Местная промышленность в условиях послевоенной реорганизации: на материалах Республики Татарстан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гапсаламов А. Р. Местная промышленность в условиях послевоенной реорганизации: на материалах Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13052.htm.
Аннотация. Большинство современных исследований по экономической истории посвящены вопросам общегосударственного развития, в то же время недостаточно работ, анализирующих развитие отдельных регионов, их отраслей, аппарата управления и др. Представленное исследование призвано отчасти восполнить данный пробел. В статье рассматриваются проблемы системы низовой промышленности Министерства местной промышленности Татарской АССР в послевоенный период и преобразования в системе управления, направленные на их устранение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гапсаламов Алмаз Рафисович,кандидат экономических наук, доцент кафедры права и экономики ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. ЕлабугаGapsalamov@yandex.ru

Местная промышленность в условиях послевоенной реорганизации: на материалах Республики Татарстан1

Аннотация.Большинство современных исследований по экономической истории посвящены вопросам общегосударственного развития, в тоже время недостаточно работ, анализирующих развитие отдельных регионов, их отраслей, аппарата управления и др. Представленное исследованиепризвано отчасти восполнить данный пробел. В статье рассматриваются проблемы системы низовой промышленности Министерства местной промышленностиТатарской АССР в послевоенный период и преобразования в системе управления, направленные на их устранение.Ключевые слова:СССР, Республика Татарстан, Татарская АССР, промышленность, управление, Министерство местной промышленности ТАССР

Послевоенный период в истории экономики Республики Татарстан характеризовался временем мощного подъема промышленности. По нашему мнению не последнюю роль в этом сыграли хорошо проведенные организационные мероприятия в системе управления. Изза большого объема информации по данному периоду мы не ставим целью их подробного анализа. В данной статье нами будет рассмотрены преобразования, проводившиеся в системе низовой промышленности Министерства местной промышленностиТатарской АССР (ММП ТАССР), приведшие в последующем к подъему ряда отраслей. Промышленность Татарской АССР в послевоенное время была представлена несколькими министерствами и управлениями, среди которых особое место отводилось Министерству местной промышленности. На период окончание войны Министерство местной промышленности ТАССР представляло собой отраслевой орган, со значительным количеством предприятий в него входящих,которые были ориентированы на производство товаров повседневного спроса, от работы которых зависела обеспеченность населения необходимой продукцией. В этой связи сразу по окончании войны начались мероприятия по оптимизации структуры министерства. Правда, как показал опыт первых нескольких лет реформ, к существенным положительным результатам эти действия не приводили. Причинами плохой работы министерства являлись:сокращение численности рабочего персонала; недостаточное руководство и контроль со стороны министерств и райисполкомов;частая смена руководящих кадров (только в 1947 годув райпромкомбинатах сменилось 35 человек директоров, причем в некоторых комбинатах директора менялись два и более раз за год); 1Статья осуществлена в рамках научноисследовательского проекта № 120631172«Реформы системы управления промышленностью СССР и их проведение на региональном уровне (на примере Республики Татарстан)» конкурса «Мой первый грант», проводимого Российским фондом фундаментальных исследований в 2012–2013 годах.руководство министерств совершенно недостаточнооказывало техническую и организационную помощь предприятиям, исключительно плохо организовывало дело снабжения предприятий сырьем и материалами при наличии больших возможностей в использовании отходов государственной промышленности, не обеспечивало потребностей в них районных предприятий;часть исполкомов райсоветов (Агрызский, Азнакаевский, Арский, Бавлинский, Буденовский, Высокогорский, Заинский, Корноуховский, Нурлатский и др.) недостаточно хорошо осуществляли проверку выполнения плана предприятиями, особенно по качественным показателям (снижение себестоимости, выполнение плана накоплений и т.д.) и не оказывали помощи отстающим производствам;не было организовано внутрисменного снабжения,не обеспечена реализация сырья и материалов по нарядам Госплана ТАССР для обеспечения бесперебойной работы предприятий. Так, при недостаточной технической оснащенности областных предприятий план капитальных работ ММП ТАССР в размере 1650 тыс. рублей был выполнен только на 63%. Из выделенных Госстрахом ссуд в сумме 500 тыс. рублей на строительство 6 черепичных заводов в 1947 годубыло освоено только 180 тыс. рублей[1, д. 909, л.53].Ко всему прочему,в течение ряда послевоенных лет районная промышленность не получала необходимых лимитов капитальных работ и ее развитие шло почти исключительно за счет централизованного фонда развития районной промышленности. В связи с этим только 21 райпромкомбинат из 72 имел собственные производственные помещения, остальные работали в арендованных, совершенно неприспособленных для производственной деятельности. В тех случаях, когда даже осуществлялось вливание дополнительных финансовых средств, оно приносило низкую отдачу. Так, райпромкомбинатами Министерства местной промышленности Татарской АССР за период с 1946 по 1948 годыбыло освоено 7,5 млн. рублей капиталовложений и установлено значительное количество энергетического и технологического оборудования. Основные фонды предприятий были увеличены в 2 раза, при том, что выпуск валовой продукции в 1948 годупо сравнению с 1945 годомвозрос всего лишь на 5,2%.Резкое отставание темпов выпуска валовой продукции от роста основных фондов объяснялась медленным вводом в эксплуатацию оборудования, крайне неудовлетворительным использованием работающего оборудования, а также отсутствием контроля со стороны министерства за правильным использованием райпромкомбинатами средств, отпущенных на капитальное строительство.К этому еще и добавлялось то, что некоторые руководители завышали реальные показатели выполнения планов. В 1947 годупри проверке артелейпромысловой кооперации г. Казани в 7 из них было установлено завышение отчетов по выполнению плана на общую сумму в 4,6 млн. рублей, или на 23,5%к фактическому выпуску; по 3 районным и городским промкомбинатах, из 4 проверенных, валовой выпуск продукциибыл завышен на 1005,4 тыс. рублей, или на 30,3%против фактического выпуска[2, д. 495, лл. 4546].В 1948 годуЗеленодольским горпромкомбинатом путем приписок были увеличены показатели на сумму 815,7 тыс. рублей, гармонной фабрикой –на 46,5 тыс. рублей, Бауманским райпромкомбинатом –на 54,6 тыс. рублей[3, д. 909, л.53об].За послевоенный период значительно возросло число неявок персонала на предприятия. В 1948 годутекучесть рабочей силы по предприятиям областного подчинения доходила до 61,6%. На некоторых предприятиях состав рабочих в течение года обновлялся полностью (Свердловский, Сталинский, Ленинский, Атнинский, Красноборский и другие райпромкомбинаты). Особенно большой процент текучести был на весоремонтном заводе (102%), леспромхозе (170%), по фабрике гармоний (58,3%), Елабужском механическом заводе (36,4%), Елабужском валеношорном комбинате (53,3%). В целом по Министерству местной промышленности ТАССР текучесть рабочей силы составляла 40,8%.Схожая ситуация была и в последующие годы. Так, текучесть рабочей силы в системе местной промышленности в 1949 годусоставляла около 40%, а по отдельным предприятиям еще больше (в Свияжской валенной фабрике –72%, по Тетюшскому райпромкомбинату –69%, по Чистопольскому горпромкомбинату –68%, по инструментальному заводу –62%). Часть предприятий не обеспечивали работу по улучшению качества изделий, отдельные предприятия продолжали выпускать продукцию без утвержденных технических условий (Сабинский и Кукморский райпромкомбинаты), технический контроль в сельских райпромкомбинатах практически полностью отсутствовал. Оборудование на ряде предприятий использовалось неудовлетворительно. В Дзержинском райпромкомбинате деревообрабатывающие станки использовались на 20%, на инструментальном оборудовании –на 40%. На предприятиях не был установлен полный контроль за использованием сырья, материалов и топлива: в Кукморском райпромкомбинате на 3060%, в Сабинском райпромкомбинате пиломатериалы расходовались на производство вообще без учета.Все это обусловило организационные мероприятия по сокращению или увеличению предприятий, и имеющих цель оптимизировать работу местной промышленности.К 1947 годув составе министерства насчитывалось 89 предприятий. Из них: 1)по промышленности районного подчинения: а) Управление местной Казанской городской промышленности (Горместпром) в составе 7 райпромкомбинатов (по числу районов г. Казани) и 2 фабрик –швейнотрикотажной и головных уборов; б) 70 рай(гор)промкомбинатов, расположенных в районах Татарской АССР и 2х горпромкомбинатов (в Чистополе и Зеленодольске); 2) по промышленности областного подчинения: 1 комбинат, 3 завода, 2 фабрики, фотоиздат и Мамадышский леспромхоз. Параллельно, в системе ММПТАССР было 9 райпищекомбинатов[4, д.1032,л. 260].Конверсия военного производства привела к тому, что уже в следующем году министерству было передано Министерством авиационной промышленности СССР одно валенообувное предприятие[5, д. 909, л.165].Далее, на основании решения Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР из состава промышленности районного подчинения выбыли 2 райпромкомбината (Муслюмовский и Теньковский). В результате, к 1 ноября 1949 годачислилось: а) 77 промкомбинатов, подчиненных рай(гор)исполкомам Советов депутатов трудящихся, из них сельских –68 и 1 в г. Казани; б) 4 предприятия городского подчинения в г. Казани; в) 7 предприятий республиканского подчинения, из них 3 в г.Казани [6, д. 1038, л. 1].В начале 1950х годовв связи с реорганизацией министерской структуры преобразования в низовой промышленности ускорились.В 1950 годупроизошло слияние нескольких предприятий. Так, Мамадышский леспромхоз был включен в состав Мамадышского райпромкомбината, Елабужский валеношорный комбинат включен в состав Свияжской валенообувной фабрики. На 1 января 1951 годав системе Министерства местной промышленности Татарской АССР числилось 86 предприятий и промкомбинатов, в том числе: в промышленности республиканского подчинения 5 (из них 3 в г.Казани и 2 –в районах), в промышленности районного подчинения –81 (в г.Казани –11 и в сельской местности –70[7, д. 1175,л. 1].В течение следующего года последовала новая волна перестановок. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе ТАССР было образовано 2 области: Казанская и Чистопольская. При них было создано 2 облместпрома. Таким образом, в число промышленности районного подчинения вошло 11 предприятий и райпромкомбинатов, объединяемых Управлением местной промышленности при исполкоме Казанского городского совета депутатов трудящихся, 37 –промкомбината, объединяемых отделом местной промышленности при исполкоме Казанского областного совета депутатов трудящихся (36 райпромкомбинатов и 1 горпромкомбинат) и 32 промкомбинатов, объединяемых отделом местной промышленности при исполкоме Чистопольского областного совета депутатов трудящихся (32 райпромкомбината и 1 горпромкомбинат)[8, д.1456, лл. 270, 270об].На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1952 годаза № 119/169 и Распоряжения Совета Министров ТАССР от 2 августа 1952 года за №592р, 4 кирпичных завода при Акташском,НовоПисьмянском, Альметьевском, Верхнеуслонском заводах были переданы Министерству внутренних дел СССР[9, д. 1455, лл. 197, 200].В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 14 октября 1954 года, Совета Министров ТАССР и бюро Обкома КПСС за № 606 от 27 октября 1954 года, в дополнении к одобренным 28 июля 1954 годаСоветом Министров ТАССР мероприятиям по сокращению административноуправленческого аппарата, стали проводиться следующие мероприятия:объединение маломощных райпромкомбинатов и контор по снабжению и сбыту;сокращение административноуправленческого аппарата райпромкомбинатов и контор по снабжению и сбыту;упразднение Управлениий городской местной промышленности[10, д.1773,лл. 16, 19, 23].Укрупнение маломощных райпромкомбинатов, имеющих незначительный объем выпуска, с однородными производствами должно было позволить улучшить организацию производственных процессов и механизировать их, увеличить выпуск изделий народного потребления, снизить себестоимость продукции и т.д. Ко всему этому, предприятия должны были перейти на узкую специализацию. В результате, 4 предприятия районного подчинения (швейнотрикотажная фабрика, инструментальный завод, фабрика головных уборов и галантерейная фабрика), имевших объем по выпуску валовой продукции от 5 до 20 млн. рублей, были переведены в республиканское подчинение, в непосредственное ведение Министерства местной промышленности ТАССР. В результате этих перестановок в составе Казгорместпрома осталось лишь 5 райпромкомбинатов (в 1954 годубыли слиты также Сталинский и Кировский райпромкомбинаты), что привело к тому, что содержать аппарат Казгорместпрома в составе 10 человек стало экономически невыгодным[11, д. 1773, лл. 18, 21, 25].

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1954 года«Об упразднении Мортовского, Матвеевского и Корноуховского райпромкомбинатов» было решено объединить на правах цехов Мортовский райпромкомбинат с Елабужским райпромкомбинатом и Матвеевский райпромкомбинат с Мензелинским гортопом Управления топливной промышленности при Совете Министров ТАССР. Корноуховский райпромкомбинат сохранялся, но переименовывался в РыбноСлободский райпромкомбинат[12, д. 1706, л. 38].В 1955–1956 годахпоследовала новая череда преобразований: предприятия промысловой кооперации, занятые производством музыкальных инструментов были переданы в ведение ММП РСФСР, предприятия Татпромсовета были переданы Министерству местной промышленности. В завершении следует отметить, что в послевоенное десятилетие система управления промышленности находилась в постоянном поиске наиболее оптимальных форм. И если в конце 1940х годовперестановки в аппарате управления республиканской промышленностью проводились выборочно и были направлены лишь на восстановление отраслевого баланса, то первая половина 1950х годовстала временем широкомасштабных, в некоторых случаях даже хаотичных перестановок, связанных с поиском механизмов увеличения валовых показателей. При этом реорганизациям подвергались как отраслевые органы управления, так и непосредственно предприятия.

Ссылки на источники1.Национальный архив Республики Татарстан.Ф.Р3049. Оп.5. 2.Национальный архив Республики Татарстан.Ф.Р128. Оп.2. 3.Национальный архив Республики Татарстан. Ф.Р3049. Оп.5.4.Национальный архив Республики Татарстан.Ф.Р6292. Оп.1. 5.Национальный архив Республики Татарстан. Ф.Р3049. Оп.5.6.Там же.7.Там же.8.Там же.9.Там же.10.Там же.11.Там же.12.Там же.

Gapsalamov Almaz,PhD, Associate Professor of Law and Economics Kazan (Volga) Federal University, YelabugaGapsalamov@yandex.ruLocal industry in the postwar reorganization: on the materials of the Republic of TatarstanAbstract. Most current research in economic history devoted to issues of national development, at the same time is not enough work, analyzing the development of some regions, their branches, administrative staff, etc. The present study aims to partially fill the gap. The problems of the system downstream industry of the Ministry of Local Industry of the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic in the postwar period and the changes in the management system, aimed at their elimination.Keywords:Soviet Union, the Republic of Tatarstan, Tatar ASSR, industry, government, Ministry of Local Industry of Tatarstan.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»