Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова
И.
А.,
Лесиканич
А.
А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 4 (апрель). – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13066.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.
Ключевые слова:
адаптация, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дошкольное учреждение
Текст статьи
~ 1 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецibuchilova@yandex.ru
Лесиканич Арина Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецa_rinka_@mail.ru
Особенности психологопедагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида
Аннотация.В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психологопедагогической работы по ее оптимизации.Ключевые слова: адаптация, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дошкольное учреждение.
На современном этапе важнейшей задачей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение ихблагоприятного социальноличностногоразвитияиадаптации в обществе. Большинство исследователей (И.С.Ильина [1], И.А.Коробейников [2], Р.В.ТонковаЯмпольская [3] и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации.Решение этой задачи для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) сопряжено с определёнными трудностями. Неблагоприятный опыт ранних этапов онтогенеза, тяжелая речевая патология, незрелость первоначальных форм социального поведения провоцирует появление у таких детей дезадаптивных поведенческих реакций. Результаты исследований Е.Ю.Фирсановой [4] показали, что трудности адаптации к детскому саду испытывают все дошкольники с ТНР, ау 86% детейнаблюдается дезадаптация, что свидетельствует об актуальности проблемы адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к новым социальным условиям для специальной педагогики и психологии.
Несмотря на многочисленность работ по изучению адаптации детей с ОВЗ, исследований, раскрывающих особенности адаптации у детей с ТНР, значительно меньше. В основном они посвященыдезадаптивным проявлениям у детей с наиболее тяжелыми речевыми патологиями (моторная алалия, ринолалия, заикание). Проблемами адаптации ребенка к условиям детского сада занимались Н.М.Аксарина [5], Л.Н.Галигузова [6], Н.В. Кирюхина [7] и др. Особенности развития эмоциональной икоммуникативной сфер, формирования самооценки у дошкольников ~ 2 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
с ТНРотмечены такими исследователями, как Л.С.Волковой [8], Т.Н. Волковской, Г.Х.Юсуповой[9], В.И.Селиверстовым [10], Е.Г.Федосеевой [11],Т.Б.Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В.Чиркиной [12] и др.Вместе с тем, в современной педагогической науке, теории и практике специального дошкольного образования существует необходимость дальнейшего изучения особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к новым социальным условиям, с целью выявления факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса адаптации, негативно сказывающихся на социальноличностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе. Данные положения и определили актуальность нашей работы.В основе определения проблемы исследования было положено противоречие между необходимостью теоретикопрактического решения проблем адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям и реальным уровнем их разработанности. Проблемаисследования: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям. В связи с этим, целью нашего исследования: является выявление особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида и разработкаметодических рекомендаций по профилактике дезадаптации. Объект нашего исследования: особенности адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения.
Предметисследования: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям компенсирующей группы ДОУ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.В основу исследования были положены следующие гипотезы.1.Детей с ТНР могут наблюдаться следующие особенности адаптации: нарушения психофизиологических процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере.2.Для успешной адаптации старших дошкольников с ТНР в компенсирующей группе дошкольного учреждения необходимо:–создание предметноразвивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей. – развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие уверенности в себе, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.Методы исследования констатирующего эксперимента были направлены на изучение разных компонентов адаптации:
–речевое развитие детей – анализ результатов диагностического обследования логопеда; –особенности поведения,психофизических процессов, здоровья – сбор анамнестических данных, беседа с родителями, наблюдение за поведением детей; –эмоциональная сфера – беседа с родителями, методика«Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя», наблюдение за поведением детей; –коммуникативная сфера – беседа с родителями, наблюдение за поведением детей, социометрия «Два домика».~ 3 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» города Череповца. В эксперименте приняли участие дошкольники в возрасте 5–6 лет с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи», первый год обучения.По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы.1.Изучение особенностей адаптации и соотнесение их с данными анамнеза показало, что у детей, имеющих трудности в процессе адаптации, до поступления в компенсирующую группу детского сада имелись нарушения со стороны неврологии, аффективной и коммуникативной сфер, что привело к неадекватному использованию механизмов адаптации.2.В ходе проведенного исследования была выявлена зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения, чрезмерная двигательная активность, нарушение аппетита, сна. Частая смена настроения, капризность, нарушения двигательной активности, сна – наблюдались у остальных детей. 3.Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большое количество детей (63,6%) старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Таким образом, возрастает важность психологопедагогической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации. На основе данных констатирующего эксперимента нами была разработана методика формирующего эксперимента. Цельюпсихологопедагогической работы на данном этапе являлось обеспечение успешности процесса адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к компенсирующей группе дошкольного учреждения.В соответствие с целью были сформулированы задачи психологопедагогической работы.1.Психологическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы детского сада и способах взаимодействия с детьми.2.Создание предметноразвивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками воспитательнообразовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.3.Проведение групповых коррекционноразвивающих занятий с детьми, направленных на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.Психологопедагогическая работа, направленная на преодоление проявлений дезадаптации, предполагает последовательную реализацию двух взаимосвязанных направлений: –работа с педагогами по взаимодействию с детьми со средней и тяжелой степенью тяжести адаптации (организация консультационной работы и семинаров~ 4 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
практикумов), а также с родителями, испытывающих затруднения в воспитании детей (проведение совместных занятий с детьми);–работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленная на создание условий для успешной адаптации детей и на коррекцию проявлений дезадаптации.Психологопедагогическая работа по преодолению проявлений дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ТНР строилась при опоре на следующие принципы: –принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; –принцип единства диагностики и коррекции; –принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; –принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в коррекционной программе; –принцип учета объема и степени разнообразия материала; –принцип усложнения (построение занятий от простого к сложному).Продолжительность коррекционноразвивающей работы по времени 2–2,5 месяца, что охватывает острый период адаптации у дошкольников к детскому саду.Мероприятия и задачи психологопедагогической работы (ППР) по обеспечению успешности адаптации отражены в таблице (табл. 1).Таблица 1Мероприятия психологопедагогической работы по обеспечению успешности адаптации у старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям
Направления ППРПеречень мероприятийЗадачиРабота с детьми.Проводит психологгрупповые коррекционноразвивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР–снижение уровня тревожности –повышение самооценки–развитие коммуникативных навыков –обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряженияРабота с детьми. Проводят логопед, воспитатель и другие специалистыСоздание предметноразвивающей воспитательной среды:–предметное окружение;–формирование социальных отношений между участниками воспитательнообразовательного процесса: «Праздник знакомства» –совместное развлечение для детей и родителей.Цикл развивающих игр.Совместные мероприятия для детей старшей и подготовительной групп–пополнение в группе ПРС в соответствии с требованиями для успешной адаптации дошкольников–формирование чувства уверенности в окружающем:–знакомство детей, их сближение друг с другом;–знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;–знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;–знакомство со всем персоналом ДУ.–знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группыРабота с педагогами и родителями
семинарпрактикум (2 занятия) для педагогов ДУ;рекомендации для родителей;проведение для родителей одного организационного занятия и трех совместных занятий с детьми–информировать об индивидуальнопсихологическихособенностях дошкольников со средней и тяжелой степенью адаптации и поиск эффективных способоввзаимодействия с такими детьми~ 5 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
При подборе конкретных методов и средств организации коррекционной работы мы исходили из задач по данным блокам: игры и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышение самооценки; проигрывание проблемных ситуаций; телесноориентированные игры и упражнения; упражнения на сплочение группы и развитие коммуникативных навыков, на релаксацию, методы психогимнастики, техники игротерапии, сказкотерапии, релаксации, использование функциональной музыки и др.Оценка уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ по результатам исследования всех компонентов:речевое развитие детей, особенности поведения, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера на этапе контрольного эксперимента показала положительную динамику.Результаты исследования представлены в таблице (табл. 2). Таблица 2Сравнение уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ
УровниадаптированностиКонстатирующий экспериментКонтрольныйэкспериментСтатистическиеразличияВысокий уровень17 21 баллов38φ = 2,21;различия значимы при p≤ 0,05Средний уровень1316 баллов23φ = 0,514;различия не значимы
Низкий уровень7 12 баллов60φ = 3,895;различия значимыпри p≤ 0,01
По итогам изучения особенностей адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условия можно сделать следующие выводы.1.В ходе проведенного исследования нами была выявлена положительная зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения. 2. На основании результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, мы можем подтвердить эффективность психологопедагогической работы по созданию условий для успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями к логопедической группе дошкольного учреждения. Все направления психологопедагогической работы способствовали успешному процессу адаптации старших дошкольников с ТНР, т.е. позволили снизить у дошкольников уровень психоэмоционального напряжения, тревожность; повысить их самооценку и уверенность в себе; сформировать коммуникативные навыки, повысить социометрический статус ребенка в группе.
Ссылки на источники1.Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М.: Академия развития, 2008. – 144с.2.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: Perse, 2002. – 191 c. 3.Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Р.В. ТонковойЯмпольской, Е.ШмидтКольмер, А.М.АтанасовойВуковой: Медицина, 1980. – 122 c.~ 6 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
4.Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушением речи: автореф. ... канд. психол. наук. –М., 2006. – 257 c.5.Аксарина Н.М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. – М.: Просвещение, 1970. – 288 c. 6.Галигузова Л.H. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду//Дошкольное воспитание. –1988.– №6. –C. 45–56.7.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айриспресс,2005. – 107 c.8.Волкова Г. А. Личностные и речевые особенности детей с ОНР, страдающих психической депривацией // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. – СПб., 1991. –С. 86–95.9.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникамс общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.10.Детская логопсихология / Под ред. В. И. Селиверстова. –М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.11.Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. ... канд. психол. наук.– М., 1995. – 191 с.12.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
BuchilovaIrina,Ph.D.,Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovetsibuchilova@yandex.ruLesicanich Arina,student Cherepovets State University, Cherepovetsa_rinka_@mail.ruPeculiarities psychological and educational work on the adaptation of children the senior preschool age with serious speech defects to the conditions groups the compensating preschool of combined typeAbstract. This article discusses the features of adaptation senior preschool age children severe speech impairment to the conditions of the compensation groups preschool of combined type. The directions, methods, form of psychological and pedagogical work on its optimization.Keywords: adaptation, the senior preschool age children, severe speech impairment, preschool.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецibuchilova@yandex.ru
Лесиканич Арина Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецa_rinka_@mail.ru
Особенности психологопедагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида
Аннотация.В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психологопедагогической работы по ее оптимизации.Ключевые слова: адаптация, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дошкольное учреждение.
На современном этапе важнейшей задачей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение ихблагоприятного социальноличностногоразвитияиадаптации в обществе. Большинство исследователей (И.С.Ильина [1], И.А.Коробейников [2], Р.В.ТонковаЯмпольская [3] и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации.Решение этой задачи для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) сопряжено с определёнными трудностями. Неблагоприятный опыт ранних этапов онтогенеза, тяжелая речевая патология, незрелость первоначальных форм социального поведения провоцирует появление у таких детей дезадаптивных поведенческих реакций. Результаты исследований Е.Ю.Фирсановой [4] показали, что трудности адаптации к детскому саду испытывают все дошкольники с ТНР, ау 86% детейнаблюдается дезадаптация, что свидетельствует об актуальности проблемы адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к новым социальным условиям для специальной педагогики и психологии.
Несмотря на многочисленность работ по изучению адаптации детей с ОВЗ, исследований, раскрывающих особенности адаптации у детей с ТНР, значительно меньше. В основном они посвященыдезадаптивным проявлениям у детей с наиболее тяжелыми речевыми патологиями (моторная алалия, ринолалия, заикание). Проблемами адаптации ребенка к условиям детского сада занимались Н.М.Аксарина [5], Л.Н.Галигузова [6], Н.В. Кирюхина [7] и др. Особенности развития эмоциональной икоммуникативной сфер, формирования самооценки у дошкольников ~ 2 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
с ТНРотмечены такими исследователями, как Л.С.Волковой [8], Т.Н. Волковской, Г.Х.Юсуповой[9], В.И.Селиверстовым [10], Е.Г.Федосеевой [11],Т.Б.Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В.Чиркиной [12] и др.Вместе с тем, в современной педагогической науке, теории и практике специального дошкольного образования существует необходимость дальнейшего изучения особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к новым социальным условиям, с целью выявления факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса адаптации, негативно сказывающихся на социальноличностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе. Данные положения и определили актуальность нашей работы.В основе определения проблемы исследования было положено противоречие между необходимостью теоретикопрактического решения проблем адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям и реальным уровнем их разработанности. Проблемаисследования: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям. В связи с этим, целью нашего исследования: является выявление особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида и разработкаметодических рекомендаций по профилактике дезадаптации. Объект нашего исследования: особенности адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения.
Предметисследования: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям компенсирующей группы ДОУ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.В основу исследования были положены следующие гипотезы.1.Детей с ТНР могут наблюдаться следующие особенности адаптации: нарушения психофизиологических процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере.2.Для успешной адаптации старших дошкольников с ТНР в компенсирующей группе дошкольного учреждения необходимо:–создание предметноразвивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей. – развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие уверенности в себе, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.Методы исследования констатирующего эксперимента были направлены на изучение разных компонентов адаптации:
–речевое развитие детей – анализ результатов диагностического обследования логопеда; –особенности поведения,психофизических процессов, здоровья – сбор анамнестических данных, беседа с родителями, наблюдение за поведением детей; –эмоциональная сфера – беседа с родителями, методика«Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя», наблюдение за поведением детей; –коммуникативная сфера – беседа с родителями, наблюдение за поведением детей, социометрия «Два домика».~ 3 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» города Череповца. В эксперименте приняли участие дошкольники в возрасте 5–6 лет с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи», первый год обучения.По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы.1.Изучение особенностей адаптации и соотнесение их с данными анамнеза показало, что у детей, имеющих трудности в процессе адаптации, до поступления в компенсирующую группу детского сада имелись нарушения со стороны неврологии, аффективной и коммуникативной сфер, что привело к неадекватному использованию механизмов адаптации.2.В ходе проведенного исследования была выявлена зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения, чрезмерная двигательная активность, нарушение аппетита, сна. Частая смена настроения, капризность, нарушения двигательной активности, сна – наблюдались у остальных детей. 3.Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большое количество детей (63,6%) старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Таким образом, возрастает важность психологопедагогической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации. На основе данных констатирующего эксперимента нами была разработана методика формирующего эксперимента. Цельюпсихологопедагогической работы на данном этапе являлось обеспечение успешности процесса адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к компенсирующей группе дошкольного учреждения.В соответствие с целью были сформулированы задачи психологопедагогической работы.1.Психологическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы детского сада и способах взаимодействия с детьми.2.Создание предметноразвивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками воспитательнообразовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.3.Проведение групповых коррекционноразвивающих занятий с детьми, направленных на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.Психологопедагогическая работа, направленная на преодоление проявлений дезадаптации, предполагает последовательную реализацию двух взаимосвязанных направлений: –работа с педагогами по взаимодействию с детьми со средней и тяжелой степенью тяжести адаптации (организация консультационной работы и семинаров~ 4 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
практикумов), а также с родителями, испытывающих затруднения в воспитании детей (проведение совместных занятий с детьми);–работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленная на создание условий для успешной адаптации детей и на коррекцию проявлений дезадаптации.Психологопедагогическая работа по преодолению проявлений дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ТНР строилась при опоре на следующие принципы: –принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; –принцип единства диагностики и коррекции; –принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; –принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в коррекционной программе; –принцип учета объема и степени разнообразия материала; –принцип усложнения (построение занятий от простого к сложному).Продолжительность коррекционноразвивающей работы по времени 2–2,5 месяца, что охватывает острый период адаптации у дошкольников к детскому саду.Мероприятия и задачи психологопедагогической работы (ППР) по обеспечению успешности адаптации отражены в таблице (табл. 1).Таблица 1Мероприятия психологопедагогической работы по обеспечению успешности адаптации у старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям
Направления ППРПеречень мероприятийЗадачиРабота с детьми.Проводит психологгрупповые коррекционноразвивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР–снижение уровня тревожности –повышение самооценки–развитие коммуникативных навыков –обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряженияРабота с детьми. Проводят логопед, воспитатель и другие специалистыСоздание предметноразвивающей воспитательной среды:–предметное окружение;–формирование социальных отношений между участниками воспитательнообразовательного процесса: «Праздник знакомства» –совместное развлечение для детей и родителей.Цикл развивающих игр.Совместные мероприятия для детей старшей и подготовительной групп–пополнение в группе ПРС в соответствии с требованиями для успешной адаптации дошкольников–формирование чувства уверенности в окружающем:–знакомство детей, их сближение друг с другом;–знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;–знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;–знакомство со всем персоналом ДУ.–знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группыРабота с педагогами и родителями
семинарпрактикум (2 занятия) для педагогов ДУ;рекомендации для родителей;проведение для родителей одного организационного занятия и трех совместных занятий с детьми–информировать об индивидуальнопсихологическихособенностях дошкольников со средней и тяжелой степенью адаптации и поиск эффективных способоввзаимодействия с такими детьми~ 5 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
При подборе конкретных методов и средств организации коррекционной работы мы исходили из задач по данным блокам: игры и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышение самооценки; проигрывание проблемных ситуаций; телесноориентированные игры и упражнения; упражнения на сплочение группы и развитие коммуникативных навыков, на релаксацию, методы психогимнастики, техники игротерапии, сказкотерапии, релаксации, использование функциональной музыки и др.Оценка уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ по результатам исследования всех компонентов:речевое развитие детей, особенности поведения, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера на этапе контрольного эксперимента показала положительную динамику.Результаты исследования представлены в таблице (табл. 2). Таблица 2Сравнение уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ
УровниадаптированностиКонстатирующий экспериментКонтрольныйэкспериментСтатистическиеразличияВысокий уровень17 21 баллов38φ = 2,21;различия значимы при p≤ 0,05Средний уровень1316 баллов23φ = 0,514;различия не значимы
Низкий уровень7 12 баллов60φ = 3,895;различия значимыпри p≤ 0,01
По итогам изучения особенностей адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условия можно сделать следующие выводы.1.В ходе проведенного исследования нами была выявлена положительная зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения. 2. На основании результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, мы можем подтвердить эффективность психологопедагогической работы по созданию условий для успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями к логопедической группе дошкольного учреждения. Все направления психологопедагогической работы способствовали успешному процессу адаптации старших дошкольников с ТНР, т.е. позволили снизить у дошкольников уровень психоэмоционального напряжения, тревожность; повысить их самооценку и уверенность в себе; сформировать коммуникативные навыки, повысить социометрический статус ребенка в группе.
Ссылки на источники1.Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М.: Академия развития, 2008. – 144с.2.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: Perse, 2002. – 191 c. 3.Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Р.В. ТонковойЯмпольской, Е.ШмидтКольмер, А.М.АтанасовойВуковой: Медицина, 1980. – 122 c.~ 6 ~AwT 13066УДК 376.3:159.922
4.Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушением речи: автореф. ... канд. психол. наук. –М., 2006. – 257 c.5.Аксарина Н.М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. – М.: Просвещение, 1970. – 288 c. 6.Галигузова Л.H. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду//Дошкольное воспитание. –1988.– №6. –C. 45–56.7.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айриспресс,2005. – 107 c.8.Волкова Г. А. Личностные и речевые особенности детей с ОНР, страдающих психической депривацией // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. – СПб., 1991. –С. 86–95.9.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникамс общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.10.Детская логопсихология / Под ред. В. И. Селиверстова. –М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.11.Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. ... канд. психол. наук.– М., 1995. – 191 с.12.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
BuchilovaIrina,Ph.D.,Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovetsibuchilova@yandex.ruLesicanich Arina,student Cherepovets State University, Cherepovetsa_rinka_@mail.ruPeculiarities psychological and educational work on the adaptation of children the senior preschool age with serious speech defects to the conditions groups the compensating preschool of combined typeAbstract. This article discusses the features of adaptation senior preschool age children severe speech impairment to the conditions of the compensation groups preschool of combined type. The directions, methods, form of psychological and pedagogical work on its optimization.Keywords: adaptation, the senior preschool age children, severe speech impairment, preschool.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»