Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Канафина
А.
С.,
Кулагина
Н.
В. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 3 (март). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13051.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию понятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных учителей. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологической культуры учителей общеобразовательных школ.
Текст статьи
Кулагина Наталия Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной работы БерезниковскогофилиалаФГБОУ ВПО «Пермский государственный научноисследовательский университет», г.Березникиnatkulagina@inbox.ru
Канафина Анастасия Сергеевна,студентка VI курса кафедры психологии и социальной работы БерезниковскогофилиалаФГБОУ ВПО «Пермский государственный научноисследовательский университет», г.Березники
Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя
Аннотация. Статья посвященаописаниюпонятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных учителей. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологической культуры учителей общеобразовательных школ. Ключевые слова: психологическая культура личности, саморегуляция, рефлексия.
Происходящие в современном обществе социальноэкономические перемены оказывают заметное влияние на качество и результат профессиональной деятельности представителей тех профессий, деятельность которых связана с включением человека в социальную жизнь общества, устранением внешних и внутренних противоречий между личностью и социальным окружением.На наш взгляд, самыми яркими представителями таких профессий являются работники системы образования. Именно поэтому современные учителя должны быть нетолько профессионально, но и в первую очередь,личностно готовы к самореализации в профессиональной деятельности. Очевидно, что современное общество предъявляет к личности и профессиональной деятельности педагогов высокие требования. На сегодняшний деньконкурентоспособным ресурсом деятельности представителей этой профессии являются не только специальные профессиональные знания и умения. Не менее важной составляющей, обеспечивающей профессиональную успешность современных учителей, является уровень сформированности их профессиональной и психологической культуры. Что же в современной науке понимается под феноменом «психологическая культура личности»? О.И.Мотков даёт такое определение:«Психологическая культура –это интегральная характеристика личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. Выражается она, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития»[1]. А.А. Бодалёв утверждает, что основные значения психологической культуры личности можно свести к трём элементам: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям [2].Таким образом, психологическая культура личности–это многомерное психологическое явление, это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, выступающий регулятором поведения человека. Рассматриваемое явление не является теоретической абстракцией, виртуальным идеалом. Наиболее яркой, жизненной и конкретной манифестацией психологической культуры является феномен интеллигентного человека. Именно в психологической культуре человека проявляются его способности вписываться в окружающий мир, обеспечивать культуру поведения и культуру общения с окружающими, культуру профессионального поведения.По утверждению Н.Ю. Певзнер,психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности взаимосвязаны [3].С этим мнениемсолидарен А.Б.Орлов, который также утверждает, что психологическая культураучителявыступает в качестве фундаментального фактора, определяющего эффективность и оптимальность протекания развивающих процессов,так как предполагает культуру егоубеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе, и к учащимся [4].О.В.Пузикова указывает на ведущую роль психологической культуры в процессе профессиональной деятельности педагога, в процессе его профессиональной самоактуализации. Автор пишет: «психологическая культура является комплексным свойством личности и тесно взаимосвязана с параметрами самоактуализации личности педагога» [5].С.Н. Батраковaутверждает, что для выполнения своей миссии педагог, учительдолжен осознавать себя причастным к профессии, органично связанной с культурой, и уже в этом смысле считать себя «человеком культуры». Самосознание себя в качестве «человека культуры» –важная составляющая профессии педагога, непосредственно влияющая на процесс взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса [6]. По мнению Н.И.Лифинцевой, совершенная психологическая культура учителя является важнейшим созидательным фактором воздействия на духовный мир подрастающего поколения, поэтому «педагог, стремящийся по праву называться психологически культурным, помимо правил внешнего поведения и профессионального этикета, обязан досконально изучить, в том числе, и правила психогигиены и психопрофилактики. Без этих знаний не будет иметь возможности широко раскрыть свои общие и педагогические способности и ощутить полноту и богатство жизнедеятельности». Автором также называются компоненты психологической культуры учителя:–социально обусловленные культурные нормы и ценности, научнотеоретические, практические и обыденные психологические знания;–приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастнопсихических явлений, законов освоения действиями;–культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.[7].И.А.Зимняя пишет: «Особенности социокультурных процессов, происходящих в российском обществе, привели к обострению образовательных проблем, одна из которых не высокая эффективность педагогической деятельности, не удовлетворяющая возросшим требованиям к качеству современного общего, среднего и высшего профессионального образования. Современная ориентация на раскрытие потенциала человека, формирование мотивации достижения успеха, самостоятельности, ответственности предъявляет к личности и деятельности педагога, как к ведущему источнику социализации высокие требования. Актуальной становится проблема изучения психологической культуры как творческой преобразующей педагогической деятельности, обеспечивающей достижение вершин профессиональной самореализации» [8].Безусловно, влияниепсихологическойкультурыпедагогана личностный рост ребенка трудно переоценить. Ориентация на личность и ее развитие в современной системе образования потребует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а от профессиональных педагогов (воспитателя, учителя, преподавателя, руководителя образовательного учреждения) –соответствующего уровня психологической образованности и психологической компетентности. Это также потребует внесения психологической культуры в учебновоспитательный процесс, в атмосферу образовательной среды любого образовательного учреждения.К сожалению, сегодня профессиональная деятельность работников системы общего образования протекает на фоне очевидных проблем связанных междусобой (несмотря на государственные реформы в этой системе): невысокий престиж в обществе профессий учителя, острый «кадровый голод», отток квалифицированных кадров по причине достижения пенсионного возраста. А практика показывает, что учителям часто не хватает психологических знаний, глубокого понимания психологических условий своей работы, психологической готовности к ней как глубоко специфической, требующей особого отношения, особых знаний и собственного личностного роста, особенно ярко это стало проявляться в настоящее время, когда система общего образования перестраивается и переходит на обучение современных детей по образовательным стандартам нового поколения. Поэтому проблема психологической культуры личности учителя, связанная с повышением успешности их профессиональной деятельности, перестройкой профессионального самосознания в период изменений, происходящих в настоящее время в общем образовании, обусловливает необходимость проведения системных психологических исследований особенностей психологической культуры личности учителя.Исследования в этом направлении проводились и проводятся. Изучению психологической культуры личности в контексте профессиональной деятельности человека достаточно много внимания уделяли B.C. Библер, В.Е. Давидович, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.Б. Орлов, B.C. Степин, И.Ф. Харламов и др. Составляющие психологической культуры профессионала изучались В.М.Аллахвердовым, Н.В.Беляк, М.В.Ивановым. Однако,несмотря на то, что психологическая культура как феномен была подробноизучена и описана в российской психологии последних десятилетий анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Это актуализирует его дальнейшее теоретическое осмысление и эмпирическое изучение. Также авторами статьи сделан вывод о недостаточности практикоориентированных исследований в данном направлении. Опубликованных исследований по проблеме изучения психологической культуры учителей школ практически нет. Данноеисследование вносит свой вклад в эту работу. И целью статьи является представление результатов изучения особенностей психологической культуры учителей общеобразовательных школ было проведено исследование в котором приняли участие 200 учителей школ г. Соликамска и г.Березники Пермского края.Для изучения психологической культуры учителей были использованы: опросник «Психологическая культура личности» О.И.Моткова [9]; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Морсановой [10]; методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В.Карпова [11]. О том, что уровень саморегуляции поведения и уровень развития рефлексивности являются составляющими психологической культуры личности, указывают в своих работах такие учёные как И.А. Зимняя [12] и Л.Д.Дёмина [13]. Результаты представлены в таблицах (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1Показатели психологической культуры личности учителей(средние значения)
Показатели психологической культурыСила стремленияСила реализации1.К самоанализу3,753,982.К конструктивному общению4,554,213.К саморегуляции3,883,794.К творчеству4,074,135.К конструктивному ведению дел4,754,406.К саморазвитию4,794,547.Общая психологическая культура4,534,55
Ориентируясь на интерпретационные значения методики1, мы видим, что общая психологическая культура и её составляющие (показатели) находятся у учителей на достаточно высоком уровне, кроме показателей «стремлениеилиреализация самоанализа» и «стремлениеили реализация саморегуляции». Эти два показателя находятся на границе между средним и высоким уровнем. Некоторые выявленные различия между стремлением и реализацией к тому или иному виду деятельности незначительны.Таким образом, можно сделать вывод, что учителя склонны анализировать себя в контексте своей деятельности, процесс и результат своей деятельности, проявлять творческую активность и фантазию при выполнении своих профессиональных обязанностей. Им свойственна хорошая саморегуляциясвоих эмоций, действий и мыслей, у них развиты стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон в общении; характерно реалистическое планирование, и, как правило, доведение начатого дела до конца; они умеют своевременно отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, склонны работать достаточносистематично, а не импульсивно.Таблица 2 Уровень рефлексивности учителей
Уровень рефлексивностиПоказателиСреднее значениеВ%Низкий2,948Средний5,6267Высокий7,125
Исходя из интерпретационных значений методики2можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учителей (67%) личностная рефлексивность (т.е. процессы эмоционального и когнитивного контроля)находится на среднем уровне,т.е. им свойственно достаточно адекватное, критичное отношение к изменениям в межличностных отношениях и позволяет и сознательно вырабатывать эффективные способы исправления, компенсации допущенных ими ошибок.Коммуникативная и 1Интерпретационные значения методики: 1 –очень слабо; 2 –слабо; 3 –средне; 4 –высокий; 5 –очень высокий.2Интерпретационные значения методики: низкий уровень –меньше 4, средний –47, высокий –более 7.поведенческая гибкость достаточная для выстраивания комфортных межличностных заимоотношений.Учителям с высоким уровнем рефлексивности (25%) свойственно: высокая потребностью в познании, креативность, самостоятельность, высокая коммуникативная и поведенческая гибкость, стремление к преобразованию пространства жизнедеятельности.Среди учителей встречаются и личности с низким уровнем рефлексивности (9%). Такие личности характеризуются невысокой креативностью, импульсивностью, некоторую негибкость в общении.Таблица 3 Особенности саморегуляции поведения учителей(средние значения)
Показатели саморегуляции поведенияЗначение1.Планирование6,462.Моделирование4,603.Программирование5,754.Оценивание результатов6,985.Гибкость5,756.Самостоятельность4,927.Общий уровень саморегуляции30,3
Сравнительный анализ полученных результатов с интерпретационными значениями методики3позволяет заключить, что общая саморегуляция учителей, а также все её показатели находятся на среднем уровне,т.е. планирование, корректировка, анализ и оценка результатов своей деятельности производится. А средний уровень проявления такой составляющей саморегуляции, как гибкость, позволяет учителям при возникновении непредвиденных обстоятельств перестроить свои планы и своё поведение, адекватно среагировать на изменение событий и решить поставленную задачу. Обратим внимание на то, что результаты, полученные по методикам В.И.Моросановой и А.В.Карпова методики согласуются с результатами, полученными по методике О.И.Моткова (см. табл.1), где степень стремления респонденток к саморегуляции и самоанализу и их реализация также проявляются границе между средним и высоким уровнем.Обобщая результаты представленного исследования и выделяя особенности психологической культуры учителей общеобразовательных школ можно сделать вывод: несмотря на то, что общий уровень психологической культуры достаточно высокий, на высоком уровне развита способность к конструктивному общению и ведению дел, саморазвитию, творчеству, но такие важные компоненты психологической культуры, как личностная рефлексивность и саморегуляция поведения развиты на среднем уровне. Это, может затруднить качество и результативность профессионального труда учителя, учитывая, что в настоящее время в системе образования идут существенные реформы (переход на образовательные стандарты нового поколения), требующие изменения миссии учителя, изменения сознания учителя и его отношения к работе. Таким образом, полученные результаты могут быть использованы при планировании работы специалистов (методистов, психологов) по повышению у учителейуровня общей психологической культуры через развитие и саморазвитие её составляющих. 3Интерпретационные значения методики: низкий уровень –показатель меньше 3 (общий показатель меньше 23), средний –4–6 (общий показатель –24–32), высокий –7–8 (общий показатель –от 33).Ссылки на источники1.Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности»// Школьный психолог, 1999. –№15. –С. 8–9.2.БодалёвА.А. Психология общения. –М.: Издво «Институт практической психологии», 2004. –213 с.3.ПевзнерН.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. –Казань, 2007. –24 с. 4.Орлов А. Б. Проблемы перестройки психологопедагогической подготовки учителя. –URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011988/vp881016.htm.http://www/kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/5.Пузикова O.B. Психологическая культура как фактор самореализации личности (на примере личности учителя): автореф. дисс. … канд. психол. наук. –СПб., Хабаровск, 2003. –210 с. 6.БатраковаС. Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии.–2002. –№2. –С.148–158.7.Лифинцева Н.И. Формирование профессиональнопсихологическойкультуры учителя. –Курск: Издат. центр «ЮМЭКС», 2000. –204 с. 8.Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.–М.: Исслед. центр, 2000. –67 с. 9.Мотков О. И. Указ. соч.10.Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. –М.: КогитоЦентр, 2004. –44 с.11.Карпов А. В.Рефлексивность какпсихическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. –2003. –Т. 24,№ 5.–С.45–57.12.Зимняя И.А. Указ. соч.13.ДеминаЛ.Д.,ЛужбинаН.А., Ральникова И.А.О психологической культуре педагогапрофессионала // Педагогическое образование в современном классическом университете России: Сборник материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета. –Барнаул, 2003. –С.34–65.
Kulagina Natalia,A bachelor of psychological science, a docent of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU)natkulagina@inbox.ruKanafina Anastasia,A 6 year student of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU)The Psychological culture as a component of professional culture of a teacherAbstract.The article is deroted to a description of «the psychological culture of the person» and his role in provision with the professional success of modern teachers. In the article the results of empiriotic research according to the peculiarities of the psychological culture of compresensive school teachers are presented.Keywords:psychological culture of a person, self regulation, reflrction.
Рекомендовано к публикации: ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Канафина Анастасия Сергеевна,студентка VI курса кафедры психологии и социальной работы БерезниковскогофилиалаФГБОУ ВПО «Пермский государственный научноисследовательский университет», г.Березники
Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя
Аннотация. Статья посвященаописаниюпонятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных учителей. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологической культуры учителей общеобразовательных школ. Ключевые слова: психологическая культура личности, саморегуляция, рефлексия.
Происходящие в современном обществе социальноэкономические перемены оказывают заметное влияние на качество и результат профессиональной деятельности представителей тех профессий, деятельность которых связана с включением человека в социальную жизнь общества, устранением внешних и внутренних противоречий между личностью и социальным окружением.На наш взгляд, самыми яркими представителями таких профессий являются работники системы образования. Именно поэтому современные учителя должны быть нетолько профессионально, но и в первую очередь,личностно готовы к самореализации в профессиональной деятельности. Очевидно, что современное общество предъявляет к личности и профессиональной деятельности педагогов высокие требования. На сегодняшний деньконкурентоспособным ресурсом деятельности представителей этой профессии являются не только специальные профессиональные знания и умения. Не менее важной составляющей, обеспечивающей профессиональную успешность современных учителей, является уровень сформированности их профессиональной и психологической культуры. Что же в современной науке понимается под феноменом «психологическая культура личности»? О.И.Мотков даёт такое определение:«Психологическая культура –это интегральная характеристика личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. Выражается она, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития»[1]. А.А. Бодалёв утверждает, что основные значения психологической культуры личности можно свести к трём элементам: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям [2].Таким образом, психологическая культура личности–это многомерное психологическое явление, это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, выступающий регулятором поведения человека. Рассматриваемое явление не является теоретической абстракцией, виртуальным идеалом. Наиболее яркой, жизненной и конкретной манифестацией психологической культуры является феномен интеллигентного человека. Именно в психологической культуре человека проявляются его способности вписываться в окружающий мир, обеспечивать культуру поведения и культуру общения с окружающими, культуру профессионального поведения.По утверждению Н.Ю. Певзнер,психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности взаимосвязаны [3].С этим мнениемсолидарен А.Б.Орлов, который также утверждает, что психологическая культураучителявыступает в качестве фундаментального фактора, определяющего эффективность и оптимальность протекания развивающих процессов,так как предполагает культуру егоубеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе, и к учащимся [4].О.В.Пузикова указывает на ведущую роль психологической культуры в процессе профессиональной деятельности педагога, в процессе его профессиональной самоактуализации. Автор пишет: «психологическая культура является комплексным свойством личности и тесно взаимосвязана с параметрами самоактуализации личности педагога» [5].С.Н. Батраковaутверждает, что для выполнения своей миссии педагог, учительдолжен осознавать себя причастным к профессии, органично связанной с культурой, и уже в этом смысле считать себя «человеком культуры». Самосознание себя в качестве «человека культуры» –важная составляющая профессии педагога, непосредственно влияющая на процесс взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса [6]. По мнению Н.И.Лифинцевой, совершенная психологическая культура учителя является важнейшим созидательным фактором воздействия на духовный мир подрастающего поколения, поэтому «педагог, стремящийся по праву называться психологически культурным, помимо правил внешнего поведения и профессионального этикета, обязан досконально изучить, в том числе, и правила психогигиены и психопрофилактики. Без этих знаний не будет иметь возможности широко раскрыть свои общие и педагогические способности и ощутить полноту и богатство жизнедеятельности». Автором также называются компоненты психологической культуры учителя:–социально обусловленные культурные нормы и ценности, научнотеоретические, практические и обыденные психологические знания;–приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастнопсихических явлений, законов освоения действиями;–культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.[7].И.А.Зимняя пишет: «Особенности социокультурных процессов, происходящих в российском обществе, привели к обострению образовательных проблем, одна из которых не высокая эффективность педагогической деятельности, не удовлетворяющая возросшим требованиям к качеству современного общего, среднего и высшего профессионального образования. Современная ориентация на раскрытие потенциала человека, формирование мотивации достижения успеха, самостоятельности, ответственности предъявляет к личности и деятельности педагога, как к ведущему источнику социализации высокие требования. Актуальной становится проблема изучения психологической культуры как творческой преобразующей педагогической деятельности, обеспечивающей достижение вершин профессиональной самореализации» [8].Безусловно, влияниепсихологическойкультурыпедагогана личностный рост ребенка трудно переоценить. Ориентация на личность и ее развитие в современной системе образования потребует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а от профессиональных педагогов (воспитателя, учителя, преподавателя, руководителя образовательного учреждения) –соответствующего уровня психологической образованности и психологической компетентности. Это также потребует внесения психологической культуры в учебновоспитательный процесс, в атмосферу образовательной среды любого образовательного учреждения.К сожалению, сегодня профессиональная деятельность работников системы общего образования протекает на фоне очевидных проблем связанных междусобой (несмотря на государственные реформы в этой системе): невысокий престиж в обществе профессий учителя, острый «кадровый голод», отток квалифицированных кадров по причине достижения пенсионного возраста. А практика показывает, что учителям часто не хватает психологических знаний, глубокого понимания психологических условий своей работы, психологической готовности к ней как глубоко специфической, требующей особого отношения, особых знаний и собственного личностного роста, особенно ярко это стало проявляться в настоящее время, когда система общего образования перестраивается и переходит на обучение современных детей по образовательным стандартам нового поколения. Поэтому проблема психологической культуры личности учителя, связанная с повышением успешности их профессиональной деятельности, перестройкой профессионального самосознания в период изменений, происходящих в настоящее время в общем образовании, обусловливает необходимость проведения системных психологических исследований особенностей психологической культуры личности учителя.Исследования в этом направлении проводились и проводятся. Изучению психологической культуры личности в контексте профессиональной деятельности человека достаточно много внимания уделяли B.C. Библер, В.Е. Давидович, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.Б. Орлов, B.C. Степин, И.Ф. Харламов и др. Составляющие психологической культуры профессионала изучались В.М.Аллахвердовым, Н.В.Беляк, М.В.Ивановым. Однако,несмотря на то, что психологическая культура как феномен была подробноизучена и описана в российской психологии последних десятилетий анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Это актуализирует его дальнейшее теоретическое осмысление и эмпирическое изучение. Также авторами статьи сделан вывод о недостаточности практикоориентированных исследований в данном направлении. Опубликованных исследований по проблеме изучения психологической культуры учителей школ практически нет. Данноеисследование вносит свой вклад в эту работу. И целью статьи является представление результатов изучения особенностей психологической культуры учителей общеобразовательных школ было проведено исследование в котором приняли участие 200 учителей школ г. Соликамска и г.Березники Пермского края.Для изучения психологической культуры учителей были использованы: опросник «Психологическая культура личности» О.И.Моткова [9]; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Морсановой [10]; методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В.Карпова [11]. О том, что уровень саморегуляции поведения и уровень развития рефлексивности являются составляющими психологической культуры личности, указывают в своих работах такие учёные как И.А. Зимняя [12] и Л.Д.Дёмина [13]. Результаты представлены в таблицах (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1Показатели психологической культуры личности учителей(средние значения)
Показатели психологической культурыСила стремленияСила реализации1.К самоанализу3,753,982.К конструктивному общению4,554,213.К саморегуляции3,883,794.К творчеству4,074,135.К конструктивному ведению дел4,754,406.К саморазвитию4,794,547.Общая психологическая культура4,534,55
Ориентируясь на интерпретационные значения методики1, мы видим, что общая психологическая культура и её составляющие (показатели) находятся у учителей на достаточно высоком уровне, кроме показателей «стремлениеилиреализация самоанализа» и «стремлениеили реализация саморегуляции». Эти два показателя находятся на границе между средним и высоким уровнем. Некоторые выявленные различия между стремлением и реализацией к тому или иному виду деятельности незначительны.Таким образом, можно сделать вывод, что учителя склонны анализировать себя в контексте своей деятельности, процесс и результат своей деятельности, проявлять творческую активность и фантазию при выполнении своих профессиональных обязанностей. Им свойственна хорошая саморегуляциясвоих эмоций, действий и мыслей, у них развиты стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон в общении; характерно реалистическое планирование, и, как правило, доведение начатого дела до конца; они умеют своевременно отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, склонны работать достаточносистематично, а не импульсивно.Таблица 2 Уровень рефлексивности учителей
Уровень рефлексивностиПоказателиСреднее значениеВ%Низкий2,948Средний5,6267Высокий7,125
Исходя из интерпретационных значений методики2можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учителей (67%) личностная рефлексивность (т.е. процессы эмоционального и когнитивного контроля)находится на среднем уровне,т.е. им свойственно достаточно адекватное, критичное отношение к изменениям в межличностных отношениях и позволяет и сознательно вырабатывать эффективные способы исправления, компенсации допущенных ими ошибок.Коммуникативная и 1Интерпретационные значения методики: 1 –очень слабо; 2 –слабо; 3 –средне; 4 –высокий; 5 –очень высокий.2Интерпретационные значения методики: низкий уровень –меньше 4, средний –47, высокий –более 7.поведенческая гибкость достаточная для выстраивания комфортных межличностных заимоотношений.Учителям с высоким уровнем рефлексивности (25%) свойственно: высокая потребностью в познании, креативность, самостоятельность, высокая коммуникативная и поведенческая гибкость, стремление к преобразованию пространства жизнедеятельности.Среди учителей встречаются и личности с низким уровнем рефлексивности (9%). Такие личности характеризуются невысокой креативностью, импульсивностью, некоторую негибкость в общении.Таблица 3 Особенности саморегуляции поведения учителей(средние значения)
Показатели саморегуляции поведенияЗначение1.Планирование6,462.Моделирование4,603.Программирование5,754.Оценивание результатов6,985.Гибкость5,756.Самостоятельность4,927.Общий уровень саморегуляции30,3
Сравнительный анализ полученных результатов с интерпретационными значениями методики3позволяет заключить, что общая саморегуляция учителей, а также все её показатели находятся на среднем уровне,т.е. планирование, корректировка, анализ и оценка результатов своей деятельности производится. А средний уровень проявления такой составляющей саморегуляции, как гибкость, позволяет учителям при возникновении непредвиденных обстоятельств перестроить свои планы и своё поведение, адекватно среагировать на изменение событий и решить поставленную задачу. Обратим внимание на то, что результаты, полученные по методикам В.И.Моросановой и А.В.Карпова методики согласуются с результатами, полученными по методике О.И.Моткова (см. табл.1), где степень стремления респонденток к саморегуляции и самоанализу и их реализация также проявляются границе между средним и высоким уровнем.Обобщая результаты представленного исследования и выделяя особенности психологической культуры учителей общеобразовательных школ можно сделать вывод: несмотря на то, что общий уровень психологической культуры достаточно высокий, на высоком уровне развита способность к конструктивному общению и ведению дел, саморазвитию, творчеству, но такие важные компоненты психологической культуры, как личностная рефлексивность и саморегуляция поведения развиты на среднем уровне. Это, может затруднить качество и результативность профессионального труда учителя, учитывая, что в настоящее время в системе образования идут существенные реформы (переход на образовательные стандарты нового поколения), требующие изменения миссии учителя, изменения сознания учителя и его отношения к работе. Таким образом, полученные результаты могут быть использованы при планировании работы специалистов (методистов, психологов) по повышению у учителейуровня общей психологической культуры через развитие и саморазвитие её составляющих. 3Интерпретационные значения методики: низкий уровень –показатель меньше 3 (общий показатель меньше 23), средний –4–6 (общий показатель –24–32), высокий –7–8 (общий показатель –от 33).Ссылки на источники1.Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности»// Школьный психолог, 1999. –№15. –С. 8–9.2.БодалёвА.А. Психология общения. –М.: Издво «Институт практической психологии», 2004. –213 с.3.ПевзнерН.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. –Казань, 2007. –24 с. 4.Орлов А. Б. Проблемы перестройки психологопедагогической подготовки учителя. –URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011988/vp881016.htm.http://www/kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/5.Пузикова O.B. Психологическая культура как фактор самореализации личности (на примере личности учителя): автореф. дисс. … канд. психол. наук. –СПб., Хабаровск, 2003. –210 с. 6.БатраковаС. Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии.–2002. –№2. –С.148–158.7.Лифинцева Н.И. Формирование профессиональнопсихологическойкультуры учителя. –Курск: Издат. центр «ЮМЭКС», 2000. –204 с. 8.Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.–М.: Исслед. центр, 2000. –67 с. 9.Мотков О. И. Указ. соч.10.Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. –М.: КогитоЦентр, 2004. –44 с.11.Карпов А. В.Рефлексивность какпсихическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. –2003. –Т. 24,№ 5.–С.45–57.12.Зимняя И.А. Указ. соч.13.ДеминаЛ.Д.,ЛужбинаН.А., Ральникова И.А.О психологической культуре педагогапрофессионала // Педагогическое образование в современном классическом университете России: Сборник материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета. –Барнаул, 2003. –С.34–65.
Kulagina Natalia,A bachelor of psychological science, a docent of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU)natkulagina@inbox.ruKanafina Anastasia,A 6 year student of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU)The Psychological culture as a component of professional culture of a teacherAbstract.The article is deroted to a description of «the psychological culture of the person» and his role in provision with the professional success of modern teachers. In the article the results of empiriotic research according to the peculiarities of the psychological culture of compresensive school teachers are presented.Keywords:psychological culture of a person, self regulation, reflrction.
Рекомендовано к публикации: ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»