Проявление дезадаптации подростков в условиях оздоровительных центров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молодцова Т. Д. Проявление дезадаптации подростков в условиях оздоровительных центров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13070.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации, её видам и специфике проявления в зависимости от времени протекания. Автор рассматривает признаки ситуативной или временной дезадаптации и дает характеристику её проявления у подростков в условиях детских оздоровительных центров.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Молодцова Татьяна Даниловна,доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогmolodcovantd40@mail.ru

Проявление дезадаптацииподростков в условиях оздоровительных центров

Аннотация.Статья посвященапроблеме подростковой дезадаптации, её видам и специфике проявления в зависимости от времени протекания.Авторрассматривает признаки ситуативной или временной дезадаптацииидает характеристикуеё проявления у подростков в условиях детскихоздоровительных центров. Ключевые слова: дезадаптация, подростки,центр, возраст, кризис.

Поездка ребенка в летний оздоровительный центр предполагает адаптацию к новым условиям пребывания, к смене видов деятельности; к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников; к измененному режиму жизни; к совершенно новому характеру взаимоотношений со взрослыми. Такая новизна социокультурной среды ребенка связана нередко с немалыми трудностями, которые можно объединить единым термином –детская дезадаптация. Исследования данного явления в теории и практике позволило дать ему авторское определение, которое, как представляется, позволяет объединить все детские трудности единым термином.Дезадаптация–это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой, окружающими людьми или обществом, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения взаимоотношений и деятельности.

Дезадаптация дифференцируется по длительности её протекания наситуативную, временную и устойчивую. В новой, непривычной обстановке ребенок может растеряться, разозлиться, проявить рассеянность или конфликтность, но это сравнительнобыстро проходит, и можно говорить о ситуативности проявления дезадаптации. Если какието нарушения отношений и деятельности проявляются в сходных ситуациях, но ещё не стали чертами характера, следует сделать вывод о временной дезадаптации, если же они проявляются практически постоянно, то это дезадаптация устойчивая.Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость рассмотрения различных видов дезадаптации, их ситуативность или устойчивость, помня, что личность всегда –целостное образование, и автономно в ней ничего не существует.Следствием педагогически не всегда обдуманных воспитательных действий зачастую становятся усиливающиесяу детей стрессы, депрессии, эмоциональные расстройства. Особенно сильно такие дисгармонии дают о себе знать в условиях становления и развития временного детского коллектива. И все это сегодня происходит на фоне общей недостаточно благоприятной социальной ситуации развития ребенка. Постоянно действующие стрессогенные факторы и обстоятельства, несбалансированный ритм жизни, хаотическая насыщенность информационного пространства накладывают свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся адаптационные механизмы усовременных детей. Естественно предположить, что педагогувоспитателю, а также вожатому –в силу складывающихся жизненных обстоятельств –приходится работать не только с «благополучными»детьми, развитие которых протекает в границах нормы, но и с теми, фиксированные эмоциональные состояния которых не всегда соответствует среднестатистическим нормам развития. Педагогивоспитатели, молодые вожатые сталкиваются порой с труднообъяснимыми для них ситуациями отклоняющегося поведения детей, хронической эмоциональной нестабильностью, многоплановыми дефектами развития психики детей и подростков. Естественно, что воспитатели должны высокопрофессионально реагировать на все эти проявления эмоциональных и поведенческих нарушений естественного развития. От того, насколько своевременными и правильными будут предпринятые действия, зависит развитие детей, их эмоциональное благополучие и, в конечном итоге, складывающиеся взаимоотношения с окружающим миром.Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, у которых ситуативная или временнаядезадаптация может проявиться следующим образом:–обострение агрессии изза неправильного понимания взрослыми некоторых детских проявлений (защитные механизмы, наличие комплекса неполноценности, какието привычки);–некоммуникабельность ребенка изза его индивидуальных особенностей (например, интровертированность, ригидность, скованность, которая трактуется как враждебность);–гиперактивность, эмоциональная возбудимость, нервозность изза недопонимание взрослыми некоторых индивидуальных проявлений ребенка (защитная реакция, растерянность перед новыми порядками и др.);–неуверенность и тревожность изза отрыва (хоть и временного) от близких взрослых или изза изменившегося статуса в коллективеили других (иногда скрытых от взрослых) причин;–желание уехать домой, слезливость, апатия изза отсутствия близких друзей или разочарования от лагерной жизни;–расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в отряде (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);–демонстративное поведение как поведение протестное, если ребенку чтото в отряде не нравится; –ситуативные психологические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении; –временные невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, состояние навязчивости и т.д.), вызванное страхом перед чувством одиночества или отверженности; –стрессовое состояние детей и подростков, приехавших на отдых из мест, пострадавших в результате самых различных катастроф, из промышленных и военных зон.Этот перечень, безусловно, можно продолжить, но любой педагогвоспитатель, отработавший с детьми в условиях временного детского коллектива несколько смен, прекрасно понимает, что речь идет, в первую очередь, о наиболее часто повторяющихся случаях. При этом специфическая ситуация временного детского коллектива, особенно в первоначальные этапы формирования его микроклимата, достаточно часто усугубляет большинство указанных расстройств и состояний. В частности, новый коллектив, незнакомые дети и взрослые, неадекватные педагогические требования, предъявляемые к ребенку –все это и многое другое становится дополнительным стрессогенным фактором неблагополучных проявлений вповедении ребенка. По данным исследователей, занимающихся проблемами психического здоровья, в последнее время все более возрастает количество людей, в той или иной мере страдающих нарушениями эмоциональной сферы. Одной из основных причин, вызывающих к жизни явление ситуативной или временной дезадаптации является все возрастающий уровень тревожности у детей и подростков. Современные условия существования и жизнедеятельности индивида все больше подвержены ситуациям, которые в психологии называются стрессогенными. Особое значение в связи с этим имеют исследования регуляции тревожности личности, которые носят не узкофункциональный, а общий, личностноориентированный характер.Особенно ярко тревожность может проявиться в кризисном подростковом возрасте. Данный возрастной период является активным этапом формирования личности. В подростковом возрасте, по утверждениям психологов и педагогов, создаются наиболее благоприятные условия не только для формирования продуктивных личностных качеств, но и для коррекции, регуляции деструктивных. По мнению специалистов, сформированные в этом возрасте личностные качества приобретают устойчивый характер, закрепляются в юношестве и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Научение подростков способам регуляции и оптимизации тревожных состояний, ситуативной тревожности необходимо с целью их закрепления и использования в их практической деятельности в течение всей жизни. В подростковом и юношеском возрасте процессы регуляции состояний личности (к которым мы относим ситуативную тревожность) более эффективно проходят в группе сверстников, под руководством специалистов. Под регуляцией мы понимаем совокупность методов, способов и приемов воздействия на членов определенной общности, вызывающих у последних изменение их состояний истепень их участия во внутригрупповых процессах и групповой деятельности.Встречая проявления подросткового кризиса как нечто неожиданное, многие взрослые бывают не готовы к ним, воспринимают их как следствие тяжелого характера подростка, а не как возрастные изменения. Это может повлечь за собой длинную цепочку недоразумений, конфликтов, напряженности, стрессов и т.д.В современной отечественной науке в подходе к особенностям возраста (в частности –подросткового) наметились две основные тенденции. С одной стороны, уже официально, а не со ссылками на неопубликованные первоисточники, печатаются многие зарубежные теории. При этом произошло и идет до сих пор переосмысление устоявшихся теорий отечественных авторов, которые для многих как бы открываются заново.А с другой стороны, коренные перемены в стране, обществе, сознании, меняют проявление особенностей любого возраста, в том числе и подросткового, что не может не сказаться и на исследованиях ученых. Обратимся к некоторым из них. Так, Л. С.Выготский считал, что главными новообразованиями подросткового возраста являются рефлексия и самосознание, а они, в свою очередь напрямую развиваются под влиянием социальных факторов [1]. Расширил, углубил, обогатил учение Л.С.Выготского его ученик и последователь Д. Б.Эльконин. Ему принадлежит известная периодизация детства, в основу которой положена идея об изменении ведущей деятельности в зависимости от возраста. У подростка, по мнению автора, ведущей деятельностью становится интимноличностная. При этом именно ведущая деятельность, если не произошел гармоничный переход от одного вида деятельности к другому, может стать источником трудностей данного возраста. Но даже в том случае, если переход произошел своевременно, не всегда гладко протекают интимноличностные отношения подростков. По мнению Д. Б.Эльконина, вступление в новый вид деятельности чревато рядом трудностей:–подросток может не найти свое место среди товарищей;–подросток находит свое место среди товарищей, но само окружение оказывает плохое влияние;–подросток отходит от семьи, происходит падение интереса к учебной деятельности, что влечет за собой серьезные конфликты.По мнению Д. Б.Эльконина, подросток внимательно присматривается к себе, но ориентируется при этом на других. И хотя он рассматривает себя как основное условие решения всех задач, но, вступая в интимноличностные отношения, одновременно ориентируется на товарищей. Автор проанализировал многие психические новообразования подростков, и, освещая их возрастной кризис, подчеркивал, что период подростковый –время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка.Глубоко рассмотрено Д.Б.Элькониным чувство взрослости как основное новообразование подросткового возраста. Именно в этот период, по мнению ученого, подросток активно ищет образцы для подражания, перестраивая всю свою деятельность. В том случае, если этого не происходит, чувство взрослости, направленное по отрицательному пути, становится серьезным толчком для трудностей в развитии [2].Обратимся в связи с этим к выводам видного отечественного психолога Л.И.Божович, которая пишет, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Автор также подчеркивает возрастание у подростка стремления к взрослости [3].Идея о чувстве взрослости прослеживается в работах каждого исследователя подросткового возраста. И это действительно один из коренных признаков подростков, который существует в любых исторических условиях и при любых культурных обстоятельствах. Причем чувство взрослости может проявляться как положительно (стремление к творчеству, самостоятельности, ответственности) или нейтрально (подражание взрослым в одежде, манерах), так и отрицательно (пьянство, курение, грубость и т. д.). Помимо этого, большую роль начинает играть мотив самоутверждения. Действительно, потребность в самоутверждении у подростка, как и чувство взрослости, особенно в среде сверстников, замечают все, кто так или иначе имеет дело с этим возрастом. Подросток готов утверждать себя в глазах товарищей любым путем. Эти проявления могут быть как положительными (достижения в учебе, уровне знаний, полезных делах, в спорте, искусстве, и т. д.) или нейтральными (бравирование физической силой, положением родителей, материальным достатком, красивыми вещами), так иотрицательными (грубость, хамство, курение, злоупотребление алкоголем, воровство). Психолог Г. А.Цукерман, указывает, что отроки 10–12 лет обладают столь высокой самостоятельностью и инициативностью при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков, что могут изрядно навредить себе и своим близким [4].Сделаем выводы о возможных причинах ситуативной подростковой дезадаптации, обусловленной особенностями возраста. У подростков ситуативная дезадаптация может усугублятьсяпри следующих обстоятельствах:–не удовлетворяется потребность подростка в новой интимноличностной деятельности, приводя к отчуждению, или данная потребность не развивается, способствуя развитию инфантильности;–не удовлетворяются положительно или хотя бы нейтрально чувство взрослости и потребность в самоутверждении, приводя к отрицательному их проявлению или даже к задержке в развитии личности;–своевременно не усваиваются положительные нравственные ценности и не берутся на вооружение достойные образцы для подражания, уступая место ценностям и образцам с отрицательной направленностью;–не совпадают «Яконцепция»и «Яидеал», формируя неадекватную самооценку и порождая сложность развития личности;–не реализуется «Я»подростка, приводя к диффузии идентичности;–не формируются необходимые психологические защитные механизмы при дезадаптирующих влияниях.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства:Собр. соч. в 6ти томах. Т.5. –М. –369с.2.Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. –М.: Педагогика,1989. –554с.3.Божович Л.И. Избранные психологические труды.–М.:МПА,1995. –209с.4.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. –М.–Рига: Интепресс,1995.–286с.

Molodtsova Tatiana,Doctor of Education, Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Psychology of Taganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov,Taganrogmolodcovantd40@mail.ruManifestation of maladjustment adolescents in health centersAbstract. The article deals with adolescent maladjustment, its types and specific symptoms, depending on the time of occurrence. The author considers the signs of situational or temporary exclusion and gives a description of its appearance in a children's recreation centers.Keywords: maladjustment, teens, wellness center, age crisis.

Рекомендованокпубликации:Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации