Компетентный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сопко Г. И., Марецкая Н. И., Пазыркина М. В. Компетентный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13060.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам реализации программ создания информационно-развивающего пространства для гармоничного и всестороннего развития личности дошкольника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Марецкая Наталья Игоревна,заместитель директора по учебновоспитательной работе ГБУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №698 «Пансион»,г.СанктПетербургNMaretskaya@yandex.ru

Пазыркина Майя Владимировна,воспитатель логопедической группы ГБУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 698 «Пансион», г. СанктПетербургmayyavladimirovna@yandex.ru

Сопко Геннадий Ильич,кандидат медицинских наук, доцент кафедры медиковалеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. СанктПетербургmvdkafedra@yandex.ru

Компетентный подход к проектированию информационноразвивающего пространства в детском саду

Аннотация.Статья посвящена проблемам реализации программ создания информационноразвивающего пространства для гармоничного и всестороннего развития личности дошкольника.Ключевые слова:информационноразвивающее пространство, развитие ребенка, компетентность ребенка.

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для организации управления педагогическим процессом, реализации идеи развивающегося обучения, интенсификации всех уровней учебновоспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.Дошкольное образование –один из главных образовательных ресурсов не уступающий по своей значимости последующим уровням образования. Являясь основой образования, оно стоит у истоковстановленияличности ребенка и, следовательно, в значительной степени определяет будущее нашего общества.Согласно концепции Л.С. Выготского развитие ребенка в каждом возрасте определяется несколькими факторами: социальной ситуацией, ведущей деятельностью, неравномерностью психического развития ребенка, психологическими новообразованиями, подготавливающими его к переходу в очередной новый период. При этом автор подчеркивает, что этотпереходв новый период происходит только тогда, когда у ребенка возникают новые мотивы поведения и деятельности, определяющие его поведение в новом возрасте [1].В настоящее время в системе дошкольного образования происходят существенные изменения, связанные с ее совершенствованием и развитием. Растет число образовательных программ, технологий, способствующих гармоничному развитию личности.Многие годы ГОУ прогимназия №698 «Пансион» города СанктПетербурга реализует Интегрированную программу «Гармония развития» интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. Авторская программа Д.И. Воробьевой сертифицирована Министерством науки и образования РФ [2].

Программа строится на принципе интеграции различных по содержанию учебных предметов и видов деятельности, что на новой основе организует педагогический процесс в детском саду. Программа ориентирует воспитателя на овладение новым педагогическим мышлением и образовательными технологиями, обеспечивающимиреализацию целей и задач, направленных на всестороннее гармоническое развитие дошкольника (физическое, умственное, трудовое, эстетическое, нравственное) и успешно готовит ребенка к школе. Программа предназначена для детей с 2х до 7 лет иобеспечиваетосновуразвития личности. Этодает ребенкувозможность успешно овладевать разными видами деятельности испособами «добывания» знаний. Средствами для реализации этой важной цели становятся педагогические технологии, которые развивают любознательность ипознавательную активность дошкольника; развивают способность самостоятельно решать творческие задачи; развивают творческое воображение как важное направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развиваютспособность общаться со сверстниками и взрослыми.По нашему мнению, педагог должен построит свою работу так, чтобы стимулировать у детей активность, целенаправленность, уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, общительность, мажорное состояние духа. Задача педагога –создать среду, в которой ребенок чувствовал бы себя достаточно свободно, спокойно и комфортно.Зерном, определяющим начало включения ребенка в процесс познания, является эмоция искренности, которая задается проблемной ситуацией, задаваемой педагогом. В благоприятных условиях проблемная ситуация формирует предпосылки для возникновения у детей чувства удивления, сочувствия, сопереживания.Удачно выстроенные проблемные вопросы педагога в дальнейшем служат стимулом для активного включения ребенка в поиск путей выходаиз создавшейся проблемы, формирует чувство удовлетворения от собственной познавательной активности и стремления пережить успехзаново. Все это составляет основу для развития познавательнойсамостоятельности ребенка, выводит его в позицию субъекта деятельности, что выражается у него в уровне мыслительной, речевой активности, внимания, сосредоточения, целенаправленности. Использование такой технологии востребует педагога, способного соблюдать право ребенка на саморазвитие. Она не допускает того, чтобы педагог давал ребенку готовые рекомендации как действовать. В основе взаимодействия педагога с детьми лежит диалог. Педагог сотрудничает с ребенком,входит с ним в партнерские взаимоотношения. Технология требует от педагога реализации принципа инегрированного подхода к отбору содержания совместной деятельностис небольшой подгруппой на фоне играющих детей, чточасто связано с необходимостью учитывать особенности восприятия ребенком окружающего мира. Именно поэтому ребенок решает несколько разнонаправленных задач, с разных сторон изучая обьект (предмет). К этому процессу привлекаются различные стороны личности ребенка, осваиваются и закрепляются разнообразные знания, формируются новые умения и навыки. Технология раскрывает перед педагогом возможность оценивать ребенка по индивидуальной шкале его личностного развития, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной, волевой сферы,в результате наблюдения за ними всовместной и индивидуальнойдеятельности. Таким образом, в работе с детьми мы попытались определитьусловия, которые могут формировать у дошкольника познавательную самостоятельность. Познавательная самостоятельность формируетсяу дошкольника при условии:еслибудетразвиваться мотивация, основанная на переживании ребенком чувства успехаи удовольствия от результатов мыслительной (практической) деятельности:если педагог овладевает умением вести диалог с детьми, побуждая их к активности в процессе организованной познавательной деятельности; если накопленный опыт самостоятельной познавательной деятельности будет репродуцироваться в собственную самостоятельную деятельность ребенка;когда педагог отказывается от информирования, как основного источника накопления знаний и овладеет умением включать детей в самостоятельный поиск путей и способов разрешения выявленных проблем (целеполагать, прогнозировать, оценивать).Педагоги моделируют образовательное пространство и создают детям условия для активного получениязнаний на специально организованных игровых занятиях и в свободной самостоятельнойиндивидуальной и совместной деятельности. Таким образом, развитие личности ребенка осуществляется с помощью дифференцированного подхода по двум этим основным направлениям. В результате мы выявили, что игры в развивающей среде и занятия с небольшой по количественному составу подгруппой детей одинаково значимы для развития личности ребенка несмотря на их внешнюю несхожесть. Именно они –свободная игроваядеятельность и минизанятия с детьми –создают особое развивающее пространство, определяющее успех развития личности дошкольника.Успех образования дошкольника определяется сформированностью его желания получать информацию, добывать и исследовать ее. Механизм, приводящий в движение познавательные процессы –это эмоции. Именно они являютсясредством активизациипроизвольного поведения ребенка, включающего его в исследовательскую и познавательнуюдеятельность. В состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, рассуждать о нем и его свойствах, связях с другими объектами, фантазировать, детальноописывая в речи плоды своего воображения, увлеченно мастерить, рисоватьи т.д.Без особого напряжения дошкольник запоминает события со всеми нюансами и деталями, если он его ярко переживает. Эмоции регулируют познавательные процессы и определяют характер учебных действий ребенка. Под влиянием эмоций качественно поиному проявляютсявнимание,мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать): формируется интерес к познанию, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения» [3].Удовлетворение потребности в контактах со сверстниками –важное условие эмоционального комфорта. Но для этого необходимо, чтобы у детей появилось желание взаимодействовать в развивающей среде, объединяться в подгруппы для игр и занятий. В таких условиях, когда жизнь ребенка строится на принципах диалогического взаимодействия в диалоге, у детейвоспитывается самостоятельность, творческая компетентность, обогащается опыт общения. На занятиях и в свободной деятельности мы используем доверительный стиль общения, допускающий шутки, смех, игры со словом и т. д. Создавая эмоциональный комфорт, воспитатель привлекает детей и удерживает их внимание. Это могут быть разнообразные сюрпризные моменты, слуховые воздействия (музыка, пение, шепот, звуки колокольчика, таинственная интонация и т. д.), зрительные эффекты (фонарик с функцией указки, «волшебная палочка», «зажженная свеча»), событийные приемы (ряжение, организация пространства общения, трансформация среды для деятельности и т. д.)Развивающая среда способствует полноценному и целостному развитию детей в период дошкольного детства. Ребенок должен комфортно прожить этот период, удовлетворяя свои потребности в общении с детьми и взрослыми. В таких условиях у воспитанника развивается воображение, образное мышление, формируются многие личностные качества, которые, как мы наблюдали, остаются с ним навсегдаиничем не компенсируются в случае, если такого опыта он не накопил в детстве.Предметная среда проектируется строго в соответствии с требованиями программы, реализуемой в образовательном учреждении. При ее создании воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и не ставить перед ними непосильных задач, которые могут сдерживать развитие познавательного интереса. При отборе предметного содержания для развивающей среды воспитатель ориентируется на «зону ближайшего развития», реализуя тезис «что не требует усилий, не работает на развитие детей» [4]. Учитывая его, педагог насыщает предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (низкий, средний, высокий).Грамотно сконструированная развивающая среда позволяет успешно решать поставленные задачи. Игры и пособия постоянно проходят ротацию, т.к. они не должны находиться в группе в течение года бессменно. В результате дети имеют возможность пользоваться не только тем материалом, с которым они только начали знакомиться на минизанятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослым, но и с материалом уже известным, освоенным в личном опыте, используемым в повседневной жизни для приобретения новых знаний, а также и материалом с содержанием которого им только предстоит познакомиться.Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительнолегко запоминается. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка –это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что воспитатель старается организовать для детей.В построении среды необходимо учитывать гендерные различия, используя современные игрушки и пособия, не забывать старинные («секретики», атрибуты народных игр и т.д.). Мальчики и девочки поразному смотрят и видят, слушают и слышат, поразному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Важно предусмотреть расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что особенно важно для полноценного психического развития мальчиков.Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения, уголок отдыха –то место, в котором можно побыть одному. Моделирование информационноразвивающего пространства предусматривает решение программных образовательных задачв совместной деятельности взрослого и детей на минизанятиях и в самостоятельнойдеятельности детей, которую наблюдает (и косвенно воздействует на воспитанников) взрослый.Создание информационноразвивающего пространства группы обеспечивает успешное решение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, определяющих качество образования детей дошкольного возраста, формирует различные компетентности: коммуникативную, социальную,интеллектуальную, и компетентность в физическом развитии.Коммуникативная компетентностьпроявляется в свободном и умелом выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых, а также жестовых, мимических, пантомимических средств. Социальная компетентность помогает ребенку понимать характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать нравственную линию поведения, сдерживать себя при решении конфликтных ситуаций. Ребенок приобретает умение просить и оказать помощь, учитывать желания и мнения других, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в приемлемой форме. Компетентность интеллектуальнаяхарактеризуется способностью к практическому и умственному напряжению, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами –алфавитом, цифрами.Компетентность ребенка в планефизического развитиявыражается в том, что ребенок, испытывая удовольствие от физических упражнений, имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурногигиеническими навыками ипонимает их необходимость.Занятия по физическому воспитанию предполагают приобщение к здоровому образу жизни, ценностям физической культуры, воспитывают личность безопасного типа поведения. Практическиезанятия физической культурой в дошкольномобразовательном учреждении –это не только средство формирования двигательных умений и здорового образа жизни, но ипривитие ребенку навыков общения, развития трудовых действий, осознания себя как личности.Цель занятий по физическому воспитанию: играя оздоравливать, развивать, воспитывать, обучать.Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог обеспечивает приобщение дошкольника к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности, и, на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности, прежде всего персонального и индивидуального здоровья.Итак, проблемное воспитание в прогимназии осуществляется в условиях информационноразвивающего пространства группы и в небольших по количественному составу подгруппах детей с учетом их интересов на минизанятиях с обязательным освоением программного содержания всеми детьми в последующее время. Педагоги, используя развивающие педагогические технологии с помощью проблемных ситуаций и проблемных вопросов учат воспитанников ставить цель, искать пути достижения, включаться в исследовательскую, поисковую деятельность, открывать новое для себя в процессе освоения возникающих проблем. Такое обучение предполагает творческое сотрудничество воспитанника с педагогом при решении возникающих задач, что обеспечивает ребенку развитие элементов учебной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности.В этих условиях особое место отводится интеграции различных содержательных видов деятельности. Интеграцияопределяется внутренней потребностью ребенка в познании мира. Включаясь в процесс познания, ребенок под руководством педагога проходит по четко фиксированным ступеням познания:увидеть, услышать, узнать, обыграть, создать. В этих условиях у детей формируются ясные представления о самом объекте познания, его особенностях. Это обеспечивает им возможность исследовать, запечатлевать образ предмета, ясно представлять его и при необходимости определять способы и последовательность изображения.При передаче детям социального опыта на интегрированных занятияхв специально организованных условиях педагогипользуются такими методами и приемами, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал ребенка и увлекают его в интересную страну открытий, где нужно искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата. При этом одновременно сдидактическими решаются задачи нравственноволевого содержания и развития самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, общительности.Большой удельный вес в интеграции принадлежит природоведению, что дает возможность учесть гуманитарную направленность ребенка, его биоритмы, потребность к общению с природой. Большое внимание уделяется задачам по художественному, трудовому воспитанию, которые наполняют деятельность детей особым, художественнопрактическим, новым для них содержанием. В этом значении они позволяют в максимальной степени синтезировать представления о предмете, образе через овладение мелкой моторикой.Таким образом, реализация идеи создания информационноразвивающего пространства для всестороннего развития личности дошкольника полностью оправдывает себя. Ребенок, проживающий в течение трех–четырех лет в заданной нами системе координат, становится разумной, нравственной личностью, готовой продолжить свой путь развития в начальной школе. Непосредственно наблюдая выпускников дошкольного отделения в условиях обучения в начальной школе и дальше, встречаясь с ними взрослыми людьми, мы видим, что дошкольное образование действительно является значимым ресурсом, определяющим успех развития России в будущем.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.в 6 т.–М., 1983.2.Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. –М.: ДетствоПресс,2003.–145 с.

3.Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. –М., 1978.–253 с.4.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.–435 с.

Maretskaya Natalia,Deputy director for teaching and educational work State budget institution for children of preschool and primary school age of the progymnasium №698 «Pansion» in Moskovsky district St.PetersdurgNMaretskaya@yandex.ruPazyrkina Mayya,Tutor of logopedic group State budget institution for children of preschool and primary school age of the progymnasium №698 «Pansion» in Moskovsky district St.Petersdurgmayyavladimirovna@yandex.ru

Sopko Gennady,

Candidat of medical scinences

associale professor. The associale professor of medicovaleologicaldisciplines of faculty of health and safety of the Russian state pedagogical University, St.Petersdurgmvdkafedra@yandex.ruCompetent approach to designing information developing spase in kindergartenAdstract. Acticleis devoted to the problems of providing the information developing space for a harmonious and full development of the identity of a preschool child.Keywords:information developing space, development of the child, competence of the child.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»