Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13064.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки фонда оценочных средств по образовательным программам, реализуемым по новым стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств, приводит примеры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вдовина Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимsav1157@mail.ru

Разработка фонда оценочных средств в условиях реализациифедеральных государственных образовательныхстандартов

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки фонда оценочных средств по образовательным программам, реализуемым по новым стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств, приводит примеры.Ключевые слова: качество образования, фонд оценочных средств, контрольноизмерительные материалы.

Основополагающим признаком Европейского образовательного стандарта можно считать ответственность вузов за качественное осуществление учебновоспитательного процесса и профессиональную подготовку выпускников, ориентированных на «компетентностный» подход к процессу образования. Компетентность является психологическим механизмом непрерывного самообразования, приобретения знаний, умений и навыков, формой существования деятельности. Анализ различных точек зрения на определение понятия «профессиональная компетентность учителя» с позиций процессного, личностно ориентированного, компетентностного подходов, позволяет, по мнению М.В.Шустовой, определить данное понятие как комплекс нужных психологопедагогических, предметнометодических знаний, умений, и навыков, способность к их практической реализации [1,с. 64]. Компетентный педагог может эффективно работать и в том случае, когда у него нетконкретных умений –он сам способен спроектировать требуемую ориентировку и выйтииз нестандартной ситуации. Такой педагог не утрачивает своей продуктивности итогда, когда не знает требуемого метода действия –он в состоянии создать такой способ сам. Компетентность, как интегративная личностная характеристика специалиста,складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и является показателем качества образования.Проблема повышения качества образованиядля современной отечественной педагогической теории и практики была и остается актуальной. Ряд авторов качество образования связывает с эффективной профессиональной деятельностью,то есть качество образования по их мнению призвано обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов, которые способны к продуктивной профессиональной деятельности, а также владеют технологиями в своей специальности иумеют использовать полученные знания для решенияпрофессиональных задач [2,с. 50].Факторами, которые существенно влияют на качество образования, являются: содержание образования, то, чему нужно учить, организацию учебновоспитательного процесса, осуществление контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций, сформированных у обучающихся. Что же касается государственных образовательных стандартов (ФГОС), то в них отражены лишь некоторые общие требования. Основные же, относящиеся к особенностям и уровням получаемой профессиональной подготовки, должны формироваться и обеспечиваться самим высшим учебным заведением. Возможности, которые сегодня имеет вуз, позволяют создавать эффективные образовательные программы, а ФГОС должны содержать параметры, устанавливающие минимум важных для государства требований к качеству образования. уровню подготовки (обученности) и развития личности студента в вузе.Оценка качества подготовленности выпускников включает текущий контроль, промежуточную и итоговуюаттестации. Для проведения аттестации обучающихся и выпускников на соответствие их учебным достижениям рубежным или завершающим требованиям соответствующей основной образовательной программы разрабатываются фонды оценочных средств, которые проектируются и утверждаются вузом. Фонд оценочных средств (ФОС) это совокупность методических рекомендаций,контрольных измерительных материалов, необходимых для оценивания сформированности компетенций обучающихся на всех этапах их обучения, а также дляитоговых испытаний выпускников на предмет соответствия, либо несоответствия уровня их подготовленности требованиям соответствующего ФГОС ВПО по окончанию освоения реализуемой образовательной программы понаправлению подготовки или специальности. Применениеоценочных средств призвано обеспечивать средствами эталонныхквалиметрических процедур, которые обеспечивают количественные и качественные оценки, их надежность и необходимую сопоставимость.

ФОС разрабатываютсявузами с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, они осуществляют функцию социальной меры качества в системе ВПО, описанной в понятиях: «разновидность деятельности», «квалификационные требования», «профессиональные задачи» и многие другие. При разработке технологии оценочных средств, по мнению Н.В.Бордовской, нужно руководствоваться определенными исходными «позициямипринципами».1.Оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетенциями, отраженными в ГОС. Все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности.2.Оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой сформированности только специальными профессиональными компонентами, как и наоборот.3.Система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований–компетенций к выпускнику высшего учебного заведения [3,с. 386].В процессе проектирования фондов оценочных средств для формирования компетентности студентов необходимо учитывать:–периодичность осуществления контроля и оценки уровней сформированности компетенций в условиях осуществления текущего,рубежного контроля,а также промежуточной,итоговой государственной аттестации обучающихся; –

последовательность проведения оценки: необходимо спроектировать развитие компетенций по мере возрастания их уровней, а оценочные средства, реализуемые на каждом этапе обучения учитывали это повышение;–многоступенчатость: сочетание оценки и самооценки, обсуждение результатов и коррекция выявленных недостатков;–сопоставимость результатов оценивания для всех студентов.Фундаментом для проектирования и разработки фонда оценочных средствявляются:–валидные контрольные измерительные материалы (КИМ);–соответствие содержания КИМ уровню и этапу обучения;–диагностично сформулированные критерии оценки;–объективные и надежные процедуры, а также методы оценки;–подробно описанные рекомендации деятельности по итогам контроля и оценки, предназначенные для преподавателей и студентов.В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации важным этапом является проектирование контрольноизмерительных материалов. Л.А.Громова, П.А.Бавина, А.В. Кондрашин под контрольноизмерительными материалами понимают целенаправленно разработанные материалы, для осуществления контроля уровня сформированностипрофессиональных компетенций обучающихся, КИМ определяются в количественных и качественных показателях, которые способны ярко показать степень овладения знаниями, умениями и навыками [4,с.29].

По мнению авторов, принципами разработки КИМ являются: ориентированность на выявление знаний, умений, владений как результата сформированности компетенции; соответствие всего содержания КИМ и вида осуществляемой учебной деятельности студента, подвергающейся оценке; количественные и качественные метрические показатели, позволяющие измерять деятельность; определение ранга показателей и разработка оценочных шкал, позволяющих выявлять уровни сформированности компетенций [5].Технологический алгоритм разработки КИМ состоит из пятиэтапов. 1.На первомэтапе создается матрица соответствия компетенций, задаваемых ФГОС ВПО по изучаемым дисциплинам (модулям), производственным и учебным практикам, НИР, итоговой аттестации.2.На данном этапе происходит процедура определения (идентификация) для каждой компетенции (в соответствии с созданной матрицей) ожидаемых результатов, выраженных в знаниях, умениях, навыках, т.е. создание паспорта компетенций. Например, паспортпрофессиональной компетенции ПК5:готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебновоспитательного процесса (направление050100.62.Педагогическое образование). 2.1.Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции.Под компетенцией ПК5 понимается способность студентов к проектированию и организацииоптимального взаимодействиясубъектов образовательного процесса, мотивированных на обеспечение качественного учебновоспитательного процесса.2.2.Структура компетенции. Бакалавр должен:–знать сущность, характеристики, типы, формы взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса;–уметь осуществлять проектирование и организацию взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса;–владеть педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса, ориентированных на обеспечение его качества.2.3.Планируемые уровни сформированности компетенций у студентоввыпускников вуза представлены в таблице (табл. 1).Рабочие программы дисциплин (модулей),производственных и учебных практик дорабатываются с точки зрения ожидаемых результатов обучения, переосмысливаются в части методов их достижения, контроля и оценки запланированных результатов.Таблица 1Характеристика уровней сформированности компетенцииПК5

Уровни сформированности компетенцииСодержательное описание уровняОсновные признаки уровняПороговый уровеньЗнание сущности, характеристик, типов, форм взаимодействия субъектов учебно–воспитательного процесса.Умение проектировать и организовывать взаимодействие субъектов учебновосп. процесса с учетом целей, условий его осуществления.Владение психологопедагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса.Знание характерологических особенностей взаимодействия.Умение проектировать и организовыватьвзаимодействие субъектов.Владение психологопедагогическими технологиями проектирования и организациивзаимодействия субъектовПовышенный уровеньЗнание сущности, характеристик, типов, формвзаимодействия субъектов учебно–воспитательного процессаУмение проектировать и организовывать оптимальноевзаимодействие субъектов учебновоспитательного процессас учетом целей, условий его осуществления.Владение психологопедагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебновосп. процесса на основе комплекса диагностических методик.Знание характерологических особенностей взаимодействия.Умение проектировать и организовывать взаимодействие субъектов.Владение педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов на основе психологопедагогической диагностики.

3.Проектирование видов деятельности студентов и продуктов обучения, ориентированных наожидаемые результаты образования. Виды деятельности включаютаудиторную и самостоятельную работу студентов. Продуктами деятельностиявляются: разработка тезауруса, аннотированного каталога, кроссворда, плана дискуссии; решение задач, создание моделей и многое другое. Особенно эффективными являются виды деятельности, которые позволяют одновременно обучать и контролировать результат обучения: эссе, тематический портфолио и др.

В состав или в дополнение к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, НИР рекомендуетсявнести методические рекомендации по осуществлению технологической составляющей учебного процессадля преподавателей истудентов (формызанятий, способы обучения, организация самостоятельной работы студентов), используемые для формирования компетенций или групп компетенций. 4.

Выявление количественных и качественных показателей результативности продуктов деятельности студентов, демонстрирующих сформированность запланированных компетенций. Методика проведения контроля и оценки компетенций включает:–требования к выполненным продуктам деятельности (заданиям, выполняемым студентами на всех этапах обучения);–образцы выполненных заданий (если необходимо), банк типовых заданий;–критерии оценки их выполнения. Также могут быть представлены оценки за выполненные продукты деятельности (задания), выставляемые в рамках балльнорейтинговой системы, шкала перевода.5.Соединение всех подготовленных контрольноизмерительных средств в пакет «ФОС по дисциплине (модулю, практике и др.)». В рабочей программе дисциплины представляется в обобщенном виде перечень всех продуктов деятельности с учетом вида аттестации, оцениваемой компетенции, учебного элемента.Полезно представить данную информацию в виде таблицы(табл. 2).Таблица 2Пример оформления ФОС по дисциплине

Виды аттестацииОцениваемые компетенцииЭлементы учебного материала/раздел/весь материалПродукты деятельности

БаллыТестЭссеРазработка, защита проектаРазраработка воспго меропр.Разраработказащита портфолиоВходной контроль

+



–Текущий контрольПК1,ПК8Раздел 2

+

16Текущий контрольПК1,ПК8,ПК14Раздел 3, Тема 6

+

24Текущий контрольПК1,ПК14Раздел 4

+

16Текущий контрольПК1,ПК8,ПК14Раздел 5, Темы 1112+



40Текущий контрольПК1,ПК8,ПК14Раздел 6, Тема 15

+

24Промежуточная аттестацияПК1,ПК8,ПК14Весь материал+

+80Всего баллов 200

Когда разработаны ФОС по каждой дисциплине учебного плана они оформляютсяв единый пакет «Фонд оценочных средств по основной образовательной программе».Вопрос оценки и отслеживания изменений, происходящих в образовательном процессе, –один из самых сложных в практической и экспериментальной деятельности. Сложность этой проблемы обусловлена недостаточностью научных разработок по данной теме, неопределенностью критериев качества образования, многогранностью и многоаспектностью педагогической деятельности.

Ссылки на источники1.Шустова М.В. Профессиональная компетентность учителя // Профессиональное образование и наука. –2009.–№1. –С.60–65. 2.Трайнев В.А.,ТрайневИ.В.Системы и методы стратегии повышения качества пе5дагогического образования: Обобщение и практика. –М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2008. –294 с.3.Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В.Бордовской. –М.: КНОРУС, 2010. –432 с.4.ГромоваЛ.А.,БавинаП.А., КондрашинА.В.Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. –СПб: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. –104 с.5.Там же.

VdovinaSvetlana,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department ofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute",IshimDevelopment of fund of estimated means in the conditions of realization of federal state educational standardsAbstract.The article is devoted to the questions of development of fund of estimated means on the educational programs realized according to new standards. The author offers technological algorithm of development of fund of estimated means, gives some examples.Keywords:quality of education, fund of estimated means, control and measuring material.

Рекомендовано к публикации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»