирования на CDи использования в дистанционном обучении), развивается портал «Дистанционное обучение», разрабатываются инструкции и регламенты дистанционного обучения.Система дистанционного образования в РГСУ и его филиалах способствует решению следующих социально значимых задач:−реализация потребностей населения в образовательных услугах;−повышение социальной и профессиональной мобильности населения, уровня самосознания, расширение кругозора;−развитие единого образовательного пространства.Для обучения студенту необходимо иметь персональный компьютер и доступ в Интернет. Весь процесс обучения происходит на образовательном Интернетпортале, где каждый студент имеет свой личный кабинет. В личном кабинете студент подключен ко всем необходимым ресурсам: учебным и учебнометодическим материалам, в разработке которых участвуют ведущие специалисты из числа профессорскопреподавательского состава кафедр РГСУ, выступающие в качестве преподавателейконсультантов –тьюторов. Все программнометодическое обеспечение Интернетпортала предназначено для реализации намеченной целикачественного обучения и осуществляет педагогические коммуникации, создавая для обучающихся специальную информационную среду (рис.1).



Рис. 1. Информационная среда дистанционного обучения в Электронном университете РГСУ

ИнтернетпорталЭФСУТьюторСтудентПодготовка квалифицированныхкадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий имеет ряд преимуществ.1.Приобретение профессиональных знаний и умений по высокому образовательному стандарту, вне зависимости от места проживания. Для обучения не существует территориальных границ, есть только одно требование –возможность доступа к Интернетдля работы на учебном Интернетпортале ЭФСУ.2.Возможность получения образования без отрыва от профессиональной деятельности. Многим студентам очных отделений приходится совмещать работу и учебу и они вынуждены пропускать занятия, в то время как обучающиесядистанционно самостоятельно планируютсвое время, получаяопыт работынаряду с получением качественного образования.3.Затраты на заочное обучение с применением дистанционных образовательныхтехнологий значительно ниже, чем затраты на образование, получаемое традиционным способом.4.Индивидуальное обучение, гибкий график и удобное расписание экзаменов.5.Доступность студентаминвалидам и лицам с ограниченными возможностями.6.Полный комплекс учебных материалов, разработанный ведущимпрофессорскопреподавательским составом РГСУ.Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения, осуществляет следующие основные функции: предоставляет задания, тесты и иные вспомогательныематериалы по курсу; отвечает на вопросы в форумах и в чатах; проверяет курсовые, зачетные и экзаменационные работы студентов; контролирует работу студента путем мониторинга учебной активности и успеваемости.

Сегодняруководство ЭФСУ в лице директора О. А.Ланберг считает своими основными стратегическими задачами дальнейшее успешное расширениеэлектронного научнообразовательного пространства РГСУ за счет использования новейшихразработок в сфере информационных технологий,повышение качества дистанционного образования, интеграциюэлементов дистанционных технологий в традиционный образовательный процесс, а также активнуюподдержку реализацииправа каждого желающего учиться на доступное качественное социальное образование [4].

Ссылки на источники1. НикитинВ. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов:учебное пособие.–М.: Московский психологосоциальный институт, 2002.–236 с.2. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова.–М.: Союз, 1994.–256 с.3. Ученые записки Российского государственного социального университета: научнотеоретический журнал. –2008. –№ 1 (57).4. Электронный федеральный социальный университет.–URL: http://do.rgsu.net/usabout/.

VishnevskayaGalina,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of social work and psychology of Russian State Social University,Penza branchassol@pnz.ruThe role of RGSU in preparation of qualified personnel of the social sphere using distance educational technologiesAbstract. In the article the question of training specialists of social work in the conditions of distance learning on the basis of Russian State Social University is considered. Advantages and priority tasks of distance education system in RGSU and its branches are revealed. A teacher’s role in selfeducational activity of students taking into account specifics of distance learning is defined.Keywords:social sphere, distance learning, distance educational technologies.