Технология «Парламентские дебаты» в высшем образовании
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темякова
Т.
В.,
Устинова
Н.
В. Технология «Парламентские дебаты» в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №5 (Май). – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/1256.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена образовательной технологии «Парламентские дебаты». Анализ основных форматов, таких как «Классические дебаты», «Экспресс-дебаты», «Модифицированные дебаты», нашедших широкое применение на семинарских занятиях в студенческих группах, позволяет выявить формат «Научные дебаты», актуальный при проведении студенческой научной конференции. В статье описываются правила и условия конференции в рамках данного вида «Дебатов», выявляются особенности судейства, приводятся рекомендации студентам при построении выступления.
Ключевые слова:
парламентские дебаты, классические дебаты, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты, научные дебаты
Текст статьи
Темякова Татьяна Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратовtemyakova@yandex.ru
Устинова Наталия Витальевна,кандидат экономических наук, консультант Управления модернизации системы обязательного медицинского страхования Территориальногофондаобязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратовnv_ustinova@mail.ru
Технология «Парламентские дебаты» в высшем образовании
Аннотация.Данная статья посвящена образовательной технологии «Парламентские дебаты». Анализ основных форматов, таких как «Классические дебаты», «Экспрессдебаты», «Модифицированные дебаты», нашедших широкое применение на семинарских занятиях в студенческих группах, позволяет выявить формат «Научные дебаты», актуальный при проведении студенческой научной конференции. В статье описываются правила и условия конференциив рамках данного вида «Дебатов», выявляются особенности судейства, приводятся рекомендации студентам при построении выступления.Ключевые слова:парламентские дебаты, классические дебаты, экспрессдебаты, модифицированные дебаты, научные дебаты.
Дебаты ведут своѐ начало из Древней Греции. Как образовательная технология «Дебаты» стали применяться ещѐ в средние века в университетах Западной Европы. На территории России программа реализуется с 1994 г. «Дебаты» –это навыки цивилизованного спора. Существует множество различных форматов (видов) «Дебатов», эффективно внедряемых в процесс обучения. Сегодня собственно сама технология «Парламентские дебаты», а также отдельные ее элементы нашли широкое применение в образовательном процессе высших учебных заведений. В основном, все известные виды «Парламентских дебатов» адаптированы к использованию в рамках семинарских занятий. Различают «Классические дебаты», «Экспрессдебаты», «Модифицированные дебаты». «Классические дебаты» представляют собой формат, в котором принимают участие две команды (правительство и оппозиция) по два человека в каждой, остальные учащиеся являются либо судьями, либо сторонними наблюдателями. Недостатком данного формата является невозможность вовлечь в процесс обсуждения актуальной научной проблемы всех членов студенческого коллектива, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на занятиях. Другим видом «Парламентских дебатов» являются «Экспрессдебаты». Данный формат базируется на минимальном времени на подготовку по заявленной теме, подготовка происходит непосредственно на семинарском занятии по материалу преподавателя. Являясь элементом обратной связи, «Экспрессдебаты» незаменимы при необходимости активизации познавательной деятельности студентов. Существует третий тип «Парламентских дебатов», известных под названием «Модифицированный дебаты». Отличительной особенностью данного вида является использование отдельных элементов «Дебатов». Возможны следующие изменения: сокращение регламента выступления, рост числа участников игры в командах, организация групп поддержки, к помощи которых допустимо прибегать командам, возможность вопросов из аудитории, появление при недостаточном уровне подготовленности студентов роли ведущего игры –преподавателя. Несмотря на существующее многообразие форматов «Парламентских дебатов», как было сказано выше, все они используются как педагогическая технология при организации работы на семинаре. Однако, по мнению авторов, например, «Модифицированные дебаты» могут быть полезны не только на практических занятиях в группах, а также при проведении научной студенческой конференции. Сегодня возникла потребность в поиске новых форм реализации научного потенциала студентов высших учебных заведений. Проведение научных конференций в том виде, в которомони проходят сейчас, не так эффективно, основная цель –получение новых знаний и знакомство с чужой точкой зрения –достигается не всегда: студенты порой не просто не слышат, но и не слушают друг друга.Применение новой технологии под названием «Научные дебаты» как варианта «Модифицированных дебатов» позволит добиться:−вовлечения всех участников конференции в процесс обсуждения;−развития у участников способности критически мыслить;−развития у участников умения отстаивать свою точку зрения, основанную на чѐтко построенной аргументации;−формирования у участников способности видеть проблему с различных сторон;−развития у участников навыков чѐтко и ясно выражать свои мысли.1.Правила и условия проведения конференции.В «Дебатах» всегда есть две стороны, отстаивающие каждая свою точку зрения. Первой выступает сторона, называемая правительством, в формате «Научные дебаты» она представлена одним участником –спикером. Спикером в момент своего выступления является каждый докладчик. Другая сторона –оппозиция, которой в данном формате является вся аудитория студентов. Каждый оппозиционер действует самостоятельно, но при этом надо помнить, что цель оппозиции –высказать точку зрения, отличную от точки зрения спикера.Для удобства, данные о порядке и регламенте выступлений помещены в табл. 1.
Таблица1Порядок выступлений и регламент
СпикерОппозиция (комментарии)Спикер7 минут5 минут (не более минуты на человека)3 минуты
В первые 3 минуты своего выступления спикер должен сказать об актуальности выбраннойим темы, проблеме и возможных путях еѐ решения (элемент научной работы). Следующие 3 минуты им используется для аргументации собственной позиции. Последняя минута даѐтся спикеру на то, чтобы резюмировать своѐ выступление.В течение первой речи оппозиционеры могут задавать спикеру вопросы (кроме 3х первых минут и последней минуты выступления.) Чтобы задать вопрос, дебатѐр может встать с места и показать жестом, что у него имеется вопрос (егоможно принять, либо отклонить). Рекомендуется принимать 1–2 вопроса, каждый из которых должен быть не длиннее 15 секунд.За соблюдением правил и регламента следит таймкипер. Для обозначения определѐнного временного отрезка речи используется удар (обычно достаточно сильный хлопок по столу.) После первых 3х минут первой речи спикера таймкипер стучит 1 раз;это означает, что с данного момента спикеру можно задавать вопросы. За минуту до окончания речи таймкипер снова стучит 1 раз;это означает, что спикеру теперь нельзя задавать вопросы. Когда время выступления вышло, таймкипер стучит 2 раза. После этого речь можно продолжать в течение ещѐ 30 секунд. Как особо строгий знак, предупреждающий о нарушении регламента, используется поднятый вверх кулак.Следующие 5 минут отводятся на комментарии оппозиции (не более минуты на человека).В первую очередь такая возможность предоставляется тем оппозиционерам, которые не смогли задать свои вопросы спикеру (за этим следит комиссия судей). В случае большого числа желающих высказать свою точку зрения можно направить судьям короткую запискусо своим комментарием, которая будет учтена ими при подсчѐте голосов. Но необходимо помнить, что комментарий не должен превращаться в прямой вопрос спикеру и вызывать немедленную реакцию с его стороны. Комментировать можно только позицию спикера, но не другого оппозиционера, при этом несколько оппозиционеров могут комментировать одну и ту же информацию. Таймкипер следит за регламентом выступлений и одиночным ударом возвещает об окончании предоставленной минуты. Оппозиционер должен сразу же закончить своѐ выступление.После комментариев спикеру предоставляется возможность восстановить свои позиции и произнести последнюю речь, в течение которой аудитория не имеет права задавать вопросы. Спикер не может вводить новые аргументы, но должен, опираясь на всѐ, сказанное им ранее, постараться убедить судей в правоте своих суждений. При этом спикер имеет полное право представить новые возражения на аргументы оппозиционеров. Таймкипер отмечает одиночным ударом окончание отведѐнного на это времени.Условия проведения конференции предусматривают сроки подачи заявок на участие в ней: за неделю до проведения конференции должны быть известны все темы, по которым будут сделаны доклады. Заявки подаются заместителюдекана по научной работе. Список тем должен быть вывешен за неделю до срока на доске объявленийу деканата. Это будет сделано с той целью, чтобы дать возможность оппозиционерам подготовиться к конференции. Любой студент, не подавший заявку, при желании может стать спикером оппозиции.2.Судейство в «Научных дебатах».Судьями в «Научных дебатах» являются не только преподаватели, но и сами студенты. В начале конференции каждый участник получает карточку со своей фамилией, на которой в конце конференции должен написать фамилию лучшего, по его мнению, спикера (кроме своей собственной). Участнику, набравшему больше всех голосов, вручается приз зрительских симпатий. При этом предполагается, что студенты будут оценивать ораторское мастерство спикеров.Комиссия преподавателейдолжна оценивать научность представленных работ. Из числапреподавателей выбирается один, который должен объявлять выступление каждого спикера и благодарить каждого участника после его речи. Перед началом конференции каждый судья получает незаполненный протокольный лист (табл.2), в который он должен внести фамилии выступающих спикеров и темы их выступлений, а также фамилии оппозиционеров, авторов наиболее интересных вопросов и комментариев (учитываются и наиболее интересные и важныекомментарии из числа записок).После последнего выступления каждый из судей должен самостоятельно проставить ранги (I–III) лучшим, по его мнению, спикерам и оппозиционерам. Окончательное решение принимается всей комиссией судей на основе сравнения полученных данных: победа присуждается спикеру (оппозиционеру), набравшему абсолютное большинство голосов (аналогично присуждаются 2е и 3е места). Из числа преподавателей назначается таймкипер[1].Таблица2Судейский протокол
Дата______ Тема конференции___________________________________Тема выступления______________________________________________1.Спикер (Ф.И.О.)ОппозицияФ.И.О.Вопрос или комментарий
Ранг1.2.3.4.5.
Тема выступления______________________________________________2.Спикер (Ф.И.О.)ОппозицияФ.И.О.Вопрос или комментарий
Ранг1.2.3.4.5.
3.Рекомендации для студентов по построению выступления.Чтобы помочь студентам в подготовке к конференции, ниже приводятся несколько практических советов по построению выступления.1. Можно использовать так называемую ПОПСформулу, что означает:
Проблема.Обоснование актуальности проблемы.Предложения по решению данной проблемы.Следствие (результаты реализации решений).
Эта формула очень удобна для построения первой речи спикера. При этом надо учитывать, что положения ПОП должны быть раскрыты докладчиком в первые 3 минутывыступления, чтобы к тому моменту, когда можно задавать вопросы, оппозиция уже имела представление о точке зрения спикера. Следующие 3 минуты занимает рассмотрение следствий (положение С) и построение аргументации. Последняя минута предназначена для подведения кратких итогов всего сказанного ранее.2. Для построения аргументации удобно использовать следующую логическую цепочку:−тезис выдвигается;−тезис объясняется;−тезис доказывается;−делается заключение.Данная логическая цепочка может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль, идея) –раскрытие, объяснение данной идеи–доказательство на основе фактов.3.Несколько слов о работе с вопросами. Вопросы спикеру лучше принимать тогда, когда одна мысль уже закончена и ещѐ не начата другая. Ответ на вопрос должен быть гармонично встроен в речь. Если выступающий не готов принять вопрос в данный момент, его можно вежливо отклонить.4. В последней речи необходимо обратить внимание слушателей на ключевые моменты работы. Не стоит говорить о проблеме и еѐ актуальности –они уже признаны оппозицией; нужно сделать акцент на конкретные предложения и позитивные последствия их реализации. Спикер уже не может приводить новые аргументы, но имеет полное право ответить новыми возражениями на аргументы оппозиционеров. При этом не стоит опровергать всех, высказавших свою точку зрения, для опровержения нужно выбрать только те аргументы (если это действительно нужно), которые наиболее сильно ударилипо позициям спикера[2].В заключении отметим, что модернизация российской экономики начинается с модернизации образовательных процессов, требующих применения инновационных технологий, к которым по праву можно отнести одну из перспективных форм проведениястуденческих научных конференций –«Научные дебаты».
Ссылки на источники1.Светенко Т.В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л.Дебаты: учебнометодический комплект. –М.: Издво «Бонфи», 2001. –296с.2.РиэрдонБ. Толерантность –дорога к миру. –М.: Издво «Бонфи», 2001. –304с.
TemjakovaTatyana,PhD in Economics, associate professor of management and marketing department,Saratov State University, Saratovtemyakova@yandex.ruUstinovaNatalya,PhD in Economics, consultant of modernization of system of obligatory health insurance department, Territorial fund of obligatory health insurance of the Saratov region, Saratovnv_ustinova@mail.ruTechnology "Parliamentary debate" in higher education.Abstract. This articledeals with the educational technology “Parliamentary debate”. The analysis of the basic formats, e.g. “Classical debate”, "Express debate", “Modified debate” that found wide application on the seminars in student's groups, allows to single out a format “Scientific debate” that topical for a holding of student's scientific conference. In the article are described the rules and the conditions of conference, the features of refereeing, the recommendations to students.Keywords: parliamentary debate, classical debate, express debate, modified debate, scientific debate.
Устинова Наталия Витальевна,кандидат экономических наук, консультант Управления модернизации системы обязательного медицинского страхования Территориальногофондаобязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратовnv_ustinova@mail.ru
Технология «Парламентские дебаты» в высшем образовании
Аннотация.Данная статья посвящена образовательной технологии «Парламентские дебаты». Анализ основных форматов, таких как «Классические дебаты», «Экспрессдебаты», «Модифицированные дебаты», нашедших широкое применение на семинарских занятиях в студенческих группах, позволяет выявить формат «Научные дебаты», актуальный при проведении студенческой научной конференции. В статье описываются правила и условия конференциив рамках данного вида «Дебатов», выявляются особенности судейства, приводятся рекомендации студентам при построении выступления.Ключевые слова:парламентские дебаты, классические дебаты, экспрессдебаты, модифицированные дебаты, научные дебаты.
Дебаты ведут своѐ начало из Древней Греции. Как образовательная технология «Дебаты» стали применяться ещѐ в средние века в университетах Западной Европы. На территории России программа реализуется с 1994 г. «Дебаты» –это навыки цивилизованного спора. Существует множество различных форматов (видов) «Дебатов», эффективно внедряемых в процесс обучения. Сегодня собственно сама технология «Парламентские дебаты», а также отдельные ее элементы нашли широкое применение в образовательном процессе высших учебных заведений. В основном, все известные виды «Парламентских дебатов» адаптированы к использованию в рамках семинарских занятий. Различают «Классические дебаты», «Экспрессдебаты», «Модифицированные дебаты». «Классические дебаты» представляют собой формат, в котором принимают участие две команды (правительство и оппозиция) по два человека в каждой, остальные учащиеся являются либо судьями, либо сторонними наблюдателями. Недостатком данного формата является невозможность вовлечь в процесс обсуждения актуальной научной проблемы всех членов студенческого коллектива, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на занятиях. Другим видом «Парламентских дебатов» являются «Экспрессдебаты». Данный формат базируется на минимальном времени на подготовку по заявленной теме, подготовка происходит непосредственно на семинарском занятии по материалу преподавателя. Являясь элементом обратной связи, «Экспрессдебаты» незаменимы при необходимости активизации познавательной деятельности студентов. Существует третий тип «Парламентских дебатов», известных под названием «Модифицированный дебаты». Отличительной особенностью данного вида является использование отдельных элементов «Дебатов». Возможны следующие изменения: сокращение регламента выступления, рост числа участников игры в командах, организация групп поддержки, к помощи которых допустимо прибегать командам, возможность вопросов из аудитории, появление при недостаточном уровне подготовленности студентов роли ведущего игры –преподавателя. Несмотря на существующее многообразие форматов «Парламентских дебатов», как было сказано выше, все они используются как педагогическая технология при организации работы на семинаре. Однако, по мнению авторов, например, «Модифицированные дебаты» могут быть полезны не только на практических занятиях в группах, а также при проведении научной студенческой конференции. Сегодня возникла потребность в поиске новых форм реализации научного потенциала студентов высших учебных заведений. Проведение научных конференций в том виде, в которомони проходят сейчас, не так эффективно, основная цель –получение новых знаний и знакомство с чужой точкой зрения –достигается не всегда: студенты порой не просто не слышат, но и не слушают друг друга.Применение новой технологии под названием «Научные дебаты» как варианта «Модифицированных дебатов» позволит добиться:−вовлечения всех участников конференции в процесс обсуждения;−развития у участников способности критически мыслить;−развития у участников умения отстаивать свою точку зрения, основанную на чѐтко построенной аргументации;−формирования у участников способности видеть проблему с различных сторон;−развития у участников навыков чѐтко и ясно выражать свои мысли.1.Правила и условия проведения конференции.В «Дебатах» всегда есть две стороны, отстаивающие каждая свою точку зрения. Первой выступает сторона, называемая правительством, в формате «Научные дебаты» она представлена одним участником –спикером. Спикером в момент своего выступления является каждый докладчик. Другая сторона –оппозиция, которой в данном формате является вся аудитория студентов. Каждый оппозиционер действует самостоятельно, но при этом надо помнить, что цель оппозиции –высказать точку зрения, отличную от точки зрения спикера.Для удобства, данные о порядке и регламенте выступлений помещены в табл. 1.
Таблица1Порядок выступлений и регламент
СпикерОппозиция (комментарии)Спикер7 минут5 минут (не более минуты на человека)3 минуты
В первые 3 минуты своего выступления спикер должен сказать об актуальности выбраннойим темы, проблеме и возможных путях еѐ решения (элемент научной работы). Следующие 3 минуты им используется для аргументации собственной позиции. Последняя минута даѐтся спикеру на то, чтобы резюмировать своѐ выступление.В течение первой речи оппозиционеры могут задавать спикеру вопросы (кроме 3х первых минут и последней минуты выступления.) Чтобы задать вопрос, дебатѐр может встать с места и показать жестом, что у него имеется вопрос (егоможно принять, либо отклонить). Рекомендуется принимать 1–2 вопроса, каждый из которых должен быть не длиннее 15 секунд.За соблюдением правил и регламента следит таймкипер. Для обозначения определѐнного временного отрезка речи используется удар (обычно достаточно сильный хлопок по столу.) После первых 3х минут первой речи спикера таймкипер стучит 1 раз;это означает, что с данного момента спикеру можно задавать вопросы. За минуту до окончания речи таймкипер снова стучит 1 раз;это означает, что спикеру теперь нельзя задавать вопросы. Когда время выступления вышло, таймкипер стучит 2 раза. После этого речь можно продолжать в течение ещѐ 30 секунд. Как особо строгий знак, предупреждающий о нарушении регламента, используется поднятый вверх кулак.Следующие 5 минут отводятся на комментарии оппозиции (не более минуты на человека).В первую очередь такая возможность предоставляется тем оппозиционерам, которые не смогли задать свои вопросы спикеру (за этим следит комиссия судей). В случае большого числа желающих высказать свою точку зрения можно направить судьям короткую запискусо своим комментарием, которая будет учтена ими при подсчѐте голосов. Но необходимо помнить, что комментарий не должен превращаться в прямой вопрос спикеру и вызывать немедленную реакцию с его стороны. Комментировать можно только позицию спикера, но не другого оппозиционера, при этом несколько оппозиционеров могут комментировать одну и ту же информацию. Таймкипер следит за регламентом выступлений и одиночным ударом возвещает об окончании предоставленной минуты. Оппозиционер должен сразу же закончить своѐ выступление.После комментариев спикеру предоставляется возможность восстановить свои позиции и произнести последнюю речь, в течение которой аудитория не имеет права задавать вопросы. Спикер не может вводить новые аргументы, но должен, опираясь на всѐ, сказанное им ранее, постараться убедить судей в правоте своих суждений. При этом спикер имеет полное право представить новые возражения на аргументы оппозиционеров. Таймкипер отмечает одиночным ударом окончание отведѐнного на это времени.Условия проведения конференции предусматривают сроки подачи заявок на участие в ней: за неделю до проведения конференции должны быть известны все темы, по которым будут сделаны доклады. Заявки подаются заместителюдекана по научной работе. Список тем должен быть вывешен за неделю до срока на доске объявленийу деканата. Это будет сделано с той целью, чтобы дать возможность оппозиционерам подготовиться к конференции. Любой студент, не подавший заявку, при желании может стать спикером оппозиции.2.Судейство в «Научных дебатах».Судьями в «Научных дебатах» являются не только преподаватели, но и сами студенты. В начале конференции каждый участник получает карточку со своей фамилией, на которой в конце конференции должен написать фамилию лучшего, по его мнению, спикера (кроме своей собственной). Участнику, набравшему больше всех голосов, вручается приз зрительских симпатий. При этом предполагается, что студенты будут оценивать ораторское мастерство спикеров.Комиссия преподавателейдолжна оценивать научность представленных работ. Из числапреподавателей выбирается один, который должен объявлять выступление каждого спикера и благодарить каждого участника после его речи. Перед началом конференции каждый судья получает незаполненный протокольный лист (табл.2), в который он должен внести фамилии выступающих спикеров и темы их выступлений, а также фамилии оппозиционеров, авторов наиболее интересных вопросов и комментариев (учитываются и наиболее интересные и важныекомментарии из числа записок).После последнего выступления каждый из судей должен самостоятельно проставить ранги (I–III) лучшим, по его мнению, спикерам и оппозиционерам. Окончательное решение принимается всей комиссией судей на основе сравнения полученных данных: победа присуждается спикеру (оппозиционеру), набравшему абсолютное большинство голосов (аналогично присуждаются 2е и 3е места). Из числа преподавателей назначается таймкипер[1].Таблица2Судейский протокол
Дата______ Тема конференции___________________________________Тема выступления______________________________________________1.Спикер (Ф.И.О.)ОппозицияФ.И.О.Вопрос или комментарий
Ранг1.2.3.4.5.
Тема выступления______________________________________________2.Спикер (Ф.И.О.)ОппозицияФ.И.О.Вопрос или комментарий
Ранг1.2.3.4.5.
3.Рекомендации для студентов по построению выступления.Чтобы помочь студентам в подготовке к конференции, ниже приводятся несколько практических советов по построению выступления.1. Можно использовать так называемую ПОПСформулу, что означает:
Проблема.Обоснование актуальности проблемы.Предложения по решению данной проблемы.Следствие (результаты реализации решений).
Эта формула очень удобна для построения первой речи спикера. При этом надо учитывать, что положения ПОП должны быть раскрыты докладчиком в первые 3 минутывыступления, чтобы к тому моменту, когда можно задавать вопросы, оппозиция уже имела представление о точке зрения спикера. Следующие 3 минуты занимает рассмотрение следствий (положение С) и построение аргументации. Последняя минута предназначена для подведения кратких итогов всего сказанного ранее.2. Для построения аргументации удобно использовать следующую логическую цепочку:−тезис выдвигается;−тезис объясняется;−тезис доказывается;−делается заключение.Данная логическая цепочка может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль, идея) –раскрытие, объяснение данной идеи–доказательство на основе фактов.3.Несколько слов о работе с вопросами. Вопросы спикеру лучше принимать тогда, когда одна мысль уже закончена и ещѐ не начата другая. Ответ на вопрос должен быть гармонично встроен в речь. Если выступающий не готов принять вопрос в данный момент, его можно вежливо отклонить.4. В последней речи необходимо обратить внимание слушателей на ключевые моменты работы. Не стоит говорить о проблеме и еѐ актуальности –они уже признаны оппозицией; нужно сделать акцент на конкретные предложения и позитивные последствия их реализации. Спикер уже не может приводить новые аргументы, но имеет полное право ответить новыми возражениями на аргументы оппозиционеров. При этом не стоит опровергать всех, высказавших свою точку зрения, для опровержения нужно выбрать только те аргументы (если это действительно нужно), которые наиболее сильно ударилипо позициям спикера[2].В заключении отметим, что модернизация российской экономики начинается с модернизации образовательных процессов, требующих применения инновационных технологий, к которым по праву можно отнести одну из перспективных форм проведениястуденческих научных конференций –«Научные дебаты».
Ссылки на источники1.Светенко Т.В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л.Дебаты: учебнометодический комплект. –М.: Издво «Бонфи», 2001. –296с.2.РиэрдонБ. Толерантность –дорога к миру. –М.: Издво «Бонфи», 2001. –304с.
TemjakovaTatyana,PhD in Economics, associate professor of management and marketing department,Saratov State University, Saratovtemyakova@yandex.ruUstinovaNatalya,PhD in Economics, consultant of modernization of system of obligatory health insurance department, Territorial fund of obligatory health insurance of the Saratov region, Saratovnv_ustinova@mail.ruTechnology "Parliamentary debate" in higher education.Abstract. This articledeals with the educational technology “Parliamentary debate”. The analysis of the basic formats, e.g. “Classical debate”, "Express debate", “Modified debate” that found wide application on the seminars in student's groups, allows to single out a format “Scientific debate” that topical for a holding of student's scientific conference. In the article are described the rules and the conditions of conference, the features of refereeing, the recommendations to students.Keywords: parliamentary debate, classical debate, express debate, modified debate, scientific debate.