Влияние социокультурного комплекса на развитие и становление личности ребенка в условиях внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бруева
Е.
А. Влияние социокультурного комплекса на развитие и становление личности ребенка в условиях внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 1 (январь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13013.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам преобразования образования и воспитания подрастающего поколения в сельской местности. Автор знакомит с разработанным и уже действующим проектом создания единого социокультурного комплекса на селе, центром которого является школа.
Ключевые слова:
социокультурный комплекс, социальные партнеры, социально-педагогическая система, становление личности
Текст статьи
Бруева Екатерина Анатольевна,заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики МБОУ «Дорогощанская СОШ», с. Дорогощь Белгородской областиbrueva1968@mail.ru
Влияние социокультурного комплекса на развитие и становление личности ребенка в условиях внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы
Аннотация.Статья посвящена вопросам преобразования образования и воспитания подрастающего поколения в сельской местности. Автор знакомит с разработанным и уже действующим проектом создания единого социокультурного комплекса на селе, центром которого является школа.Ключевые слова:социокультурный комплекс, социальные партнеры, социальнопедагогическая система, становление личности.
Изменения, происходящие в социальноэкономическом устройстве России с начала 90х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренную его модернизацию. При этом потребность в структурном изменении приводит к необходимости смены его целей. Целевыми ориентирами постепенно становятся: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; практика социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры; превращение образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами[1, с.24].Потребность сельского сообщества в коренных преобразованиях обусловила необходимость поиска новых путей и подходов к решению всей совокупности проблем образования на селе. Инновационный поиск концепций развития сельских учреждений образования в начале XXIвека становится интенсивнее, что обусловлено возрастающей потребностью современного сельского социума в качественных образовательных услугах, возрастающей в последние годы функцией сельской школы как центра сохранения и развития сельского социума [2, с.1].Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.Поэтому школа, как образовательное учреждение, является центром для решения многих задач, связанных с данной проблемой.Для сельского образовательного учреждения актуальным является ближайшее социокультурное пространство, спецификой которого определяется миссия учебного заведения, содержание образования, система субъектсубъектных,социальноценностных отношений внутри учебного заведения. Для социокультурного пространства сельского образовательного учреждения имеют значение народные и национальные традиции в области педагогики, медицины, культуры, которые сложились в определенном пункте, культурный и образовательный уровень населения, историческая основа его создания, т.е. все факторы, которые влияют на процесс становления личности.Общие особенности менталитета жителей сельской местности заключаются в следующем: социокультурнаясреда села более консервативна, постоянна и традиционна, вследствие этого родители, односельчане осуществляют большое влияние на воспитание детей; в селе в большей мере, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе; у детей значительно раньше формируется уважение к семейной традиции, к старшим, к людям труда, стремление к осуществлению взаимопомощи, опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера; сельское природное окружение приближено к людям, оно включено в жизнь и быт людей, сельский школьник воспринимает природу как естественную среду пребывания.В соответствии с моделью социокультурного комплекса образовательное учреждение расширяет нишу, которую оно занимает в социокультурномпространстве села, путем обогащения спектра образовательных и культурных услуг для населения, заключения соглашений с другими субъектами (клубы, центры, учебные заведения, общественные организации и т.п.), оцениванияусловий внешнего социокультурного пространства участниками образовательного процесса внутри организации. В начале эксперимента по созданию единого социокультурного комплекса необходимо определить ряд первостепенных задач.1.Разработать и начать апробацию нормативноправовых и организационнометодических основ функционирования социокультурного комплекса.2.Создать координационный совет как коллегиальный орган управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса.3.Разработать и заключить договора с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного комплекса.4.Выявить культурнообразовательные ресурсы партнеров.5.Образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними настроены действенные информационные потоки.6.Распределить круг обязанностей, который предусматривает при сохранении полного разнообразия субъектов социокультурного пространства их направленность на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан.7.Определить уровень формирования социокультурной нормы. Образовательные учреждения договариваются об общих социальноценностных критериях оценки эффективности собственной деятельности в социокультурном пространстве села (к примеру, культурный уровень, патриотизм, ценностное отношение воспитанников к месту жительства).Главной функцией социокультурного пространства, как это отмечалось выше, является создание совокупности условий для развития личности, сотворчество участников образовательного и воспитательного процесса –учителей, учеников, родителей, работников культуры, медицины, сферы обслуживания и производственной сферы, основу которого составляет общее участие в определении цели, совместная деятельность, субъектсубъектные взаимоотношения, нестандартность действий.Для проведения эксперимента по созданию единого социокультурного комплекса на селе и отработки модели создана экспериментальная площадка в нашей школе (МБОУ «Дорогощанская СОШ» Грайворонского района Белгородской области).За первый год определены направления работы каждого структурного подразделения поселения, проведены семинары и определены предполагаемые действия.Реализовать программу совместных действий по формированию культурнообразовательного пространства: «Воспитание подрастающего поколения в современных условиях сетевого взаимодействия сельских поселений».2.Обновить содержание воспитания путем интегрированного обучения, профилизации и технологизации обучения.3.Предоставить каждому ребенку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможности реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе реализации образовательных и воспитательных программ субъекта социума.4.Заполнить индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности. В сентябре каждый классный руководитель должен заполнить эту карту. Причем организацию внеурочной деятельности необходимо планировать с учетом ресурсов социума (информационных, кадровых, материальных и т.д.).В большей мере это коснется учреждений культуры. Возможно, необходимо будет пересмотреть и расписание работы действующих клубных объединений и кружков. Составить и согласовать совместный план занятий с детьми.5.При реализации внеурочной деятельности рекомендуется использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Финансирование как за счет внебюджетных источников, за счет выделения образовательным учреждением на основе ставок педагогов дополнительного образования, а также за счет программного и стимулирующего бюджетного финансирования.6.Разработать образовательные программы всем субъектам социума, в которых будут учтены образовательные запросы детей и родителей. При таком уровне взаимодействия сеть обеспечит реализацию индивидуальной образовательной и воспитательной программы: учащийся сочетает обучение в разных типахучебных заведений основного и дополнительного образования, организация профориентации и досуга обеспечивается различными предприятиями, культурными учреждениями, иным словом, субъектами социума, имеющимися на территории данного поселения.Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению –стратегическая цель современной школы. Концептуальная программа развития школы строится исходя из предназначения, целей и задач муниципального образовательного учреждения. Мы хотим видеть школу, которая при участии местного сообщества будет учить наших детей решать задачи, которые перед нами ставит жизнь, и создавать возможные пути построениясвоего будущего и будущего России.Сельский социокультурный комплекс –социальнопедагогическая система, нацеленная на создание условий для становления и развития образованной, творческой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.Воспитание и образование в школе не должно быть оторвано от социальных процессов, а, напротив, должно быть органично включено в него. Выделены основные результаты воспитания, ключевые воспитательные задачи. Их содержаниеотражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура [3].Это многофункциональная образовательная система, основой которой является сельская школа, имеющая широкие социальные связи с внешней средой –учреждениями, организациями, жителями сельского поселения.Это воспитательное пространство является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников, так как развитие и становление личности каждого ребенка не может быть оторвано от сельского сообщества. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами, и эта связь влияет на формирование его мировоззрения, интеллектуальной, духовнонравственной и физической культуры. А воспитательный потенциал сельской школы как единственногообразовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессиональнопедагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущейсилы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социальнокультурного и духовнонравственного развития села.В социальнокультурном комплексе школа выполняет такие функции, каккультурнопросветительскую(просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни);информационноконсультативную(обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям);организационнопедагогическую (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности ребенка) [4, с.63].В организации деятельности нашей школы приоритетным стало:–развитие многообразных форм совместной деятельности школы с сельхозпредприятием «Агроинвест», школы и СМДК, школы и отделением сбербанка, школы и почты и т.д. Систематически проводятся для учащихся старшего звена встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.–создание на базе школы различных центров –социокультурного, дополнительного образования детей и взрослых, социальнопедагогического и других.На базе школы созданы и действуют центр школы и семьи, центр досуговой деятельности, клуб по интересам, спортивнооздоровительный центр. Центр школы и семьи работает по программе «СемьЯ». В рамках программы проводятся коллективные творческие дела: ярмарки, праздничные огоньки, концерты; семейные спортивные соревнования; творческие мастерские. В центре досуговой деятельности разработан план совместных мероприятий с СМДК, в который включены тематические дискотеки и творческие конкурсы. Клуб по интересам объединил детей и учителей, занимающихся моделированием и конструированием одежды, художественной росписью по ткани, вязанием. Эффективно работает спортивнооздоровительный центр: занятия втренажерном зале, работа волейбольной секции, спортивные соревнования по хоккею, дружеские встречисоревнования по волейболу, баскетболу с командами школ района, однодневные туристические походы на природу в учебный период, летние туристические походы;–взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования детей, учреждениями культуры, физкультуры и спорта. Школа поддерживает тесную связь с ДЮСШ, детской школой искусств №1, станцией юных натуралистов, отделом молодежи, духовнопросветительским центром, краеведческим музеем. На договорной основе в школе работают специалисты этих учреждений.
Рис. 1.Схема социокультурного комплекса сельского поселенияТаблица 1План работы в рамках проекта «Воспитание подрастающего поколения в современных условиях социокультурного сетевого взаимодействия сельских поселений» в МБОУ «Дорогощанская СОШ» в 2012–2013 учебном году
№МероприятиеСрокиОтветственныеСентябрь1
Праздник «День знаний»(торжественная линейка; игровая программа для детей и родителей «Первый раз в первый класс»)1 сентябряШкола,СМДК,настоятель Дмириевского храма2
Акция «Здравствуй, школа!»До 5 сентябряШкола3
Экскурсия в ООО «Агроинвест» (8–9 классы)14сентябряШкола4
Праздник «Осень в гости к нам пришла»20–22сентябряШкола, СМДК5
Беседа «Профилактическая витаминизация. Мед и молоко в питании»28сентябряФАП6
Открытый классный час «Отечественная война 1812 года»На 4йнеделеШкола7
Субботники В течениемесяцаШкола, администрация поселения,СМДК8
Трудовые десантыВтечение месяцаШколаРайонный центр семьиДуховнопросветительский центр районаДмитриевский храмРайонный дворец детского творчестваДетский садСтанция юннатовКраеведческий музейООО «Агроинвест», др.предприятияМузыкальная школаДомкультуры(СМДК)СельскаябиблиотекаШкола
Влияние социокультурного комплекса на развитие и становление личности ребенка в условиях внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы
Аннотация.Статья посвящена вопросам преобразования образования и воспитания подрастающего поколения в сельской местности. Автор знакомит с разработанным и уже действующим проектом создания единого социокультурного комплекса на селе, центром которого является школа.Ключевые слова:социокультурный комплекс, социальные партнеры, социальнопедагогическая система, становление личности.
Изменения, происходящие в социальноэкономическом устройстве России с начала 90х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренную его модернизацию. При этом потребность в структурном изменении приводит к необходимости смены его целей. Целевыми ориентирами постепенно становятся: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; практика социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры; превращение образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами[1, с.24].Потребность сельского сообщества в коренных преобразованиях обусловила необходимость поиска новых путей и подходов к решению всей совокупности проблем образования на селе. Инновационный поиск концепций развития сельских учреждений образования в начале XXIвека становится интенсивнее, что обусловлено возрастающей потребностью современного сельского социума в качественных образовательных услугах, возрастающей в последние годы функцией сельской школы как центра сохранения и развития сельского социума [2, с.1].Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.Поэтому школа, как образовательное учреждение, является центром для решения многих задач, связанных с данной проблемой.Для сельского образовательного учреждения актуальным является ближайшее социокультурное пространство, спецификой которого определяется миссия учебного заведения, содержание образования, система субъектсубъектных,социальноценностных отношений внутри учебного заведения. Для социокультурного пространства сельского образовательного учреждения имеют значение народные и национальные традиции в области педагогики, медицины, культуры, которые сложились в определенном пункте, культурный и образовательный уровень населения, историческая основа его создания, т.е. все факторы, которые влияют на процесс становления личности.Общие особенности менталитета жителей сельской местности заключаются в следующем: социокультурнаясреда села более консервативна, постоянна и традиционна, вследствие этого родители, односельчане осуществляют большое влияние на воспитание детей; в селе в большей мере, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе; у детей значительно раньше формируется уважение к семейной традиции, к старшим, к людям труда, стремление к осуществлению взаимопомощи, опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера; сельское природное окружение приближено к людям, оно включено в жизнь и быт людей, сельский школьник воспринимает природу как естественную среду пребывания.В соответствии с моделью социокультурного комплекса образовательное учреждение расширяет нишу, которую оно занимает в социокультурномпространстве села, путем обогащения спектра образовательных и культурных услуг для населения, заключения соглашений с другими субъектами (клубы, центры, учебные заведения, общественные организации и т.п.), оцениванияусловий внешнего социокультурного пространства участниками образовательного процесса внутри организации. В начале эксперимента по созданию единого социокультурного комплекса необходимо определить ряд первостепенных задач.1.Разработать и начать апробацию нормативноправовых и организационнометодических основ функционирования социокультурного комплекса.2.Создать координационный совет как коллегиальный орган управления жизнедеятельностью социокультурного комплекса.3.Разработать и заключить договора с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного комплекса.4.Выявить культурнообразовательные ресурсы партнеров.5.Образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними настроены действенные информационные потоки.6.Распределить круг обязанностей, который предусматривает при сохранении полного разнообразия субъектов социокультурного пространства их направленность на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан.7.Определить уровень формирования социокультурной нормы. Образовательные учреждения договариваются об общих социальноценностных критериях оценки эффективности собственной деятельности в социокультурном пространстве села (к примеру, культурный уровень, патриотизм, ценностное отношение воспитанников к месту жительства).Главной функцией социокультурного пространства, как это отмечалось выше, является создание совокупности условий для развития личности, сотворчество участников образовательного и воспитательного процесса –учителей, учеников, родителей, работников культуры, медицины, сферы обслуживания и производственной сферы, основу которого составляет общее участие в определении цели, совместная деятельность, субъектсубъектные взаимоотношения, нестандартность действий.Для проведения эксперимента по созданию единого социокультурного комплекса на селе и отработки модели создана экспериментальная площадка в нашей школе (МБОУ «Дорогощанская СОШ» Грайворонского района Белгородской области).За первый год определены направления работы каждого структурного подразделения поселения, проведены семинары и определены предполагаемые действия.Реализовать программу совместных действий по формированию культурнообразовательного пространства: «Воспитание подрастающего поколения в современных условиях сетевого взаимодействия сельских поселений».2.Обновить содержание воспитания путем интегрированного обучения, профилизации и технологизации обучения.3.Предоставить каждому ребенку, исходя из его способностей, потребностей и интересов, возможности реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе реализации образовательных и воспитательных программ субъекта социума.4.Заполнить индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности. В сентябре каждый классный руководитель должен заполнить эту карту. Причем организацию внеурочной деятельности необходимо планировать с учетом ресурсов социума (информационных, кадровых, материальных и т.д.).В большей мере это коснется учреждений культуры. Возможно, необходимо будет пересмотреть и расписание работы действующих клубных объединений и кружков. Составить и согласовать совместный план занятий с детьми.5.При реализации внеурочной деятельности рекомендуется использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Финансирование как за счет внебюджетных источников, за счет выделения образовательным учреждением на основе ставок педагогов дополнительного образования, а также за счет программного и стимулирующего бюджетного финансирования.6.Разработать образовательные программы всем субъектам социума, в которых будут учтены образовательные запросы детей и родителей. При таком уровне взаимодействия сеть обеспечит реализацию индивидуальной образовательной и воспитательной программы: учащийся сочетает обучение в разных типахучебных заведений основного и дополнительного образования, организация профориентации и досуга обеспечивается различными предприятиями, культурными учреждениями, иным словом, субъектами социума, имеющимися на территории данного поселения.Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению –стратегическая цель современной школы. Концептуальная программа развития школы строится исходя из предназначения, целей и задач муниципального образовательного учреждения. Мы хотим видеть школу, которая при участии местного сообщества будет учить наших детей решать задачи, которые перед нами ставит жизнь, и создавать возможные пути построениясвоего будущего и будущего России.Сельский социокультурный комплекс –социальнопедагогическая система, нацеленная на создание условий для становления и развития образованной, творческой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.Воспитание и образование в школе не должно быть оторвано от социальных процессов, а, напротив, должно быть органично включено в него. Выделены основные результаты воспитания, ключевые воспитательные задачи. Их содержаниеотражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура [3].Это многофункциональная образовательная система, основой которой является сельская школа, имеющая широкие социальные связи с внешней средой –учреждениями, организациями, жителями сельского поселения.Это воспитательное пространство является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников, так как развитие и становление личности каждого ребенка не может быть оторвано от сельского сообщества. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами, и эта связь влияет на формирование его мировоззрения, интеллектуальной, духовнонравственной и физической культуры. А воспитательный потенциал сельской школы как единственногообразовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессиональнопедагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущейсилы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социальнокультурного и духовнонравственного развития села.В социальнокультурном комплексе школа выполняет такие функции, каккультурнопросветительскую(просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни);информационноконсультативную(обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям);организационнопедагогическую (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности ребенка) [4, с.63].В организации деятельности нашей школы приоритетным стало:–развитие многообразных форм совместной деятельности школы с сельхозпредприятием «Агроинвест», школы и СМДК, школы и отделением сбербанка, школы и почты и т.д. Систематически проводятся для учащихся старшего звена встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.–создание на базе школы различных центров –социокультурного, дополнительного образования детей и взрослых, социальнопедагогического и других.На базе школы созданы и действуют центр школы и семьи, центр досуговой деятельности, клуб по интересам, спортивнооздоровительный центр. Центр школы и семьи работает по программе «СемьЯ». В рамках программы проводятся коллективные творческие дела: ярмарки, праздничные огоньки, концерты; семейные спортивные соревнования; творческие мастерские. В центре досуговой деятельности разработан план совместных мероприятий с СМДК, в который включены тематические дискотеки и творческие конкурсы. Клуб по интересам объединил детей и учителей, занимающихся моделированием и конструированием одежды, художественной росписью по ткани, вязанием. Эффективно работает спортивнооздоровительный центр: занятия втренажерном зале, работа волейбольной секции, спортивные соревнования по хоккею, дружеские встречисоревнования по волейболу, баскетболу с командами школ района, однодневные туристические походы на природу в учебный период, летние туристические походы;–взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования детей, учреждениями культуры, физкультуры и спорта. Школа поддерживает тесную связь с ДЮСШ, детской школой искусств №1, станцией юных натуралистов, отделом молодежи, духовнопросветительским центром, краеведческим музеем. На договорной основе в школе работают специалисты этих учреждений.
Рис. 1.Схема социокультурного комплекса сельского поселенияТаблица 1План работы в рамках проекта «Воспитание подрастающего поколения в современных условиях социокультурного сетевого взаимодействия сельских поселений» в МБОУ «Дорогощанская СОШ» в 2012–2013 учебном году
№МероприятиеСрокиОтветственныеСентябрь1
Праздник «День знаний»(торжественная линейка; игровая программа для детей и родителей «Первый раз в первый класс»)1 сентябряШкола,СМДК,настоятель Дмириевского храма2
Акция «Здравствуй, школа!»До 5 сентябряШкола3
Экскурсия в ООО «Агроинвест» (8–9 классы)14сентябряШкола4
Праздник «Осень в гости к нам пришла»20–22сентябряШкола, СМДК5
Беседа «Профилактическая витаминизация. Мед и молоко в питании»28сентябряФАП6
Открытый классный час «Отечественная война 1812 года»На 4йнеделеШкола7
Субботники В течениемесяцаШкола, администрация поселения,СМДК8
Трудовые десантыВтечение месяцаШколаРайонный центр семьиДуховнопросветительский центр районаДмитриевский храмРайонный дворец детского творчестваДетский садСтанция юннатовКраеведческий музейООО «Агроинвест», др.предприятияМузыкальная школаДомкультуры(СМДК)СельскаябиблиотекаШкола